занятие факультатива "Решение задач на сплавы и смеси"
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме
решение задач старинным способом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
авторская брошура с решением задач | 176 КБ |
презентация | 224.41 КБ |
описание урока | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ с. Алферьевка
Чурекова Н.Ю.
Старинный метод решения задач
и
не только.
(задачи на смеси и сплавы)
2006
Правило смешения. Потребность в смешивании различных веществ появилась еще в древности. Люди опытным путем находили необходимое соотношение смешиваемых веществ. В результате длительной практической деятельности, отчасти путем математических рассуждений, были выработаны правила, которые стали использовать для решения задач и включать во все учебники по арифметике. Рассматриваемое правило смешения получило большое распространение, так как позволяло решать задачи на смеси и сплавы механически, записывая числа в соответствии с действующим правилом и выполняя простые вычисления.
Если смешивали два вещества концентрации (стоимости) а и b (а < Ь), то при этом получали смесь концентрации с (а < с < Ь), и данные числа записывали следующим образом: друг над другом а и Ь, слева от них посередине с. Меньшую концентрацию вычитали из концентрации смеси с - а и записывали справа от большей. Затем из большей концентрации вещества вычитали концентрацию смеси b - с и разность записывали справа от меньшей концентрации. Получали цепочку. Обозначив полученные результаты через х и у соответственно, находили, что для смешивания надо взять х частей концентрации а и у частей концентрации b.
Задача. У некоторого купца было для продажи масло двух сортов по цене 10 и 6 гривен за ведро. Захотелось ему сделать, смешав их, масло ценою 7 гривен за ведро. Сколько частей каждого масла надо взять?
Решение. Из схемы видно, что смешиваются 3 части дешевого масла и 1 часть дорогого, т. е. всего 4 части.
В задачах, где раствор разбавляется водой, последнюю считают имеющей нулевую концентрацию, так как в ней данное вещество не содержится.
В том случае, когда требуется найти количество веществ, взятых для смешивания поровну с меньшей и большей, чем требуется, ценой, самую дешевую вещь смешивают с самой дорогой.
Пример 1. Смешали 5%-ный раствор соляной кислоты с 40%-ным и получили 140 гр. 30%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?
Решение: 1) 10+25=35частей
2) 140:35=4грамма-1 часть
3)10∙4=40грамм-5% раствор
4) 25∙4=100грамм-40% раствор
Ответ: 40 и 100г.
- Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 гр 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято? (450 и 150г)
- Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля 5 и 40%. Сколько нужно взять металла каждого из этих сортов, чтобы получить 140 т стали с 30%-ным содержанием никеля? (100и 40г)
- Два слитка, один из которых содержит 35% серебра, а другой 65%, сплавляют и получают слиток массой 20 г, содержащий 47% серебра. Какова масса каждого из этих слитков? (12 и 8г)
- В колбу налили некоторое количество 60%-го раствора соли и некоторое количество 80%-го раствора этой же соли. Получили 35 мл раствора, содержащего 72% соли. Сколько миллилитров каждого раствора налили в колбу? (14 и 21мл)
- Для проведения опыта научный сотрудник химической лаборатории смешал 4%-й раствор некоторого химического вещества и 10%-й раствор этого же вещества и получил 75 мл 8%-го раствора. Сколько миллилитров
4%-го раствора и сколько 10%-го раствора было взято? (25 50 мл) - Смешали 10%-ный и 25%-ный растворы соли и получили 3 кг 20%-ного раствора. Какое количество каждого раствора в килограммах было использовано? (1 и 2кг)
- Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля в 5% и 40%. Сколько нужно взять каждого из этих сортов стали, чтобы получить 140 т стали содержанием никеля в 30%? (100 и 40т)
- Один раствор содержит 20% (по объему) соляной кислоты, а второй — 70%. Сколько литров первого и второго растворов нужно взять, чтобы получить 100 л. раствора, содержащего не менее 50 % соляной кислоты и не более 60%? ( 20%-го –не менее20л и не более40л)
- Смешали 30%-ный и 20%-ный растворы соляной кислоты и получили 800гр 25%-ного раствора. Сколько каждого раствора было использовано? (400 и 400г)
- Свежие фрукты содержат 72% воды, а сухие — 20%. Сколько сухих фруктов получается из 20 кг свежих?(7кг)
Пример 2.1. На складе хранятся ягоды 100кг, содержащие 99% воды. Сколько они будут весить, если после испарения, воды стало 98%?
