Методическая разработка темы: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Тимохина Ольга Борисовна

Предлагаю методическую разработку урока математики в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" по учебнику Н.В.Виленкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 618  Приморского района г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

по математике

тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных  чисел»

для учащихся 6 классов

Автор разработки:

учитель математики

Тимохина Ольга Борисовна

2016 г.

1.Тип урока: комбинированный; содержит следующие этапы: организационный момент (5 мин), устная работа (5 мин), закрепление темы (12 мин), этап проверки усвоения знаний  (16 мин), итог урока ( 2 мин).

2.Форма урока: репродуктивная и проблемная форма

3.Цели урока:

Образовательные: Обобщить и закрепить знания учащихся на сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками;

Воспитательные:  воспитывать внимательность, прививать навыки самостоятельной работы.

Развивающие: развивать  восприятие, логическое и критическое мышление, анализировать, синтезировать, выделять главное.

4.Задачи:

Обучающая : продолжить формирование общих учебных умений и навыков: навыки планирования ответа, навыки самоконтроля.
Развивающая: формировать ключевые компетентности учащихся

Воспитывающая: воспитывать  активность и настойчивость в достижении цели; воспитывать у учащихся интерес к предмету, умение слушать товарища, отстаивать свою точку зрения, самостоятельность, навыки самоконтроля, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
5.Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; практические методы – (выполнение заданий теста), репродуктивные (воспроизведение), индуктивные (от частного к общему), конкретные и абстрактные методы – синтез и анализ; сравнение, обобщение, методы учебной работы под руководством учителя; методы самостоятельной учебной деятельности ученика.

 Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

эмоциональные -  поощрение, порицание, волевые - предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения

Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.

а) устные, письменные;

б) фронтальные,  индивидуальные;

в) итоговые, текущие;

6. Оборудование и наглядность:

  • компьютер;
  • проектор;
  • презентация для сопровождения урока;
  • тестовый материал
  • карточки с заданиями по вариантам

7.Актуальность: Любая тема, изучающаяся в школе на уроках математики, интересна, если ее можно применить в жизни.

Очень многое в математике возникло в древности, в основном при использовании на практике. В том числе и отрицательные числа.

Тема «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» является  трудной для усвоения шестиклассниками, но это тот фундамент, на котором строится дальнейшее изучение математики.

8.Конечный результат:  ученики должны правильно применять правила при сложении и вычитании отрицательных чисел, сочетая устные и письменные приёмы вычислений

9.Оформление доски:

Тема урока: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

Слова с пропущенными буквами.

Записано  домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент (Мотивационно - ориентировочная часть урока).

Сегодня, дети, мы с вами урок начнем с просмотра мультфильма «Достижение цели». Постарайтесь выделить главный момент, как нужно добиться того, чего ты хочешь?  Просмотр мультфильма.

Сообщение темы  и цели урока: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». 

          Как вы думаете, какую цель урока мы с вами поставим?

На сегодняшнем уроке вы должны закрепить полученные знания при сложении и вычитании чисел с разными знаками и показать умение применять их при выполнении различных заданий.

Итак, сегодня на уроке нам нужно уметь  правильно применять правила сложения, вычитания  чисел с разными знаками и подготовиться к контрольной работе по данной теме. Как, вы думаете, зачем надо знать правила сложения положительных и отрицательных чисел? Может можно обойтись без знаний этих правил?

Правильно, ребята, знание этих правил необходимо знать, они пригодятся при изучении других предметов, например, при изучении физики, химии геометрии и алгебры. В жизни они тоже вам понадобятся.  

 2. Повторение пройденного материала

Для достижения нашей цели, мы должны повторить слова, которые изучили по данной теме. Поэтому сейчас проведем  математический словарный диктант и повторим правила.

(Дети по цепочке выходят к доске и вставляют пропущенные буквы)

 К.. .рд.. .ната точки
Пр.. мая
П.. .л. . .жительное число
Н.. .чало от.. .чета
Модул... ч.. .сла
Пр.. .т.. .воположные чис ла

 ..трицательное число
Н..чало к..рд..нат
..елые числа
Коорди..натная пр..мая
3.
Фронтальный опрос. 

1). Какие числа называются противоположными?

2). Что называют модулем числа?

