Открытый урок. Деление и дроби. 5 класс.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Маланова Надежда

Урок проведен в рамках обшешкольного фестиваля "Открытый урок" в январе 2015 года. Урок-исследование. С составление проектов учашимися 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: Математика. (Урок-исследование)

Класс: 5

Тема:   Деление и дроби.

Тип урока: изучение новой темы.

Методы обучения: проблемный, проектно-исследовательский.

Форма урока: групповая;

Цели урока:

- образовательные: сформирование понятия дроби как деление двух чисел в процессе проектно-исследовательской работы.

- развивающие: развитие у пятиклассников чувства коллективизма, навыков работы в группе, развитие речи и умения выражать свои мысли вслух.

- воспитательные: воспитание у учащихся креативности и ответственности за свои действия во время подготовки к защите проекта.

Оборудование:  

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Проблемный вопрос.
  1. Ребята, мы разделились на команды по 3 ученика в каждой. (слайд 1) 

Чья команда выполнит все требования к работе на данном уроке, получит высокую оценку за урок.

А требования таковы: (слайд 2)

 

Тема (слайд 3)

  1. Проблема. Ответьте на вопрос: Как разделить два одинаковых  яблока между тремя детьми? (слайд 4)

  1. Будем работать по плану: (слайд 5) 
  1. Проблемный вопрос
  2. Выдвижение гипотез
  3. Работа над оформлением проектов
  4. Защита проекта
  5. Вывод.
  1. Выдвижение гипотез. Учитель: «Каждая команда сейчас подумает, обсудит, каким способом будете делить яблоки. Пока сами яблоки не трогаем. Работаем с эскизами – 2 круга (красные, желтые или зеленые лежат перед вами). После обсуждения скажите вслух, на сколько частей команда решила разделить каждое яблоко, но чтобы повторов не было».
  1. Обсуждение в командах
  2. Выдвижение гипотез.  (Желательно чтобы одинаковых гипотез не было)
  1. Мы в команде обсудили и решили разделить каждое яблоко на 3 части – говорит представитель 1 команды
  2. Мы в команде обсудили и решили разделить каждое яблоко на 2 части, раздать по половинке, а остаток разделить еще на 3 части – слова 2 команды
  3. Мы в команде обсудили и решили разделить каждое яблоко на 6 частей – рапортует представитель 3 команды
  4. Мы в команде обсудили и решили отрезать от  каждого яблока по кусочку и отдать третьему товарищу  и т. Д.
  1. Практическое оформление проектов. Раздают опорные листы (образцы прилагаются в папке «Раздаточный материал») командам в зависимости предложенной гипотезы. Учитель: «Перед вами ваш проект. Оформите, допишите пустые места, разрежьте  эскизы, как вы задумали, приклейте части в пустые места, предназначенные каждому из трёх учащихся. При работе над проектом не забудьте требования, все делать аккуратно и тихо, разговаривать вполголоса. Подготовьте одного из команды к защите проекта. Проверьте, у каждой команды на рабочих местах должны быть ножницы, клей, два круга-эскиза. Карточки-подсказки на столе. Начинаем работать»  (Идет практическая работа под спокойную музыку) Ребята свободно  двигаются, обсуждают, пробуют клеить так и этак. Поэтому физ. минутку проводить на данном уроке нет необходимости. Какая команда первая справилась с работой, получает дополнительные дифференцированные задания, которые решает до тех пор, пока последняя команда не поднимет сигнал о том, что она справилась с работой. Как только все команды подготовили проект, начинается защита.
  2. Защита проектов. Для оценивания проектов приглашаются на урок либо учителя, либо старшеклассники. Жюри занимает своё место. Начинается защита проектов.
  1. Оценивается:
  1. Выразительность речи.
  2. Наглядность
  3. Аккуратность
  4. Понимание  всего сделанного
  5. Четкие полные ответы на вопросы членов жюри.
  6. Вывод, сделанный в группе.
  1. Из группы самый эрудированный выходит с проектом к доске, прикрепляет свой проект и зачитывает громко, четко и понятно.
  1. Вывод. Деление двух чисел (частное) это дробь, числитель которой является делимым, а знаменатель – делителем. Дробная черта – знак деления.
  2. Закрепление темы (если останется время). На обратной стороне доски следующие задания.
  1. Решить.
  1. 5:6=
  2. 9:10=
  3. 11:2=
  4. 4:4= и т.д.
  1. Рефлексия. Жюри подводит итоги защиты проектов  и оценивает каждую работу. Выставляются оценки. Домашнее задание на доске. № 1102, № 1103 стр.172. Учитель благодарит ребят за оформление хорошей папки – проекта.

