Игровая деятельность , как средство повышения качества обученности учащихся.
статья по алгебре на тему

Марчик Светлана Артуровна

Статья посвящена главной задаче современного учителя, как при увеличении умственной нагрузке на уроках математики поддерживать интерес к предмету, как стимулировать их к самостоятельному приобретению знаний. Помочь в этом могут различные игровые ситуации на уроках, которые нужно использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_marchik_igrovaya_deyatelnost_.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

С.А. Марчик    ;    S. a. Marchik

МБОУ Лицей№7 г.Саяногорск   ;   MBOW Lyceum No. 7 g. Sayanogorsk

swetlana_marchik@mail.ru

Игровая деятельность , как средство повышения качества обученности учащихся.

Games activities as a means of improving the quality of teaching students.

Аннотация (на русском языке): Статья посвящена главной задаче современного учителя, как при увеличении умственной нагрузке на уроках математики поддерживать интерес к предмету, как стимулировать их к самостоятельному приобретению знаний. Помочь в этом могут различные игровые ситуации на уроках, которые нужно использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Annotation (in English): The article is devoted to the main task of modern teachers like when you increase the mental load on the lessons of mathematics maintain interest in the subject, how to encourage them to acquire knowledge. Can help various game situations on the lessons that you want to use as a starting point for the emergence and development of curiosity and deep cognitive interest.

Ключевые слова (на русском языке) : системно- деятельностный подход, интерес к предмету,  дидактическая игра, математический лабиринт.

Keywords (in English): system-activity approach, interest in the subject, didactic game a mathematical maze.

   Современное время - это время перемен. На сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён Федеральный государственный стандарт начального общего образования и основного общего образования, так же в виде эксперимента вводится стандарт среднего общего образования. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно- деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: "Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. "

 Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляют задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим  ведутся поиски новых эффектных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысли школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, что бы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Педагогические и психологические исследования убеждают, что интерес к предмету оказывает сильное влияние на мотивацию его изучения, оказывает положительное влияние на результаты, как в настоящем, так и в дальнейшем обучении. Положительные эмоции учащихся на уроке – это залог успеха в обучении.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромными желаниями, прилагая все усилия, что бы ни подвести одноклассников по игре.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игра должна рассматриваться, как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Не думаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой легко и свободно, но я считаю, что необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания, ее нужно рассматривать, как вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Все эти структурные элементы взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру.

На своих уроках я часто использую деловые игры, такие, как – «Математический поединок», «Проектировщик», «Конструктор», «Математический лабиринт», которые могут занимать весь урок,  либо игры, которые используются лишь на отдельных этапах урока, например такие, как: различные «Магические квадраты», «Эстафеты», «Викторины», «Лото», «Соревнования художников», «Математические ребусы», «Кроссворды», «Мозаика» и т. д.

Вот примеры некоторых дидактических игр:

  • Снежный ком – Определяется рассматриваемый вопрос. Игра проводится по рядам по цепочке. Начинает первый ученик с сообщения известных ему фактов, явлений, понятий и т. д. Второй ученик продолжает, не повторяя того, что уже было сказано. Тот, кто ошибается или ничего не знает, выходит из игры. Игра завершается обобщением, которое делает учитель, либо выигравший ученик.
  • Турнир – В этой игре два ученика соревнуются в своих знаниях. Определяется тема. Игра начинается со жребия, кому первому начинать. Далее первый ученик задает вопрос, второй отвечает. Если он ответил правильно, то сам задает вопрос, на который отвечает первый участник. Беседа идет до тех пор, пока кто-либо дает неправильный ответ или не сможет задать вопрос. Победитель тот, кто последним дал правильный ответ или задал последний вопрос, оставшийся без ответа.
  • Отгадай термин – Один из участников игры выходит из класса. Ребята загадывают какое-либо понятие, относящееся к заданной теме. Входит водящий, он должен его отгадать. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти». Для лучшей организации игры нужно ограничить количество вопросов и время между ответами и вопросами. Игра приучает участников логически размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.

Более подробно хочется остановиться на игре "Математический лабиринт" . Эта игра занимает достаточно много времени – урок, а по возможности и больше. Проводить такой урок лучше после изучения большой темы, например в 5-ом классе после изучения тем: «Обыкновенные дроби» и «Десятичные дроби». В 6-ом классе после изучения тем «Действия с числами, имеющими разные знаки» и «Решение задач на проценты, части и пропорции». А в 7-ом  классе после тем «Одночлены и многочлены» и «Формулы сокращенного умножения.

