конспект урока "Решение задач на сплавы и смеси"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
В учебниках алгебры очень мало задач по данной теме но эти задачи встречаются в экзаменационных работах за 9 и 11 класс. Приведены в систему методы, приемы решения задач на «сплавы» и «смеси».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zadachi_na_splavy_i_smesi.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Решение задач на «сплавы» и «смеси»
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний и умений;
- Создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений;
- Устранить пробелы в знаниях учащихся
2. Развивающие:
- Способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи, внимания, памяти, умения работать в должном темпе;
- Творчески подходить к решению задач;
- Способствовать развитию настойчивости и умению владеть собой.
3. Воспитательные:
- Содействовать воспитанию интереса к математике;
- Содействовать воспитанию активности, мобильности, умению общаться, общей культуре личности.
Методы, способы, приемы:
- Частично-поисковый.
- Метод наглядности, рассказ, беседа.
- Самостоятельное решение задач.
- Самопроверка, взаимопроверка.
Формы организации урока:
- Индивидуальная;
- Фронтальная;
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютеры, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: « Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Так давайте сегодня следовать этому совету писателя, будем активны, собраны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей учебе, при сдаче экзамена.
Сегодня на уроке мы должны повторить, обобщить, привести в систему методы, приемы решения задач на «сплавы» и «смеси». Перед вами стоит задача – показать знания и умения по решению таких задач; расширить круг своих знаний и умений.
II. Актуализация знаний учащихся.
Прежде, чем приступить к решению задач повторим теоретический материал.
а) теоретический опрос
- что называют процентом?
- как найти процент от числа? (Примеры)
- что называют концентрацией вещества?
- что называют процентным содержанием вещества?
Теоретические сведения.
Пусть m г некоторого вещества растворяется в М г воды, тогда
- доля вещества в растворе;
- доля воды в растворе;
*100% концентрация раствора, или процентное содержание вещества в растворе;
· 100% - процентное содержание воды в растворе;
При этом · 100 % + · 100% = 100%.
Примечание 1. Вместо воды можно брать любую жидкость – основание, в которой можно растворить то или иное вещество.
Примечание 2. С математической точки зрения растворы, смеси, сплавы не отличаются друг от друга. Поэтому доля или процентное содержание одного вещества в растворе, смеси, сплаве определяются по одному правилу.
Примечание 3. Вместо весовых мер веществ и воды можно брать доли или части(mч и Мч).
II) Знакомство учащихся с текстом задач и выделение основных компонентов в них.
Таблица для решения задач имеет следующий вид:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов | % содержание вещества (доля содержания вещества) | Масса раствора (смеси, сплава) | Масса вещества |
|
|
|
|
Допущения для решения задач на сплавы, растворы и смеси.
При решении задач данного типа используются следующие допущения:
- Всегда выполняется «закон сохранения объема или массы»:
Если два сплава (раствора) соединяют в один «новый» сплав (раствор), то выполняются равенства:
V= V1 + V2- сохраняется объем;
M=M1 + M2-сохраняется масса.
- Точно такой же «закон сохранения» выполняется для отдельных составляющих частей (компонент) сплава ( раствора), если первый сплав состоит из нескольких компонентов, например из А,В,С, а второй состоит из компонентов В,С,Д, то «новый» сплав, полученный при соединении этих двух сплавов , будет содержать компоненты А , В, С, Д. При чем масса этих компонентов «новом» сплаве равны сумме масс каждой из компонентов, входящих в первый и второй сплав.
- При соединении растворов, сплавов не учитываются химические взаимодействия их отдельных компонент.
- Очень часто в задачах на смеси, и сплавы используется понятия объемной концентрации и массой концентрации компонент, составляющих раствор или сплав. Объемная или массовая концентрация есть число, показывающее, какую долю всего объема или массы составляет данная компонента.
Например, если имеется40%-й раствор соли, то в этом растворе 0,4 объема занимает «чистая» соль. Значит, объемная концентрация соли в растворе равна 0,4. Если сплав содержит свинец и медь в отношении 4:7, то в этом сплаве 4/11 частей от массы всего сплава составляет масса , а 7/11- масса меди и т.д. То есть массовые концентрации свинца и меди в сплаве соответственно равны 4/11 и 7/11.
б) Работа индивидуальная. Решение теста с помощью компьютера.
В) Для того чтобы решать задачи, надо иметь хорошую логику, а её нужно развивать. Отвлечемся от задач на «сплавы» и «концентрации». Решим логическую задачу.