За хорошую работу добавляем каждой команде еще по 1 яблоку. (сюрприз)

Литература

  1. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов. Математика.5 класс. Просвещение. 2012
  2. И.В. Фотин. Математика.5-11 классы. Коллективный способ обучения. Издательство «Учитель», Волгоград. 2011

Аннотация



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Деление и дроби

Тип урока

Открытие нового знания.

Цель урока

Формирование способности учащихся к поиску и формулировке новой учебной информации.

Задачи урока

Образовательные (формирование познавательных УУД):

сформирование понятия дроби как деление двух чисел в процессе проектно-исследовательской работы.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

развитие у пятиклассников чувства коллективизма, навыков работы в группе, развитие речи и умения выражать свои мысли вслух.

Воспитательные (формировать коммуникативные и личностные УУД):

воспитание у учащихся креативности и ответственности за свои действия во время подготовки к защите проекта.

Новые термины

Дробная черта. Числитель-делимое. Знаменатель-делитель.

Методы обуч.

проблемный, проектно-исследовательский

Форма работы

Групповая

Межпредметные связи

Подготовка к изучению алгебры.

Оборудование

Этапы урока

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Создание благоприятного настроя на работу.

Ребята, мы разделились на команды по 3 ученика в каждой.

Чья команда выполнит все требования к работе на данном уроке, получит высокую оценку за урок.

А требования таковы: (слайд 2)

Слушают учителя

Смотрят слайды презентации

Актуализация знаний.

1 мин.

Постановка проблемы

Проблема.

Ответьте на вопрос: Как разделить два одинаковых  яблока между тремя детьми? (слайд 4)

Задумались

Создание проблемной ситуации. Формирование проблемы.

2-3 мин.

Фиксирование затруднения. Обсуждение ситуации порождающей проблему. Обсуждение необходимости введения нового знания.

«Каждая команда сейчас подумает, обсудит, каким способом будете делить яблоки. Пока сами яблоки не трогаем. Работаем с эскизами – 2 круга (красные, желтые или зеленые лежат перед вами). После обсуждения скажите вслух, на сколько частей команда решила разделить каждое яблоко, но чтобы повторов не было».

Обсуждение в командах

Выдвижение гипотез

3 мин.

Сформировать умение анализировать данные, полученные в результате измерения, делать вывод; умения работать в парах, высказывать и аргументировать свое мнение.

Практическое оформление проектов. Раздают опорные листы (образцы прилагаются в папке «Раздаточный материал») командам в зависимости предложенной гипотезы

Выдвижение гипотез.  

  1. Мы в команде обсудили и решили разделить каждое яблоко на 3 части
  2. Мы в команде обсудили и решили разделить каждое яблоко на 2 части, раздать по половинке, а остаток разделить еще на 3 части
  3. Мы в команде обсудили и решили разделить каждое яблоко на 6 частей
  4. Мы в команде обсудили и решили отрезать от  каждого яблока по кусочку и отдать третьему товарищу  и т. Д.

Практическая работа над проектом

18-20 мин.

