Методическая разработка темы "Пропорция" 6 класс
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
Конспекты уроков по теме "Пропорция" по учебнику "Математика 6 кл" автороы: Э.Г. Гельфман и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_temy.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТ
Методическая разработка темы «Пропорция»
6 класс
Объем темы : 5 уроков, проверочная работа.
Учитель Волкова Виктория Александровна
Урок 1. Tема : Что называют пропорцией. Какие задачи решают с помощью пропорций.
Цель урока :
Продолжив разговор об отношениях, ввести понятие «пропорция» : дать определение, выяснить, что означает это слово, как записать, как читать пропорции, как называются элементы пропорции. Сформулировать свойства пропорции.
План урока:
1. Проверка домашнего задания
2. Введение нового понятия по главе 20 учебника
3. Закрепление изученного материала по специальным заданиям главы 20.
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
- Проверяем домашнее задание. Что получилось? В чем были проблемы? Как сними справиться?
- Продолжим разговор об отношениях дальше.
а) Что же в математике называют отношением? Еще раз вернемся к грамотке в которой собраны все признаки этого понятия (стр. 82 глава 18 )
И так, мы умеем изображать, читать, записывать математические отношения. Знаем ,где они нужны. Поэтому вам будет не трудно выполнить задание 1 из главы 20 : « Прокомментируйте , используя понятие «отношение» рисунки.»
Что изображено? Что можно сказать о высоте, ширине елочек? Как соотносятся их размеры?
Говорят , что елочки похожи, пропорциональны. Новое слово. Слышали вы его? Где?
б) Теперь выполним Задание 2 из главы : « На фотографии изображен мальчик ростом 115 см. , стоящий возле здания. Чему равна высота здания , если отношение между размерами объектов на фотографии соответствует отношению этих размеров в действительности?»
* Как вы думаете, достаточно ли данных, чтобы найти высоту здания?
* Какие отношения можно составить, используя данную фотографию? Какие связи между этими отношениями определены условием задачи?
* Составьте краткую запись, характеризующую эту ситуацию.
* Сравните свою краткую запись с расположенной на стр. 85 ,заполните в ней пропуски.
в) Работаем далее. Прослушайте следующую задачу : « В греческом городе стоял храм, имевший 30 шагов в ширину и 80 шагов в длину. Горожане захотели построить новый храм, но больших размеров- такой, чтобы в длину он имел 120 шагов. Какой должна быть ширина храма, чтобы форма его основания осталась прежней?»
* Как вы думаете, какие величины или их отношения определяют форму основания?
* Опишите данную ситуацию в форме краткой записи.
* Предложите способ поиска ширины храма.
А теперь сравним наши рассуждения с приведенными на стр. 85.
Таким образом, во всех рассмотренных ситуациях пришлось иметь дело с разными отношениями. Если имеются два отношения а: в и с: d, то, вообще говоря, эти два отношения могут быть не равными друг другу. Но если окажется, что они равны :
а : в = с : d ,
то такое равенство будем называть ПРОПОРЦИЕЙ.
Древние греки называли пропорцию аналогией.
Далее опять обратимся к тексту главы 20 и узнаем еще много интересного из истории этого слова.
Ну а теперь пришло время подвести итог работы над новым понятием. Ответим на вопрос: « Что полезно знать о пропорциях?» (учитель на доске выписывает предложения детей )
И так, в нашей грамотке должно быть отражено следующие :
* определение пропорции
* как обозначить ( записать)
* особые сведения ( учитель говорит о крайних и средних членах пропорции)
* как прочитать ( учитель просит записать каждому пропорцию и прочитать ее , далее показывает три способа прочтения пропорции)
А теперь сравним с тем, что полезно знать о пропорциях в учебнике на стр. 86.
Мы видим что жизненные ситуации учат нас составлять и разрешать пропорции . Сегодня мы с ними только познакомились с этим понятием и текстовые задачи пока решать не будем, а потренируемся в составлении и чтении пропорций . Для чего выполним задание №4 из главы 20
«Из чисел 2, 8, 12, 4, 24 составь разные отношения. Найди среди них равные отношения. Запиши получившиеся пропорции и найди произведения их средних и крайних членов. Что ты заметил? Проверь свои выводы на следующих пропорциях:
1)1:3 = 18; 3)0,1:0,5 = 2:10;
2)2:9 = 4=18; 4)8:6 = 1/3 : 1/4.
* Попытайся сформулировать полученные результаты для пропорции
а/в = с/d »
Что получилось?