Петух на 20% легче гуся, на сколько процентов гусь тяжелее петуха?
III) Решение задач.
Рассмотрим решения задач с применением таблицы.
Задача 1. В сосуд содержащий 2 кг 80 % -го водного раствора уксуса добавили 3 кг воды. Найдите концентрацию получившегося раствора уксусной кислоты.
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
Исходный раствор | 80 % = 0,8 | 2 | 0,8·2=1,6 |
Вода | - | 3 | - |
Новый раствор | х % = 0,01х | 5 | 0,01х·5 |
Масса уксусной кислоты не изменилась, тогда получаем уравнение:
0,01х·5 = 0,8·2
0,05х = 1,6
х = 1,6:0,05
х = 32
Ответ: концентрация получившегося раствора уксусной кислоты равна 32 %.
Очень часто в жизни приходится решать следующую задачу.
Задача 2.Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Исходный раствор | 70 % = 0,7 | 200 | 0,7·200 |
Вода | - | х | - |
Новый раствор | 8 % = 0,08 | 200 + х | 0,08(200 + х) |
Анализируя таблицу, составляем уравнение :
0,08(200 + х) = 0,7·200
16 + 0,08х = 140
0,08х = 124
х = 1550
Ответ :1,55 кг воды.
Задача 3. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты.
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
I раствор | 12 % = 0,12 | у | 0,12у |
II раствор | 20 % = 0,2 | у | 0,2у |
Смесь | х % = 0,01х | 2у | 0,01х·2у |
Анализируя таблицу, составляем уравнение :
0,12у + 0,2у = 0,01х·2у
Получили уравнение с двумя переменными, учитывая, что , имеем
0,32 = 0,02х
х = 16
Ответ : концентрация раствора 16 %.
Задача 5. Смешав 40 % и 15 % растворы кислоты, добавили 3 кг чистой воды и получили 20 % раствор кислоты. Если бы вместо 3 кг воды добавили 3 кг 80 % раствора той же кислоты, то получили бы 50 %-ый раствор кислоты. Сколько килограммов 40 % -го и 15 % растворов кислоты было смешано?
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
I раствор | 40 % = 0,4 | х | 0,4х |
II раствор | 15 % = 0,15 | у | 0,15у |
Вода | - | 3 | - |
Смесь I | 20 % = 0,2 | х + у +3 | 0,2(х + у +3) |
Получаем уравнение:0,4х + 0,15у = 0,2(х + у +3)
Выполним вторую операцию:
I раствор | 40 % = 0,4 | х | 0,4х |
II раствор | 15 % = 0,15 | у | 0,15у |
Кислота | 80 % = 0,8 | 3 | 0,8·3 |
Смесь II | 50 % = 0,5 | х + у +3 | 0,5(х + у +3) |
Итак, 0,4х + 0,15у + 0,8·3 = 0,5(х + у +3).
Для решения задачи получаем систему уравнений:
Решаем систему уравнений:
Ответ:3,4 кг 40 % кислоты и 1,6 кг 15 % кислоты.
Задача 7. Имеются два сплава, состоящие из золота и меди. В первом сплаве отношение масс золота и меди равно 8:3, а во втором - 12 : 5. Сколько килограммов золота и меди содержится в сплаве, приготовленном из 121 кг первого сплава и 255 кг второго сплава?
Решение.
Наименование веществ, смесей | Доля вещества | Масса сплава (кг) | Масса вещества (кг) | |||
золото | медь | всего | Золото Мз | медь Мм | ||
I сплав | 8 | 3 | 11 | 121 | ·121 | ·121 или 121- Мз |
II сплав | 12 | 5 | 17 | 255 | ·255 | 255- Мз |
III сплав | - | - | - | 376 | Сумма I и II сплавов | Сумма I и II сплавов |
·121 = 88 (кг) – масса золота в I сплаве
·255 = 180 (кг) масса золота в II сплаве
121+255=376 (кг) – масса III сплава
88+180=268 (кг) -масса золота в III сплаве
376-268=108 (кг) масса меди в III сплаве
Ответ :268 кг золота и 108 кг меди.
Ответ :n = 128.
IV. Систематизация знаний
Сообщения учащихся, раскрывающий один из видов задач на «сплавы» и «смеси».
В математике нет прописных истин и «царских дорог». К решению каждой задачи нужно подходить творчески.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Рефлексия
Выбери вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия:
- Я все знаю, понял и могу объяснить другим.
- Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другим.
- Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу.
- У меня остались некоторые вопросы
Отрази своё настроение после урока, написав три слова.