Необходимый реквизит: карта маршрутов, цветное табло, карточки с заданиями, цветной кубик.

Основные этапы: организационный, прохождение лабиринта, подведение итогов.

Класс разбивается на 5 команд, так чтобы силы участников были равны. Для контроля за ответами и помощи в затруднительных ситуациях можно использовать знатоков-консультантов. Команды сидят на достаточном расстоянии друг от друга, у каждого листочки и ручки для вычислений.

Капитаны по очереди кидают игральный кубик(все грани разных цветов), этим определяют цветовую дорожку.

По карте команды определяют свой маршрут (линии того же цвета, который выпал по кубику). Нужно пройти 5 этапов.

Одновременно приступают к работе. В карточках каждого этапа 5 заданий в виде теста, с пятью ответами, каждому ответу соответствует буква. В итоге должно получится слово.

Капитан записывает это слово в табло для результатов, берет следующую карточку и т.д.

В итоге табло должно быть все заполнено:

Таблица 1

ответ

верно

точно

правы

финиш

конец

поиск

уметь

знать

дробь

браво

герой

добро

лицей

число

канон

класс

закон

зачет

уметь

лавры

магия

круто

наука

знаки

Выигрывает та команда, которая первой пройдет все этапы и заполнит свое табло.

И конечно проводится награждение победителей (грамоты, значки, сувениры или просто оценки ).

Примеры карточек для 7-8 классов.

Таблица 2

71+29-54-6

3,4-7,2-2,8+6,6

Т.40  У.45  А.30  Ю.35  И.50

Л.0  Е.1  У.-1  Р.12  П.-12

25-91-99+15

-5,1+8,3+8,7-4,9

А.150  Е.120  О.-150  У.-120  И.50

П.-7  К.7  М.0  В.5  Ш.-5

30-35+70-25

-98,4-52,06+25,2+25,26

И.0  У.-40  В.40  Е.45  А.50

М.100  В.50  С.-100  Г.-50  П-10

-50-(-96)+(-46)-11

43,52+47.3-60,8-100,05

И.11  Е.-10  Т.-11 У.9  А.10

А.-70,03  У.70,3  В-70,3  Ю.7,03

-19-(-10)-(-9)+6

-31,6+11,08-31,04+62,64

А.7  У.-6  Е.6  Ю.-7  И.8

В.-11,08  Т.11,8  Ж.-11,8  С.11,08  Х.118

« ОТВЕТ»

« КЛАСС»

Таблица 3

-3,25+(-4,15)+6,2

(5х-3)+(7х-4)=8-(15-11х)

О.1,2    А.-1,2   К.12

Ч.0   Щ.нет решений Ш.23

-21,4+87+(-58,6)

7*(2х-1)+5*(3х+2)=32

Я.7    О.-7   Е.0,7

К.  -1     С.1   А.29

0,546+(-1,2)-(-12,8)

5*(3х-2)=3*(х+1)-2*(х+2)

Е.-12,146   Ё.12   И.12.146

Л.9:14  М.-11:14   Н.9:16

5*(-8)+(-4)*(-2)-(-7)*3

(5х-3):2+(2х+5):3=-3

О.11   Е.1,1   Г.-11

И.-1   Й1   К-17:19

-3,78:10+45,2:100-0,074

(х+1)*(х+2)-(х+3)*(х+4)=0

М.0   К.0,1   О.-0,1

А.1   Б.2,5   О.-2,5

"МАГИЯ"

"ЧИСЛО"

Таблица 4

-0,01х *(-10х)

Принялось 95%посаженных цветов. Сколько их посадили, если принялось 57 цветов?

Е.0,1х²  А.-10х   И.-1х

И.59         З.60          С.62

2*(а-3б)+3*(а-2б)

Продали 78,4 т.муки. Сколько её было, если продали 24,5%?

М.5а  К.5а-12б  Р.5а+12б

О.320     И.300      С.360

(2х-3)*(1-2х)-5

Медная руда содержит 0,2% меди. Сколько меди содержится в 150т. Такой руды?

