Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики
статья (5 класс) на тему
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. <?xml:namespace prefix = o /??>
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 27 среднего (полного) общего образования
ОАО «РЖД»
РЕФЕРАТ
«Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики»
Выполнила:
Учитель математики
Быструшкина Анастасия Сергеевна
Облучье
СОДЕРЖАНИЕ
| 2 |
| 4 |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 10 |
| 17 |
| 18 |
1. Введение.
«Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая, сделать его
занимательным».
Б.Паскаль.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Актуальность темы в том, что математика является важнейшей наукой и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителя серьезно относятся к обучению математике, делая уроки насыщенными. На то, чтобы уроки были интересными и занимательными, у учителей не хватает времени. В связи с этим ведутся поиски эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм, которые используется для развития познавательного интереса и повышения качества обученности. Прежде чем использовать игру на уроке, необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста и то, какие виды игр наиболее приемлемы для этого возраста.
Игра – это феномен культуры. Она обучает, воспитывает, развивает, развлекает, дает отдых. Еще Л. С. Выготский подчеркивал, что «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в дальнейшем школьном обучении и труде».
Дидактические игры дают возможность многогранного развития личности, развития способностей, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.
Вопросом применения дидактических игр на уроках математики занимаюсь второй год. Первоначально мною была изучена психологическая литература по развитию мышления школьников 5 – 6 классов, а также методические рекомендации по применению игр на уроках математики. В ходе работы я апробировала дидактические игры учителей математики и разработала несколько своих игр.
Проблема исследования состоит в противоречии между возможностями дидактических игр как средства повышения качества обученности учащихся и их применением на уроках математики.
В своей работе хочу показать всю важность дидактической игры в педагогическом процессе на примере использования игр на уроках математики в 5 – 6 классах.
Цель работы: рассмотреть и подобрать дидактические игры, повышающие качество обученности учащихся.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой работы;
- показать подборку дидактических игр способствующих повышению качеству обученности.
2. Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся.
- Понятие «дидактическая игра»
Любая педагогическая технология обладает способами и средствами, активизирующими деятельность учащихся, но в игровых технологиях они основные и определяют эффективность результатов.
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Поэтому немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условное. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в каких - то играх отчетливее выступают одни, в других играх – иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений.
Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не скрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.
- Типы дидактических игр
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:
- Игры-путешествия (имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Например, «Путешествие в страну дробей», «Космическое путешествие (площади и объемы фигур)», «Веселый математический поезд»);
- Игры-поручения (имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки»);
- Игры-предположения («Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»);
- Игры-загадки (Педагогическая направленность загадок заключается в проверке знаний учащихся. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения);
- Игры-беседы (игры-диалоги) (В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение).
В основе любой игровой методики лежат следующие принципы:
- Актуальность дидактического материала;
- Коллективность;
- Соревновательность
Каждая игра должна содержать элемент новизны.
Игра – не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое,… - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.
Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.
Игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения и повышают уровень обученности.
- Специфика дидактических игр
Идея игры состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний.
Рассмотрим, в чем специфика дидактической игры, ее существенный признак. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
Во-вторых, основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей, воспитании интереса их к математике и повышения качества обученности.
Дидактические игры в 5-6 классах часто бывают связаны с определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: «Магические квадраты», «Индивидуальное лото», «Кто быстрее», «Числовая мельница».
Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, сидящих в одном ряду, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности в названии игр: «Кто скорее», «Кто вернее», «Хоккей», «Телефон».
Целесообразность использования дидактических игр на разных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных учебных ситуациях.
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
- Простота и понятность правил игры.
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
- Сложность игры должна соответствовать возрасту учащихся.
Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
- Удобство использования учебного материала.
Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.
- Обязательный контроль за результатами игры.
При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.
- Активное участие в игре каждого ученика.
Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.
В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой
Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль
Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения. Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором – победа обеспечивается главным образом за счет качества решений задач повышенной трудности. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые – для воспитания серьезного отношения к математике.
Таким образом, в игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитанию ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – обучения математике. Игра способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений, также играет огромную роль в повышении качества обученности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.
3. Практическое применение дидактических игр на уроках математики в 5 – 6 классах
Рассмотрев теорию данного вопроса, я хочу показать применение игр на практике.
