ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре на тему
Урок закрепления темы логарифмические неравенства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logarifmicheskie_neravenstva.doc | 172 КБ |
reshenie_tekstovyh_zadach_ege.doc | 132.5 КБ |
teorema_vieta.ppt | 1.16 МБ |
Внеклассное мероприятие | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок | Уравнения и неравенства |
Тема | Логарифмические неравенства |
1. Решите неравенство .
1) (-∞;1,25] 2) [1,25;1,5) 3) (-∞; 1,5) 4) (-∞; -1,25]
2. Решите неравенство .
1) (7;+∞) 2) [5; 7) 3) (0; 7) 4) (5; 7]
3. Решите неравенство .
1) (-∞;-0,5) 2) (-0,5; 0] 3) (–0,5;1) 4) (-∞; 0]
4. Решите неравенство: .
1) (-∞; 1,75) 2) (1,75; +∞) 3) (1,75; 2) 4)
5. Решите неравенство .
1)(-∞; -2); 2) [-2; 2); 3) (-∞;2]; 4) [2; +∞).
6. Решите неравенство .
1)(-∞; 2) 2) [-14; 2] 3) (-14;2) 4) (-14; +∞)
7. Решите неравенство .
1) (-3.5; +∞) 2) (-∞; -0,5) 3) (–0,5; 6,5) 4) (–3,5; -0,5)
8. Решите неравенство .
1) (6; 6,5) 2) (6;+∞) 3) (-∞; 5,5) 4) (5,5; 6)
9. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
10. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
11. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
12. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
13. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
14. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
15. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
16. Найдите количество целых значений х, удовлетворяющих неравенству
1) 7 2) 8 3) 9 4) 1
17. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
18. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
19. Найдите количество целых значений х, удовлетворяющих неравенству
1) 7 2) 8 3) 15 4) 16
20. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ответ | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 1 |
№ вопроса | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
Ответ | 4 | 4 | 3 | 4 |
Предварительный просмотр:
План урока по математике в 11 классе «Решение текстовых задач» при подготовке к ЕГЭ
Тема урока: Решение текстовых задач
Тип урока: совершенствование ЗУН
Цели урока:
дидактическая: научить применять ранее полученные знания при решении текстовых задач в выполнении заданий ЕГЭ разного уровня сложности, стимулировать обучающихся к овладению рациональными приёмами и методами решения текстовых задач;
развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжать формирование математической речи и графической культуры, вырабатывать умение анализировать и сравнивать;
воспитательная: приучать к эстетическому оформлению записи в тетради, умению выслушать других и умению общаться, прививать аккуратность и трудолюбие.
Ход урока:
Этапы урока, их содержание | Деятельность | |
учителя | учащихся | |
Постановка цели Сегодня мы продолжим отрабатывать навыки решения текстовых задач, но уже по вариантам ЕГЭ, рассмотрим различные задачи | Сообщает тему урока, цель урока, на доске записывает число и тему урока | Записывают в тетрадях |
Проверка домашнего задания (приложение 1) На дом было задано три задачи. Какие вопросы и затруднения по задачам. Если вопросов нет, то проверим одну из них. | На экране показано правильное оформление задачи. Комментирует решение, привлекая к работе учащихся | Сверяют своё решение с записями на экране, задают вопросы учителю, отвечают на вопросы учителя |
Актуализация темы (приложение 2) | Проводит фронтальную беседу по типам задач и приёмам их решения |
|
Фронтальная работа, решение задач (приложение 3) | Направляет на правильный выбор решения, следит за верностью рассуждений и речью учащихся, активизирует их работу сопутствующими вопросами | Комментируют условие задачи, предлагают свои подходы к решению: введение переменных, обозначение величин, составление уравнений. |
Индивидуальная работа самостоятельная работа, (приложение 4) | Раздаёт карточки с заданиями в трёх вариантах с тремя задачами различной степени сложности | Самостоятельно выполняют задания в тетрадях |
Подведение итогов | Комментирует работу класса, отличившимся учащимся выставляет отметки, всем учащиеся за самостоятельную работу отметки будут также выставлены в классный журнал |
|
Домашнее задание (приложение 5) | Поясняет домашнее задание, обращая внимание на то, что аналогичные задачи были разобраны на уроке |
|
Приложение 1 (домашняя работа)
Задача № 1. Два велосипедиста отправляются навстречу друг другу одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми равно 54 км, и встречаются через 2 ч. Определите скорость каждого велосипедиста, если скорость у одного из них она на 3 км/ч больше, чем у другого.
