Программа элективного курса «Решение задач с практическим содержанием» для учащихся 10-11 классов
элективный курс по математике (10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Чернышевская СОШ Высокогорского района Республики Татарстан
Программа элективного курса
«Решение задач с практическим содержанием»
для учащихся 10-11 классов
Автор программы:
Мавлютова Чулпан Хадзятовна
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения.
Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырёх элементов:
1.Опыта познавательной деятельности или знаний.
2.Опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу.
3.Опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения.
4. Социального опыта и ценностных ориентаций.
Таким образом, в содержании образования всё более важным становится компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Предлагаемый курс " Решение задач с практическим содержанием" сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, которым интересна математика, и которые хотят закрепить знания, умения и приобрести прочные навыки в решении задач с практическим содержанием. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня их математической подготовки через решение тренировочных упражнений.
Задачи с практическим содержанием в последние годы стали широко использоваться на едином государственном экзамене по математике. К сожалению, эти задачи либо малы, либо вообще не представлены в учебниках для массовых школ.
Навыки в решении задач с практическим содержанием необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Материалы данного курса содержат методы, которые позволяют решать обширный класс задач с практическим содержанием, и, безусловно, могут использоваться учителем как на уроках математики в 10-11 классах, так и на факультативных и дополнительных занятиях. Основная задача обучения математике ˗˗ обеспечение прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений. Наряду с ней данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой.
Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Большинство занятий по решению задач состоят из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи самостоятельного решения. Основными формами организации учебных занятий являются: лекция, объяснение, практическая работа, творческие задания. Многообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся с разной степенью подготовки. Всё направлено на развитие интереса школьников к предмету, на решение новых и интересных задач, на расширение представлений об изучаемом материале. Программа может быть использована в классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся.
В программе даны цели и задачи, содержание курса "Решение задач с практическим содержанием"; приведено календарно-тематическое планирование с указанием форм проведения занятий; названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю; приведены критерии уровня усвоения учащимися курса "Решение задач с практическим содержанием"; имеется список литературы.
По окончании курса учащиеся должны сдать зачет.
Цели и задачи курса
Цели курса:
1. Помочь повысить уровень понимания в таких вопросах как:
а) решение текстовых задач с практическим содержанием;
б) решение социально-экономических задач;
в) графики, столбчатые и круговые диаграммы, гистограммы;
г) задачи с формулами;
д) задачи на вычисление площадей геометрических фигур;
е) решение задач на работу и движение.
2. Научить учащихся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3. Создать базу для развития способностей учащихся; помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса:
1. Научить учащихся решать задачи с практическим содержанием.
2. Научить учащихся решать социально-экономические задачи.
3. Научить учащихся выполнить графические задания, задания со столбчатыми и круговыми диаграммами, гистограммами.
4. Научить учащихся решать задачи с формулами.
5. Научить учащихся вычислить площади геометрических фигур.
6. Научить учащихся решать задачи на работу и движение.
6.Научить учащихся строить и исследовать простейшие математические модели.
7.Углубление знаний, совершенствование умений и навыков по математике.
8.Освоение учащимися математических навыков и практических умений.
10.Воспитание у учащихся ответственности и любви к математике.
11.Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
12. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по математике, а также к выбору дальнейшей профессии.
Курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса математики и существенно дополняет его практическими сведениями.
Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных математических задач.
Наконец, представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.
Содержание программы
Тема 1. Задачи с практическим содержанием(2 часа).
Занятие 1. Значение практических задач в жизни современного человека.
Методы обучения: лекция, объяснение.
Форма контроля: устный опрос.
Занятие 2. Виды задач с практическим содержанием в заданиях ЕГЭ.
Методы обучения: объяснение, решение типовых задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 2. Простейшие задачи с практическим содержанием(4 часа).
Занятие 3. Решение простейших текстовых задач.
Методы обучения: объяснение, решение типовых задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 4. Графики, столбчатые и круговые диаграммы, гистограммы.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий.
Занятие 5. Способы задания данных в социально-экономических задачах.
Методы обучения: объяснение, решение типовых задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 6. Задачи на вычисление площадей геометрических фигур.
Методы обучения: объяснение, решение типовых задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Задачи с преобразованиями формул(4 часа).
Занятие 7. Задачи с формулами в заданиях ЕГЭ.
Методы обучения: объяснение, выполнение упражнений.
Форма контроля: устный опрос.
Занятие 8. Задачи с простейшими физическими формулами.
Методы обучения: объяснение, решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 9. Сложные задачи с преобразованиями формул.
Методы обучения: объяснение, выполнение упражнений.
Форма контроля: устный опрос.
Занятие 10. Решение задач с формулами.
Методы обучения: объяснение, решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 4.Текстовые задачи с практическим содержанием(6 часов).
Занятие 11. Методы решения текстовых задач.
Методы обучения: объяснение, решение задач.
Форма контроля: устный опрос.
Занятие 12. Решение задач табличным способом.
Методы обучения: объяснение, решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 13. Решение задач с составлением уравнений.
Методы обучения: объяснение, решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 14. Решение задач с помощью систем уравнений.
Методы обучения: объяснение, решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 15. Задачи на движение.
Методы обучения: объяснение, решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 16. Задачи на работу.
Методы обучения: объяснение, решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 5. Итоги и результаты по теме: «Задачи с практическим содержанием» (1 час).
Занятие 18. Проверочная работа в форме ЕГЭ.
