Программа внеурочной деятельности 5 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности в 5 классе по предмету математика. Расчитана на 1 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_matemat_5_klass_vneurochka.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы примыкают к основному курсу математики. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач выходит за рамки основного курса, уровень их трудности - повышенный, Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Данная программа «Увлекательный калейдоскоп» предназначена для работы с учащимися V классов. Рассчитана данная программа на 34 часа в год. Тематика внеурочных занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
Основная цель внеурочных занятий:
- сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.
Задачи внеурочных занятий:
- учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
- обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
- развивать познавательную и творческую активность учащихся;
- показать учащимся исторические аспекты возникновения становления и развития счёта;
- рассмотреть с учащимися некоторые методы решения старинных арифметических и логических задач.
- провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем
- Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий. Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования.
Во время занятий целесообразно проводить дискуссии, ученики должны выполнять индивидуальные задания. Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов | Форма проведения урока |
1 | Элементы истории математики. "Таинственные знаки" математики Древнего Востока. Древний Египет. | 1 | Презентация |
2 | Метод равных треугольников – исторически первый геометрический метод. | 1 | Теоретический семинар с последующим решение задач |
3 | Неутомимые труженики в геометрии: равнобедренный и равносторонний треугольники. | 1 | Примеры и решения |
4 | «Магические» фигуры. | 1 | Презентация |
5 | Развитие вычислительной культуры. Некоторые приёмы устного счёта. | 1 | Практикум по устному счету |
6 | Задачи на «переливание». | 3 | Составление схем, составление таблиц, решение проблемных задач |
7 | Задачи на взвешивание. | 3 | Решение задач, практикум |
8 | Задачи на "движение" | 3 | Составление таблиц, практикум |
9 | Логические задачи. | 3 | Различные методы решения, практикум |
10 | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». | 3 | Математический бой, Практикум. Решение задач |
11 | Задачи на делимость. | 2 | Примеры и решения |
12 | Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. | 1 | Презентация, решение задач |
13 | Комбинаторные задачи. Комбинации и размещения. | 2 | Решение задач на составление комбинаций |
14 | Задача на составление уравнений. | 1 | Практикум |
15 | Числовые ребус. | 2 | Практикум по решению числовых ребусов. |
16 | Математические игры. Математические фокусы. | 2 | Презентация учащихся. Математическая игра |
17 | Наглядная геометрия. Оригами | 2 | Презентация, работа с бумагой |
18 | Математический КВН | 2 | Игра в командах |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате посещения внеурочных занятий по математике «Увлекательный калейдоскоп» у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
Предлагаемая внеурочная деятельность , отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилит прикладную направленность преподавания математики.
Таким образом, программа внеурочных занятий «Увлекательный калейдоскоп», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Данный курс внеурочной деятельности имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Александрова, Э. Б. Стол находок утерянных чисел / Э. Б. Александрова, В. А. Левшин. — М. : Детская литература, 1988. — 63 с.
- Аменицкий, Н. Н. Забавная арифметика / Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров. — М. : Наука, 1991. — 125 с.
- Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 1994. — 128 с.
- Б.А.Д. Бал у принцессы арифметики // Квант. — 1974. — № 7. — С. 66—68.
- Балк, М. Б. Математика после уроков / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. — М. : Просвещение, 1971. — 464 с.
- Беррондо М. Занимательные задачи / М. Беррондо; пер. с фр. Ю. Н. Сударева; под ред. И. М. Яглома. — М. : Мир, 1983. — 229 с.
- Болгарский, Б. В. Очерки по истории математики / Б. В. Болгарский; под ред. В. Д. Чистякова. — Минск : Вышэйш. школа, 1974. — 288 с.
- Виленкин, Н. Я. Тайны бесконечности / Н. Я. Виленкин // Квант. — 1970. — № 3. — С. 3—13.
- Вырежи и сложи: Игры-головоломки / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. — Минск : Нар. асвета, 1992. — 179 с.
- Волина, В. В. Мир математики / В. В. Волина. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 508 с.
- Ганчив И. Математический фольклор / И. Ганчив, К. Чимев, Й. Стоянов. — М. : Знание, 1987. — 205 с.
- Глейзер, Г. И. История математики в школе VII—VIII кл.: пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.
- Глейзер, Г. И. История математики в школе: IV—VI кл. : пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1981. — 239 с.
- Гуцанович, С. А. Занимательная математика в базовой школе : пособие для учителей / С. А. Гуцанович. — Минск : Тетра Системс. — 96 с.
- Депман, И. Я. Рассказы о математике / И. Я. Депман. — Л. : Детгиз, 1957. — 142 с.
- Депман, И. Я. Рассказы о решении задач / И. Я. Депман. — Л. : Детская литература, 1957. — 127 с.
- Депман, И. Я. Совершенные числа / И. Я. Депман // Квант. — 1971. — № 8. — С.
- Все задачи «Кенгуру» / Составители Братусь Т.А., и др. – С.-П: издание третье, дополненное, 2008 г. – 252 с..
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...