А получилась очень важная закономерность , которую называют основным свойством пропорции .
СВОЙСТВО ПРОПОРЦИИ
Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов, то есть
если a/b =c/d, то ad=cb
Верно и обратное утверждение:
если а, Ь, с, d не равные нулю числа и а • d = b • c,то a/b=c/d.
Итак, для пропорции выполняется равенство ad = bс.
Вернемся к задаче о храме . Получилось уравнение 8/3=120/x. Примените к нему основное свойство . Получилось линейное уравнение , которое легко разрешимо. Найдите x.
* Ещё один вывод : Если по известным членам пропорции можно найти её неизвестные члены, то говорят, что можно решить пропорцию .
* Можно ли было составить другие пропорции в этой задаче?
Подведем итоги урока
- что нового узнали ?
- что полезного для себя ?
- что поможет составить полный рассказ о новом понятии?
Дома тренируемся читать , составлять пропорции , определять основные элементы пропорций и читаем главу 20 , в ней задание №5 ; №259 , №262 , №263 , №265 .
УРОК 2 Тема : Пропорции
ЦЕЛЬ УРОКА :
1. Отработка с помощью упражнений из практикума основных признаков понятия «пропорция»
2. Рассмотреть на примере № 268 свойства пропорции.
ПЛАН УРОКА:
1. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация знаний. Работа по плану с понятием « пропорция»
3 Рассмотрение свойств пропорций.
4. Домашнее задание.
5. Итоги урока.
ХОД УРОКА
- В задании № 263 необходимо было составить пропорции по данным условиям. Что у вас получилось? №259 – это своеобразный математический диктант. Как справились?
- На прошлом уроке мы познакомились с новым понятием «пропорция» Вернем к грамотке на стр. 85. Будем работать с этим понятием по плану
УЧИМСЯ - читать
- составлять
- называть правильно все элементы ПРОПОРЦИИ
- распознавать
- решать
Для этого выполним № 264, № 267 ( фронтально у доски )
- И так, мы хорошо поработали над основными признаками понятия. Но может, есть еще, что полезно знать о пропорции? В практикуме есть интересное задание № 268
Дана пропорция 16 : 8 = 130 : 65.
Выясните, получится ли вновь пропорция, если:
а) поменять местами средние члены данной пропорции;
б) поменять местами крайние члены этой пропорции;
в) переставить одновременно крайние и средние члены
данной пропорции;
г) увеличить в три раза оба члена отношения, находящиеся в левой части данного равенства;
д) уменьшить в пять раз оба члена отношения, записанного в правой части данного равенства;
е) увеличить в два раза предыдущие члены обоих отношений;
ж) уменьшить в четыре раза последующие члены обоих
отношений пропорции;
з) увеличить в полтора раза первый крайний и второй средний члены пропорции;
и) увеличить все члены пропорции в три раза.
( ученики по цепочке выполняют задание у доски )
* Сформулируйте полученные результаты для пропорции
а / в =с/d
Вывод : Если в верной пропорции поменять местами крайние и средние члены, умножить или разделить на одно и тоже число соответствующие крайние, средние члены или члены отношений, то пропорция останется верной.
- Подведем итоги урока. * О чем шла речь на уроке?
* Какие полезные навыки приобрели?
* Как вы думаете, какие задания из практикума вы получите на дом?
Домашнее задание № 266, № 271.
А № 272 задание-« разговорник». С разборки этой задачи начнем следующий урок.
УРОК 3 Тема : Решение текстовых задач с помощью пропорций.
ЦЕЛЬ УРОКА :
1. Продолжать формировать умения решать уравнения, записанные в виде пропорций.
2.Научить применять пропорции для решения определенного вида текстовых задач ( оформлять условие задачи специальной таблицей; на примере задачи № 272 рассмотреть несколько способов решения и оформления задачи)
ПЛАН УРОКА :
1. Актуализация знаний с помощью проверки домашней задачи №272.
2. Решение текстовых задач с помощью пропорции по известному плану работы над задачей.
3. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
- Дома вам была предложена задача о яхте. Нужно было решить ее и сравнить свое решение с предложенными решениями авторами учебника.
* Все ли справились ?
* Кто решал по действиям?
* Кто решал с помощью уравнения?
* В какой форме вы записали условие задачи?
(ученик у доски делает краткую запись с помощью таблицы; далее обсуждаются все другие варианты краткой записи , предложенные детьми )
- ** Какие отношения можно было составить по этой задаче?
- ** Что показывают эти отношения?
