Конспект урока "Математика в профессиях"
план-конспект урока по алгебре (8, 9 класс) на тему

Материал урока напрвлен на развитие интереса к профессиям, основанным на знаниях математики. К уроку прилагается социологического опроса родителей учащихся, презентация учеников о профессиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Видновская средняя общеобразовательная школа № 2

Учитель математики: Смирнова Татьяна Юрьевна

Интегрированные предметы: математика, технология

Тема урока: «Математика в профессиях»

(45 минут)

8 класс

Тема урока: «Математика в профессиях».

Цель  урока:  формирование представлений о межпредметных связях.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить учащихся с практическим применением математических знаний в профессиях;
  • отработка практических умений и навыков вычисления процентов, чтения графиков.

Развивающие: 

  • развитие логического мышления, внимания, умения анализировать, делать выводы;

Воспитательные: 

  • воспитание познавательного интереса к решению практических задач, умения слушать.

Профориентационная:

  • развитие интереса к профессиям, основанным на знаниях математики.

Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Итоги социологического опроса родителей учащихся (Презентация 1).
  3. Выступления учащихся о профессиях (Презентация 2).
  4. Решение задач с практическим применением математических знаний в профессиях.
  5. Рейтинг профессий.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

В мире существуют сотни различных профессий. Вскоре вам будет необходимо выбрать одну из них, поэтому, сегодня мы будем говорить о роли математики в профессиях. Я хочу обратить ваше внимание на значимость математических знаний в профессиональной деятельности.

Итак, тема урока «Математика в профессиях» (Слайд 1).

Математика - одна из древнейших наук. Не существует таких явлений природы, технических или социальных процессов, которые были бы предметом изучения математики, но при этом не относились бы к явлениям физическим, биологическим, химическим, инженерным или социальным.

«Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне –                                    для того, чтобы измерять земельные участки»

                                                                                        Цицерон (древнеримский философ, политик)

А для чего изучаем математику мы?

В ходе подготовки к уроку был проведен социологический опрос родителей. Подведем итоги социологического опроса.

  1. Итоги социологического опроса родителей учащихся (ИКТ технологии). (Слайд 2,3,4)

№ п/п

Вопрос

Ответ

Ваша профессия?

Экономист, инженер, государственный служащий, медицинская сестра, юрист, бухгалтер, менеджер, оператор АЗС, учитель математики,  помощник машиниста тепловоза, кассир.

Пригодились ли Вам знания по математике в профессии?

12 % ответили «нет»

88 % ответили «да»

Нужны ли Вам математические знания в жизни? Для чего?

8 % ответили «нет»

92 % ответили «да»

  • для общего развития;
  • математика развивает логику;
  • математика учит думать и анализировать;
  • для решения бытовых проблем;
  • ходить в магазин;
  • обучение детей;
  • считать деньги.

Как Вы учились по математике (алгебре, геометрии) в школе?

«отлично» - 12 %

«хорошо» - 73 %

«удовлетворительно» - 15 %

Ваши советы (рекомендации) сыну (дочери)?

  • Быть внимательнее
  • Терпение и труд все перетрут
  • Учиться и не лениться
  • Учить математику
  • Проверять себя
  • Пригодиться в жизни

  1. Выступления учащихся о профессиях учащихся (ИКТ технологии).

Учащиеся представляют свои презентации по профессиям (Презентация 2).

  1. Физкультминутка (здоровьесберегающие технологии).

  1. Решение задач с практическим применением математических знаний в профессиях (технология уровневой дифференциации).

Банковское дело

(Работа в банковской сфере, связанной с движением крупных денежных сумм, несет в себе опасность финансовых потерь. От банкира требуется математический склад ума, феноменальная память, быстрая реакция, глубокое знание экономики).

Задача №1 (уровень А)

Вкладчик открыл счет в банке, внеся 2000 руб. на вклад, годовой доход по которому равен 12 %. Какая сумма будет находиться на счете: через 1 год; через 2 года; через 5 лет?