Решение: 1) 1+1=2части
2) 100:2=50кг-1часть
Ответ: 50кг.
Пример 2.2. Имеется 50т руды. Из нее выплавили 20т металла содержащего 12% примесей. Какой процент примесей в руде?
Решение:
0,12∙20=2,4(т) – примеси в металле
30+2,4=32,4(т) – примеси в руде
32,4:50∙100=64,8% Ответ: 64,8%.
- В сосуд с 20% раствором соли добавили воду и получили 200г 3% раствора. Сколько было воды? (170г)
- В раствор объемом 8 л, содержащий 60% кислоты, начали вливать раствор, содержащий 20% кислоты. Сколько можно влить второго раствора в первый, чтобы смесь содержала кислоты не больше 40%, но не меньше 30%?
- Свежие грибы содержат 90% воды (по массе), а сухие 12% воды. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих и сколько надо собрать свежих грибов, чтобы получить 200 г сухих? (19,5кг)
- Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить к этому куску сплава, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди? (1,5кг)
- Сколько килограмм воды нужно выпарить из целлюлозной массы, содержащей 85% воды, чтобы получить массу, с содержанием 75%? (200кг)
- На овощной базе имелся крыжовник, влажность которого составляла99%. За время хранения его влажность уменьшилась на 1%. На сколько процентов уменьшилась масса хранившегося крыжовника? (на 50%)
- Имеется брусок сплава меди с оловом массой 15 кг содержащий 40% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому бруску, чтобы получившийся новый сплав содержал не более 30 % и не менее 20 % меди? (не менее 5 и не более 15кг)
- Свежие грибы содержат 90% воды (по массе), а сухие 12% воды. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих грибов? (2,5кг)
Пример 3.1. Только что добытый уголь содержит 2% воды. После двух недель пребывания на воздухе он содержит уже 12% воды. На сколько килограмм увеличилась масса добытой тонны угля, после двухнедельного пребывания
на воздухе?
Решение: составляем
схему для угля:
Добытый уголь | Через 2 недели |
2%-20кг-вода | 980кг-88%-уголь |
98%-980кг-уголь | ?кг-100% |
1) 980∙10:88=1114кг
2) 1114-98134кг
Ответ: 134кг.
Пример 3.2 Сплав меди и цинка содержит 82% меди. После добавления в сплав 18кг цинка процентное содержание меди понизилось до 70%. Сколько меди и цинка было в сплаве первоначально?
Решение: составляем схему по цинку
18∙70:12=105 кг
Ответ: 105 кг.
