«Особенности организации открытия свойств многогранников учащимися 5-6 классов при работе с УМК под редакцией Е.А.Бунимовича средствами оригами»
статья по алгебре (5 класс) на тему
Существует много способов развития пространственного мышления, но, чтобы привлечь внимание учащихся к геометрии, вызвать интерес к законам геометрии, показать связь геометрии с жизнью, так как зародилась она из практических нужд древних, я применяю технику оригами для обучения пятиклассников геометрии.Первые попытки использовать оригами в педагогической практике в Европе справедливо связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля. Оригами используется в геометрии -для доказательства теорем и решения задач. Решение задач с помощью оригаметрии–способ необычный и интересный, так как многие понятия школьного курса геометрии просто и наглядно объясняются демонстрацией оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii.docx | 168.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации открытия свойств многогранников учащимися 5-6 классов при работе с УМК под редакцией Е.А.Бунимовича средствами оригами»
Математическое образование является основным для людей многих профессий. Геометрия традиционно относится к сложным математическим курсам. Её изучение направлено на умения находить новые пути решения задач, выдвигать и доказывать гипотезы. Важный и нужный предмет! Но интерес школьников к нему слабый, а успеваемость низкая. Существует много способов развития пространственного мышления, но, чтобы привлечь внимание учащихся к геометрии, вызвать интерес к законам геометрии, показать связь геометрии с жизнью, так как зародилась она из практических нужд древних, я применяю технику оригами для обучения пятиклассников геометрии. Совместное изучение геометрии и оригами может помочь в преодолении многих трудностей.
Первые попытки использовать оригами в педагогической практике в Европе справедливо связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля (1792-1852). Американский педагог Ф. Фрёбель уже в середине XIX века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе. Именно он в начале XIX века начал создавать детские сады, а затем и школу. Фрёбель считал Природу лучшим учителем. Он сам сначала был лесником, очень любил и ценил природу и поэтому не хотел, чтобы в школе дети занимались зубрёжкой. Фрёбель считал, что жизнь, движение и знание – есть три главные составляющие развития Человека.
Например, основы геометрии он предлагал изучать не с помощью циркуля, линейки и некоторых понятий, а на примере фигур складывающейся бумаги. Он активно внедрял оригами в педагогический процесс. К сожалению, тогда Фрёбель не владел такой, как в настоящее время, техникой складывания фигур. Но система его детских садов выжила, уже в 1892 году в Англии был основан специальный Фрёбелевский колледж, были они и в Америке, Японии, во многих странах Азии. Идеи Фрёбеля и сегодня очень интересны. Не удивительно поэтому, что в наши дни оригами продолжает играть определённую роль в развитии и воспитании. Оригами способствует активности как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук.
В 1896 Толстой в своей известной статье «Что такое искусство» неожиданно обращается к искусству оригами. «…одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков , которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями. …Не могу не заметить при этом, что это единственное новое произведение в области бумажных петушков, которое я узнал за 60 лет…».
В 1908 году молодой филолог, выпускник Кембриджа Чарльз Сидней Гиббс был приглашен в Петербург ко двору императора Николая 2 для преподавания английского языка молодым принцессам. В 1914 году к урокам присоединился маленький царевич. