Конспект урока "Математика в профессиях"
план-конспект урока по алгебре (8, 9 класс) на тему
Материал урока напрвлен на развитие интереса к профессиям, основанным на знаниях математики. К уроку прилагается социологического опроса родителей учащихся, презентация учеников о профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 219 КБ |
Презентация к уроку | 335.5 КБ |
Презентация учащихся к уроку | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновская средняя общеобразовательная школа № 2
Учитель математики: Смирнова Татьяна Юрьевна
Интегрированные предметы: математика, технология
Тема урока: «Математика в профессиях»
(45 минут)
8 класс
Тема урока: «Математика в профессиях».
Цель урока: формирование представлений о межпредметных связях.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с практическим применением математических знаний в профессиях;
- отработка практических умений и навыков вычисления процентов, чтения графиков.
Развивающие:
- развитие логического мышления, внимания, умения анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитание познавательного интереса к решению практических задач, умения слушать.
Профориентационная:
- развитие интереса к профессиям, основанным на знаниях математики.
Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер.
План урока.
- Организационный момент.
- Итоги социологического опроса родителей учащихся (Презентация 1).
- Выступления учащихся о профессиях (Презентация 2).
- Решение задач с практическим применением математических знаний в профессиях.
- Рейтинг профессий.
- Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
В мире существуют сотни различных профессий. Вскоре вам будет необходимо выбрать одну из них, поэтому, сегодня мы будем говорить о роли математики в профессиях. Я хочу обратить ваше внимание на значимость математических знаний в профессиональной деятельности.
Итак, тема урока «Математика в профессиях» (Слайд 1).
Математика - одна из древнейших наук. Не существует таких явлений природы, технических или социальных процессов, которые были бы предметом изучения математики, но при этом не относились бы к явлениям физическим, биологическим, химическим, инженерным или социальным.
«Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки»
Цицерон (древнеримский философ, политик)
А для чего изучаем математику мы?
В ходе подготовки к уроку был проведен социологический опрос родителей. Подведем итоги социологического опроса.
- Итоги социологического опроса родителей учащихся (ИКТ технологии). (Слайд 2,3,4)
№ п/п | Вопрос | Ответ |
Ваша профессия? | Экономист, инженер, государственный служащий, медицинская сестра, юрист, бухгалтер, менеджер, оператор АЗС, учитель математики, помощник машиниста тепловоза, кассир. | |
Пригодились ли Вам знания по математике в профессии? | 12 % ответили «нет» 88 % ответили «да» | |
Нужны ли Вам математические знания в жизни? Для чего? | 8 % ответили «нет» 92 % ответили «да»
| |
Как Вы учились по математике (алгебре, геометрии) в школе? | «отлично» - 12 % «хорошо» - 73 % «удовлетворительно» - 15 % | |
Ваши советы (рекомендации) сыну (дочери)? |
|
- Выступления учащихся о профессиях учащихся (ИКТ технологии).
Учащиеся представляют свои презентации по профессиям (Презентация 2).
- Физкультминутка (здоровьесберегающие технологии).
- Решение задач с практическим применением математических знаний в профессиях (технология уровневой дифференциации).
Банковское дело
(Работа в банковской сфере, связанной с движением крупных денежных сумм, несет в себе опасность финансовых потерь. От банкира требуется математический склад ума, феноменальная память, быстрая реакция, глубокое знание экономики).
Задача №1 (уровень А)
Вкладчик открыл счет в банке, внеся 2000 руб. на вклад, годовой доход по которому равен 12 %. Какая сумма будет находиться на счете: через 1 год; через 2 года; через 5 лет?
Задача №2 (уровень Б)
Валентин внес 1200 руб. на вклад «Молодежный». Условия вклада таковы: его можно снять не ранее чем через три месяца; к концу этого срока на вложенную сумму начисляется 3 %; если вклад или проценты не снимаются, то договор автоматически продлевается на следующие три месяца и процент начисляется на всю сумму, имеющуюся на вкладе. Определите доход Валентина за год в двух случаях:
- если он будет каждые три месяца снимать проценты;
- если он в течение года не будет снимать проценты.
Результат округлите до единиц.
Предпринимательство
(Экономическая, финансовая успешность предприятия отражается в его рентабельности. Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к доходам. В общем смысле рентабельность продукции подразумевает, что производство и реализация данного продукта приносит предприятию прибыль. Нерентабельное производство - это производство, не приносящее прибыли. Отрицательная рентабельность - это убыточная деятельность.)
Задача №3 (уровень А)
Новое ателье в первый год своей деятельности получило прибыль 4000 руб., а в течение следующих пяти лет его прибыль возрастала примерно на 50% в год. Какую прибыль получило ателье за пятый год своей деятельности?
Торговля
Задача №4 (уровень А)
Некоторый товар поступил в продажу по цене 60 р. В соответствии с принятыми в магазине правилами цена непроданного товара каждую неделю снижается на 10%. Сколько будет стоить товар на 12-й день, если не будет куплен?
