Разработка урока по теме: "Решение задач с помощью рациональных уравнений", 8 класс
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Разработка урока в 8 классе "Решение задач с помощью рациональных уравнений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_reshenie_zadach_s_pomoshchyu_rats.uravneniy.algebra8kl.docx | 94.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела:
учитель математики
1-ой квал. категории
Смольникова Т.Ф.
МОУ СОШ № 2 г. Московский
Январь, 2010.
Цели урока:
1) обобщить и систематизировать материал по теме: «Рациональные уравнения»;
2) научить составлять дробно – рациональные уравнения по условию задачи;
3) умение определять соответствуют ли найденные корни уравнения условию задачи;
4) закрепить умение решать задачи с помощью дробно – рациональных уравнений;
5) умение выбора способа решения текстовой задачи.
6) познакомить учащихся с методом подобия при решении текстовых задач, который так же приводит к составлению дробного рационального уравнения.
Тип урока: урок ознакомления и первичного закрепления нового материала.
Формы обучения: индивидуальная, коллективная.
Средства обучения: раздаточный материал к уроку, учебник, доска, методическое пособие.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация ранее полученных знаний: фронтальная беседа + самостоятельная работа + устная работа.
- Ознакомление с новым материалом и его первичное закрепление.
- Итоги урока.
Ход урока:
- Организационный момент.
- А) Фронтальная работа. Ответить на вопросы:
- Какие уравнения называют рациональными уравнениями?
- Что называют корнем уравнения с неизвестным х?
- Что значит решить уравнение?
- Какие уравнения называют равносильными?
- По какому правилу решают рациональные уравнения? Что может произойти при отклонении от этого правила?
Б) Самостоятельная работа по теме: «Решение дробно-рациональных уравнений». Взаимопроверка – 4 варианта. Работа выполняется на листочках. Ответы записаны на обратной стороне доски. В ходе выполнения работы учащиеся определяют для себя алгоритм решения дробных рациональных уравнений. На каждой парте – таблица – напоминание «Алгоритм решения дробных рациональных уравнений». (Приложение ).
В а р и а н т 1. | В а р и а н т 2. |
В а р и а н т 3. | В а р и а н т 4. |
О т в е т ы:
I вариант: , (; ).
II вариант: (; )
III вариант: ( )
IV вариант: , (; ).
В) Устная работа. Составить уравнение для решения задачи:
- Расстояние между городами скорый поезд, идущий со скоростью 90 км/ч, проходит на 1,5 ч быстрее товарного, который идет со скоростью 60 км/ч. Каково расстояние между городами?
Ответ:
- Ученику и мастеру дано задание изготовить одинаковое количество деталей. Мастер, изготовляя 18 деталей в час, затратил на выполнение задания на 3 ч меньше, чем ученик, который изготавливал лишь 12 деталей в час. Сколько деталей было заказано?
Ответ:
- Знаменатель дроби на 2 больше числителя. Если числитель увеличить на 15, а знаменатель – на 3, то получится число . Найдите дробь.
Ответ: .
- Ознакомление с новым материалом
Схема решения задачи с помощью уравнения. (Приложение ).
- Анализ условия;
- Выделения двух ситуации;
- Введение неизвестной величины;
- Установление зависимости между данными задачи и неизвестной величиной;
- Составление уравнения;
- Решение уравнения;
- Запись ответа.
При решении задач составлением уравнения за х можно принять любое
неизвестное.
Решаем задачу № 387 из учебника. (Алгебра – 8 класс/ С.М.Никольский)
К доске вызываются четыре ученика, чтобы записать условие задачи и составить уравнение четырьмя способами:
I – ученик за х принимает скорость 1-го автомобиля;
II – ученик принимает за х скорость 2-го автомобиля;
III – ученик за х принимает время 1-го автомобиля;
IV – ученик принимает за х время 2-го автомобиля.
Учащиеся записывают в тетрадь условия четырьмя способами, а решают одним, в соответствии со своим вариантом.
I с п о с о б.
S (км) | V (км/ч) | t (ч) | ||
1-ый автомобиль | 60 | х | на ч больше | |
2-ой автомобиль | 60 |
| ч |
Уравнение:
II с п о с о б.