Задача № 2. Сберегательный банк в конце года начисляет 3% к сумме, находившейся на счету. На сколько рублей увеличится первоначальный вклад в 1000 рублей через 2 года?
Задача № 3. Под строительную площадку отвели участок прямоугольной формы, длина которого на 30 метров больше его ширины. При утверждении плана застройки выяснилось, что граница участка проходит по территории водоохраной зоны, поэтому его ширину уменьшили на 20 метров. Найдите длину участка, если после утверждения плана застройки площадь участка составила 2400 м2.
решение задачи № 1.
Устные рассуждения:
Одним из основных условий задачи является одновременное отправление велосипедистов из пунктов, значит, каждый из них находился в пути одно и то же время, т.е. 2 часа. Далее, даётся некая зависимость между скоростями велосипедистов, поэтому меньшую скорость, пусть это будет скорость первого велосипедиста, обозначим км/ч, тогда скорость второго будет км/ч. По условию задачи велосипедисты встретились через 2 часа после отправления. Зная время движения и скорости велосипедистов, можно найти путь каждого из них. Таким образом, первый велосипедист за 2 часа проехал путь км, а второй за те же 2 часа – км. По условию задачи через 2 часа велосипедисты встретились, т.е. проехали весь путь 54 км.
Запись в тетради:
Обозначим скорость первого велосипедиста км/ч, тогда скорость второго будет км/ч.
По условию задачи каждый велосипедист находился в пути 2 часа, значит, первый велосипедист проехал путь км, а второй – км. По условию задачи через 2 часа велосипедисты встретились, т.е. проехали весь путь 54 км. Следовательно, уравнение составляем по проделанному пути обоими велосипедистами: .
Решение:
,
,
,
. Получили: скорость первого велосипедиста 13 км/ч, а второго – 16 км/ч.
Ответ: 13 км/ч; 16 км/ч.
Оставшиеся две задачи разбирают устно.
Приложение 2
Ребята, давайте вспомним, какие типы текстовых задач мы рассматривали и какие основные величины характеризуют тот или иной тип задачи. И так:
- Задачи на движение:
а) движение навстречу друг другу, движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях;
б) движение по воде: по течению реки, против течения реки, в озере,
основные величины, характеризующие движение – скорость, время, расстояние.
- Задачи на совершение работы, основные величины – время, объём совершённой работы, производительность труда, где объём совершённой работы принимается за 100% или 1.
- Задачи на проценты:
а) товар и его стоимость, где первоначальная стоимость принимается за 100% или 1, повышение или понижение стоимости рассматривается как нахождение части от числа в сторону увеличения или уменьшения числа;
б) суммы вкладов в банки и банковские процентные ставки, где первоначальный вклад принимается за 100% или 1, увеличение вклада рассматривается как нахождение части от числа дополнительно к основной сумме;
в) процентное содержание кислоты в растворе и др.
Приложение 3
Задача № 1. Цена первого товара повысилась на 30%, а потом еще на 5%. Цена второго товара повысилась на 25%. После повышения цены товаров сравнялись. Найдите, на сколько процентов первоначальная цена одного товара больше первоначальной цены другого товара.