А.-4х²-4х-8  М.4х²+8х-8         Н.-4х²+8х-8

И.3     С. 30      А.0,3

3х-(х-3)*(х+5)

На сколько процентов снизилась цена товара, если она снизилась с 12руб. До 7,2руб.?

А.-х²+5х-15 И.-х²+5х+15        О.-х²+х+15

Н. 40%     С.50%      И.60%

х:3+х:4=7

В первый день вспахали 30% поля, а во второй 40% остатка, После этого осталось вспахать 252га. Какова площадь поля?

У.1  Ю.1:12  Ц.12

С.840       К.600       И.640

"КОНЕЦ"

"ЗАКОН"

И в завершении хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».

Правильное и грамотное включение дидактических игр в общеобразовательный процесс обязательно скажется положительным образом на качестве обученности учащихся.

Библиографический список литературы

1.Бондаренко, А.К., Матусин А.И. Воспитание в игре. – М.: Просвещение, 1983.- 192с.

2.Бряшина, Н. Математический брейн-ринг // Математика.-2003.-№27.-31с.

3.Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.

4.Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19. – 30с.

5.Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.- №6.- 87с.

         6. Григорьева, Г. И. Нестандартные уроки математики [Текст] / Г. И. Григорьева- Волгоград : Корифей, 2015.- 96 с.

         7. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки [Текст] : Современный урок : часть 2 / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д : Учитель, 2014.

Приложение №1

  1. Название статьи

"Игровая деятельность , как средство повышения качества обученности учащихся."

" Games activities as a means of improving the quality of teaching students."

  1. Сведения об авторах (на русском и английском языках):

- Марчик Светлана Артуровна

 Marchik Svetlana A

-учитель математики, первая категория, зав.кафедры, МБОУ Лицей№7 Россия, г.Саяногорск , Республика Хакасия.

-teacher of mathematics, first category, head of Department, MBOW Lyceum No. 7 Russia, g. Sayanogorsk, Republic of Khakassia, Russia.

- swetlana_marchik@mail.ru

3.  Аннотация (на русском языке): Статья посвящена главной задаче современного учителя, как при увеличении умственной нагрузке на уроках математики поддерживать интерес к предмету, как стимулировать их к самостоятельному приобретению знаний. Помочь в этом могут различные игровые ситуации на уроках, которые нужно использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Annotation (in English): The article is devoted to the main task of modern teachers like when you increase the mental load on the lessons of mathematics maintain interest in the subject, how to encourage them to acquire knowledge. Can help various game situations on the lessons that you want to use as a starting point for the emergence and development of curiosity and deep cognitive interest.

4.  Ключевые слова (на русском языке) : системно- деятельностный подход, интерес к предмету,  дидактическая игра, математический лабиринт.

Keywords (in English): system-activity approach, interest in the subject, didactic game a mathematical maze.

6.  Библиографический список литературы (только на языке оригинала).

1.Бондаренко, А.К., Матусин А.И. Воспитание в игре. – М.: Просвещение, 1983.- 192с.

2.Бряшина, Н. Математический брейн-ринг // Математика.-2003.-№27.-31с.

3.Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.

4.Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19. – 30с.

5.Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.- №6.- 87с.

6. Григорьева, Г. И. Нестандартные уроки математики [Текст] / Г. И. Григорьева- Волгоград : Корифей, 2015.- 96 с.

7. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки [Текст] : Современный урок : часть 2 / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д : Учитель, 2014.

Приложение №2

ФИО

Адрес электронной почты

Название статьи

Марчик Светлана Артуровна

swetlana_marchik@mail.ru

Игровая деятельность , как средство повышения качества обученности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневая дифференциация как средство повышения качества обучения учащихся

В статье рассмотрены способы дифференцированного подхода на разных этапах уроков биологии на прмере темы "Фотосинтез" в 9 классе....

Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о т...

Проектно - исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний учащихся

Одним из эффективных средств, используемых для повышения качества обучения в последние годы, являются исследовательские и проектные методы, применяемые на уроках биологии и во внеклассной деятельности...

Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике.

    Одной из проблем процесса  обучения в школе остается  проблема повышения  качества знаний. Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым его заинтересовать...

«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"

ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед.  В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальн...

Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике

Рассматривается применение инновационных образовательных технологий в информационной области, диагностической области...