- Морская вода содержит (по весу) 5% соли. Сколько килограммов пресной воды нужно прибавить к 40 кг морской воды, чтобы содержание соли в растворе составило 2%? (60кг)
- В морской воде содержится 5% соли. Сколько нужно добавить пресной воды к 30л морской, чтобы процентное содержание соли составило 1,5%? (70л)
- Пчелы, перерабатывая цветочный нектар в мед, освобождают его от значительной части воды. Исследования показали, что нектар обычно содержит около 70% воды, а полученный из него мед содержит только 17% воды. Сколько килограммов нектара приходится перерабатывать пчелам для получения 1 кг меда? (≈2,77кг)
- Нектар содержит 70% воды, а мед-16% воды. Сколько нектара надо взять, чтобы получить 1 кг мёда? (2,8кг)
- Кусок сплава меди и цинка массой 36 кг содержит 45% меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы новый сплав содержал 60% меди? (13,5кг)
- Сплав олова и меди, масса которого 16 кг содержит 55% олова, сколько килограмм олова нужно добавить в сплав, чтобы содержание олова повысить до 60%? (2кг)
Сколько граммов воды надо добавить к 80 г раствора, содержащего 15% соли, чтобы получить 12%-й раствор? (20гр) - Сколько граммов воды надо добавить к 180 г сиропа, концентрация сахара в котором 25%, чтобы получить сироп с концентрацией сахара 20% ? (45г)
- Сколько граммов 25%-го сахарного сиропа надо добавить к 200 г воды, чтобы концентрация сахара в полученном растворе была 5% ? (50г)
- Сколько надо добавить воды к 100 г сухого молока с содержанием воды 7%, чтобы получить молоко с содержанием воды 60%, и сколько надо взять молока с содержанием воды 60%, чтобы получить из него 250 г сухого молока с содержанием воды 7%? (132,5г, 331,25г)
- Морская вода содержит (по весу) 5% соли. Сколько килограммов пресной воды нужно прибавить к 40 кг морской воды, чтобы содержание соли в растворе составило 2%?
- Имеется 600гр сплава золота и серебра, содержащего эти металлы в отношении 1:5 соответственно. Сколько грамм золота необходимо добавить к этому сплаву, чтобы новый сплав содержал 50%? (400гр)
- В баке находится 30 кг 30% раствора соли. Сколько килограммов пресной воды надо добавить, чтобы получить 20% раствор соли? (15кг)
- К раствору, содержащему 8% соли и имеющему массу 40кг, добавили чистую воду и получили раствор с 5% содержанием соли. Сколько килограмм чистой воды добавили к первоначальному раствору? (24кг)
,
где V-концентрация смеси,
V1-концентрация первого вещества,
W1-масса первого вещества.
Пример 4.1. К 120гр раствора, содержащего 80% соли, добавили 480гр 20% раствора той же соли. Сколько % соли было в смеси растворов?
Решение: Ответ:32%
Пример 4.2. Из двух сплавов меди, первый весит 7кг, а второй 8кг, получили новый сплав, содержащий 18% меди. Каково процентное содержание меди в первом сплаве, если оно на 15% больше, чем во втором?
Решение:
х=26 Ответ:26%
- К 120 г раствора, содержащего 80% соли, добавили 480 г раствора, содержащего 20% той же соли. Сколько процентов соли содержится в получившемся растворе? (32)
- Бронза – сплав меди и олова. Из бронзы в древней Руси отливали колокола, если в ней было 75% меди. К первому куску бронзы массой 500кг, содержащей 72% меди, добавили второй кусок бронзы массой 300кг, содержащей более высокий процент меди, и получили бронзу, необходимую для изготовления колокола. Определить процент содержания меди во втором куске бронзы? (80%)
Пример 5. Имеются два сплава меди и цинка. В первом сплаве меди в 2 раза больше, чем цинка, а во втором меди в 5 раз меньше, чем цинка. Во сколько раз больше надо взять второго сплава, чем первого, чтобы получить новый сплав, в котором цинка было бы в 2 раза больше, чем меди?
Решение: составляем схему по цинку 2:1 1:5 1:2
Ответ: в 2 раза.
- В двух сплавах медь и цинк относятся как 5:2 и 3:4 (по весу). Сколько килограмм каждого сплава надо взять, чтобы после совместной переплавки получить 28кг нового сплава с равным содержанием меди и цинка? (7 и 21кг)
- Имеются два сплава золота и серебра. В одном сплаве количества этих металлов находятся в отношении 1:2, в другом — 2:3. Сколько граммов нужно взять от каждого сплава, чтобы получить 19 г сплава, в котором золото и серебро находятся в отношении 7:12? (9 и 10)
- Некоторый сплав состоит из двух металлов, входящих в отношении 1:2, а другой содержит те же металлы в отношении 2:3. Сколько частей каждого сплава нужно взять, чтобы получить третий сплав, содержащий те же металлы в отношении 17:27? (9 и 35)
- Имеются два сплава золота и серебра. В одном сплаве количество этих металлов находится в отношении 2:3, а в другом— в отношении 3:7. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получить 8 кг нового сплава, в котором золото и серебро были бы в отношении 5:11? (1кг. и 7 кг.)