Задача №2 (уровень Б)

Валентин внес 1200 руб. на вклад «Молодежный». Условия вклада таковы: его можно снять не ранее чем через три месяца; к концу этого срока на вложенную сумму начисляется 3 %; если вклад или проценты не снимаются, то договор автоматически продлевается на следующие три месяца и процент начисляется на всю сумму, имеющуюся на вкладе. Определите доход Валентина за год в двух случаях:

   - если он будет каждые три месяца снимать проценты;

   - если он в течение года не будет снимать проценты.

Результат округлите до единиц.

Предпринимательство

(Экономическая, финансовая успешность предприятия отражается в его рентабельности. Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к доходам. В общем смысле рентабельность продукции подразумевает, что производство и реализация данного продукта приносит предприятию прибыль. Нерентабельное производство - это производство, не приносящее прибыли. Отрицательная рентабельность - это убыточная деятельность.)

Задача №3 (уровень А)

Новое ателье в первый год своей деятельности получило прибыль 4000 руб., а в течение следующих пяти лет его прибыль возрастала примерно на 50% в год. Какую прибыль получило ателье за пятый год своей деятельности?

Торговля

Задача №4 (уровень А)

Некоторый товар поступил в продажу по цене 60 р. В соответствии с принятыми в магазине правилами цена непроданного товара каждую неделю снижается на 10%. Сколько будет стоить товар на 12-й день, если не будет куплен?

Строительство

Задача №5 (уровень Б)

Два строителя выложили стену из кирпичей за 14 дней, причем второй присоединился к первому через 3 дня после начала работы. Известно, что первому строителю на выполнение всей работы потребовалось бы на 6 дней больше, чем второму. За сколько дней мог бы выложить эту стену каждый строитель, работая отдельно?

Жилищно-коммунальное хозяйство

Задача №6 «Расчет коммунальных услуг»

Какую сумму необходимо заплатить за электричество и воду?

  1. Рейтинг профессий.

ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения ) провел исследование, в ходе которого его эксперты выяснили, какие профессии кажутся россиянам наиболее престижными, перспективными и доходными, какие заслуживают больше доверия. (Слайд 5)

Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее престижными?

  Профессия

2010 г.

2013 г.

Работник государственных органов, администрации

3,92

4,12

Предприниматель

3,94

4,10

Врач

3,49

3,55

Журналист

3,53

3,51

Ученый

3,49

3,43

Военнослужащий

3,09

3,42

Полицейский

3,06

3,37

Учитель

2,83

2,90

Рейтинг наиболее престижных профессий возглавляет работник государственных органов. На втором месте – предприниматель, на третьем – врач.

В течение последних лет мнение россиян о престижности тех или иных профессий изменилось.

При выборе своей будущей профессии и поступлении в ВУЗ многие абитуриенты задаются вопросом: какие профессии будут востребованы через 5 лет.

В список самых востребованных профессий будущего вошла такая перспективная специальность как нанотехнолог – ученый, который занимается проведением исследований на атомно-молекулярном уровне и созданием новых наноматериалов. По прогнозам специалистов, в ближайшие 5 лет не утратят своей популярности в России профессии в сфере информационных технологий, инженер, психолог, врач, учитель.

  1. Подведение итогов урока.

  Мы поговорили с вами лишь о некоторых профессиях, связанных с математикой.

МАТЕМАТИКА НУЖНА ВСЕМ!

Она имеет огромное значение в любой профессии.

Результаты Интернет-опроса «Кем мечтают быть дети?». (Слайд 6)

Ученик читает стихотворение. (Слайд 7)

Математика в профессиях

Наука в школе есть одна.

Во всех профессиях нужна

Учителям, врачам и поварам.

Бухгалтерам, певцам и продавцам.

Всем математика важна.

Царица всех наук она.

Куда б не захотел пойти,

Профессию хорошую найти,

Сначала выучи таблицу,

Чтоб с губ слетала словно птица.

