Открытый урок. Деление и дроби. 5 класс.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Урок проведен в рамках обшешкольного фестиваля "Открытый урок" в январе 2015 года. Урок-исследование. С составление проектов учашимися 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план конспект урока "Деление и дроби" | 771.17 КБ |
технологическая карта урока "Деление и дроби" | 37.02 КБ |
анализ урока "Деление и дроби" | 28.96 КБ |
аннотация к уроку "Деление и дроби" | 29.67 КБ |
иллюстрация проектов на уроке "Деление и дроби | 114.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Математика. (Урок-исследование)
Класс: 5
Тема: Деление и дроби.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы обучения: проблемный, проектно-исследовательский.
Форма урока: групповая;
Цели урока:
- образовательные: сформирование понятия дроби как деление двух чисел в процессе проектно-исследовательской работы.
- развивающие: развитие у пятиклассников чувства коллективизма, навыков работы в группе, развитие речи и умения выражать свои мысли вслух.
- воспитательные: воспитание у учащихся креативности и ответственности за свои действия во время подготовки к защите проекта.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран, презентация к уроку;
- опорные листы, для подготовки к защите проектов;
- настоящие яблоки (2 шт.); карточки – подсказки приклеены к столам;
- раздаточные круги - эскизы яблок (2 шт.);
- линейки; карандаши; ножницы; клей.
Ход урока
- Мотивация учебной деятельности учащихся. Проблемный вопрос.
- Ребята, мы разделились на команды по 3 ученика в каждой. (слайд 1)
Чья команда выполнит все требования к работе на данном уроке, получит высокую оценку за урок.
А требования таковы: (слайд 2)
Тема (слайд 3)
- Проблема. Ответьте на вопрос: Как разделить два одинаковых яблока между тремя детьми? (слайд 4)
- Будем работать по плану: (слайд 5)
- Проблемный вопрос
- Выдвижение гипотез
- Работа над оформлением проектов
- Защита проекта
- Вывод.
- Выдвижение гипотез. Учитель: «Каждая команда сейчас подумает, обсудит, каким способом будете делить яблоки. Пока сами яблоки не трогаем. Работаем с эскизами – 2 круга (красные, желтые или зеленые лежат перед вами). После обсуждения скажите вслух, на сколько частей команда решила разделить каждое яблоко, но чтобы повторов не было».
- Обсуждение в командах
- Выдвижение гипотез. (Желательно чтобы одинаковых гипотез не было)
- Мы в команде обсудили и решили разделить каждое яблоко на 3 части – говорит представитель 1 команды
- Мы в команде обсудили и решили разделить каждое яблоко на 2 части, раздать по половинке, а остаток разделить еще на 3 части – слова 2 команды
- Мы в команде обсудили и решили разделить каждое яблоко на 6 частей – рапортует представитель 3 команды
- Мы в команде обсудили и решили отрезать от каждого яблока по кусочку и отдать третьему товарищу и т. Д.
- Практическое оформление проектов. Раздают опорные листы (образцы прилагаются в папке «Раздаточный материал») командам в зависимости предложенной гипотезы. Учитель: «Перед вами ваш проект. Оформите, допишите пустые места, разрежьте эскизы, как вы задумали, приклейте части в пустые места, предназначенные каждому из трёх учащихся. При работе над проектом не забудьте требования, все делать аккуратно и тихо, разговаривать вполголоса. Подготовьте одного из команды к защите проекта. Проверьте, у каждой команды на рабочих местах должны быть ножницы, клей, два круга-эскиза. Карточки-подсказки на столе. Начинаем работать» (Идет практическая работа под спокойную музыку) Ребята свободно двигаются, обсуждают, пробуют клеить так и этак. Поэтому физ. минутку проводить на данном уроке нет необходимости. Какая команда первая справилась с работой, получает дополнительные дифференцированные задания, которые решает до тех пор, пока последняя команда не поднимет сигнал о том, что она справилась с работой. Как только все команды подготовили проект, начинается защита.
