Отношение школьников младших классов к физической культуре
материал по физкультуре на тему

Кожина Наталья Анатольевна

Отношение школьников младших классов к физической культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Отношение школьников младших классов к физической культуре»

Учитель физической культуры

Кожина Наталья Анатольевна


Экономика, медицинские услуги, экология и гигиенические условия быта не благотворно влияют на детей и молодежи.

Здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи-важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа. Через дошкольные учреждения проходят многие, а через школу каждый. Поэтому проблему физического воспитания надо решать через детский сад и школу. Именно этот возраст наиболее благоприятен для воспитания стремления к занятиям физической культурой и спортом, обеспечения физкультурной грамотности каждого, создания устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Поэтому неотложной социальной задачей нужно считать радикальную перестройку системы школьного физического воспитания. В последнее время тревожит состояние здоровья детей. В России только 14% детей практически здоровы, каждый второй имеет отклонения в состоянии здоровья,35% хронические больные.

Поэтому перестройка системы массовой физической культуры и спорта остается радикальной проблемой и является неотложной социальной задачей.

В своем проекте я попыталась раскрыть социологические аспекты физического воспитания школьников младших классов на примере школы №8. Эта проблема заслуживает внимания потому, что отношение к физической культуре меняется вместе с изменением социальных отношений в обществе. Физическое развитие, здоровье перестали занимать передовые позиции, уступив место знаниям, материальным благам.

Исследование проводилось с использованием собственного инструментария (анкеты) (см. Приложение №1), что предполагает ее научную новизну.

Перестроить систему физического воспитания в учебных заведениях необходимо потому, что в стране почти 28 мил. Человек включены в систему обязательных занятий физической культурой, а это огромный резерв в укреплении здоровья всей нации.

Формирование отношения младших школьников к физической культуре и спорту имеет большое значение, ибо именно в этом возрасте закладывается основа умений и навыков, необходимых в дальнейшем физическом совершенстве.

Для увеличения интереса необходимо проводить с родителями систематическую работу о пользе физической культуры. Так как у них недостаточно знаний в этой области. Формирование позитивного отношения учащейся молодежи к физкультурно-спортивной деятельности имеет большое значение, ибо именно в молодости закладываются ценностные ориентации, практические навыки и поведенческие стереотипы, накладывающие      отпечаток на весь жизненный путь человека.

Исследуя отношение учащихся к физической культуре, мне интересно, кто в большей степени повлиял на увлечение спортом, физической культурой, какова мотивация к этим занятиям. Радует то, что на первом месте стоит стремление повысить уровень здоровья и получить всестороннее физическое развитие. На втором месте желание походить на известных спортсменов, познавательный интерес. Так же большую роль в развитии приобщения к занятиям являются средства массовой информации. Несравненно средства массовой информации         занимают огромное место в формировании интереса к занятиям фк и с.

Но необходимо, чтобы спортивно-педагогические воздействия (тренировки, средства, методы и т. д.) соответствовали индивидуальным особенностям личности, их индивидуальным стремлениям в физическом воспитании. Не маловажную роль в формировании устойчивого интереса к физической культуре играют внеурочные формы физического. На базе нашей школы достаточно секционных занятий (б/б, в/б, ф/б, вольная борьба, шашки) и много проводиться спортивных мероприятий во всех звеньях обучения, и по всем видам спорта.

Цели и задачи исследования.

Основной целью работы было отыскание резервов по улучшению учебно-воспитательной и пропагандисткой работы по физкультурно-спортивному образованию в школе.

Для достижения поставленной цели мной были определены следующие основные задачи:

1.Выявить отношение школьников младших классов к физической культуре вообще и урокам физической культуры в частности.

2.Определить место спорта среди других видов досуга школьников.

Из которых непосредственно вытекают частные задачи:

1.Изучить причины негативного отношения некоторых школьников к физической культуре и спорту.

2.Выявить наиболее значимые факторы, позволяющие привлечь к занятиям физической культурой и спортом максимальное количество школьников.

Участники проекта

Исследование проводилось со школьниками младших классов (с 1-4) и было опрошено 253 респондента. Анкетный опрос проходил во время классного часа, учащиеся были рассажены по одному за учебным столом, было исключено вмешательство посторонних лиц. Опрос проходил в течение 1-1,5 часов. Это связано с тем, что исследование проходило комбинированно -анкетирование и интервьюирование.