Игры, используемые при актуализации знаний
- При изучении математики необходимо обеспечить усвоение детьми рациональных вычислительных приемов сложения и вычитания; сформировать прочные вычислительные навыки, добиться запоминания результатов сложения, а также состава чисел. Поэтому при актуализации знаний учащихся я часто применяю «Математические цепочки» (многие цепочки придумываю сама):
∙ 4 : 20 ∙ 9 - 15 : 6
Да Нет
Математические цепочки и такие игры позволяют выработать у учащихся быстроту вычислений, тем самым, повышая уровень вычислительной культуры, а, следовательно, и уровень обученности.
- Игра «Кто быстрее достигнет звездочки»
На доску выносится набор примеров на четыре действия с обыкновенными или десятичными дробями и с таблицей ответов. В таблице один или два ответа неправильные. Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх – к заветной звездочке. Соревнуются две команды. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжать решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет звездочки.
- Игра «В мире животных»
Самое крупное наземное животное – африканский слон. С помощью рисунка узнайте:
Выразите высоту и длину тела слона в метрах, а массу слона в тоннах.
Высота тела: 350см = 3,5м. Длина тела: 450см = 4,5м. Масса тела: 6000кг = 6т.
- Игра «Ипподром»
На итоговом уроке по теме «Умножение натуральных чисел и его свойства» в начале урока я провожу актуализацию в виде небольшой игры.
Тур состоит из четырех заездов. Ведущий задает вопросы и следит за правильностью ответов (все участники записывают ответ на заранее заготовленных чистых карточках).
Заезд I: «Скачки с препятствиями».
- Вычислите устно: 25 ∙ 17 ∙ 4 + 300 ∙ 0 – 272 : 272. (Ответ: 1699.)
- Найдите неизвестное число:
(Ответ: 6)
- В семье шесть дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (Ответ: 7)
- Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (Ответ: 9)
- Поставьте вместо звездочек знаки действий так, чтобы равенства были верными:
а)6*8 = 70*22 б) 40*5 = 9*5 в) 77*7 = 5*6
Заезд II: Всем участникам предлагается вспомнить и записать как можно больше слов, имеющих отношение к математике.
Заезд III: Участникам заезда раздаются двухцветные сигнальные карточки. Ведущий зачитывает слова. После этого участник должен с помощью карточки показать, является это слово математическим термином или нет. Сделавший ошибку выбывает из игры. Заезд заканчивается, когда остается один участник.
Набор слов: треугольник, ишак, уравнение, дециметр, дифирамб, периметр, градус, формуляр, квадрат, угол, круг, интрига, резус, круг, произведение, алфавит, килограмм, запятая, сумма, глобус.
Заезд IV: Участникам предлагается слово, например, «произведение». Из букв его надо составить как можно больше любых слов (за каждое слово – 1 балл), причем за математический термин достается за три балла. Победитель определяется по наибольшему количеству слов.
Игры, используемые при объяснении нового материала
- Ещё один вид игр, который я применяю на уроках, это игра – беседа, но провожу диалог с детьми в виде сказок или интересных историй.
В 5 классе изучая тему «Простые и составные числа» при изложении нового материала я использую математическую сказку, которую рассказываю совместно с детьми. В сказке не дается готовое знание, дети сами ищут ответы на некоторые вопросы, тем самым лучше вникают в новый материал.
Сказка «Простые и составные числа».
12 января число 12 решило пригласить в гости всех своих делителей, которые меньше его по величине. Первой пришла единица, за ней пришла двойка.
Задание: Запишите весь список гостей. (Дети называют всех гостей: Д (12) = 1, 2, 3, 4, 6.)
Когда все гости собрались, число 12 увидело, что их немного. Оно огорчилось и предложило, чтобы каждый из гостей привел своих делителей.
Задание: Сколько придет новых гостей? (Ответ детей: 0)
Единица объяснила, что новые гости к нему не придут. Ведь если a : b, а b : c, то a : c.
Задание: проверьте это утверждение при а = 30.
Наступило 13 января и число 13 тоже решило пригласить в гости своих делителей, которые меньше его по величине. Первой пришла единица.
Задание: Кто еще пришел в гости к числу 13? (Ответ учеников: никто).
Такие числа называются простыми.
Дальше даю строгие математические определения простых и составных чисел.
Задание: Какой гость был у всех чисел? (Ответ: единица). Какое число не дождалось гостей? (Ответ: единица)
Единица – особое число. Оно не является ни простым, ни составным.