Устные рассуждения:
Всякую математическую модель можно рассматривать с трёх позиций, в данном случае – товар: в рублях, в процентах, в частях. Пусть первоначальная цена первого товара будет х руб, т.е. 100% или 1. Тогда первое повышение цены на 30% в денежном выражении составляет 0,3 х руб., а новая цена будет составлять 130% или 1,3х руб. Второе повышение на 5% в денежном выражении составляет 1,3х 0,05 = 0,065х руб., значит последняя цена будет состоять из суммы предыдущей плюс 5%, т.е. 1,3х + 0,065х = 1,365х руб.
Аналогично, пусть первоначальная цена второго товара будет у руб, т.е. 100% или 1. Тогда первое повышение цены на 25% в денежном выражении составляет 0,25у руб., а новая цена будет составлять 125% или 1,25у руб. По условию после повышения цены товаров сравнялись, т.е.1,365х = 1,25у, откуда у = 1,092х. Найдём разницу цен в частях: у – х = 1,092 – 1 = 0,092.
Запись в тетрадях:
Пусть первоначальная цена первого товара будет х руб, т.е. 100% или 1. Тогда первое повышение цены на 30% в денежном выражении составляет 0,3 х руб., а новая цена будет составлять 130% или 1,3х руб. Второе повышение на 5% в денежном выражении составляет
1,3х0,05 = 0,065х руб., значит последняя цена будет состоять из суммы предыдущей плюс 5%, т.е. 1,3х + 0,065х = 1,365х руб.
Аналогично, пусть первоначальная цена второго товара будет у руб, т.е. 100% или 1. Тогда первое повышение цены на 25% в денежном выражении равно 0,25у руб., а новая цена будет составлять 125% или 1,25у рублей. По условию после повышения цены товаров сравнялись, т.е.1,365х = 1,25у, откуда у = 1,092х. Найдём разницу цен в частях: у – х = 1,092 – 1 = 0,092.
Переведём полученную дробь в проценты: %.
Ответ :разница первоначальных цен товаров составляет 9,2%.
Задача № 2. Найдите первоначальную сумму вклада (в рублях), если после истечения двух лет она выросла на 304,5 рубля при 3% годовых.
Устные рассуждения:
Пусть первоначальная сумма взноса будет х руб., т.е. 100% или1. По условию задачи через год сумма вклада увеличилась на 3%, что в денежном выражении составляет 0,03х руб. Значит, через год сумма вклада будет равна 1,03х руб. Ещё через год сумма вклада снова увеличилась на 3% годовых, в денежном выражении это увеличение составляет 1,03х0,03 = 0,0309х (руб.). А общая сумма вклада за два года будет состоять из предыдущей суммы вклада плюс 3% годовых, т.е.1,03х + 0,0309х = 1,0609х (руб.). По условию задачи за два года сумма вклада увеличилась на 304,5 руб. Уравнение данной задачи представляет собой разницу вкладов.
Запись в тетрадях:
Пусть первоначальная сумма взноса будет х руб., т.е. 100% или1. Через год сумма вклада увеличилась на 3% годовых, значит, через год сумма вклада будет составлять 1,03х руб. Ещё через год сумма вклада снова увеличилась на 3% годовых, в денежном выражении это увеличение составляет 1,03х0,03 = 0,0309х (руб.). Значит, за два года сумма вклада будет составлять 1,03х + 0,0309х = 1,0609х (руб.). По условию задачи за два года сумма вклада увеличилась на 304,5 руб., т.е.:
1,0609х – х = 304,5 ,
0,0609х = 304,5 ,
х = 304,5:0,0609 ,
х = 5000. Получили первоначальную сумму вклада 5000 руб.
Ответ: 5000 рублей.
Задача № 3. Смешав 70%-й и 60%-й растворы кислоты и добавив 2 кг чистой воды, получили 50%-й раствор кислоты. Если бы вместо 2 кг воды добавили 2 кг 90%-го раствора той же кислоты, то получили бы 70%-й раствор кислоты. Сколько килограммов 70%-го раствора использовали для получения смеси?