   Большая роль в реализации проекта отводится администрации школы, которая всячески содействует развитию физкультурно-спортивного образования учащихся.

В решении поставленных задач я использовала анкетирование и проведение спортивного мероприятия. Вот такое оно получилось.

Сценарий «Веселых стартов - О спорт — ты мир!»

1.Организационная часть. Выход команд, построение, приветствие. Представление членов жюри.                                    

2.Разминка. ОРУ.

3.Эстафетный бег. Инвентарь: эстафетные палочки- 4 шт., стойки-4 шт.

4 «Перекати-поле». Инвентарь: б/б мячи-8 шт. Перед командой на полу лежат 2 мяча, на расстоянии 10 м стоят стойки для об бегание. По сигналу участник одновременно катит 2 мяча до стойки, обводит вокруг и катит мячи до команды, передавая эстафету следующему и становится в конец строя. И так далее.

5 . «Кенгуру». Зажав мяч между ног, прыжками преодолеть дистанцию и также обратно до команды.

6. «Юный хоккеист». Инвентарь: клюшки - 4 шт., кубики-12 шт. Необходимо клюшкой довести 3 кубика до стойки и обратно.

7. «Проложи лыжню». Инвентарь: стойки-4 шт., коробки-8 шт. Перед командой лежат 2 коробки, по сигналу участник ставит ноги в коробки и начинает скользить по полу, не отрывая ног, преодолевая всю дистанцию.

8 . «Переправа». Инвентарь: обручи-12 шт. Напротив каждой команды лежат 3 обруча, по сигналу 1 выбегает и пробегает дистанцию, пропуская через себя обручи до стойки, огибает ее и в команду возвращается бегом.

9 . «Кочки». Перед командой лежат обручи на расстоянии друг от друга на 50 см. По сигналу 1 прыгает из обруча в обруч, затем оббегает стойку и обратно возвращается бегом, и так до последнего.

10. Построение и награждение.

11. Организационный выход из спортзала.

Проект направлен на реализацию в течение 5 лет, чтобы проследить тенденцию роста или спада интереса к физкультурно-массовому образованию.

Основным методом исследования являлся опрос по специально разработанной мной анкете (см. Приложение №1). При разработке анкеты и технологии проведения опроса школьников, я руководствовалась требованиями, рекомендациями специалистов (А. М. Платонов, 1980; А. И. Бутенко, 1989; М. К. Горшков, Ф. Э. Шерчи, 1990; А. В. Пирог, 1991, 2004; Н. С. Овсянников, 1993; А. В. Пирог, Н. М. Козлова, 1994).

Результаты реализации проекта

Показателем отношения к здоровому образу жизни и к физической культуре в том числе, является то — делает ли человек утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку) или нет. Получила следующие данные: 25% делают регулярно, 32% делают, но не регулярно и 47% ее не делают вообще. Сравнивая мои данные с данными Е. Хрусталева, видим взаимосвязь в том, что как в младших классах не выполняют зарядку, так и в старших классах. Как и старшеклассники в большей степени зарядку выполняют мальчики.

Причины, которые влияют на невыполнение утренней зарядки названы следующие (в порядке убывания). Прослеживая дальнейшую аналогию с полученными данными автора, видим, что и причины невыполнения зарядки совпадают, только расходятся во мнение, а именно: на1 месте у младших школьников стоит то, что они не уверены в пользе зарядки -38% и соответственно –7%.

Таблица №1

Основные причины пассивного отношения

№ п/п

Причины

%

Ранговое место

1

Не уверен в ее пользе

38%

1

2

Нет времени

33,6

2

3

Собственная лень

17,7

3

4

Нет условий

10,7

4

Регулярно занимаются на уроках физической культуры 96,7% школьников младших классов, причем остальные 3,3% не посещают по состоянию здоровья. Старшеклассники сильно отличаются (исходя из данных Е. Хрусталева). Только 59,7% - восьмиклассников и 64,8% учеников 11 классов.        

Такая, практически 100% посещаемость уроков у младших школьников объясняется тем, что они очень любят двигаться и у них не наступает быстрого утомления — это связано с физиологическими особенностями (процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессом торможения).                

Большую роль в убеждении о пользе физической культуры сыграл учитель физической культуры — 62,3%. В начальном звене все обучающие (3 и 4 классы,1 и 2 не оцениваются) занимаются на «отлично» и «хорошо». Освобожденные оцениваются теоретически.        

