Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса Алгебра и начала анализа для учащихся
10 класса (базовый уровень) составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),
2. Aвторская программа А.Г. Мордкович («Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы /авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович.- 3-е изд., стер. - : Мнемозина, 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_algebre_i_nma_dlya_10_klassa.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Татарская гимназия № 65»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
на заседании ШМО Протокол № _____ от «____»_____2016г Руководитель ШМО ___________А.Х.Сайдылова |
зам. директора по УВР _________________ Л.У. Насырова «___»__________2016г. |
Директор МБОУ «Татарская гимназия №65 ___________ А.Ф.Галимзянова Приказ № ____ от «____» _____2016 г. |
Рабочая программа
Алгебра и начала анализа
10 класс
4 часа в неделю
136 часов за год
УМК Алгебра - 10 класс
Базовый уровень
Авторы: А.Г.Мордкович, Л.О.Денищева, Т.А.Корешкова, Т.Н.Мишустина,
П.В.Семенов, Е.Е.Тульчинская
Учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ «Татарская гимназия № 65»
Забатурина Танзиля Габбасовна
УФА – 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса Алгебра и начала анализа для учащихся
10 класса (базовый уровень) составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),
- Aвторская программа А.Г. Мордкович («Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы /авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович.- 3-е изд., стер. - : Мнемозина, 2011).
- Авторская программа: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра 7 – 9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы (базовый уровень) / авт.- сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009. – 63 с.
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Примерная программа среднего общего образования по математике
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
- Годовой календарный график работы МБОУ «Татарская гимназия № 65» на 2016 – 2017 учебный год
- Учебный план МБОУ «Татарская гимназия № 65» на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
- А.Г. Мордкович «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. В двух частях. Часть 1. Учебник», М.: «Мнемозина», 2012
- А.Г. Мордкович «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. В двух частях. Часть 2. Задачник», М.: «Мнемозина», 2012
Рабочая программа включает все темы для изучения математики,
предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно действующему учебному плану МБОУ «Татарская гимназия № 65» рабочая программа для 10 класса предусматривает изучение алгебры и начал анализа в объеме 4 часа в неделю, всего 136 часов за год.
Срок реализации данной рабочей учебной программы – один учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра» «Функции» «Уравнения и неравенства» «Геометрия» «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа»
Цели изучения математики
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска, систематизации, анализа, классификации информации из различных источников (включая учебную, справочную литературу, современные информационные технологии);
- формирование представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
- знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Предполагаемые результаты
Изучение математики в средней школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
- сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
в метапредметном направлении:
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
в предметном направлении:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают системой личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнение и самостоятельное составление алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- самостоятельная работа с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
- проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
- самостоятельная и коллективная деятельность, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
- развитие у учащихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к построению индивидуальной образовательной траектории;
В данном курсе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно - ориентированное обучение, обучение с применением интернет ресурсов, ИКТ.
Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы или переводного экзамена.
Содержание рабочей программы курса
- Повторение материала 7-9 классов (7 часов)
Натуральные и целые числа. Делимость чисел. Основная теорема арифметики натуральных чисел. Рациональные, иррациональные, действительные числа, числовая прямая. Числовые неравенства. Аксиоматика действительных чисел. Модуль действительного числа.
- Числовые функции (15 часов)
Определение числовой функции, способы ее задания, свойства функций. Обратные функции.
- Тригонометрические функции (27 часов)
Числовая окружность на координатной плоскости. Синус и косинус. Тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента. Тригонометрические функции углового аргумента, их свойства и графики. Формулы приведения.
- Тригонометрические уравнения (15 часов)
Арккосинус. Арксинус. Арктангенс. Арккотангенс. Простейшие тригонометрические уравнения. Методы решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной, разложение на множители, однородные тригонометрические уравнения.
- Преобразование тригонометрических выражений (19 часов)
Формулы сложения, приведения, двойного аргумента, понижения степени. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы.
- Производная (35 часов)
Определение числовой последовательности и способы ее задания. Свойства числовых последовательностей.
Определение предела последовательности. Свойства сходящихся последовательностей. Вычисление пределов последовательностей. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Предел функции. Предел функции в точке. Приращение аргумента. Приращение функции.
Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной. Алгоритм отыскания производной. Формулы дифференцирования. Правила дифференцирования. Понятие производной n-го порядка. Дифференцирование сложной функции. Дифференцирование обратной функции. Уравнение касательной к графику функции. Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции y = f(x).
Применение производной для доказательства тождеств и неравенств. Построение графиков функций. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений непрерывной функции на промежутке. Задачи на оптимизацию.
- Повторение (18 часов)
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Главы учебника | Темы и контрольные работы | Количество часов |
Повторение Стартовая контрольная работа | 7 | |
Числовые функции Контрольная работа №1 «Числовые функции» | 15 | |
Тригонометрические функции Контрольная работа №2 «Тригонометрические функции» Контрольная работа №3 «Тригонометрические функции» | 27 | |
Тригонометрические уравнения Контрольная работа №4 по теме «Тригонометрические уравнения» | 15 | |
Преобразование тригонометрических выражений Контрольная работа №5 по теме "Преобразование тригонометрических выражений» | 19 | |
Производная Контрольная работа №6 по теме «Определение производной и ее вычисления». Контрольная работа №7 «Применение производной» | 35 | |
1-5 | Обобщающее повторение Итоговая контрольная работа | 18 |
Итого: | 136 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе;
- идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
Тема: Числовые функции. Числовые и буквенные выражения.
Учащийся должен уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы, применение вычислительных устройств; находить значение корня натуральной степени, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических – на наибольшее и наименьшее значения, на нахождение скорости и ускорения.
Тема: Уравнения и неравенства
Учащийся должен уметь:
- решать тригонометрические уравнения и их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
- Владеть:
- методами доказательств и алгоритмов решения; уметь их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем;
Тема: Функции и графики
Учащийся должен уметь:
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, для интерпретации графиков.
Тема: Производная
знать
- об основных понятиях, идеях и методах математического анализа
уметь
- вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, задач на оптимизацию - на нахождение наибольших и наименьших значений, задач на нахождение скорости и ускорения;
Перечень учебно-методического и программного обеспечения,
список литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа: Учебник. 10-11кл. – М.: Мнемозина, 2012.
- Мордкович А.Г, Денищева Л. О. и др. Алгебра и начала анализа: Задачник. 10-11. – М.: Мнемозина, 2012.
- Мордкович А.Г Алгебра и начала анализа: Методическое пособие для учителя. 10-11. – М.: Мнемозина, 2010.
- В. И. Глизбург Алгебра и начала анализа 10 класс. Контрольные работы. Базовый уровень – М.: Мнемозина, 2009 г.
- Л. А. Александрова. Алгебра и начала анализа. Самостоятельные работы – М.: Мнемозина, 2009 г.
- http://fipi.ru – официальный сайт Федерального института педагогических измерений.
- http://www.rustest.ru – официальный сайт ФГБУ «Федеральный центр тестирования».
- http://mathege.ru – Открытый банк заданий по математике ЕГЭ-2015.
- http://reshuege.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ».
- http://school-collection.edu.ru – «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
- http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- http://bbk50.narod.ru – дидактические материалы по математике.
- Медийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер, подключение к сети Интренет).
Печатные пособия:
- Комплект учебных таблиц на печатной основе.
Технические средства:
- ПК с выходом в Интернет и локальную сеть ОУ.
- Интерактивная доска ActivBoard, документ-камера.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по алгебре и началам математического анализа
- Оценка письменных контрольных работ.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 10 класс
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа составлена к учебнику Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина, Ю.В.Сидорова и др. М., «Просвещение»,2010г. Содержит пояснительну...
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 10 класс профиль
Данная рабочая программа предназначена для профильного уровня и ориентирована на учащихся 10 класса. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами...
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 11 класс
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000008879 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000008863Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11 классак учебнику Алгебра и на...
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 11 класс
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000008879 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000008863Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11 классак учебнику Алгебра и на...
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 10 класс
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам математического анализа 10 класс профильный уровень
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка Рабочая программа по алгебре и началам матема...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам математического анализа 10 класс базовый уровень
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка Рабочая программа по алгебре и началам матема...
- Мне нравится (1)