- Один сплав состоит из двух металлов входящих в него в соотношении 1:2, а другой содержит те же металлы в отношении 3:4. Сколько частей нужно взять, чтобы получить новый сплав, содержащий те же металлы в соотношении 15:22? (9 и 28 частей)
Пример 6.1. Имеются два сплава с разным процентным содержанием меди. Если сплавить 3кг первого и 9кг второго, то получим 32,5% сплав меди. Если же сплавить 7кг первого и 8кг второго, то получим 26% сплав. Каково процентное содержание меди в каждом сплаве?
Решение: х%-1сплав, у%-2сплав.
Получим систему: 3х+9у=32,5∙12
7х+8у=26∙15 Ответ:10% и 40%.
Пример 6.2. Имеются два слитка с разным процентным содержанием меди. Число выражающее процентное содержание меди в первом слитке на 40% меньше, чем во втором. Затем оба эти слитка сплавили вместе и получили36% меди. Определить концентрацию меди в первом и втором слитках, если в первом сплаве меди 6кг, а во втором 12 кг.
Решение:
1 сплав | 2 сплав | 3 сплав | |
% меди | х-40% | х | 36% |
Вес | a | b | a+b=50, a=50-b |
Вес меди | 6кг | 12кг | 18кг |
а∙(х-40)=0,06 b∙х=0,12 , тогда
36%-18кг
100%- (a+b)кг. Значит a+b=100∙18:36=50кг.
Получили систему: (50- b)(х-40)=0,06
bх=0,12 Ответ: 20%, 60%
- Величины процентного содержания спирта в трех растворах образуют геометрическую прогрессию. Если смещать первый, второй и третий растворы в весовом отношении 2:3:4, то получится раствор, содержащий 32% спирта. Если же смешать их в отношении 3:2:1, то получится раствор, содержащий 22% спирта. Сколько процентов спирта содержит каждый раствор? (12%, 24%, 48%)
- Смешиваются некоторое количество 25%-го раствора кислоты и некоторое количество 50%-ного раствора кислоты и в результате получается 37,5%-й раствор. Если бы первого раствора было взято на 50% больше, то получилось
бы 50 л 35%-го раствора. Сколько литров каждого раствора было взято первоначально для составления первой смеси? (20л и 20л) - Сплавили два сорта чугуна с разным процентным содержанием хрома. Если одного сорта взять в 5 раз больше другого, то процентное содержание хрома в сплаве вдвое превысит процентное содержание хрома в меньшей из сплавляемых частей. Если же взять одинаковое количество обоих сортов, то сплав будет содержать 8% хрома. Определить процентное содержание хрома в каждом сорте чугуна. (5% и 11%)
5. Имеются два сосуда, содержащих 4 кг и 6 кг раствора кислоты разных концентраций. Если их слить вместе, то получится раствор, содержащий 35% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 36% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в каждом сосуде? (1,64 и 1,86 кг)
5. Вычислить вес и процентное содержание серебра в сплаве с медью, зная, что сплавив его с 3кг чистого серебра, получат сплав, содержащий 90% серебра, а сплавив его с 2кг сплава, содержащего 90% серебра, получат сплав, содержащий 84% серебра. (24кг, 80%)
6. В двух сплавах медь и цинк относятся как 4:1 и 3:1. После совместной переплавки 10кг первого сплава и 16кг второго сплава, и нескольких килограмм чистой меди получили сплав, в котором медь и цинк относятся как 3:2. Определить вес нового сплава.