Отдых младших школьников не отличается разнообразием, как и у       Е. Хрусталева, большинство ответило: что гуляют с друзьями — 73,3%. Очень интересные данные были получены об отношение к учителю физической культуры. Практически все опрошенные ответили одинаково: что они любят и уважают его — 97,3%. Остальные — 2,7% не отличают от других преподавателей. Такая любовь и уважение к учителю в первую очередь связано с тем, что дети еще не объективно оценивают многие личные качества учителей. Он у них хороший, либо плохой.                                                Следующим разделом исследования было отношение к спорту. Имелось ввиду, занятия в спортивных секциях.        На вопрос «Занимаешься ли ты в какой-либо секции?» – 32,3% школьников ответило положительно. Эти секционные занятия проходят в основном на базе школы — 29,2% и 3,1% в спортивных школах.        

Таблица №2

Причины не занятия в спортивных секциях

№ п/п

Причины

%

Ранговое место

1

Не разрешают родители

16,5%

3

2

Нет секций по моему виду спорта

7,6%

4

3

Далеко от дома

24,5%

1

4

Не остается времени

19,1%

2

В большинстве секции находятся далеко от дома, а на занятия водят родители, которые в это время находятся на работе. Плохо то, что не остается времени у многих учащихся. Очень жаль, ведь спортивная секция — это продолжение урока физической культуры.                                                        Самое интересное, что спортивный инвентарь имеют дома только те, кто занимается в спортивной секции. Это настораживает. Вот почему, может быть, у многих нет интереса к занятиям во внеурочное время. То, что школьникам не разрешают заниматься родители, так же связанно с тем, что спортивные секции находятся далеко от дома.                                                Главное, что из всех предметов в школе предпочтение отдается урокам физической культуры — 75,8%. Это связано с тем, что инвентарь и оборудование не только стандартные, но и сделанные руками учителя, и тем, что может заинтересовать школьников на уроках физической культуры.        Апробацию исследования проводили на базе школы №8 г. Брянска с учащимися 1-4 классов (250 учеников).

Выводы данного проекта:

1. Отношение школьников младших классов к физической культуре вообще и урокам физической культуры в частности, следует принимать положительным. Особое внимание обращает то, что освобожденных по состоянию здоровья почти нет, всего 3,3%. Но самое главное, что нет причин, которые влияли бы на непосещение уроков физической культуры.

2. Физическая культура занимает определенное место в образе жизни младших школьников. Занятия физической культурой компенсирует не посещаемость спортивных секций. И поэтому такая высокая посещаемость уроков физической культуры, а именно 96,7%, остальные по состоянию здоровья.

3. В спортивных секциях и кружках (баскетбол, волейбол, вольная борьба, шашки, футбол, танцы) — 32,3% младших школьников. Причинами не занятий являются: далеко от дома — 24,5%, не остается времени — 19,1%, не разрешают родители — 16,5%, нет секций по моему виду спорта — 7,6%. Родители не разрешают посещать секции в связи с тем, что они находятся        далеко от дома, а времени у родителей нет.

4.Наиболее значимыми факторами, позволившими бы привлечь школьников к более активным занятиям в спортивных секциях могут быть: улучшение материальной базы школы; значимое расширение и улучшение пропаганды не только физической культуры, но и здорового образа жизни в целом и ряд других.

Приложение №1

Анкета

Дорогой друг!

Ты учишься в школе и тебе, как никому другому лучше знать, как поставлена работа по физической культуре в твоей школе. Мне очень интересно знать твое мнение по этому вопросу, что может способствовать ее улучшению в будущем. Поэтому прошу вас ответить на вопросы данной анкеты.                

Заранее благодарим тебя!

1.Делаешь ли ты утреннюю гимнастику/зарядку/?                                                1.1 Да, регулярно                                                                                        1.2 Да, но не регулярно                                                                                1.3 нет                                                                                        2. Если «нет», то что этому мешает?                                                                2.1 У меня нет времени на это                                                                2.2 Я не уверен в ее пользе                                                                                                                                                                                2.3 Не позволяет моя «лень»                                                                         2.4 У меня для этого нет условий                                                        3. Посещаешь ли ты уроки физкультуры?                                                                3.1 Да, постоянно                                                                                          3.2 Иногда                                                                                                3.3 Не посещаю                                                                        4. Если «нет», то почему?                                                                                4.1 Я освобожден от уроков по состоянию здоровья,                                           4.2 Мне они не нравятся,                                                                         4.3 Я не убежден в их пользе,                                                                          4.4 Что еще /напиши/                                                                     5. Если они тебе не нравятся, то в чем это выражается?                                5.1 Уроки однообразны                                                                                5.2 Уроки мало содержательны                                                                5.3 Уроки просто не интересны                                                                5.4 На уроках мало двигаемся                                                                5.5 Что еще-                                                                                6. Считаешь ли ты, что трех уроков в неделю достаточно, чтобы поддержать или укрепить твое здоровье?                                                                6.1 Да, вполне                                                                                        6.2 Я сомневаюсь в этом                                                                        6.3 Нет, недостаточно                                                                                6.4 Я об этом не задумывался                                                        