- Защита проектов. Для оценивания проектов приглашаются на урок либо учителя, либо старшеклассники. Жюри занимает своё место. Начинается защита проектов.
- Оценивается:
- Выразительность речи.
- Наглядность
- Аккуратность
- Понимание всего сделанного
- Четкие полные ответы на вопросы членов жюри.
- Вывод, сделанный в группе.
- Из группы самый эрудированный выходит с проектом к доске, прикрепляет свой проект и зачитывает громко, четко и понятно.
- Вывод. Деление двух чисел (частное) это дробь, числитель которой является делимым, а знаменатель – делителем. Дробная черта – знак деления.
- Закрепление темы (если останется время). На обратной стороне доски следующие задания.
- Решить.
- 5:6=
- 9:10=
- 11:2=
- 4:4= и т.д.
- Рефлексия. Жюри подводит итоги защиты проектов и оценивает каждую работу. Выставляются оценки. Домашнее задание на доске. № 1102, № 1103 стр.172. Учитель благодарит ребят за оформление хорошей папки – проекта.
За хорошую работу добавляем каждой команде еще по 1 яблоку. (сюрприз)
Литература
- Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов. Математика.5 класс. Просвещение. 2012
- И.В. Фотин. Математика.5-11 классы. Коллективный способ обучения. Издательство «Учитель», Волгоград. 2011
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Деление и дроби |
Тип урока | Открытие нового знания. |
Цель урока | Формирование способности учащихся к поиску и формулировке новой учебной информации. |
Задачи урока | Образовательные (формирование познавательных УУД): сформирование понятия дроби как деление двух чисел в процессе проектно-исследовательской работы. Развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие у пятиклассников чувства коллективизма, навыков работы в группе, развитие речи и умения выражать свои мысли вслух. Воспитательные (формировать коммуникативные и личностные УУД): воспитание у учащихся креативности и ответственности за свои действия во время подготовки к защите проекта. |
Новые термины | Дробная черта. Числитель-делимое. Знаменатель-делитель. |
Методы обуч. | проблемный, проектно-исследовательский |
Форма работы | Групповая |
Межпредметные связи | Подготовка к изучению алгебры. |
Оборудование |
|
Этапы урока | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности 1 мин. | Создание благоприятного настроя на работу. | Ребята, мы разделились на команды по 3 ученика в каждой. Чья команда выполнит все требования к работе на данном уроке, получит высокую оценку за урок. А требования таковы: (слайд 2) | Слушают учителя Смотрят слайды презентации |
Актуализация знаний. 1 мин. | Постановка проблемы | Проблема. Ответьте на вопрос: Как разделить два одинаковых яблока между тремя детьми? (слайд 4) | Задумались |
Создание проблемной ситуации. Формирование проблемы. 2-3 мин. | Фиксирование затруднения. Обсуждение ситуации порождающей проблему. Обсуждение необходимости введения нового знания. | «Каждая команда сейчас подумает, обсудит, каким способом будете делить яблоки. Пока сами яблоки не трогаем. Работаем с эскизами – 2 круга (красные, желтые или зеленые лежат перед вами). После обсуждения скажите вслух, на сколько частей команда решила разделить каждое яблоко, но чтобы повторов не было». | Обсуждение в командах |
Выдвижение гипотез 3 мин. | Сформировать умение анализировать данные, полученные в результате измерения, делать вывод; умения работать в парах, высказывать и аргументировать свое мнение. | Практическое оформление проектов. Раздают опорные листы (образцы прилагаются в папке «Раздаточный материал») командам в зависимости предложенной гипотезы | Выдвижение гипотез.
|
Практическая работа над проектом 18-20 мин.