S (км) | V (км/ч) | t (ч) | ||
1-ый автомобиль | 60 | (х + 20) | На ч меньше | |
2-ой автомобиль | 60 | х |
Уравнение:
III c п о с о б.
S (км) | V (км/ч) | t (ч) | ||
1-ый автомобиль | 60 | на 20 меньше | х | |
2-ой автомобиль | 60 | (х + 0,5) |
Уравнение:
IV с п о с о б.
S (км) | V (км/ч) | t (ч) | ||
1-ый автомобиль | 60 | на 20 больше | (х - 0,5) | |
2-ой автомобиль | 60 | х |
Уравнение: .
Задача № 29 из методического пособия по математике А.В. Шевкина «Текстовые задачи. 7 – 9 классы, часть2».
Две старушки вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов. Они встретились в полдень и достигли чужого города: первая в 4 ч по полудни, а вторая – в 9 ч. Нужно узнать, когда они вышли из своих городов.
1) Данную задачу заранее предлагаю учащимся решить в парах. Заслушиваем комментарии по решению задачи учащимся. Задача решена составлением дробного рационального уравнения.
Уравнение: , где х – время старушек до встречи, а весь путь пройден за 1. (Ответ: в 6 часов).
- Объясняю решение данной задачи методом подобия, построив графики движения старушек.
Р е ш е н и е: Изобразим график движения старушек и применим метод подобия.
Пусть старушки до встречи шли х ч.
АD – промежуток времени движения первой старушки. СВ – промежуток времени движения второй старушки. КL – отсекает промежутки времени движения старушек до встречи. На рисунке АL – промежуток времени движения до встречи.
Расстояние
С К 4 D
I
N
II
А х L 9 В Время движения
- Рассмотрим и : подобен по двум углам.
- Рассмотрим и , они подобны по двум углам.
- Из подобия двух пар треугольников следует, что и , т.е.
- Составим и решим уравнение: ()
Это уравнение имеет единственный положительный корень, удовлетворяющий условию задачи. - это время движения старушек до встречи.
- Выясним, в какое время старушки вышли из своих городов:
.
Ответ: старушки из своих городов вышли в 6 ч утра.
Как мы видим, метод подобия приводит к более простому решению.
- Итоги урока.
Домашнее задание: № 388 (а), № 390, № 392 - решить задачу двумя способами: 1) стандартным способом и 2) методом подобия.
ПРИЛОЖЕНИЕ .
Раздаточный материал к уроку:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Решение вероятностных задач с помощью формул комбинаторики"
Урок на тему: "Решение вероятностных задач с помощью формул комбинаторики". Формирование умений решать задачи на нахождение вероятности случайного события с использованием формул комбинаторики, исполь...
Урок на тему "Решение вероятностных задач с помощью формул комбинаторики"
Урок на тему: "Решение вероятностных задач с помощью формул комбинаторики". Формирование умений решать задачи на нахождение вероятности случайного события с использованием формул комбинаторики, исполь...
Урок на тему "Решение практических задач с помощью темы «Арифметическая прогрессия»
Урок разработан для учащихся 9 класса. Цель урока - показать учащимся применение темы «Арифметическая прогрессия» при решении практических задач....
Урок по теме "Решение экономических задач с помощью электронных таблиц" "
Урок проводится в профильном информационно-технологическом 11 классе при изучении темы "Электронные таблицы"В ходе урока выполняются задачи:Развитие экономической и информационной компетентности...
Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:«Решение физических задач с помощью линейных уравнений»
Математика настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математике можно найти связь, с какой либо дисциплиной.Общие задачи интеграции выстроил...
Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе по теме: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений»
Данный урок "Решение физических задач с помощью линейных уравнений" был проведен в рамках городского семинара для учителей физики и математики «Интеграция уроков физики и математики ка...
Разработка урока по теме: "Решение логических задач"
Логические задачи можно решать, используя следующие методы:1. Метод рассуждений2. Табличный метод3. Использование алгебры логики4. Графический метод, включающий в себя использование диаграмм Эйлера-Ве...