Нам всем зарплату получать,

А значит надо посчитать.

И, чтобы в жизни не страдать,

Задачи сложные решать.

Делить все беды пополам,

И всем прибавить счастья вам.

И приумножить капитал.

Чтоб мир везде спокойным стал.

И пусть пора сейчас настала,

Компьютер знает наш немало.

Но, если сам всё будешь знать,

Успешным в жизни можешь стать.

  1. Домашнее задание.

ГИА, № 127, № 157, № 175

2 задачи в тетради:

№ 1

№ 2

  1. Рефлексия.

  1. Я сегодня на уроке узнал…
  2. Я сегодня на уроке научился…
  3. Меня удивило …
  4. На уроке мне понравилось …
  5. Мне нужно еще поработать над …

        

Список литературы.

  1. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1, А.Л. Семенов, И.В. Ященко, Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, А.С. Трепалин, П.И. Захаров, В.А. Смирнов, И.Р. Высоцкий; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2013.
  2. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе, авт. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Семенов А.Л., Ященко И.В. «ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В». – М.: Экзамен, 2012. – 542 с.

Медиаресурсы.

  1. www.wciom.ru
  2. www.audit-it.ru
  3. www.working-papers.ru

Приложение 1

ФИО:

________________________________________________________________

Социологический опрос по теме: «МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИЯХ»

№ п/п

Вопрос

Ответ

Ваша профессия?

Пригодились ли Вам знания по математике в профессии?

Нужны ли Вам математические знания в жизни? Для чего?

Как Вы учились по математике (алгебре, геометрии) в школе?

Ваши советы (рекомендации) сыну (дочери)?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА В ПРОФЕСИЯХ

Слайд 2

Итоги социологического опроса родителей учащихся Ваша профессия ? Экономист, инженер, государственный служащий, медицинская сестра, юрист, бухгалтер, оператор АЗС, учитель математики, помощник машиниста тепловоза, кассир.

Слайд 3

Итоги социологического опроса родителей учащихся Нужны ли Вам математические знания в жизни? Для чего ? Только 1 человек ответил «нет». для общего развития; математика развивает логику; математика учит думать и анализировать; ходить в магазин; обучение детей; считать деньги.

Слайд 4

Итоги социологического опроса родителей учащихся Ваши советы (рекомендации) сыну (дочери)? Быть внимательнее; Терпение и труд все перетрут; Учиться и не лениться; Учить математику; Проверяй себя.

Слайд 5

Рейтинг профессий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика в профессии .

Слайд 2

В гостях у математики. Математика — одна из древнейших наук. Элементы математики применялись еще в те времена, когда человеку нужно было сосчитать количество убитых зверей, число растений. От тех дней нас отделяют века. А в наши дни математика развивается очень быстро, так как без нее невозможна жизнь человека. Математика необходима в любой профессии, какую бы вы ни выбрали для себя. Но кроме того, математика — это еще и очень интересная и увлекательная наука!

Слайд 3

В каких профессиях необходимо знание математики? Каждому рабочему необходимы математические знания. Например: токарь , обрабатывающий деталь, должен придерживаться конкретных размеров, часто ему необходима большая точность обработки детали, поэтому ему надо уметь читать чертеж. Для тех, кто хочет заняться компьютерным программированием без математики — никуда. Для экономиста математика является важнейшей вещью, так как на ней построена вся его работа. Все операции, которые он выполняет, построены на вычислениях и расчетах. Он рассчитывает, что он должен сделать, чтобы выиграть в одной операции и сэкономить на другой. В строительстве никак не обойтись без математики – строителям нужно подсчитать, сколько материала нужно затратить на строительство, как выверить смету, какой толщины , например, должна быть стена и т.д. Врач обязан выписать рецепт на лекарства в правильных дозах. И в обычной жизни просто необходима математика. Таким образом, математика необходима в любой профессии.

Слайд 4

Учитель математики Осуществляет обучение и воспитание учащихся, с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует развитию у учащихся логики мышления и интереса к изучению математических наук; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.