Устные рассуждения:
Поскольку речь идёт о двух растворах разной концентрации, значит надо вводить две переменные. Семидесяти процентный раствор состоит из 70% кислоты и 30% воды, а шестидесяти процентный раствор состоит из 60% кислоты и 40% воды. Если первоначальную массу 70%-го раствора обозначить за х кг, значит в нём кислоты будет 0,7х кг, а воды будет 0,3х кг. Аналогично, если первоначальную массу 60%-го раствора обозначить за у кг, значит, в нём кислоты будет 0,6у кг, а воды будет 0,4у кг. После добавления 2 кг чистой воды, концентрация раствора стала равной 50%. Это означает, что в новом растворе масса воды будет 0,5(х + у +2) кг. Поскольку дополнительным условием задачи является добавление чистой воды, значит, уравнение составляем по массе воды. И так, первоначальная масса воды растворов была 0,3х кг и 0,4у кг, затем ещё добавили 2 кг воды, в итоге получили 0,5(х + у + 2) кг воды. Аналогично разбирается второй случай, когда к имеющимся растворам кислоты добавляют 2 кг 90%-го раствора той же кислоты и получается 70%-й раствор кислоты. Поскольку здесь дополнительным условием является добавление 90%-й кислоты, то второе уравнение составим по массе кислоты. И так, к имевшимся массам кислот 0,7х кг и 0,6у кг добавили кислоту массой кг, т.е. 1,8 кг и получили массу кислоты 0,7(х + у + 2) кг.
Запишем и решим систему двух уравнений с двумя переменными.
Запись в тетрадях:
Пусть первоначальная масса 70%-го раствора кислоты будет х кг, значит в нём кислоты будет 0,7х кг, а воды будет 0,3х кг. Аналогично, пусть первоначальная масса 60%-й растворы кислоты будет у кг, значит, в нём кислоты будет 0,6у кг, а воды будет 0,4у кг. По условию первый раз добавили 2 кг чистой воды, после чего концентрация раствора стала равной 50%, т.е. в полученном растворе воды будет 0,5(х + у +2) кг. Следовательно, первое уравнение имеет вид:
0,3х + 0,4у + 2 = 0,5(х + у +2). По условию второй раз добавили 2 кг 90%-й кислоты, значит, т.е. по массе кг или 1,8 кг и получили 70%-й раствор кислоты, масса кислоты в котором будет 0,7(х + у + 2) кг. Соответственно второе уравнение составим по массе кислоты в растворах:
0,7х + 0,6у + 1,8 = 0,7(х + у + 2). Решим систему двух уравнений с двумя переменными:
Получили 3 кг 70%-й кислоты.
Ответ: 3 кг.
- Имелось два сплава серебра. Процент содержания серебра в первом сплаве был на 25% выше, чем во втором. Когда сплавили их вместе, то получили сплав, содержащий 30% серебра. Определить массы сплавов, если известно, что серебра в первом сплаве было 4кг, а во втором 8 кг. Ответ: 8 кг; 32 кг
- В первом сосуде растворили 0,36 л, а во втором 0,42 л чистого спирта. Процентное
содержание спирта в первом сосуде оказалось на 6% больше, чем во втором. Каково процентное содержание спирта во втором и первом сосудах, если известно, что растворы в первом сосуде на 4 л меньше? Ответ: 12% и 6% - В 4 кг сплава меди и олова содержится 40% олова. Сколько килограммов олова добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало бы равным 70%? Ответ: 4кг
- К 40% раствору серной кислоты добавили 50 г чистой серной кислоты, после чего концентрация раствора стала равной 60%. Найти первоначальную массу раствора.
Ответ: 100 г - К раствору, содержащему 30 г соли, добавили 400 г, после чего концентрация соли
уменьшилась на 10%. Найти первоначальную концентрацию соли в растворе.