- ** Как они соотносятся?
* Можно ли было для решения задачи составить такую пропорцию : 800 / 1200 = 40 / x.
Если да , то обоснуйте эту пропорцию.
_ Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод :
Если в процессе поиска решения установили, что задача может быть решена с помощью пропорции, то вопросы * * являются главными вопросами, которые необходимо себе задавать, решая задачу.(Все вопросы * * учитель записывает на доске)
А теперь решим задачи №274, №275.
№274
«Чтобы получить голубую краску, маляр смешал 6л синей и 14л белой краски. Сколько синей краски нужно добавить к 35 л белой краски, чтобы получить голубую краску такого же оттенка?»
№275.
«Из 24 кг молока получается 3 кг сливок, из 20 кг сливок — 4 кг сливочного масла, а из 12 кг сливочного масла — 9 кг. топленого масла. Сколько килограммов топленого масла можно получить из 2400 кг молока?»
У нас есть план работы с любой задачей. Этот план на этапе поиска решения дополним важными вопросами ** для задач на пропорцию. И дальше работаем с задачей как обычно.
- Подведем итоги урока. Скажите, справились ли вы с двумя последними задачами, если бы вас на уроке не было , а вы пользовались бы только материалами главы 20 и № 272 ?
- Домашнее задание : задачи №273 №276 Задание №278 (составить и решить свою задачу) выполнить на отдельном листе.
УРОК 4 Тема : Решение текстовых задач с помощью пропорции.
ЦЕЛЬ УРОКА :
1. Проверить умения и навыки учащихся составлять и решать пропорции в форме математического диктанта.
2. Продолжить работу с задачами на пропорцию и рассмотреть задачи с прямо и обратно пропорциональными зависимостями на примере задания из практикума №280.
ПЛАН УРОКА :
1. Актуализация знаний.
2. Математический диктант (10 минут )
3. Решение задач на прямо и обратно пропорциональные зависимости ( № 280)
4. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
На прошлом уроке мы решали текстовые задачи на пропорции , используя известный план работы над задачей . Дома вы продолжили эту работу и в завершении должны были составить свои задачи .
Обменяйтесь условием задач с соседом по парте . Дома надо решить эту задачу и отдать на проверку автору .
Проведём математический диктант , целью которого является проверка умений составлять , распознавать и решать пропорции.
Из чисел составить пропорцию | |
25; 6 ; 5; 30 | 24 ; 9 ; 8 ; 27 |
Можно ли составить пропорцию из отношений? | |
15 : 3 и 25 : 5 8: 3 и 12 : 32 | 8 : 2 и 3 : 12 7 : 5 и 21 : 15 |
Решите пропорцию | |
27 / х = 3 / 4 12 : 5 = 20 : х | Х / 24 = 3 / 28 х : 13 = 24 : 39 |
Рассмотрим разновидности задач на пропорции, выполним задание №280
План работы с этим заданием.
1 Прочтите все 8 задач .
2 Составьте краткие записи условия каждой задачи.
- Какой путь проедет поезд за 2 ч 40 мин, если, двигаясь с постоянной скоростью, он проезжает 240 км за1 ч 20 мин?
- Стоимость подписной цены на газету за 2 месяца —32 р., а за 6 месяцев — 96 р. Найдите стоимость подписки за год.
- Для варки варенья из жимолости на 5 кг ягод берут 7,5 кг сахара. Сколько килограммов сахара потребуется на 7 кг ягод?
- Дюжина тюльпанов стоит 360 рублей. Сколько нужно заплатить за 15 тюльпанов?
- Некто получил за работу, выполненную им за 6 ч, 600 р. Сколько он получит за сорокачасовую рабочую неделю?
- Поезд, скорость которого 60 км/ч, затратил на некоторый отрезок пути 3,5 ч. За сколько часов проедет этот же путь поезд, скорость которого 70 км/ч?
- Оркестр, состоящий из 120 музыкантов, играет симфонию в течение 40 мин. Сколько минут будут играть эту же симфонию 40 музыкантов?
- На 60 р. некто решил купить несколько бутылок минеральной воды. Как зависит количество бутылок, которое он сможет купить, от цены одной бутылки минеральной воды?
Назовите величины, которые встречаются в каждой из приведенных выше задач
Попытайтесь описать зависимость между ними, используя выражения:
Чем больше ..., тем больше
Чем больше ..., тем меньше
Чем меньше ..., тем больше
Чем меньше..., тем меньше
Что у вас получилось?
Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз.
Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз.