Слайд 5

Программист Программирование — процесс и искусство создания компьютерных программ и/или программного обеспечения с помощью языков программирования. Программирование сочетает в себе элементы искусства, фундаментальных наук (прежде всего информатика и математика), инженерии, спорта и ремесла. Математическое программирование - раздел математики, исследующий математические модели и методы решения многоэкстремальных задач с ограничениями. Задачи математического программирования подразделяются на: - выпуклые: линейное и выпуклое программирование; - динамические: динамическое программирование; - сетевые; - дискретные: решение в целых числах; - стохастические: стохастическое программирование.

Слайд 6

Врач Медицина — область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению и укреплению здоровья людей. Профессия врача непрерывно связана с математикой. Без математики было бы невозможно проводить расчёты, осмотры, ставить диагнозы, проводить лечение.

Слайд 7

Ученый - физик В физике существует такой раздел, как математическая физика. Математическая физика — теория математических моделей физических явлений. Она относится к математическим наукам; критерий истины в ней — математическое доказательство. Однако, в отличие от чисто математических наук, в математической физике исследуются физические задачи на математическом уровне, а результаты представляются в виде теорем, графиков, таблиц и т. д. и получают физическую интерпретацию. При таком широком понимании математической физики к ней следует относить и такие разделы механики, как теоретическая механика, гидродинамика и теория упругости .

Слайд 8

Архитектор Когда мы слышим сочетание «Математика и архитектура», невольно задаёмся вопросом: «А присутствует ли вообще математика в архитектуре?» Конечно. Достаточно взглянуть на здания, и мы тут же увидим знакомые геометрические фигуры: параллелепипед, треугольные фронтоны, полукруглые и прямоугольные окна.… И это лишь малая часть геометрических фигур, которые радуют глаз при взгляде на красивые здания нашего города. Возникает вопрос: «Что же такое архитектура?» Архитектура – это система зданий и сооружений, формирующие пространственную среду для жизни и деятельности людей.

Слайд 9

Музыкант Сейчас вряд ли кто-нибудь решиться сводить музыку к определенным числовым закономерностям. Тем не менее, математика и музыка связаны друг с другом замечательным и подчас совершенно удивительным образом. В наше время музыкой могут быть названы и чарующие переливы арфы, и скрип открываемой двери, и шум заводского цеха, и оркестр настроенных на разные станции радиоприемников. Все это - искусство организации звуковых последовательностей.

Слайд 10

Тренер Тренер - инженер-наладчик, помогающий спортсмену в саморазвитии задатков- способностей, которые заложены в человеческом теле и востребованы определенным видом спорта, доводя их до ярко выраженного индивидуального уровня. Эта работа относится к области сложного для понимания человеком природного механизма - человеческого тела, поэтому профессия требует от тренера самых обобщенных определенных знаний о природных явлениях. Так как в спорте присутствует и порядок, и мера, математика для него не может быть сторонней наукой.

Слайд 11

Ценность математики в том, что она содержит укрупненные единицы информации, которые развивают человека разумного в еще более разумного - в индивидуально мыслящую личность с индивидуальными особенностями поведения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Выбор професси", 9 класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с разными профессиями....

Конспект урока "Моя профессия"

Конспект урока "Моя профессия"...

Конспект занятия "Все профессиии нужны, все профессии важны!"

Конспект занятия разработан для обучающихся, воспитанников 15 - 16 лет с нарушениями слуха.Направление: профориентация.Цель: профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельнос...

Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"

Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"...

Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"

Цели: Выявить уровень знаний обучающихся о профессиях;Расширить знания детей о мире профессий;Формировать интерес к профессиям;Активизация к познавательной, творческой  деятельности;Продолжить ра...

Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"

Цели: Выявить уровень знаний обучающихся о профессиях;Расширить знания детей о мире профессий;Формировать интерес к профессиям;Активизация к познавательной, творческой  деятельности;Продолжить ра...