Ответ: 15% - В 5 кг сплава олова и цинка содержится 80% цинка. Сколько килограммов олова надо добавить к сплаву, чтобы процентное содержание цинка стало вдвое меньше? Ответ: 5 кг
Задача Первая труба наполняет бак объёмом 570 литров, а вторая труба – бак объёмом 530 литров. Известно, что одна из труб пропускает в минуту на 4 литра воды больше, чем другая. Сколько литров воды в минуту пропускает вторая труба, если баки были наполнены за одно и то же время?
Устные рассуждения:
Поскольку первая труба наполняет больший бак, значит у неё пропускная способность больше, чем у второй трубы. Если пропускную способность первой трубы обозначить через (х + 4) л за минуту, тогда пропускная способность второй трубы будет х л за минуту. Значит, время наполнения бака объёмом 570 л первой трубой будет минут, а время наполнения бака объёмом 530 л второй трубой будет минут. По условию баки были наполнены за одно и то же время.
Запись в тетрадях:
Пусть пропускная способность первой трубы будет (х + 4) л за минуту, тогда пропускная способность второй трубы будет х л за минуту. Значит, время наполнения бака объёмом 570 л первой трубой будет минут, а время наполнения бака объёмом 530 л второй трубой будет минут. По условию баки были наполнены за одно и то же время, т.е.:
= , 570 = , 570 = 530 + 2120 , 40 = 2120 , = 53.
Получили, что вторая труба за минуту пропускает 53 л.
Ответ: 53 л.
Задача № 5 Теплоход, скорость которого в неподвижной воде равна 20 км/ч, проходит по течению реки до пункта назначения и после стоянки возвращается в исходный пункт. Найдите расстояние, пройденное теплоходом за весь рейс, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 3 часа, а в исходный пункт теплоход возвращается через 13 часов после отплытия из него. Ответ дайте в километрах.
Устные рассуждения:
По условию задачи скорость теплохода в неподвижной воде равна 20 км/ч, скорость течения равна 4 км/ч. Значит, скорость теплохода по течению реки будет 24 км/ч, а против течения –
16 км/ч. Обозначим расстояние от исходного пункта до пункта назначения за км. Тогда, время, затраченное от исходного пункта до пункта назначения будет ч, а время, затраченное на обратный путь будет ч. А всё время в пути, исключая стоянку 3 часа, составляет 10 часов.
Запись в тетрадях:
По условию задачи скорость теплохода в неподвижной воде равна 20 км/ч, скорость течения равна 4 км/ч. Значит, скорость теплохода по течению реки будет 24 км/ч, а против течения –
16 км/ч. Пусть расстояние от исходного пункта до пункта назначения за км. Тогда время, затраченное от исходного пункта до пункта назначения будет ч, а время, затраченное на обратный путь будет ч. Всё время в пути, исключая стоянку 3 часа, составляет 10 часов, т.е.:
Получили расстояние от исходного пункта до пункта назначения 96 км, значит
расстояние за весь рейс составляет 192 км.
Ответ: 192 км.
Приложение 4
Вариант – 1.
Задача № 1. Катер прошел 15 км по течению реки и 4 км по озеру, затратив на весь путь 1 ч. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки равна 4 км/ч.
Задача № 2. Цену товара повысили на 25%, затем новую цену повысили еще на 10% и наконец, после перерасчета произвели повышение цены еще на 12%. На сколько процентов повысили первоначальную цену товара?
Задача № 3. Сберегательный банк в конце года начисляет 2% к сумме, находящейся на счету. На сколько рублей увеличится первоначальный вклад в 5000 рублей через 3 года?
Вариант – 2.
Задача № 1. Моторная лодка прошла 10 км по озеру и 4 км против течения реки, затратив на весь путь 1 ч. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки равна 3 км/ч.
Задача № 2. Найдите первоначальную сумму вклада (в рублях), если после истечения трех лет она выросла на 765,1 рубля при 2% годовых.