Пример 7.1. Сплав меди и цинка содержит на 640гр больше, чем цинка. После того, как из сплава выделили 6/7 содержащейся в нем меди и 60% цинка, масса сплава оказалась 200гр. Сколько весил сплав первоначально? (1040гр)
Решение:
Медь-640+хгр | Цинк- хгр |
6/7 меди+60%цинка-выделили | 1/7 меди+40%цинка-осталось |
Получим уравнение: (640+х):7+0,4∙х=200
х=200 Ответ1040гр
Пример 7.2. Латунь – сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 11кг больше, чем цинка. Этот кусок сплавили с 12 кг меди и получили латунь, в которой 75% меди. Сколько килограмм меди было в куске первоначально?
Решение:
цинк | медь | Масса сплава |
хкг | х+11 | 2х+11 |
хкг | х+23 | 2х+23 |
Концентрация 75%=3/4
Получим уравнение: (х+23) = 3
(2х+23) 4
х=11,5 Ответ:33,5кг.
Пример 7.3. Два раствора, из которых первый содержит 0,8 кг, а второй 0,6 кг безводной серной кислоты, соединили вместе и получили 10 кг нового раствора серной кислоты. Вычислите вес первого и второго растворов в смеси, если известно, что безводной серной кислоты содержится в первом растворе на 10% больше.
Решение: х кг – 1 раствор, 10-х – 2 раствор, всего 10кг, 10% =0,1
0,8:х – концентрация 1 раствора, 0,6:(10-х) – концентрация 2 раствора.
Тогда 0,8:х-0,6(10-х)=0,1 Ответ: 4 и 6 кг.
- Имеются два сосуда, содержащих 4 кг и 6 кг раствора кислоты разных концентраций. Если их слить вместе, то получится раствор, содержащий 35% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 36% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в каждом сосуде? (1,64 и 1,86 кг)
- Имеются два сплава, состоящие из цинка, меди и олова. Известно, что первый сплав содержит 40% олова, а второй — 26% меди. Процентное содержание цинка в первом и втором сплавах одинаково. Сплавив 150 кг первого сплава и 250 кг второго, получили новый сплав, в котором оказалось 30% цинка. Сколько килограммов олова содержится в полученном новом сплаве? (17кг)
- Латунь – сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 60кг больше, чем цинка. Этот кусок латуни сплавили со 100кг меди и получили латунь, в которой 70% меди. Определите процент содержания меди в первоначальном куске латуни. (60%)
- Латунь – сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит цинка на 80кг меньше, чем меди. Этот кусок латуни сплавили со 120кг меди и получили латунь, в которой 75% меди. Определите массу в килограммах первоначального куска латуни. (280кг)
- Латунь – сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 11кг больше, чем цинка. Этот кусок латуни сплавили со 120кг меди и получили латунь, в которой 75% меди. Сколько килограммов меди было в куске первоначально? (33,5 кг)
6. Сплав меди с серебром содержит серебра на 1845г больше, чем меди. Если к нему добавить некоторое количество чистого серебра, по массе равное 1/3 серебра, первоначально содержащегося в сплаве, то получится новый сплав, содержащий 83,5% серебра. Какова масса сплава? (3165г)
Пример 8.1. В колбе было 200г 80% спирта. Некоторое количество этого спирта провизор отлил из колбы и затем добавил воды столько, чтобы получить 60%-й спирт. Сколько грамм воды было добавлено.
Решение: х гр - отлили, тогда
(200-х)∙0,8=200∙0,6
160-0,8х=120
0,8х=40
х=50 Ответ: 50грамм
Пример 8.2. Из емкости содержащей 64 литра спирта, отлили некоторое количество и добавили воды до прежнего объема. Затем отлили такое же количество смеси, после этого в емкости осталось 49 литров. Сколько литров было отлито в первый и второй раз?
Решение:
х л – отлили в первый раз; (64-х) – осталось.
(64-х)/64 – концентрация спирта, (64-х)∙х/64 – отлили второй раз.
Получили уравнение: (64-х)-(64-х)∙х/64=49
х=8 Ответ: 8л, 7л.
