Биквадратные уравнения
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по алгебре 9 класса по теме: «Биквадратные уравнения»
План урока
- Устная работа.
- Объяснение нового материала.
- № 278 (а).
- Составление алгоритма.
- № 278 (в) (I, II способы).
- № 278 (б) (С помощью выделения квадрата двучлена).
- Графический способ решения биквадратных уравнений.
- Биквадратное уравнение со знаком модуля.
- Самостоятельная работа.
Ход урока
Устная работа
- Представьте в виде квадрата двучлена квадратный трехчлен
4 + 12х + 9
- Замените ☺ таким одночленом, чтобы полученное выражение можно было представить в виде квадрата двучлена.
+ 20b + ☺
А теперь представьте данный квадратный трехчлен в виде квадрата двучлена
– квадрат суммы b и 10.
- Выделите квадрат двухчлена из квадратного трехчлена:
– 6х – 2
Объяснение
На предыдущем уроке мы с вами решали уравнения методом введения новой переменной.
Метод введения новой переменной позволяет легко решать уравнения четвертой степени, имеющие вид: + b + C = 0 (пишу на доске).
Уравнения вида: + b + C = 0, где 0, являющиеся квадратными относительно , называют биквадратными уравнениями (“би”, т.е. два, значит дважды квадрат).
Сегодня на уроке мы будем учиться решать биквадратные уравнения. И начнем с примера.
Запишем: 9 – 10 + 1 = 0 – биквадратное уравнение.
Обозначим через y. Запишем:
Пусть = y, где y0, (т.к. всегда принимает неотрицательные значения). Следовательно уравнение х сведется к переменной y :
9 – 10y + 1 = 0,
D = 100 – 49 = 64, D 0,
Таким образом, , 1 0
или
,
Ответ: ; ; ;
№ 222 (а)
А теперь решаем 222 (а). ( Решает ученик у доски)
а)
Пусть =у, где у0 , тогда
D=25 – 4*(–36)= 169, D > 0,
не удовлетворяет условию у0
Ответ: – 3; 3.
А теперь давайте составим алгоритм решения биквадратных уравнений.
+ b + C = 0, где 0
Пусть =у, где у0 , тогда
+ b + C = 0
- D > 0, два корня
Если , то =, =
Если , то =, =
- D = 0, один корень
Если , то =, =
Если у < 0, то уравнение не имеет корней
- D < 0, нет корней
№ 222 (в)
в) ,
I способ:
Внимание !
Ребята! Обратите внимание на это уравнение:
Представим левую часть в виде квадрата двучлена
Получим
Отсюда
Ответ: нет корней.
II способ:
Посмотрите, как можно еще проще решить это уравнение.
, , , значит квадратный трехчлен при любом t принимает положительные значения.
Ответ: нет корней.
№ 222 (б)
Решим еще одно биквадратное уравнение
б)
Решим биквадратное уравнение выделением квадрата двухчлена:
Отсюда
или ,
, ,
Ответ: , , 2 , 2
Графический способ
Рассмотрим еще один способ решения биквадратных уравнений: графический
Представим данное уравнение в виде :
Построим схематически с помощью шаблонов в одной системе координат графики функций:
y , у ( графиком функции y является парабола ветви которой направлены вверх с вершиной в точке с координатами (0;0), графиком функции
у является парабола ветви, которой направлены вниз с вершиной в точке (0;6))
Они не пересекаются, значит данное уравнение не имеет корней.
Ответ: нет корней.
Ребята!
Но этот способ не всегда эффективен, т.к. графический способ не обеспечивает высокую точность результата
Уравнение с модулями
Решим уравнение с модулем
если произведение равно нулю, то хотя бы один из множителей равен нулю
или
= 0
,
,
Ответ: 0 , – 2, 2 ,
Самостоятельная работа
А теперь самостоятельная работа: два варианта.
Мне хочется посмотреть как вы усвоили новую тему и какие способы решения биквадратных уравнений вы выберете.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 1 (ответы).
1)4
Пусть =у, где у0 , тогда
4
D=25 – 4*4= 9, D > 0,
или
,
Ответ: ,
2)
, , , значит квадратный трехчлен при любом t (x) принимает положительные значения.
Ответ: нет корней.
Вариант 2 (ответы).
Пусть =у, где у0 , тогда
D=9 – 4*(–10)= 49, D > 0,
не удовлетворяет условию у0
Ответ:
,
Ответ: ,
Какие же способы вы выбрали? Молодцы!
Сдал тетради.
Спасибо за урок!
Мне очень понравилось, как вы работали, но особенно хочу отметить…
Домашнее задание
п.12 № 279, 347(в), 352(а).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Биквадратные уравнения"
Урок - повторение для учащихся классов КРО (7 вид) с мспользованием мини-тестов, дифференцированных самостоятельной и домашней работ....
Биквадратные уравнения
Конспект урока "Биквадратные уравнения" (комбинированный)...
Урок математики "Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения"; 9 класс
С помощью путешествия по стране Математики" учащиеся рассмотрят способы решения уравнений, приводимых к квадратным уравнениям; преобретут навыки групповой работы...
Презентация урока по теме "Биквадратные уравнения"
Презентация к уроку алгебры в 8 классе....
Презентация для урока по теме Разложение на множители. Биквадратное уравнение. 8 класс.
Презентацию можно использовать при повторении по темам "Разложение на множители" и "Биквадратное уравнение"...
биквадратные уравнения
презентация...
конспект урока по алгебре 8 класс по теме: "Уравнения, сводящиеся к квадратным. Биквадратные уравнения"
Конспект содержит историческую справку, материал для актуализации темы, разнообразные задания для работы в группах и индивидуально...