Задача № 3. Цену на некоторый товар сначала снизили на 30%, а затем повысили на 20%. На сколько процентов изменилась первоначальная цена товара?
Вариант – 3.
Задача № 1. Какое количество воды нужно добавить в 1 литр 9%-ного раствора уксуса, чтобы получить 3%-ный раствор?
Задача № 2. Найдите двузначное число, если произведение его цифр в 6 раз меньше самого числа, а если к исходному числу прибавить 9, то получится число, написанное теми цифрами, но в обратном порядке.
Задача № 3. Сумма двух чисел равна 1100. Найдите наибольшее из них, если 6% одного из них равны 5% другого.
Приложение 5
Вариант – 1.
Задача № 1. Сберегательный банк в конце года начисляет 5% к сумме, находившейся на счету. На сколько процентов увеличится первоначальный вклад в 2000 рублей через 2 года?
Задача № 2. Два пешехода отправляются навстречу друг другу одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми равно 50 км, и встречаются через 5 ч. Определите скорость первого пешехода, если его скорость на 2 км/ч больше, чем у другого.
Задача № 3. Численность волков в двух заповедниках в 2009 году составляла 220 особей. Через год обнаружили, что в первом заповеднике численность волков возросла на 10%, а во втором – на 20%. В результате общая численность волков в двух заповедниках составила 250 особей. Сколько волков было в первом заповеднике в 2009 году?
Вариант – 2.
Задача № 1. Сберегательный банк в конце года начисляет 3% к сумме, находившейся на счету. На сколько рублей увеличится первоначальный вклад в 1000 рублей через 2 года?
Задача № 2. К 40% раствору соляной кислоты добавили 50 г чистой кислоты, после чего концентрация раствора стала равной 60%. Найдите первоначальный вес раствора.
Задача № 3 Города А, В и С соединены прямолинейным шоссе, причём город В расположен между городами А и С. Из города А в сторону города С выехал легковой автомобиль, и одновременно с ним из города В в сторону города С выехал грузовик. Через сколько часов после выезда легковой автомобиль догонит грузовик, если скорость легкового автомобиля на 28 км/ч больше скорости грузовика, а расстояние между городами А и В равно 112 км ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по математике 5 класс
Игра - состязание для 5 класса «Штурм математической крепости»
Автор: Чегринец Елена Ивановна, учитель математики МОУ СОШ № 9 п.Новокавказский, Александровский район.
Описание работы: данный материал будет полезен учителям математики, может быть использован в рамках внеклассной работы по предмету, во время предметной недели, рассчитан на учащихся 5 класса.
Цели:
- повторить изученный материал;
- развитие мышления, познавательного интереса, творчества учащихся;
- воспитание математической культуры, культуры общения.
Участвуют две команды по 7 человек
Остальные исполняют роли жителей крепости.
Задание командам: придумать название, девиз, сочинить оду математике.
Два человека готовят плакаты с цитатами о математике.
Оборудование: костюмы (маски с изображением цифр: 0, 9 , 8, солдаты-координаты, квадрат и треугольник, дроби, «логика» и «математика»), аудио - кассета с музыкой, чистые листы, фломастеры, карточки с заданиями).
Ведущий: «Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы проводим классный час в форме состязания, под названием « Штурм математической крепости».
У вас, ребята будет возможность еще раз повторить изученный материал, проявить смекалку, показать свои знания, а также проверить их.
В сегодняшнем состязании участвуют команды (говорят названия).
Эти отважные воины будут штурмовать математическую крепость. Но жители этой крепости будут защищаться. Вам нужно будет пройти несколько этапов. На каждом этапе вы будете получать жетончики – «умы». Победит команда, набравшая больше всех жетонов»
Первое задание. Два человека рисуют город «Цифроград» по его описанию в стихотворении В. Н. Орлова:
У въезда в Математику
Есть город Цифроград.