Игры, используемые при закреплении нового и изученного материала
- Если необходимо закрепить теоретический материал, то на уроке применяю игру «Молчанка» или «Учитель против учеников» (если ученики согласны с отвечающим или учителем, то поднимают синие карточки, не согласны – красные карточки).
Пример: Тема «Обыкновенные дроби»
- Число называется обыкновенной дробью. (да)
- Число 8 – знаменатель. (нет)
- Числитель и знаменатель дроби разделяет знак равно. (нет)
- Если числитель меньше, чем знаменатель, то дробь – правильная. (да)
- Дроби бывают укротимые и неукротимые. (нет)
- Неправильная дробь больше единицы. (да)
- Если числитель и знаменатель равны, то дробь равна единице. (да)
Такие задание позволяют ученикам проверить свои теоретические знания, а учителю дисциплинировать учащихся и увидеть уровень их обученности.
- В качестве физкультминутки при изучении темы «Обыкновенные дроби» провожу, разработанную мной, игру «Путаница»: учитель говорит слова «числитель» (руки вверх), «знаменатель» (приседание), «черта» (руки перед собой), ученики слушают и повторяют, но затем учитель начинает путать слова и действия. В игре проверяется зоркость и знание понятий.
- Также для тренировки навыков устного счета использую игру «Ай, да ну»: учитель называет разные числа, а ученики должны числа кратные трем сопровождать словами «Ай, да ну!».
- Для формирования первичных умений определять делимость чисел, я использую игру «Смотрины».
Даны числа: 17, 14, 177, 111, 101, 122, 71, 321, 1004, 2832, 6543, 7235, 41270. Распределить их в таблице.
Делятся на 2: | 14, 122, 1004, 2832, 41270 |
Делятся на 5: | 7235, 41270 |
Делятся на 10: | 41270 |
Делятся на 3: | 177, 111, 321, 2832, 6543 |
Делятся на 9: | 6543 |
Простые числа: | 17, 101, 71 |
Игры, используемые для контроля знаний учащихся
- Математические кроссворды
Также к игровой деятельности, которая позволяет повысить уровень качества обученности и закрепить теоретические понятия, можно отнести разгадывание математических кроссвордов.
Пример. Кроссворд по теме «Четырехугольники» (5 класс)
1П | р | я | м | о | у | г | о | л | ь | н | ы | й | |||||||
2Р | а | в | н | ы | е | ||||||||||||||
3п | р | Я | м | а | я | ||||||||||||||
4п | е | р | и | М | е | т | р | ||||||||||||
5О | т | р | е | з | о | к | |||||||||||||
6У | г | о | л | ||||||||||||||||
7Г | р | а | д | у | с | ||||||||||||||
8с | т | О | р | о | н | а | |||||||||||||
9т | у | п | о | у | г | о | Л | ь | н | ы | й | ||||||||
10т | р | е | у | г | о | л | Ь | н | и | к | |||||||||
11о | с | Н | о | в | а | н | и | е | |||||||||||
12в | е | р | ш | И | н | а | |||||||||||||
13К | в | а | д | р | а | т |
Вопросы к кроссворду:
- Такой треугольник имеет один прямой угол.
- Фигуры, которые совпадают при наложении.
- Бесконечная линия, без начала и без конца.
- Сумма длин всех сторон.
- Прямая, ограниченная точками.
- Фигура, у которой из вершины выходят два луча.
- Единица измерения углов.
- Их у треугольника три, а четырехугольника четыре.
- Треугольник с тупым углом.
- Фигура, у которой три угла.
- У прямоугольника таких сторон две: верхнее и нижнее.
- Как называется точка, из которой выходят две стороны угла?
- Прямоугольник, у которого все стороны равны.
- В качестве творческого домашнего задание после изучения тем по решению текстовых задач я предлагаю ученикам придумать задачу сказочного содержания по изученной теме и решить её. Такое задание позволяет отработать умение решать изученные задачи и составлять задачи, что тоже немаловажно в изучении математики.
- Для закрепления теоретического материала по теме «Прямая. Луч. Отрезок» в 5 классе я использовала мини – зачет. Каждый ученик вытягивал вопрос и отвечал на него.