| Провести исследование своей гипотезы Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. | Перед вами ваш проект. Оформите, допишите пустые места, разрежьте эскизы, как вы задумали, приклейте части в пустые места, предназначенные каждому из трёх учащихся. При работе над проектом не забудьте требования, все делать аккуратно и тихо, разговаривать вполголоса. Подготовьте одного из команды к защите проекта. Проверьте, у каждой команды на рабочих местах должны быть ножницы, клей, два круга-эскиза. Карточки-подсказки на столе. Начинаем работать» (Идет практическая работа под спокойную музыку) | Ребята свободно двигаются, обсуждают, пробуют клеить так и этак. Заполняют пустые места п проектах. Готовятся к защите. Какая команда первая справилась с работой, получает дополнительные дифференцированные задания, которые решает до тех пор, пока последняя команда не поднимет сигнал о том, что она справилась с работой. |
Защита проектов 6-7 мин | Формирование навыка применения свойства. Фиксирование индивидуальных затруднений |
Оценивается:
| Из группы самый эрудированный выходит с проектом к доске, прикрепляет свой проект и зачитывает громко, четко и понятно. |
Вывод. 2 мин Закрепление темы урока 2 мин | Фиксирование нового содержания урока. | На обратной стороне доски следующие задания. Решить.
| Деление двух чисел (частное) это дробь, числитель которой является делимым, а знаменатель – делителем. Дробная черта – знак деления. |
Информация о домашнем задании. 1 мин | Обеспечение понимания домашней раб | Домашнее задание на доске. № 1102, № 1103 стр.172. | Достают дневники и записывают домашнее задание. |
Подведение итогов защиты проектов. Рефлексия 2-3 мин. | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. | Жюри подводит итоги защиты проектов и оценивает каждую работу. Выставляются оценки. Учитель благодарит ребят за оформление хорошей папки – проекта. За хорошую работу добавляем каждой команде еще по 1 яблоку | Выставляют оценки в дневник Отзыв об уроке. Выбирают смайлик. |
Предварительный просмотр:
Анализ урока.
Урок изучения новой темы по математике «Деление и дроби», проведен в 5 классе МБОУ Семеновская СОШ в январе 2015 года.
Урок полностью разработан и проведен учителем математики первой квалификационной категории, Малановой Н.Н
Форма проведения: урок-исследование
Цели урока:
- образовательные: сформирование понятия дроби как деление двух чисел в процессе проектно-исследовательской работы.
- развивающие: развитие у пятиклассников чувства коллективизма, навыков работы в группе, развитие речи и умения выражать свои мысли вслух.
- воспитательные: воспитание у учащихся креативности и ответственности за свои действия во время подготовки к защите проекта.
В начале урока применяется презентация (ИКТ) с целью мотивации учащихся, где активизируется настрой внимания на дисциплинированную и результативную работу. А шокирующий проблемный вопрос на 4-ом слайде заинтересовывает учащихся на весь урок. На 5-ом слайде расписан план урока: 1. Проблемный вопрос
2. Выдвижение гипотез
3. Работа над оформлением проектов
4. Защита проекта
5. Вывод.
Затем выдвигаются гипотезы. Класс работает в группах по 3 человека. Выполняют самостоятельно практическую работу.
На уроке лишних наглядностей нет. Все, что приготовлено, используется целесообразно и к месту. Продуманы приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками. Для команд подготовлены оригинальные опорные карточки, на которых есть яркие рисунки и тексты с пропущенными словами и числами. Для каждой команды индивидуальные работы. Все команды делили круги по-разному, примеры получились разные, а ответы одни и те же. Присутствуют элементы творчества, находки, результативность. Каждая команда делает свой вывод.
Команда, заполнившая проект первой, получает дополнительную дифференцированную карточку. Дети работают с дополнительными карточками до тех пор, пока последняя команда не поднимет сигнал о готовности к защите проекта. Сразу после готовности всех команд начинается защита проектов.
Оценивается:
- Выразительность
- Наглядность
- Аккуратность
- Понимание всего сделанного
- Четкие полные ответы на вопросы членов жюри.
- Вывод, сделанный в группе.