- Из сосуда, до краев наполненного чистым глицерином, отлили 2 л глицерина, а к оставшемуся глицерину долили 2 л воды. После перемешивания снова отлили 2 л смеси и долили 2 л воды. Наконец, опять после перемешивания, отлили 2 л смеси и долили 2 л воды. В результате этих операций объем воды в сосуде стал на 3 л больше объема оставшегося в нем глицерина. Сколько литров глицерина и воды оказалось в сосуде в результате проделанных операций?
- В сосуде находится 20л. В первый раз отлили несколько литров спирта, и сосуд долили водой. Сколько жидкости отливали каждый раз, если в сосуде оказался 25% раствор спирта? (10л отливали каждый раз)
- Из бутылки, наполненной 12%-ным (по массе) раствором соли, отлили 1 л и налили 1 л - воды, затем отлили еще 1 л и опять долили водой. В бутыли оказался 3%-ный (по массе) раствор соли. Какова вместимость бутыли? (19л)
- Имеются два бака: первый бак наполнен чистым глицерином, второй — водой. Взяли два трехлитровых ковша, зачерпнули первым полный ковш глицерина из первого бака, а вторым - полный ковш воды из второго бака, после чего первый ковш влили во второй бак, а второй ковш влили в первый бак. Затем, после перемешивания, снова зачерпнули первым полный ковш смеси из первого бака, вторым - полный ковш смеси из второго бака и влили первый ковш во второй бак, а второй ковш - в первый бак. В результате половину объема первого бака занял чистый глицерин. Найти объемы баков, если их суммарный объем в 10 раз больше объема первого бака. (10 и 90л)
- Из сосуда, наполненного 96%-ным раствором кислоты, отлили 2,5 л и долили 2,5л 80%-ного раствора той же кислоты, затем еще раз отлили 2,5 л и снова долили 2,5 л 80%-ного раствора кислоты. После этого в сосуде получился 89%-ный раствор кислоты. Определить вместимость сосуда. (10л)
- В сосуде было 20л чистого спирта. Некоторое количество спирта отлили, а сосуд долили водой. Затем отлили столько же литров, а сосуд долили водой. После этого в сосуде оказалось чистого спирта втрое меньше, чем воды. Сколько спирта отлили в первый раз? (10л)
- Из емкости содержащей 64 литра спирта отлили некоторое количество спирта и долили водой до прежнего объема. Затем отлили такое количество смеси, после чего в емкости осталось 49 литров спирта. Сколько литров смеси отливали каждый раз? (8л)
Литература:
- Говоров В.М., Дыбов П.Т. Сборник конкурсных задач по математике.
- Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике.
- Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих.
- Галицкий М. Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9.
- Сборник текстовых задач по математике для профильных классов 7-11.
- Литвинова И.Н., Ткаченко Е.Н., Гаврилова М. А. Сборник задач на смеси, сплавы и проценты.
- «Математика». Приложение к газете «Первое сентября».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стандартная схема решения задачи.
Задача №1. У купца было масло для продажи двух сортов по цене 10 и 6 гривен за кувшин. Захотелось ему сделать, смешав их, масло ценою 7 гривен. Сколько частей каждого масла надо взять для этого купцу?
Задача №2. Смешали30% раствор кислоты и 10% раствор той же кислоты. Получили при этом 600 грамм 15% раствора. Сколько грамм каждого раствора взяли?
1 способ х-масса 30% раствора у-масса 10% раствора Тогда: х+у=600 0,3х+0,1у=90 … х=150 у=450 Ответ: 150 гр. и 450 гр. 2 способ х- масса 30% раствора 600-х – масса 10% раствора Тогда: 0,3х+0,1(600-х)=90 … х=150 Ответ: 150гр. И 450гр.
Задача №3. Имеется серебро 5, 11, 12 пробы. Сколько и какого серебра необходимо взять, чтобы получить 1 килограмм серебра 9 пробы?
Задача №4. Из четырех сортов вина ценою 18, 20, 28 и 30 копеек за кувшин надо получить вино по 25 копеек. Сколько частей каждого следует взять?