Вопросы зачета:
Приведи пример плоскости. |
Можно ли изобразить всю плоскость на тетрадном листе? |
Что изображено на рисунке 1? (рис. 1) |
Можно ли изобразить всю прямую в тетради? |
Как можно обозначить прямую (какими буквами)? |
Сколько прямых можно провести через две точки? |
Как называются прямые, которые не пересекаются? |
Как обозначаются параллельные прямые? |
Что изображено на рисунке 2? (рис. 2) |
Как называются части, на которые точка делит прямую? |
Изобразить две параллельные прямые. |
Как обозначают луч? |
Изобразить отрезок. |
Изобразить прямую. |
Как называется часть прямой, ограниченная точками? |
Как обозначают отрезок (какими буквами)? |
Что изображено на рисунке 3? (рис. 3) |
Как называются прямые изображенные на рисунке 4? (рис. 4) |
Какие два отрезка называются равными? |
Как записать знаками выражение «отрезок АВ равен отрезку РК»? |
Как записать знаками выражение «отрезок FD параллелен отрезку AC»? |
Приведи пример прямой? |
Во время такого мини – зачета работают все ученики. Если один ученик отвечает на свой вопрос, то все остальные его слушают, чтобы исправить ошибки допущенные отвечающим.
Таким образом, игра позволяет повторить ученикам материал и одновременно с этим выполнить задания не по данной теме. В игре используются устная и письменная формы работы, развивается логическое мышление учащихся и ученик развивается всесторонне. Это дает возможность повышению качества обученности учащихся на уроках математики.
Результаты повышения качества обученности математике после применения дидактических игр на разных этапах урока.
В таблице представлены результаты обучения математике по итогам первой четверти 5 класса 2008 – 2009 учебного года и 5 класса 2009 – 2010 учебного года:
Отметка за первую четверть | Количество человек 5 класса 2008 – 2009 уч. года | Количество человек 5 класса 2009 – 2010 уч. года |
«5» | 6 | 8 |
«4» | 7 | 7 |
«3» | 7 | 6 |
Сравнительная диаграмма результатов:
Анализируя результаты можно сделать вывод, что результаты у учащихся 5 класса 2009 – 2010 учебного года выше, поскольку в начале работы по данной теме я не настолько активно применяла дидактические игры на разных этапах урока математики. Наработав за год материал, изучив опыт других педагогов по применению игр, я стала вводить игровые ситуации практически на каждом уроке математики, тем самым, развивая познавательный интерес к предмету и желание узнать новое на уроке. Использование игр на уроках математики достаточно эффективно отразилось на успеваемости учащихся, следовательно, повысилось и качество их обученности, которое имеет следующие результаты: в 5 классе 2008 – 2009 учебного составляет 65 %, а в 5 классе 2009 – 2010 учебного года – 71 %.
Заключение.
В данном реферате рассмотрен особый вид игр — дидактические игры, особая форма занятий - игровая форма. Из изложенного выше можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса, а следовательно и повышения уровня знаний предмета. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь и повышает уровень обученности.
Использование дидактических игр на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
Библиографический список.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. –М.: Просвещение ,1985. – 289 с.
- Барышникова, Н.В. Математика. 5 – 11 классы: игровые технологии на уроках. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
- Виноградова, С.В., Деменева, Н.Н. Математика. 5 – 11 классы: предметные недели в школе. Выпуск 2. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.
- Гельфман, Е.М. Арифметические игр и упражнения. – М.: Просвещение, 1968. – 241 с.
- Гельфман, Э.Г., Панчищина, В.А. Уроки математики в 5 классе: Книга для учителя. - M.: Просвещение, 2006. - 192 с.
- Клименченко, Д.В. Задачи по математике для любознательных. Книга для учащихся 5-6 классов средней школы. – М: - “Просвещение”, 1992. – 129 с.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1981. – 305 с.
- Козина, М.Е., Фадеева О.М. Математика. 5 – 11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. – Волгоград: Учитель, 2008. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке
Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...
Разноуровневая дифференциация как средство повышения качества обучения учащихся
В статье рассмотрены способы дифференцированного подхода на разных этапах уроков биологии на прмере темы "Фотосинтез" в 9 классе....
Игровая деятельность , как средство повышения качества обученности учащихся.
Статья посвящена главной задаче современного учителя, как при увеличении умственной нагрузке на уроках математики поддерживать интерес к предмету, как стимулировать их к самостоятельному приобретению ...
Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике.
Одной из проблем процесса обучения в школе остается проблема повышения качества знаний. Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым его заинтересовать...
Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике
Рассматривается применение инновационных образовательных технологий в информационной области, диагностической области...
СТАТЬЯ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения на уроках математики....