Из группы самый эрудированный ученик выходит с проектом к доске, прикрепляет свой проект и зачитывает громко, четко и понятно. Ребята самостоятельно учатся делать выводы, логически мыслить и выражать свои мысли вслух. Развивается речь учащихся, в том числе и математическая.
Урок эффективно подействовал на учащихся. Цели урока были достигнуты. Ребятам интересно было работать и стараться на данном уроке. И самое главное: даже слабые ученики поняли что деление и дроби связаны между собой, а дробная черта это и есть знак деления.
Урок полностью отвечает требованиям современного подхода в образовании. Урок интересный, способствующий общему развитию личности школьника и класса в целом.
Предварительный просмотр:
Аннотация
В разработке представлен урок изучения новой темы по математике «Деление и дроби», он проведен в 5 классе МБОУ Семеновская СОШ.
Урок полностью разработан учителем математики первой квалификационной категории, Малановой Н.Н. Все наглядности, презентация и разработка самого урока авторские, ранее нигде не выставлялись. Отправляется данный урок на конкурс впервые.
Форма проведения урок-исследование в данном классе проводится не первый раз. Дети знают, что такое проект и как можно представить свои работы наглядно.
Цели урока:
- образовательные: сформирование понятия дроби как деление двух чисел в процессе проектно-исследовательской работы.
- развивающие: развитие у пятиклассников чувства коллективизма, навыков работы в группе, развитие речи и умения выражать свои мысли вслух.
- воспитательные: воспитание у учащихся креативности и ответственности за свои действия во время подготовки к защите проекта.
В начале урока применяется презентация (ИКТ) с целью мотивации учащихся, где активизируется настрой внимания на дисциплинированную и результативную работу. А шокирующий проблемный вопрос на 4-ом слайде заинтересовывает учащихся на весь урок. На 5-ом слайде расписан план урока: 1. Проблемный вопрос
2. Выдвижение гипотез
3. Работа над оформлением проектов
4. Защита проекта
5. Вывод.
Затем выдвигаются гипотезы. Класс работает в группах по 3 человека. Выполняют самостоятельно практическую работу под спокойную мелодию. На уроке лишних наглядностей нет. Все, что приготовлено, используется целесообразно и к месту. Продуманы приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками. Для команд подготовлены оригинальные опорные карточки, на которых есть яркие рисунки и тексты с пропущенными словами и числами. Для каждой команды индивидуальные работы. Все команды делили круги по-разному, примеры получились разные, а ответы одни и те же. Присутствуют элементы творчества, находки, результативность. Каждая команда делает свой вывод.
Команда, заполнившая проект первой, получает дополнительную дифференцированную карточку. Дети работают с дополнительными карточками до тех пор, пока последняя команда не поднимет сигнал о готовности к защите проекта. Сразу после готовности всех команд начинается защита проектов.
Оценивается:
- Выразительность
- Наглядность
- Аккуратность
- Понимание всего сделанного
- Четкие полные ответы на вопросы членов жюри.
- Вывод, сделанный в группе.
Из группы самый эрудированный ученик выходит с проектом к доске, прикрепляет свой проект и зачитывает громко, четко и понятно. Ребята самостоятельно учатся делать выводы, логически мыслить и выражать свои мысли вслух. Развивается речь учащихся, в том числе и математическая.
Урок эффективно подействовал на учащихся. Цели урока были достигнуты. Ребятам интересно было работать и стараться на данном уроке. И самое главное: даже слабые ученики поняли что деление и дроби связаны между собой, а дробная черта это и есть знак деления.
Урок полностью отвечает требованиям современного подхода в образовании.
Урок интересный, способствующий общему развитию личности школьника и класса в целом. Его может провести любой учитель по готовому плану, так как принцип проведения прост и ясен. Единственное что нужно сделать, презентацию к уроку нужно поменять. Там нужны (но не обязательно) фотографии учеников класса. А в данной презентации вставлены фото учащихся класса, в котором и проводился данный урок. Можно слайд с фотографиями из презентации удалить. Допустимо и такое решение.
Конечно, подготовка к уроку займет время. Но если воспользоваться моей разработкой, то гораздо меньше времени уйдет на подготовку к уроку, чем у меня.
В пакет моих методических материалов входят: подробный план конспект урока, презентация к уроку (от плана есть гиперссылка на презентацию), аннотация, наглядности на урок для печати в папке «Раздаточный материал». Раздаточный материал подготовлен так, что его можно использовать в любом классе, ничего не меняя. Выпустить листы на печать и к уроку готов.
Предварительный просмотр:
Проект |
Деление и дроби |
Проблема: Как разделить два одинаковых яблока между тремя детьми?
Наша команда обсудила и решила отрезать от каждого яблока по кусочку ____ части(ей)
Разделили круг на ____ части.
Отрезали ножницами от эскизов (два круга) _____ часть.
Раздали каждому по части. Осталась
Приклеили:
1 ученик 2 ученик 3 ученик
Получилось: - =
Авторы проекта: ___________________________________________________
Проблема: Как разделить два одинаковых яблока между тремя детьми?
Наша команда обсудила и решила разделить каждое яблоко на ____ части(ей)
Разделили каждый круг на _____ части.
Раздали каждому по части. Осталась
Приклеили:
1 ученик 2 ученик 3 ученик
Получилось: + =
Авторы проекта: ___________________________________________________
Проблема: Как разделить два одинаковых яблока между тремя детьми?
Наша команда обсудила и решила разделить каждое яблоко на ____ частей
Разделили круг на ___частей.
Разрезали ножницами эскизы (два круга) на_____ частей.
Раздали каждому по части. Осталась
Приклеили:
1 ученик 2 ученик 3 ученик
Получилось: + =
Авторы проекта: ___________________________________________________
Проблема: Как разделить два одинаковых яблока между тремя детьми?
Наша команда обсудила и решила разделить каждое яблока на ____ части
Разделили каждый круг на ___ части. Раздали каждому ученику по____ части
Оставшуюся____ часть разрезали ножницами на _____ части.
Раздали каждому ещё по части.
Приклеили:
1 ученик 2 ученик 3 ученик
Получилось: + =
Авторы проекта: ___________________________________________________
ВЫВОД:
2:3 =
Если разделить нацело нельзя, то частное является дробным числом.
Числитель-делимое
Знаменатель-делитель
Раздаточные эскизы яблок. Каждой команде по 2 круга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок математики в 6 классе по теме "Деление обыкновенных дробей"
урок закрепления знаний и умений учащихся.Форма проведения урока: урок с элементами проектной деятельности с использованием геометрического материала.Цель: Закрепит...
Презентация открытого урока "Деление десятичных дробей на натуральное число"
Презентация открытого урока по математике в 5 классе "Деление десятичных дробей на натуральное число" по учебнику Н.Я. Виленкина....
ОТКРЫТЫЙ УРОК "ДЕЛЕНИЕ И ДРОБИ"
КОНСПЕКТ УРОКА +ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Открытый урок по математике 5 класс уч. С.М.Никольский. "Деление дробей"
Учитель: Митина О.Н.Предмет: МатематикаКласс: 5ДАвтор УМК: С.М. Никольский.Тема урока: Деление дробей. Задачи: Образовательные: повторить правило деления обыкновенных дробей, закрепить данное пра...
Открытый урок "Деление обыкновенных дробей"
6кл. презентация + урок...
Открытый урок "Деление" для 5 классов
Открытый урок "Деление" для 5 классов...
Открытый урок математики в 5 классе «Умножение и деление смешанных дробей» по учебнику «Математика. 5 класс», Никольский С.М.
Цель урока: - научиться умножать и делить смешанные дроби.Предполагаемые результаты:Предметные:Учащиеся должны знать:- правило умножения и деления смешанных чисел...