- Подведение итогов, постановка домашнего задания.
Задачи на сплавы, растворы и смеси.
Задача №1.
Сплав меди и алюминия массой 10 кг. Содержит 35% меди. Сколько килограммов в этом сплаве составляет медь?
Задача №2.
Даны два куска с различным содержанием олова. Первый, массой 300 г., содержит 20% олова. Второй, массой 200г., содержит 40% олова. Сколько процентов олова будет содержать сплав ., полученный из этих кусков.
Задача №3 .
Смешали 300 г. 505-го и 100г.- 30% раствора кислоты. Определите процентное содержание кислоты в полученной смеси.
Задача №4.
Даны два куска металла с различным содержанием олова. Первый ,массой М1 ,содержит Р1 % олова, а второй массой М 2 , содержит
Р2 % олова. Определите процентное содержание олова в сплаве, полученном с плавлением двух данных кусков.
Задача №5.
(МГУЭСИ) В 1л. 10%-го водного раствора поваренной соли добавили 4л. чистой воды. Определите процентное содержание соли в полученном растворе.
Задача №6.
В 2 л. водного раствора , содержащего 60% кислоты, добавили 4л. чистой воды. Определите процентное содержание в новом растворе.
Задача №7.
( из «Арифметики» А.П. Киселева.) 30 ведер вина в 48 градусов смешно с 24 ведрами вина в 36 градусов. Сколько градусов с смеси? (число градусов означает процентное содержание чистого спирта в вине.)
Задача №8.
Сколько литров воды нужно добавить в 2л. водного раствора, содержащего 60% кислоты, чтобы получить 20% -й раствор кислоты?
Задача №9.
Имеется чай двух сортов- по 80 р. и 120р. за один кг. Смешали 300г. первого и 200 г. второго сорта. Определите цену 100 г. полученной смеси.
«Задачи на растворы, смеси и сплавы»
Основными компонентами в этих задачах являются:
- масса раствора (смеси, сплава);
- масса вещества;
- доля (% содержание) вещества.
Теоретические сведения.
Пусть m г некоторого вещества растворяется в М г воды, тогда
- доля вещества в растворе;
- доля воды в растворе;
· 100 % - концентрация раствора, или процентное содержание вещества в растворе;
· 100% - процентное содержание воды в растворе;
При этом · 100 % + · 100% = 100%.
Задача 1. В сосуд содержащий 2 кг 80 % -го водного раствора уксуса добавили 3 кг воды. Найдите концентрацию получившегося раствора уксусной кислоты.
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
Исходный раствор | |||
Вода | |||
Новый раствор |
Задача 2.Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % -ый раствор уксусной кислоты?
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Задача 3. Смешали некоторое количество 12% -го раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % -го раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
Задача 5 Смешав 40 % -ый и 15 %-ый растворы кислоты, добавили 3 кг чистой воды и получили 20 % раствор кислоты. Если бы вместо 3 кг воды добавили 3 кг 80 %-го раствора той же кислоты, то получили бы 50 %-ый раствор кислоты. Сколько килограммов 40 % -го и 15 %-го растворов кислоты было смешано?
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
Получаем уравнение:
Выполним вторую операцию:
Задача 7. Имеются два сплава, состоящие из золота и меди. В первом сплаве отношение масс золота и меди равно 8 : 3, а во втором - 12 : 5. Сколько килограммов золота и меди содержится в сплаве, приготовленном из 121 кг первого сплава и 255 кг второго сплава?
Наименование веществ, смесей | Доля вещества | Масса сплава (кг) | Масса вещества (кг) | |||
золото | медь | всего | Золото Мз | медь Мм | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач на сплавы и смеси
Принцип решения задач на сплавы, смеси складывается из того что – бы по условию задачи составить схему, на которой наглядно указывается вес всего вещества (внутри «вёдер») и вес сухого вещества, содер...
Презентация по теме "Решение задач на сплавы и смеси"
Арифметический способ решения задач....
Конспект урока "Задачи на сплавы и смеси"
коеспект урока для 9 класса, подготовка к ОГЭ...
занятие факультатива "Решение задач на сплавы и смеси"
решение задач старинным способом...
Задачи на сплавы и смеси
В работе предложены способы решения задачь на сплавы и смеси различных видов. Она предназначена для занятий в 9 и11 классах при подготовке к экзаменам...
Задачи на сплавы и смеси
Образец решения и оформления задач на сплавы и смеси при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ...
Задачи на сплавы и смеси
материал содержит задачи на составление уравнений по теме "Сплавы и смеси"...