7. А как ты сам оцениваешь свое здоровье /по самочувствию/                        7.1 Здоровье хорошее                                                                                7.2 Здоровье удовлетворительное                                                                7.3 Здоровье плохое                                                                

8. Убежден ли ты в том, что занимаясь физкультурой можно укрепить свое здоровье?                                                                                                

        8.1 Да, конечно можно                                                                                8.2 Скорее да, чем нет                                                                                8.3 Для этого одних уроков физкультуры мало                                                8.4 Я затрудняюсь с ответом                                                                  9. Если ты убежден в пользе физической культуры, то кто тебе в этом убеждении помог?                                                                                        9.1 Учитель физкультуры                                                                        9.2 Родители                                                                                        9.3 Учителя по другим предметам                                                                9.4 Я сам, из газет, журналов, книг                                                                9.5 Я об этом услышал по радио, телевизору                                                9.6 Меня убедили друзья                                                                        9.7 Кто еще /напиши/-                                                                        10. Как ты относишься к спортивному залу в своей школе?                                10.1 Он мне нравится                                                                                10.2 Он мне не нравится                                                                11. Если не нравится, то почему?                                                                11.1 Он окрашен в грязно-серый цвет                                                        11.2 В нем грязно                                                                                        11.3 В зале мало спортивных снарядов                                                        11.4 Сам зал маленький                                                                        11.5 Он плохо освещен                                                                        12. А какая у тебя оценка по физкультуре?                                                12.1 Отлично                                                                                        12.2 Хорошо                                                                                        12.3 Удовлетворительно                                                                13. Если у тебя удовлетворительная оценка, то пытаешься ли ты ее улучшить?        13.1 Конечно, пытаюсь и я добьюсь этого                                         13.2 Пытаюсь, но у меня ничего не получается                                                13.3 Мне это не нужно                                                                        14. А как ты вообще учишься?                                                                14.1 У меня только отличные оценки                                                        14.2 У меня хорошие и отличные оценки                                                        14.3 Бывает по-всякому, но больше удовлетворительных оценок                 15. Как ты отдыхаешь в свободное время?                                                15.1 Гуляю с друзьями                                                                                 15.2 Смотрю телепередачи                                                                        15.3 Выезжаю с родителями на природу                                                        15.4 Увлекаюсь рыбалкой                                                                        15.5 Что еще/напиши/-                                                                        16. Твое увлечение?                                                                                16.1 Занимаюсь в музыкальной школе                                                        16.2 Увлекаюсь художественной самодеятельностью                                        16.3 Играю в шахматы                                                                                16.4 Что еще? /напиши/-                                                                17. Как ты относишься к своим учителям по физкультуре?                                17.1 Я их люблю и уважаю,                                                                         17.2 Я их просто боюсь        ,                                                                        17.3 Они мне безразличны,                                                                        17.4 Я не отличаю их от других преподавателей.        

БЛОК 2

До этого мы говорили только об уроках физкультуры, а теперь давай поговорим о спорте.

1. Занимаешься ли ты в какой-либо секции или спортивной школе?    