3). Чему равен модуль противоположных чисел?

4). Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.

5). Сформулируйте правило сложения с разными знаками.

4. Закрепление  знаний

Устный счет.

  1. С помощью координатной прямой сложите числа:

а) 2 и –5;         в) –3 и –2;         д) –1,5 + 3;

б) –4 и 6;         г) –1 и –4;         е) 4 и –5,5.

  1. Вычислить:

-12 + 0,18        5,27 + (-4,3)       -6 + 3             -3,13 + 2        -6,8 + 4

-1,7 + (-8)        2,2 + (-22)          21 + (-17)      -9,33 + 15       26,1 + (-34,1)

  1. Двое учащихся на доске выполняют упражнения из домашнего задания:

1) № 1109 (а – з);  2) № 1116.

Решение.

30 % = 0,3.

Пусть в альбоме было х российских марок, тогда иностранных марок в альбоме было 0,3х. Всего в альбоме 1105 марок.

х + 0,3х = 1105

1,3х = 1105

х = 1105 : 1,3 = 11050 : 13 = 850

х = 850.

В альбоме было 850 российских марок, а иностранных 1105 – 850 = 255 (марок).

Ответ: 255 марок, 850 марок.

Графический диктант .  Утверждение верно         .   Утверждение неверно ___ .    

1. Сумма противоположных чисел всегда равна нулю.

2. Для отрицательного числа противоположным является отрицательное.

3. Сумма двух отрицательных чисел всегда равна нулю.

4. У противоположных чисел всегда одинаковые модули.

5. Сумма двух положительных чисел всегда больше нуля.

6. Разность двух отрицательных чисел не может быть положительным числом.

7. Сумма двух отрицательных чисел не может быть положительным числом.

^--^^-^

Проверка.  

Задание по карточкам с взаимопроверкой

 Карточка №1

         

         

       

Карточка №2

               

   

           

 

 Физминутка для глаз .

 5 Работа по учебнику

 Решить № 1092 (г;  д;  е) на доске и в тетрадях. Учащиеся работают у доски, комментируя решение.

Решение.

г)         д)         е)

                        

                        

.                        

Ответ:                      .                

                Ответ:         .

                                                  Ответ: .

 

6. Самостоятельная работа  (Весь класс поделен на три группы: одна группа выполняет тест на компьютерах, другая группа выполняет тест на листочках, третья группа работает в тетрадях.

Вторая группа:

Задание 1

К числу  7 прибавили -8. Какое число получилось?

  1. -1
  2. 1
  3. 15
  4. 0
  5. -15

Задание 2

Вычислите: 17,3 + (-2,6)

  1. 14,7
  2. 17
  3. -14,7
  4. -17
  5. -26

Задание3

Найдите значение выражения -6,8 + (-6,8) + (-7,9)

1.  -21,5

2.  -23

3.   34

4.  -5,2

5.  4,1

Задание 4

Вычислите: |-5,1|  + (-3,6)        

  1. 1,5
  2. - 1,5
  3. 0
  4. -8,7
  5. 8,7

Третья группа:

  1. Выполнить сложение: -277 + (-67) + 910
  2. Выполнить вычитание: -308 - 79
  3. Записать число, противоположное данному числу, если m = -3 + (-5) + 2 + 7
  4. Найдите разность чисел 0,2  и -0,4

 Рефлексия. Оценочная часть

Каждый из вас сейчас ответит себе, достиг  ли он поставленной цели ?

Что сделал для достижения цели ?

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, выучить правила

п. 31–34; решить № 1109 (л – р),  1110,  № 1112 .

Спасибо за урок. Урок окончен.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: " Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" и презентация к уроку.

«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».Урок для учащихся шестого класса. Урок-турнир. Эта форма проведения урока предполагает сочетание групповой и индивидуальной работы на у...

Урок с применением ЦОР по математике по теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Урок- обобщение с применением ЦОР содержит:Конспект урокаПрезентацию к урокуЦОР...

Конспект нестандартного урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание Положительных и отрицательных чисел».

Конспект нестандартного урока по математике  для 6 класса на тему: «Сложение и вычитаниеПоложительных и отрицательных чисел»....

Методическая разработка урока по математике на тему: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Урок с презентацией для 6-го класса по математике на тему: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...