Форма контроля: проверка выполненной работы.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Форма проведения | Дата по плану | Фактичес кая дата проведе ния |
1 | Значение практических задач в жизни современного человека. | Лекция. | ||
2 | Виды задач с практическим содержанием в заданиях ЕГЭ. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
3 | Решение простейших текстовых задач. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
4 | Графики, столбчатые и круговые диаграммы, гистограммы. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
5 | Способы задания данных в социально-экономических задачах. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
6 | Задачи на вычисление площадей геометрических фигур. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
7 | Задачи с формулами в заданиях ЕГЭ. | Решение задач. | ||
8 | Задачи с простейшими физическими формулами. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
9 | Сложные задачи с преобразованиями формул. | Решение задач. | ||
10 | Решение задач с формулами. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
11 | Методы решения текстовых задач. | Решение задач. | ||
12 | Решение текстовых задач табличным способом. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
13 | Решение текстовых задач с составлением уравнений. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
14 | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
15 | Задачи на движение. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
16 | Задачи на работу. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
17 | Проверочная работа в форме ЕГЭ. | Урок-зачёт. |
Оценивание знаний и умений учащихся по элективному курсу "Решение задач с практическим содержанием"
Данный элективный курс "Решение задач с практическим содержанием" дает примерный объём знаний, умений навыков, которым должны овладеть учащиеся. В этот объём входят знания, умения и навыки, которые не только соответствуют требованиям программы общеобразовательной школы, но и предполагают более расширенный уровень. Одна из целей преподавания этого курса ˗˗ помочь осознать школьнику степень значимости своего интереса к математике и оценить свои возможности, поэтому интерес учащегося к занятиям на курсах не следует гасить чрезмерностью требований и перегрузкой. Напротив, интерес и склонность учащегося к занятиям нужно всемерно поддерживать и развивать.
При работе над темой "Решение задач с практическим содержанием" учитель должен обратить внимание учащихся на значимость задач с практическим содержанием.
Для успешного решения задач с практическим содержанием нужно хорошо знать следующие темы школьного курса математики: "Графики. Диаграммы", "Площади", "Формулы", "Задачи на работу", "Задачи на движение". Учащиеся уже знакомы с этими темами. Целесообразно повторить формулы вычисления площадей геометрических фигур и понятия столбчатых и круговых диаграмм, гистограмм.
На занятиях можно использовать фронтальный опрос ˗ вид работы, который охватывает большую часть класса или группы. Эта форма развивает точную речь, способность работать в достаточно быстром темпе, принимать решения, собираться с мыслями.
Можно использовать на занятиях комментированные задания, когда один из учащихся объясняет вслух ход выполнения задания. В этом случае нет механического списывания с доски. Ученики приучаются к вниманию, к быстрой ориентации в теме, а так же и повторяют изученное.
Домашние задания являются обязательными для всех, посещающих элективный курс.
Более успешным ученикам можно давать творческие задания. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется путем указания способа действия и называния ответа.
Самостоятельная работа рассчитана на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовленности слушателей данного курса. Ученики самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания в соответствии со своими возможностями. На занятиях необходимо организовать обсуждение результатов этой работы, а также разнообразных творческих заданий. Программа данного элективного курса позволяет организовать повторение и закрепление знаний, умений и навыков по решению задач с практическим содержанием, тем самым способствовать подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Для тех учеников, которые пока не заинтересованы в математике, эти занятия могут вызвать желание узнать больше и интерес к предмету. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий, точно и грамотно формулировать теоретические положения, уверенно владеть алгоритмами при решении соответствующих заданий; решать задачи с практическим содержанием, в том числе задачи ЕГЭ.
Критерии уровня усвоения учащимися курса "Решение задач с практическим содержанием"
Для успешного анализа и самоанализа необходимо определить критерии усвоения учащимися курса "Решение задач с практическим содержанием". Можно выделить следующие критерии уровня усвоения курса:
- Ученик демонстрирует ответственное и сознательное отношение к учению, усвоил теоретический материал курса, получил навыки в применении его при решении конкретных заданий, в работе над индивидуальными заданиями продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески. Ученик решает задания любой степени сложности.
- Ученик освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет задания прилежно, что свидетельствует о возрастании общих умений учащегося и о положительной динамике его интеллектуального роста.
- Ученик освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволяет ему успешно выполнять простые задания.
Список использованной литературы
- К новой официальной демонстрационной версии ЕГЭ. ЕГЭ 2011. Математика. Типовые тестовые задания ∕ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семенов, А.Л. Семенов, М.А. Семенова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Школь, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. ─ М.: Издательство «Экзамен»; 2010.
- Лаппо Л.Д. ЕГЭ 2011. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ ∕ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. ─ М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Кочагин В.В. ЕГЭ 2010. Математика. Тематические тренировочные задания ∕ В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина. ─ М.: Эксмо, 2010.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010: Математика/ авт.- сост. И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров и др.; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Единый государственный экзамен 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров и др.; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко.— ФИПИ—М.: Интеллект- Центр, 2009.
- Демонстрационный вариант экзаменационной работы по математике за 2010- 2011 учебный год.
- Открытый БД по математике.
- Демонстрационные варианты экзаменационной работы по математике за 2009-2010 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...
Программа элективного курса: «Решение химических задач». в 11 классе (1 час через неделю, всего 17 часов)
Элективный курс предназначен для учащихся 11 классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии, имеющих хорошие базовые знания общей, органической и неорганической химии. А также д...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Данный курс рассчитан на 68 часов (9-11 классы) и направлен на формирование навыков решения задач различного уровня сложности. Задачи в данном курсе сгруппированы по типам. Предполагаемые задания охва...
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»
Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических задач с параме...
Рабочая программа элективного курса "Решение трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов
Рабочая программа элективного курса "Решение трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по био...
Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса
ПРОГРАММА элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована для учащихся 10 А класса хим-биопрофиля...
Рабочая программа элективного курса "Геометрические задачи с практическим содержанием" для 9 класса
Данный практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение кач...