1.1 Да

1.2 Нет

2. Если «да», то каким видом спорта ты занимаешься? /напиши/-        

3. Как давно ты им начал заниматься, с какого класса? /напиши/-

4. Есть ли у тебя спортивный разряд и какой? /напиши/-

5. Можешь ли ты назвать фамилии нескольких выдающихся спортсменов в твоем виде спорта?/напиши/-        

6. Если ты не занимаешься ни в какой секции, но хотел бы заниматься, то что этому мешает?                                                                                        6.1 Секций по моему виду спорта нет                                                        6.2 Секции есть, но работают в неудобное для меня время                                6.3 Мне не разрешают родители                                                                6.4 Секции находятся слишком далеко от дома                                                6.5 У меня на это не остается времени                                                        6.6 Заниматься мне не позволяет здоровье                                          7. Если ты серьезно начал заниматься спортом, то вспомни, кто тебе         посоветовал это сделать?                                                                        7.1 Родители                                                                                        7.2 Учитель физкультуры                                                                        7.3 Я сам так захотел                                                                                7.4 Друзья                                                                                                7.5 Родители друзей                                                                                7.6 Другие учителя                                                                          8. твои родители ранее занимались или занимаются сейчас спортом?                8.1 Да, оба спортсмены                                                                                8.2 Нет, никогда не занимались                                                                8.3 Да, но только отец                                                                                8.4 Да, но только мать

9. Как относятся к твоему увлечению спортом?                                                9.1 Поощрительно                                                                                9.2 Отрицательно                                                                                        9.3 Я об этом их не спрашивал                                                        10. Как ты считаешь, спорт не мешает тебе хорошо учиться?                        10.1 Нет, не мешает                                                                                10.2 Немножко мешает                                                                                10.3 Конечно, мешает                                                                             10.4 Я об этом не задумывался                                                         11. Что из спортивного инвентаря есть в вашей семье (мяч, клюшка, лыжи и        т. д.)? /напиши/-                                                                                        12. Что тебя привлекает в занятиях спортом?(отметь не более 5 пунктов)        12.1 Это способствует укреплению здоровья                                                12.2 Закаливает волю, характер                                                                12.3 Дают возможность общаться с друзьями                                                12.4 Желание повысить свое спортивное мастерство                                        12.5 Возможность защищать спортивную честь коллектива                                12.6 Повышают мой авторитет в глазах окружающих                                        12.7 Позволяют укрепить свой характер                                                        12.8 Улучшить в будущем свое материальное положение                                12.9 Хочу стать кумиром молодежи, звездой спорта                                        12.10 Мне просто нравится                                                                 13. Какие предметы (уроки) тебе больше всего нравятся (напиши), но не более трех-                                                                                                        14. А какие предметы нравятся меньше всего? (напиши)-        

А ТЕПЕРЬ РАССКАЖИ НЕМНОЖКО О СЕБЕ

        1. Твой пол?                                                                                        1.1 Муж.                                                                                                1.2 Жен.                                                                                                2. В каком классе ты учишься?-                                                                3. Куришь ли ты?                                                                                        3.1 Нет                                                                                                3.2 Да                                                                                                3.3 Иногда, за компанию                                                                        4. Если «да», то с какого возраста ты начал курить?-                                        5. Знаешь ли ты, что курить вредно для здоровья?                                        5.1 Да                                                                                                5.2 Нет                                                                                                6. Кем работают твои родители?                                                                6.1 Папа/напиши/-                                                                                6.2 Мама/напиши/-                                                                                7. В каких условиях живет твоя семья?                                                        7.1 У нас отдельная квартира                                                                        7.2 У нас свой дом                                                                                7.3 Мы живем в общежитии                                                                        7.4 Что еще /напиши/-                                                                                8. Помогаешь ли ты своим родителям по дому, даче?                                        8.1 Да                                                                                                8.2 Нет                                                                                                 8.3 Иногда                                                                                                9. Есть ли у тебя сестры, братья, сколько их? /напиши/.        

СПАСИБО ЗА ЧЕСТНЫЕ ОТВЕТЫ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место и роль педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников младших классов

В «Великой дидактике» (1633 – 1638) Я.А. Каменский писал: «человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». (10)     Обучение двигательным действиям необходимо в любой...

Повышение мотивации школьников к активным занятиям физической культурой и спортом как результат реализации этнокультурного компонента программы физического воспитания учащихся V-ХI классов

С 1999 года на базе МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа им. Х.М. Николаева» реализуется Программа физического воспитания с этнокультурным компонентом для учащихся V-ХI классов МОУ «Олене...

Учебно-тренировочное занятие "Развитие координация движений младших школьников с использованием предметов в 4 классе" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие "Развитие координаций движений младших школьников с использованием предметов в 4 классе" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....

Эстетическое воспитание младших школьников на примерах образцов физической культуры в изобразительном искусстве

Цель работы: определить содержание работы учителя начальных классов по эстетическому воспитанию учащихся на примере образцов физической культуры в изобразительном искусстве....

Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики!

Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики....