" Решение задач с помощью уравнений"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
План- конспект урока « Решение задач с помощью уравнений» представлен технологической картой и разработан в соответствии с логикой системно - деятельностного подхода, что позволяет учащимся самостоятельно ставить учебные цели и проектировать пути их реализации. Данный материал будет полезен молодым специалистам и учителям математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_reshenie_zadach_s_pomoshchyu_uravneniy.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока Решение задач с помощью уравнения.
1. Ф.И.О. Хижняк Елена Васильевна
2. Место работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47»
3. Должность Учитель математики
4. Предмет Математика
5. Класс Пятый
6. Тема урока Решение задач с помощью уравнения
7. Тип урока Урок закрепления изучаемого материала
8. Формы работы учащихся Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
9. Базовый учебник Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.
10.Оборудование Мультимедийная презентация.
Цель урока:
закрепить практические навыки учащихся составлять уравнения при решении текстовых задач и решать их с помощью правил нахождения неизвестных компонентов при арифметических действиях.
Задачи:
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
предметные – уметь составлять уравнение по тексту задачи и уметь решать уравнения по компонентам, обосновывая этапы его решения;
метапредметные – уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями, уметь анализировать задачу и полученный результат в соответствии с условием задачи, уметь высказывать свою точку зрения, делать правильные выводы;
-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог при обсуждении решения задачи, сотрудничать с учителем и одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, воспитывать усидчивость, дисциплинированность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД):
уметь составлять алгоритм решения уравнений и выбирать рациональные способы решения уравнений, составлять уравнения в зависимости от условия задач; развивать мыслительные операции, устную математическую речь, , логическое мышление и правильно оценивать свои знания.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент. Цель: Создать благоприятный психологический настрой на работу. Включить учащихся в учебную деятельность. | Приветствие. Слайд № 1. Мы сюда пришли учиться, Ребята, сегодня нам предстоит большая и интересная работа. Но меня это не пугает, т.к. я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями на «отлично». Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок. | Приветствуют учителя и включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию. |
2. Актуализация опорных знаний. Цель: Подготовить учащихся к деятельности на основном этапе урока. Актуализировать знания учащихся по правилам нахождения неизвестного компонента уравнений; составлении математической модели текстовой задачи, чтению записи буквенных выражений при решении задач. | Учитель беседует с детьми. Вместе с учащимися определяет тему и цель урока. Для достижения цели урока предлагаю вам выполнить ряд заданий. (Устно). Слайд № 2. Задание № 1. Решить уравнения, повторяя правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя. а) x + 25=60 г) y – 17=40 б) 48 – х = 12 д) 100: y=10 в) х: 3=22 е) 15х =60 Слайд №3. Задание 2. В книжном шкафу на одной полке - х книг, а на другой полке – у книг. 1.Что обозначают данные выражения? б) x + 6 в) y – 1 г) x – y 2.Что обозначают данные равенства? а) х + у = 90 б) x + 9 = y в) 3x = y г) x – 15 = y + 25 | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетрадях. Учащиеся решают уравнения. Формулируют правила нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя и множителя. Учащиеся говорят, что обозначает каждое буквенное выражение и равенство в соответствии с условием задачи. | Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи. Личностные: навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем. |
3. Закрепление изучаемого материала. Цель: Закрепить навыки учащихся анализировать условия и результаты в соответствии с текстами задач, составлять уравнения к задачам, уметь высказывать свою точку зрения, делать правильные выводы. | Учитель предлагает учащимся продолжить работу в тетрадях и решить задачи. Слайд № 3. Задача № 1. Длина прямоугольника в 3 раза меньше его ширины. Найдите площадь прямоугольника, если его периметр равен 168 см. Учитель совместно с детьми проводит разбор задач и просит детей выбрать способ ее решения. Слайд № 4. Задача № 2. Составьте несколькими способами уравнение для решения задачи. Мотоциклист движется навстречу автобусу. Сейчас между ними расстояние 90 км. Они встретились через 1 час. Найдите скорость автобуса, если она больше скорости мотоциклиста в 2 раза. По завершению работы учитель предлагает учащимся составить алгоритм решения задач с помощью уравнений. Слайд № 5 | Учащиеся разбирают задачу, выявляют зависимость между сторонами прямоугольника по условию задачи, вспоминают, что такое периметр и как его найти, выясняют, что прежде чем найти площадь прямоугольника, необходимо знать его длину и ширину. Выясняют, что если в задаче неизвестны значения каких-либо величин, но известна зависимость между ними, то задачу можно решить с помощью уравнения. Учащиеся проводят разбор задачи, выясняют зависимость величин по условию задачи и составляют возможные уравнения для решения задачи. Самостоятельно выбирают и решают одно из них. 2х + х = 90 90 – х = 2х 90 – 2х = х Полученный ответ сравнивают с ответом ученика, работающего у доски. Учащиеся пошагово составляют алгоритм решения задач с помощью уравнений. 1. Обозначение неизвестной величины буквой. 2. Составление буквенного и числового выражений по условию задачи. 3. Составление уравнения. 4. Решение уравнения. 5. Анализ полученного результата в соответствии с условием задачи. | Познавательные: применение полученных знаний, рефлексия способов действий при решении задач, анализ и синтез. Коммуникативные: умение слушать, оценивать, корректировать ответы одноклассников, полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль, коррекция полученного результата. Личностные: уважительное отношение к иному мнению, умение отстаивать свою точку зрения,находить выход из спорной ситуации. |
4. Физкультминутка. Цель: Сменить деятельность учащихся и обеспечить эмоциональную разгрузку | Обеспечивает смену деятельности детей. Слайд № 6. Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. | Класс повторяет движения. | |
5. Самостоятельная работа Цель: Выявить уровень усвоенных знаний. | Слайд № 7. Учащимся предлагается дифференцированное задание. Им необходимо самостоятельно выбрать и решить задачи разного уровня сложности. Дети могут выполнить задания всех трех уровней. Учитель знакомит детей с критериями оценки выполнения самостоятельной работы. За правильное решение задачи первого уровня - 3балла; второго уровня – 5 балла; третьего уровня- 7 баллов . Оценка «5» - 10 баллов и выше; Оценка «4»- 8 баллов; Оценка «3»- 3 баллов. Данные критерии записаны на доске. Слайд № Задача первого уровня. Одно число больше другого на 38. Чему равны эти числа, если их сумма равна 184. Задача второго уровня. За три дня турист преодолел 105 км пути. Сколько километров турист преодолел в первый день, если в каждый последующий день он преодолевал на 3 км больше, чем в предыдущий? Задача третьего уровня. На трех книжных полках стояли книги. На первой полке книг стояло в 2 раза меньше, чем на второй, а на третьей на 4 меньше чем на первой. Сколько книг стояло на каждой из полок, если всего в шкафу было 88 книг? Слайд № 8. Проверка решения задач первого, второго и третьего уровней. | Обучающиеся самостоятельно решают задачи. Проверяют решение. Оценивают свое решение. Считают набранные баллы за все решенные задачи. Выставляют себе оценки и сдают тетради на проверку. | Познавательные: самостоятельное применение алгоритмов деятельности, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности результатов. Коммуникативные: Поддержание мотивации учебной деятельности. Регулятивные: контроль и коррекция полученного результата, оценка своих действий. Личностные: самостоятельность и личная ответственность за результат своей работы. |
6. Домашнее задание. Цель: Учить учащихся составлять собственные задачи. | Придумайте задачу, которая решается с помощью уравнения и решите ее. Слайд № 9. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: удерживать учебную задачу, выделять и формулировать, то ,что усвоено на уроке. Личностные: осознание ответственности за выполнение работы. |
7. Подведение итогов. Рефлексия. Цель: Способствовать формированию умения анализировать собственную деятельность по достижению поставленной цели. | Наш урок подходит к концу, я довольна вашей работой. Пожалуйста, поделитесь своими мыслями о совместной работе на уроке. Для этого вам помогут следующие слова: Слайд № 10. - Я научился… -Я смог… -Я буду использовать свои знания… -Самым сложным на уроке для меня было… Самым простым на уроке для меня было… Я хочу сказать спасибо за работу на уроке... Использованная литература.
| Регулятивные: оценка промежуточных результатов, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Личностные: нравственно-этическая ориентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....
Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
Данный урок является заключительным в теме «Уравнение. Решение задач с помощью уравнений», последним этапом перед контрольной работой. ...
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Презентация по теме "Решение уравнений"...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений»....
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. 7 класс
Алгебра. Контрольная работа №2. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений....
Методическая разработка по теме: "Уравнения, свойства уравнений. Решение задач с помощью уравнений с использованием интерактивных технологий"
Методическая разработка по теме: Уравнения, свойства уравнений. Решение задач с помощью уравнений с использованием интерактивных технологий....