 

Провести исследование своей гипотезы Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Перед вами ваш проект. Оформите, допишите пустые места, разрежьте  эскизы, как вы задумали, приклейте части в пустые места, предназначенные каждому из трёх учащихся. При работе над проектом не забудьте требования, все делать аккуратно и тихо, разговаривать вполголоса. Подготовьте одного из команды к защите проекта. Проверьте, у каждой команды на рабочих местах должны быть ножницы, клей, два круга-эскиза. Карточки-подсказки на столе. Начинаем работать»  (Идет практическая работа под спокойную музыку)

Ребята свободно  двигаются, обсуждают, пробуют клеить так и этак. Заполняют пустые места п проектах. Готовятся к защите.

 Какая команда первая справилась с работой, получает дополнительные дифференцированные задания, которые решает до тех пор, пока последняя команда не поднимет сигнал о том, что она справилась с работой.

Защита проектов

6-7 мин

Формирование навыка применения свойства. Фиксирование индивидуальных затруднений

  1. Начинается защита проектов.

Оценивается:

  1. Выразительность речи.
  2. Наглядность
  3. Аккуратность
  4. Понимание  всего сделанного
  5. Четкие полные ответы на вопросы членов жюри.
  6. Вывод, сделанный в группе.

Из группы самый эрудированный выходит с проектом к доске, прикрепляет свой проект и зачитывает громко, четко и понятно.

Вывод.

2 мин

Закрепление темы урока

2 мин

Фиксирование нового содержания урока.

 На обратной стороне доски следующие задания.

Решить.

  1. 5:6=        2. 9:10=      3. 11:2=     4. 4:4= и т.д.

Деление двух чисел (частное) это дробь, числитель которой является делимым, а знаменатель – делителем. Дробная черта – знак деления.

Информация о домашнем задании. 1 мин

Обеспечение понимания  домашней раб

Домашнее задание на доске. № 1102, № 1103 стр.172.

Достают дневники и записывают домашнее задание.

Подведение итогов защиты проектов. Рефлексия

2-3 мин.

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Жюри подводит итоги защиты проектов  и оценивает каждую работу. Выставляются оценки.

 Учитель благодарит ребят за оформление хорошей папки – проекта.

За хорошую работу добавляем каждой команде еще по 1 яблоку

Выставляют оценки в дневник

Отзыв об уроке.

Выбирают смайлик.



Предварительный просмотр:

Анализ урока.

Урок изучения новой темы по математике «Деление и дроби», проведен в 5 классе МБОУ Семеновская СОШ в январе 2015 года.

Урок полностью разработан и проведен учителем математики первой квалификационной категории, Малановой Н.Н

Форма проведения: урок-исследование  

Цели урока:

- образовательные: сформирование понятия дроби как деление двух чисел в процессе проектно-исследовательской работы.

- развивающие: развитие у пятиклассников чувства коллективизма, навыков работы в группе, развитие речи и умения выражать свои мысли вслух.

- воспитательные: воспитание у учащихся креативности и ответственности за свои действия во время подготовки к защите проекта.

В начале урока применяется презентация (ИКТ) с целью мотивации учащихся, где активизируется настрой внимания на  дисциплинированную и результативную работу. А шокирующий проблемный вопрос на 4-ом слайде заинтересовывает учащихся на весь урок. На 5-ом слайде расписан план урока:  1.        Проблемный вопрос

2.        Выдвижение гипотез

3.        Работа над оформлением проектов

4.        Защита проекта

5.        Вывод.

Затем выдвигаются гипотезы. Класс работает в группах по 3 человека. Выполняют самостоятельно практическую работу.

На уроке лишних наглядностей нет. Все, что приготовлено, используется целесообразно и к месту. Продуманы приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками. Для команд подготовлены оригинальные опорные карточки, на которых есть яркие рисунки и тексты с пропущенными словами и числами. Для каждой команды индивидуальные работы. Все команды делили круги по-разному, примеры получились разные, а ответы одни и те же. Присутствуют элементы творчества, находки, результативность. Каждая команда делает свой вывод.

Команда, заполнившая проект первой, получает дополнительную дифференцированную карточку. Дети работают с дополнительными карточками до тех пор, пока последняя команда не поднимет сигнал о готовности к защите проекта. Сразу после готовности всех команд начинается защита проектов.

Оценивается:

  • Выразительность
  • Наглядность
  • Аккуратность
  • Понимание  всего сделанного
  • Четкие полные ответы на вопросы членов жюри.
  • Вывод, сделанный в группе.

Из группы самый эрудированный ученик выходит с проектом к доске, прикрепляет свой проект и зачитывает громко, четко и понятно. Ребята самостоятельно учатся делать выводы, логически мыслить и выражать свои мысли вслух. Развивается речь учащихся, в том числе и математическая.

Урок эффективно подействовал на учащихся. Цели урока были достигнуты. Ребятам интересно было работать и стараться на данном уроке. И самое главное: даже слабые ученики поняли что деление и дроби связаны между собой, а дробная черта это и есть знак деления.

Урок полностью отвечает требованиям современного подхода в образовании. Урок интересный, способствующий общему развитию личности школьника и класса в целом.



Предварительный просмотр:

Аннотация

В разработке представлен урок изучения новой темы по математике «Деление и дроби», он проведен в 5 классе МБОУ Семеновская СОШ.

Урок полностью разработан учителем математики первой квалификационной категории, Малановой Н.Н. Все наглядности, презентация и разработка самого урока авторские, ранее нигде не выставлялись. Отправляется данный урок на конкурс впервые.  

Форма проведения урок-исследование  в данном классе проводится не первый раз. Дети знают, что такое проект и как можно представить свои работы наглядно.

Цели урока:

- образовательные: сформирование понятия дроби как деление двух чисел в процессе проектно-исследовательской работы.

- развивающие: развитие у пятиклассников чувства коллективизма, навыков работы в группе, развитие речи и умения выражать свои мысли вслух.

- воспитательные: воспитание у учащихся креативности и ответственности за свои действия во время подготовки к защите проекта.

В начале урока применяется презентация (ИКТ) с целью мотивации учащихся, где активизируется настрой внимания на  дисциплинированную и результативную работу. А шокирующий проблемный вопрос на 4-ом слайде заинтересовывает учащихся на весь урок. На 5-ом слайде расписан план урока:  1.        Проблемный вопрос

2.        Выдвижение гипотез

3.        Работа над оформлением проектов

4.        Защита проекта

5.        Вывод.

Затем выдвигаются гипотезы. Класс работает в группах по 3 человека. Выполняют самостоятельно практическую работу под спокойную  мелодию. На уроке лишних наглядностей нет. Все, что приготовлено, используется целесообразно и к месту. Продуманы приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками. Для команд подготовлены оригинальные опорные карточки, на которых есть яркие рисунки и тексты с пропущенными словами и числами. Для каждой команды индивидуальные работы. Все команды делили круги по-разному, примеры получились разные, а ответы одни и те же. Присутствуют элементы творчества, находки, результативность. Каждая команда делает свой вывод.

Команда, заполнившая проект первой, получает дополнительную дифференцированную карточку. Дети работают с дополнительными карточками до тех пор, пока последняя команда не поднимет сигнал о готовности к защите проекта. Сразу после готовности всех команд начинается защита проектов.

Оценивается:

  • Выразительность
  • Наглядность
  • Аккуратность
  • Понимание  всего сделанного
  • Четкие полные ответы на вопросы членов жюри.
  • Вывод, сделанный в группе.

Из группы самый эрудированный ученик выходит с проектом к доске, прикрепляет свой проект и зачитывает громко, четко и понятно. Ребята самостоятельно учатся делать выводы, логически мыслить и выражать свои мысли вслух. Развивается речь учащихся, в том числе и математическая.

Урок эффективно подействовал на учащихся. Цели урока были достигнуты. Ребятам интересно было работать и стараться на данном уроке. И самое главное: даже слабые ученики поняли что деление и дроби связаны между собой, а дробная черта это и есть знак деления.

Урок полностью отвечает требованиям современного подхода в образовании.

Урок интересный, способствующий общему развитию личности школьника и класса в целом. Его может провести любой учитель по готовому плану, так как принцип проведения прост и ясен. Единственное что нужно сделать, презентацию к уроку нужно поменять. Там нужны (но не обязательно) фотографии учеников класса. А в данной презентации вставлены фото учащихся класса, в котором и проводился данный урок. Можно слайд с фотографиями из презентации удалить. Допустимо и такое решение.

Конечно, подготовка к уроку займет время. Но если воспользоваться моей разработкой, то гораздо меньше времени уйдет на подготовку к уроку, чем у меня.

В пакет моих методических материалов входят: подробный план конспект урока, презентация к уроку (от плана есть гиперссылка на презентацию), аннотация, наглядности на урок  для печати в папке «Раздаточный материал». Раздаточный материал подготовлен так, что его можно использовать в любом классе, ничего не меняя. Выпустить листы на печать и к уроку готов.



Предварительный просмотр:

Description: Light vertical

Проект

Деление и дроби


Проблема: Как разделить два одинаковых яблока между тремя детьми?

Наша команда обсудила и решила отрезать от каждого яблока по кусочку ____ части(ей)

Разделили круг на ____ части.

Отрезали ножницами от эскизов (два круга) _____ часть.

           

Раздали каждому по  части. Осталась

Приклеили:

1 ученик                      2 ученик                         3 ученик

Получилось:     -      =  

Авторы проекта: ___________________________________________________    

Проблема: Как разделить два одинаковых яблока между тремя детьми?

Наша команда обсудила и решила разделить каждое яблоко на ____ части(ей)

Разделили каждый круг на _____ части.

Раздали каждому по  части. Осталась

Приклеили:

1 ученик                      2 ученик                         3 ученик

Получилось:     +      =  

Авторы проекта: ___________________________________________________

Проблема: Как разделить два одинаковых яблока между тремя детьми?

Наша команда обсудила и решила разделить каждое  яблоко на ____ частей

Разделили круг на ___частей.

Разрезали ножницами эскизы (два круга)  на_____ частей.

Раздали каждому по  части. Осталась

Приклеили:

1 ученик                      2 ученик                         3 ученик

Получилось:     +      =  

Авторы проекта: ___________________________________________________

Проблема: Как разделить два одинаковых яблока между тремя детьми?

Наша команда обсудила и решила разделить каждое яблока на ____ части

Разделили каждый круг на ___ части. Раздали каждому ученику по____ части

Оставшуюся____ часть разрезали ножницами на _____ части.

Раздали каждому ещё по  части.

Приклеили:

1 ученик                      2 ученик                         3 ученик

Получилось:     +      =  

Авторы проекта: ___________________________________________________

ВЫВОД:

2:3 =  

Если разделить нацело нельзя, то частное является дробным числом.

Числитель-делимое

Знаменатель-делитель

Раздаточные эскизы яблок. Каждой команде по 2 круга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики в 6 классе по теме "Деление обыкновенных дробей"

урок закрепления знаний и умений учащихся.Форма проведения урока: урок с элементами проектной деятельности с  использованием геометрического  материала.Цель:    Закрепит...

Презентация открытого урока "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Презентация открытого урока по математике в 5 классе "Деление десятичных дробей на натуральное число" по учебнику Н.Я. Виленкина....

ОТКРЫТЫЙ УРОК "ДЕЛЕНИЕ И ДРОБИ"

КОНСПЕКТ УРОКА +ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Открытый урок по математике 5 класс уч. С.М.Никольский. "Деление дробей"

Учитель: Митина О.Н.Предмет: МатематикаКласс: 5ДАвтор УМК: С.М. Никольский.Тема урока: Деление дробей. Задачи: Образовательные: повторить правило деления обыкновенных дробей, закрепить данное пра...

Открытый урок "Деление" для 5 классов

Открытый урок "Деление" для 5 классов...

Открытый урок математики в 5 классе «Умножение и деление смешанных дробей» по учебнику «Математика. 5 класс», Никольский С.М.

Цель урока: - научиться умножать  и делить смешанные дроби.Предполагаемые результаты:Предметные:Учащиеся должны знать:-  правило умножения и деления смешанных чисел...