Строительство
Задача №5 (уровень Б)
Два строителя выложили стену из кирпичей за 14 дней, причем второй присоединился к первому через 3 дня после начала работы. Известно, что первому строителю на выполнение всей работы потребовалось бы на 6 дней больше, чем второму. За сколько дней мог бы выложить эту стену каждый строитель, работая отдельно?
Жилищно-коммунальное хозяйство
Задача №6 «Расчет коммунальных услуг»
Какую сумму необходимо заплатить за электричество и воду?
- Рейтинг профессий.
ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения ) провел исследование, в ходе которого его эксперты выяснили, какие профессии кажутся россиянам наиболее престижными, перспективными и доходными, какие заслуживают больше доверия. (Слайд 5)
Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее престижными?
Профессия | 2010 г. | 2013 г. |
Работник государственных органов, администрации | 3,92 | 4,12 |
Предприниматель | 3,94 | 4,10 |
Врач | 3,49 | 3,55 |
Журналист | 3,53 | 3,51 |
Ученый | 3,49 | 3,43 |
Военнослужащий | 3,09 | 3,42 |
Полицейский | 3,06 | 3,37 |
Учитель | 2,83 | 2,90 |
Рейтинг наиболее престижных профессий возглавляет работник государственных органов. На втором месте – предприниматель, на третьем – врач.
В течение последних лет мнение россиян о престижности тех или иных профессий изменилось.
При выборе своей будущей профессии и поступлении в ВУЗ многие абитуриенты задаются вопросом: какие профессии будут востребованы через 5 лет.
В список самых востребованных профессий будущего вошла такая перспективная специальность как нанотехнолог – ученый, который занимается проведением исследований на атомно-молекулярном уровне и созданием новых наноматериалов. По прогнозам специалистов, в ближайшие 5 лет не утратят своей популярности в России профессии в сфере информационных технологий, инженер, психолог, врач, учитель.
- Подведение итогов урока.
Мы поговорили с вами лишь о некоторых профессиях, связанных с математикой.
МАТЕМАТИКА НУЖНА ВСЕМ!
Она имеет огромное значение в любой профессии.
Результаты Интернет-опроса «Кем мечтают быть дети?». (Слайд 6)
Ученик читает стихотворение. (Слайд 7)
Математика в профессиях
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда б не захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
Нам всем зарплату получать,
А значит надо посчитать.
И, чтобы в жизни не страдать,
Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам,
И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал.
Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш немало.
Но, если сам всё будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать.
- Домашнее задание.
ГИА, № 127, № 157, № 175
2 задачи в тетради:
№ 1
№ 2
- Рефлексия.
- Я сегодня на уроке узнал…
- Я сегодня на уроке научился…
- Меня удивило …
- На уроке мне понравилось …
- Мне нужно еще поработать над …
Список литературы.
- ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1, А.Л. Семенов, И.В. Ященко, Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, А.С. Трепалин, П.И. Захаров, В.А. Смирнов, И.Р. Высоцкий; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2013.
- Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе, авт. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2006.
- Семенов А.Л., Ященко И.В. «ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В». – М.: Экзамен, 2012. – 542 с.
Медиаресурсы.
- www.wciom.ru
- www.audit-it.ru
- www.working-papers.ru
Приложение 1
ФИО:
________________________________________________________________
Социологический опрос по теме: «МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИЯХ»
№ п/п | Вопрос | Ответ |
Ваша профессия? | ||
Пригодились ли Вам знания по математике в профессии? | ||
Нужны ли Вам математические знания в жизни? Для чего? | ||
Как Вы учились по математике (алгебре, геометрии) в школе? | ||
Ваши советы (рекомендации) сыну (дочери)? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Итоги социологического опроса родителей учащихся Ваша профессия ? Экономист, инженер, государственный служащий, медицинская сестра, юрист, бухгалтер, оператор АЗС, учитель математики, помощник машиниста тепловоза, кассир.
Итоги социологического опроса родителей учащихся Нужны ли Вам математические знания в жизни? Для чего ? Только 1 человек ответил «нет». для общего развития; математика развивает логику; математика учит думать и анализировать; ходить в магазин; обучение детей; считать деньги.
Итоги социологического опроса родителей учащихся Ваши советы (рекомендации) сыну (дочери)? Быть внимательнее; Терпение и труд все перетрут; Учиться и не лениться; Учить математику; Проверяй себя.
Рейтинг профессий
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В гостях у математики. Математика — одна из древнейших наук. Элементы математики применялись еще в те времена, когда человеку нужно было сосчитать количество убитых зверей, число растений. От тех дней нас отделяют века. А в наши дни математика развивается очень быстро, так как без нее невозможна жизнь человека. Математика необходима в любой профессии, какую бы вы ни выбрали для себя. Но кроме того, математика — это еще и очень интересная и увлекательная наука!