Там знают арифметику
Все жители подряд.
Послушайте, какие в том городе порядки:
Ворота городские похожи на десятки.
Сам город расстилается на маленьких квадратах.
В том городе катаются на двойках- самокатах.
Девятки там зимою, как саночки летят.
С горы слетают сами, а в гору – не хотят.
Короткими четверками там колются дрова,
А длинными восьмерками там стелется трава.
Там вяжут единицами,
А тройки вьются птицами.
По улице, по площади
Везут пятерки- лошади.
Там веет ветер легкий вечерними часами.
Нули же, словно лодки плывут под небесами.
Под липами, под вязами играют музыканты
Восьмерками завязаны у них на шее банты.
А трубы все, горячие
От солнечных лучей,
Шестерками блестящими
Обвили трубачей.
Остальные получают задания от цифр.
Второе задание. Около крепости есть город Цифроград. Там живут цифры. Как он выглядит, вы увидите позже. А пока познакомтесь с некоторыми жителями этого города.
Десятки превратит он в сотни
А может в миллионы превратить
Он среди чисел равноправен,
Но на него нельзя делить.
(выходит «нуль»)
Что за цифра акробатка!
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше встанет.
( «9»)
Ну а это, что за цифра
Кто ответит, кто же скажет?
Поверните вверх ногами,
Все равно она все та же.
Ну а набок повернете,
К бесконечности придете.
(«8»)
(Они задают веселые задачки)
Цифры: Зададим мы вам задачки,
Вы попробуйте решить,
А за верные ответы
Будем баллы вам дарить.
(Команда получает по одному жетону за верный ответ)
- Мы только с парохода,
Мы только из похода-
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?(77)
- Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала каждая лошадь?(40 км)
- Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всего гусей?(3)
- Слушайте внимательно! Я вошел в автобус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2. На следующей - вошло 10 человек. На следующей - вошло 3 человека, вышло 8. На следующей - вошло 4, никто не вышел. Затем, на остановке один гражданин вошел с целой кучей обновок. Сколько ж было остановок? (5)
- Если дождь идет в 12 часов ночи, то будет ли ровно через 72 часа солнечная погода?(нет, т. к. это будет ночь)
- Есть два числа, которые если их перемножить, дают результат, получающийся при их сложении. Какие это числа?(2 и 2)
- Как правильнее сказать: «Дважды два суть пять» или «Дважды два есть пять».(2*2=4)
- У крышки стола 4 угла. Если один отпилить, сколько останется?(5)
- Два землекопа выкапывают двухметровую канаву за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают пятиметровую канаву?(2)
- После суточного дежурства в больнице доктор решил выспаться и лег в 9 часов вечера. Он должен был к 11 часам утра быть опять в больнице. Поэтому он поставил будильник на 10 часов. Сколько времени пройдет до звонка будильника?(1 час)
- «Вот вам три таблетки, - сказал доктор – Примите по одной через каждые два часа». Через сколько времени будет принята последняя таблетка?(через 4 часа)
- Летела стая птиц; сели по две на дерево – одно дерево осталось; сели по одной – одного недостало. Много ль птиц и деревьев?(3 дерева и 4 птицы)
- Шли столбцом сын с отцом да дед с внуком, сколько их?(3)
- Шли две матери с дочерьми да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога, помногу ль достанется?(по ½)
- Двое пошли – 3 гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут?(0)
Третье задание.
Ведущий: «А это что за солдаты?»
Солдаты: «Мы отважные солдаты – важные координаты,
На луче мы в ряд стоим, вам задание дадим».
Задание. Расставьте числа на числовом луче и прочитайте фамилию российского ученого – создателя неевклидовой геометрии (балл получает команда, справившаяся с заданием быстрее).
Е(70/70), С(1), Й(2), Л(0,2), И(1), Ч(0,9), В(1,3), К(1,8), О(0,4), А(), Б().
(Ответ: Лобачевский)
Четвертое задание.
Ведущий: «Еще в крепости живут разные геометрические фигуры. Вот две из них. Они вам расскажут интересную историю».
Сценка «Треугольник и квадрат» (Е. Панин).
Жили были два брата: треугольник с квадратом.
Старший – квадратный, добродушный, приятный.
Младший – треугольный, вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат: «Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре».
Но квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я – квадрат».
И сказал еще нежней: «Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным, а проснешься без углов!»
Но наутро младший брат страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата. Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов!
Как же так получилось, ребята?
Квадрат дает задание написать математические понятия на букву «К», а треугольник – на букву «Т».
Например: круг, корень, куб, кратное и т. д.;
теорема, тупой угол, точка и т. д.
Пятое задание.
Ведущий: «В крепости живут дроби и вот одна из них».
Дробь: «Если вдруг вы захотите 7 на 8 разделить,
То в ответе кроме дроби ничего не может быть.
Значит, дробь и есть деленье. Только вот чего на что?
Дайте мне определенье. Ну-ка первым будет кто?»
Дробь дает задание «Математическая эстафета».
3 +3 +3 -2 -2 +8 +6
За каждое верно выполненное действие команда получает жетон.
Шестое задание.
Принцесса Логика: «Без меня никак не обойтись, без меня не справиться с задачей. Без меня была трудна бы жизнь, так вам поступать или иначе».
Предлагает логические задачи.
1). Петя, Миша и Вася имеют каждый свое увлечение. Кто-то любит математику, кто-то занимается рисованием, кто-то пением. Петя не любит решать задачи, а Вася занял первое место в песенном конкурсе. Кто чем занимается? (Петя – рисованием, Вася – пением, Миша – математикой).
2). Трое подозреваемых в преступлении А, В и С. Они дали следующие показания.
А: «В не делал этого».
В: «Это сделал С».
С: «Это сделал В».
Преступник солгал. Кто из них преступник? ( Ответ – С)
Ведущий: «Чтобы пройти дальше вы должны назвать пароль. Он зашифрован. Разгадывайте».
См.рисунок «Ребус»
Пароль: «Математика – царица наук».
А кто это сказал, знаете? (К. Ф. Гаусс)
Ведущий: «Прояви догадку, милый друг.
Кто же правит крепостью, скажи?
Правит ей царица всех наук.
Без нее б не развивалась жизнь.
Ходит о царице той молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Догадались, кто это? Конечно Математика!»
Выходит царица Математика.
- Было много заданий у вас на пути.
Последний этап вам осталось пройти.
Вы мне сейчас докажите, друзья,
Что без математики жить вам нельзя.
Команды зачитывают оды математике.
Жюри подсчитывает количество баллов. Команда победитель получает приз.
Ведущий: «Ну что, ребята, трудно было штурмовать крепость? Хорошо защищались жители крепости? Понравилось ли вам?»
Подводят итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение показательных и логарифмических неравенств
Материал, связанный с неравенствами, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объясняется тем, что неравенства широко используются в различных разделах математики, в решении важны...
Методические рекомендации по формированию у обучающихся умения решать основные виды логарифмических неравенств
В работе рассмотрены основные виды логарифмических неравенств, даны методические рекомендации по обучению учащихся решению логарифмических неравенств разными способами....
Разработка открытого урока"Решение логарифмических неравенств"
Вданной разработке рассматриваются различные методы решения логарифмических уравнений ....
Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств
В данной разработке рассматривается стандартный метод решения логарифмического неравенства в основании которого находится переменная. Стандартный метод решения предполагает разбор д...
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
Решение логарифмических неравенств и систем неравенств. Уровень С-3 или №17 ЕГЭ
План - конспект урока по математике в 11 классе по теме " Решение логарифмических неравенств и систем неравенств"....
Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классе
Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классеАвторы: ·...