Задача №5. Из вин по 16, 18, 20, 28 и 30 копеек за кувшин получить вино по 24 копеек. В каком отношении смешали эти вина?
Оформление в таблице. 24 16 4+6=10 5 18 4+6=10 5 20 4+6=10 5 28 8+6+4=18 9 30 8+6+4=18 9 Всего: 66 33
Задача №6. Имеется два сплава золота и серебра. В первом сплаве отношение металлов 1:2, в другом 2:3. Сколько каждого нужно взять для 19 грамм нового сплава с соотношением 7:12?
Задача №7. Сколько пресной воды надо добавить в 4 килограмма морской воды, чтобы уменьшить содержание соли в ней в 2,5 раза?
V- концентрация смеси, V1- концентрация вещества, W1 - масса вещества, i- от 1 до k .
Задача Шридхары. Три слитка золота массой 9,5,17 и пробой 12, 10, 11 сплавили в один. Какой пробы получили золото?
Предварительный просмотр:
Старинный метод решения задач
(задачи на смеси и сплавы).
Учитель: Чурекова Наталья Юрьевна.
МОУ СОШ с. Алферьевка.
Потребность в смешивании различных веществ появилась еще в древности. Люди опытным путем находили необходимое соотношение смешиваемых веществ. В результате длительной практической деятельности, отчасти путем математических рассуждений, были выработаны правила, которые стали использовать для решения задач и включать во все учебники по арифметике. Рассматриваемое правило смешения получило большое распространение, так как позволяло решать задачи на смеси и сплавы механически, записывая числа в соответствии с действующим правилом и выполняя простые вычисления.
Если смешивали два вещества концентрации (стоимости) а и b (а < b), то при этом получали смесь концентрации с (а < с < b), и данные числа записывали следующим образом: друг над другом а и b, слева от них посередине с. Меньшую концентрацию вычитали из концентрации смеси с - а и записывали справа от большей. Затем из большей концентрации вещества вычитали концентрацию смеси b - с и разность записывали справа от меньшей концентрации. Получали цепочку.
Стандартная схема решения задачи.
Задача №1. У купца было масло для продажи двух сортов по цене 10 и 6 гривен за кувшин. Захотелось ему сделать, смешав их, масло ценою 7 гривен. Сколько частей каждого масла надо взять для этого купцу?
Решение:
Ответ: 1 часть по 10 гривен и 3 части по 6 гривен.
Задача №2. Смешали30% раствор кислоты и 10% раствор той же кислоты. Получили при этом 600 грамм 15% раствора. Сколько грамм каждого раствора взяли?
Решение:
1) 5+15=20 – частей,
2) 600:20=30(гр) – весит 1 часть,
3) 5∙30=150(гр) - масса 10% раствора,
4) 15∙30=450(гр) – масса 30% раствора.
1 способ | 2 способ |
Пусть х- масса первого раствора, х=150, у=450. | Пусть х- масса первого раствора, Тогда получим уравнение: 0,2х=300 |
Задача №3. Имеется серебро 5, 11, 12 пробы. Сколько и какого серебра необходимо взять, чтобы получить 1 килограмм серебра 9 пробы?
Решение:
5 проба-5 частей,
11 проба-4 части, Всего 13 частей.
12 проба-4 части.
1) 1:13=1/13(кг) – весит 1 часть,
2) 4∙1/13=4/13(кг) –весят 11 и 12 пробы,
3) 5∙1/13=5/13(кг) – весит 5 проба.
Ответ: 5/13кг, 4/13кг и 4/13кг.
В задачах, где раствор разбавляется водой, последнюю считают имеющей нулевую концентрацию, так как в ней данное вещество не содержится. В том случае, когда требуется найти количество веществ, взятых для смешивания поровну с меньшей или большей, чем требуется ценой (концентрацией), самую дешевую смешивают с самой дорогой.
Задача №4. Из четырех сортов вина ценою 18, 20, 28 и 30 копеек за кувшин надо получить вино по 25 копеек. Сколько частей каждого следует взять?