В каких профессиях необходимо знание математики? Каждому рабочему необходимы математические знания. Например: токарь , обрабатывающий деталь, должен придерживаться конкретных размеров, часто ему необходима большая точность обработки детали, поэтому ему надо уметь читать чертеж. Для тех, кто хочет заняться компьютерным программированием без математики — никуда. Для экономиста математика является важнейшей вещью, так как на ней построена вся его работа. Все операции, которые он выполняет, построены на вычислениях и расчетах. Он рассчитывает, что он должен сделать, чтобы выиграть в одной операции и сэкономить на другой. В строительстве никак не обойтись без математики – строителям нужно подсчитать, сколько материала нужно затратить на строительство, как выверить смету, какой толщины , например, должна быть стена и т.д. Врач обязан выписать рецепт на лекарства в правильных дозах. И в обычной жизни просто необходима математика. Таким образом, математика необходима в любой профессии.
Учитель математики Осуществляет обучение и воспитание учащихся, с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует развитию у учащихся логики мышления и интереса к изучению математических наук; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Программист Программирование — процесс и искусство создания компьютерных программ и/или программного обеспечения с помощью языков программирования. Программирование сочетает в себе элементы искусства, фундаментальных наук (прежде всего информатика и математика), инженерии, спорта и ремесла. Математическое программирование - раздел математики, исследующий математические модели и методы решения многоэкстремальных задач с ограничениями. Задачи математического программирования подразделяются на: - выпуклые: линейное и выпуклое программирование; - динамические: динамическое программирование; - сетевые; - дискретные: решение в целых числах; - стохастические: стохастическое программирование.
Врач Медицина — область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению и укреплению здоровья людей. Профессия врача непрерывно связана с математикой. Без математики было бы невозможно проводить расчёты, осмотры, ставить диагнозы, проводить лечение.
Ученый - физик В физике существует такой раздел, как математическая физика. Математическая физика — теория математических моделей физических явлений. Она относится к математическим наукам; критерий истины в ней — математическое доказательство. Однако, в отличие от чисто математических наук, в математической физике исследуются физические задачи на математическом уровне, а результаты представляются в виде теорем, графиков, таблиц и т. д. и получают физическую интерпретацию. При таком широком понимании математической физики к ней следует относить и такие разделы механики, как теоретическая механика, гидродинамика и теория упругости .
Архитектор Когда мы слышим сочетание «Математика и архитектура», невольно задаёмся вопросом: «А присутствует ли вообще математика в архитектуре?» Конечно. Достаточно взглянуть на здания, и мы тут же увидим знакомые геометрические фигуры: параллелепипед, треугольные фронтоны, полукруглые и прямоугольные окна.… И это лишь малая часть геометрических фигур, которые радуют глаз при взгляде на красивые здания нашего города. Возникает вопрос: «Что же такое архитектура?» Архитектура – это система зданий и сооружений, формирующие пространственную среду для жизни и деятельности людей.
Музыкант Сейчас вряд ли кто-нибудь решиться сводить музыку к определенным числовым закономерностям. Тем не менее, математика и музыка связаны друг с другом замечательным и подчас совершенно удивительным образом. В наше время музыкой могут быть названы и чарующие переливы арфы, и скрип открываемой двери, и шум заводского цеха, и оркестр настроенных на разные станции радиоприемников. Все это - искусство организации звуковых последовательностей.
Тренер Тренер - инженер-наладчик, помогающий спортсмену в саморазвитии задатков- способностей, которые заложены в человеческом теле и востребованы определенным видом спорта, доводя их до ярко выраженного индивидуального уровня. Эта работа относится к области сложного для понимания человеком природного механизма - человеческого тела, поэтому профессия требует от тренера самых обобщенных определенных знаний о природных явлениях. Так как в спорте присутствует и порядок, и мера, математика для него не может быть сторонней наукой.
Ценность математики в том, что она содержит укрупненные единицы информации, которые развивают человека разумного в еще более разумного - в индивидуально мыслящую личность с индивидуальными особенностями поведения .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Выбор професси", 9 класс
В ходе урока учащиеся знакомятся с разными профессиями....
Конспект урока "Моя профессия"
Конспект урока "Моя профессия"...
Конспект внеурочного занятия "Профессии от А до Я"
Конспект заянятия во внеурочной деятельности по составлению алфавита профессий....
Конспект занятия "Все профессии нужны, все профессии важны! "
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ...
Конспект занятия "Все профессиии нужны, все профессии важны!"
Конспект занятия разработан для обучающихся, воспитанников 15 - 16 лет с нарушениями слуха.Направление: профориентация.Цель: профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельнос...
Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"
Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"...
Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"
Цели: Выявить уровень знаний обучающихся о профессиях;Расширить знания детей о мире профессий;Формировать интерес к профессиям;Активизация к познавательной, творческой деятельности;Продолжить ра...