Решите сформулированные задачи, составляя пропорции, и укажите, о каких величинах — прямо пропорциональных или обратно пропорциональных — идет речь в этих задачах.
Подведем итоги урока . Что нового, что полезного узнали ?
Домашнее задание :
Задача №281
Предлагаем вам составить несколько задач на использование прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин.
УРОК 5 Тема : Проверочная работа по теме «Пропорции»
ЦЕЛЬ УРОКА :
Проверить умения и навыки учащихся применять пропорции при решении различных задач.
ПЛАН УРОКА :
1. Анализ результатов математического диктанта.
2. Смотр задач, составленных учащимися, на использование прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин.
3. Тест ( 20 минут ).
4. Подведение итогов.
ХОД УРОКА
*Разбираем ошибки, допущенные учащимися на математическом диктанте.
* Смотр задач . На перемене учащиеся вывесили на доску составленные ими задачи. На уроке идет обсуждение : - какая задача понравилась, почему?
- самая интересная задача
- лучшее оформление
- самая трудная задача
В итоге дети выбирают себе задачу для решения на дом.
* ТЕСТ
* Подведение итогов.
ТЕСТ « ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ»
1 Вариант
1. Найдите отношение длин отрезков РК и АС
1) 5/9 2) 9 : 4 3) 4/9 4 ) 9 : 5
2. Найдите отношение 7 г к 2 кг
1) 7: 2000 2) 7: 2 3) 7/200 4) 2000 : 7
3. Реши пропорцию 12 : 5 = 20 : x
1) 5/6 2) 6/5 3) 48 4 ) 1/48
4. На 24 м. забора израсходовали 9 кг. краски. Сколько краски израсходуют на 28 м. этого забора?
1) 5 1/7 кг 2) 10,5 кг 3) 21кг 4) 6 кг
5. Девять рабочих могут выполнить задание за 8 дней. Сколько рабочих надо пригласить еще , чтобы все вместе они выполнили задание за 6 дней.
1) 3 чел. 2) 12 чел. 3) 6 чел. 4) 8 чел.
6. В гараже число исправных машин относится к числу неисправных машин как 13 : 2. Найдите отношение числа исправных машин к числу всех машин в гараже.
1) 13:2 2) 13: 15 3) 2 : 13 4) 2 : 15
2 Вариант
1. Найдите отношение длин отрезков AD и ВМ.
1) 11 : 7 2) 7/11 3) 11:8 4) 7/6
2. Найдите отношение 7 см к Зм.
1) 7 : 3 2) 7 : 300 3) 300 : 7 4) 7/3000
3. Реши пропорцию 7/6 =35/x
1) 40 5/6 2) 30 3) 40 4) 1/30
4. На 24м. забора израсходовали 7 кг. краски. Сколько краски израсходуют на 36 м. этого забора ?
1) 4 2/3 кг. 2) 2/21 кг. 3) 12 кг. 4) 10,5 кг.
5. Восемь рабочих могут выполнить задание за 6 дней . Сколько рабочих надо пригласить еще, чтобы все вместе они выполнили это задание за 4 дня?
1) 12 чел. 2) 4 чел. 3) 5 чел. 4) 6 чел.
6. Бревно распилили на 2 части, длины которых относятся как 7 : 4. Найдите отношение длины большей части бревна к длине всего бревна.
1) 7:4 2) 4:7 3) 4: 11 4) 7: 11
Этапы решения задач.
1) Анализ условия задачи и его схематическая запись.
2) Поиск способа решения задачи .
3) Оформление решения задачи.
4) Проверка решения и запись ответа.
5) Исследование задачи.
Вопросы, которые задаются на этапе анализа задачи
1) О чем речь в задаче?
2) Что происходит по условию задачи ?
3) Какие части можно выделить в задаче ?
4) Какие величины характеризуют движение?
5) Что известно по условию задачи?
6) Что требуется найти?
7) Есть ли связь между основными характеристиками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (6 класс) по теме:"Умножение и деление обыкновенных дробей"
Урок-путешествие к "Острову Обыкновенных дробей".Обобщающий урок по данной теме.Отрабатываются умения и навыки применения правил умножения и деления обыкновенных дробей. Урок проводится в форме дидакт...
Методические разработки 5 класс
Представленные методические разработки можно использовать на уроках природоведения (программа Пакуловой, Ивановой)...
Методические разработки 8 класс
Представленные методические разработки можно использовать на уроках географии...
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»...
Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»
Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе я расскажу: как сделать ...
Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».
Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...