Решение:
Всего 20 частей.
По 18 копеек – 5/20=1/4 часть,
по 20 копеек – 3/20 части,
по 28 копеек – 1/4 часть,
по 30 копеек – 7/20 части. Ответ: 1/4, 3/20, 1/4, 7/20.
При смешивании разного числа дешевых и дороги: веществ каждое дешевое смешивали с каждым дорогим и полученные результаты складывали. Под дорогой подразумевали вещь, цена которой больше, а под дешевой меньше требуемой.
Задача №5. Из вин по 16, 18, 20, 28 и 30 копеек за кувшин получить вино по 24 копеек. В каком отношении смешали эти вина?
Решение:
24 | 16 | 4+6=10 | 5 |
18 | 4+6=10 | 5 | |
20 | 4+6=10 | 5 | |
28 | 8+4+6=18 | 9 | |
30 | 8+4+6=18 | 9 | |
Всего: 66 33 |
Ту же схему можно
оформить в таблице:
Ответ: в смеси 5/33 дешевого вина и по 9/33 дорогого вина.
Задача №6. Имеется два сплава золота и серебра. В первом сплаве отношение металлов 1:2, в другом 2:3. Сколько каждого нужно взять для 19 грамм нового сплава с соотношением 7:12?
Решение:
1) 3/95+2/57=19/285 – частей,
2) 19: 19/285=285(гр)- весит одна часть,
3) 3/95∙285=9(гр) – весит первый сплав,
4) 2/57∙285=10(гр) – весит второй сплав.
Ответ: 9гр и 10гр.
Рассмотрим случай, когда концентрации растворов не указаны, но дано отношение концентраций взятого вещества и полученной смеси.
Задача №7. Сколько пресной воды надо добавить в 4 килограмма морской воды, чтобы уменьшить содержание соли в ней в 2,5 раза?
Решение: По условию концентрацию морской воды находить не надо, но после добавления в нее пресной воды содержание соли в растворе должно уменьшиться в 2,5 раза. Поэтому поступают следующим образом: берут наименьшие натуральные числа, для которых выполняется это отношение. Пусть 5 -концентрация морской воды, тогда 2 - концентрация смеси и 0 - концентрация воды.
1 способ | 2 способ |
Воспользуемся тройным правилом: | Составим пропорцию: |
В практической деятельности часто приходилось смешивать определенные количества веществ различной концентрации, но при этом не была известна концентрация полученной смеси.
Задача№8 (Задача Шридхары). Три слитка золота массой 9,5,17 и пробой 12, 10, 11 сплавили в один. Какой пробы получили золото?
Решение: Правило решения задач такого рода описывалось в сочинении Шридхары «Патиганита» (IX в.), которое можно представить в виде формулы
где V1- концентрация первого вещества,
W1- масса первого вещества,
V- концентрация смеси.
Ответ: проба золота .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач на сплавы и смеси
Принцип решения задач на сплавы, смеси складывается из того что – бы по условию задачи составить схему, на которой наглядно указывается вес всего вещества (внутри «вёдер») и вес сухого вещества, содер...
Презентация по теме "Решение задач на сплавы и смеси"
Арифметический способ решения задач....
Конспект урока "Задачи на сплавы и смеси"
коеспект урока для 9 класса, подготовка к ОГЭ...
конспект урока "Решение задач на сплавы и смеси"
В учебниках алгебры очень мало задач по данной теме но эти задачи встречаются в экзаменационных работах за 9 и 11 класс. Приведены в систему методы, приемы решения задач на «сплавы» и «смес...
Задачи на сплавы и смеси
В работе предложены способы решения задачь на сплавы и смеси различных видов. Она предназначена для занятий в 9 и11 классах при подготовке к экзаменам...
Задачи на сплавы и смеси
Образец решения и оформления задач на сплавы и смеси при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ...
Задачи на сплавы и смеси
материал содержит задачи на составление уравнений по теме "Сплавы и смеси"...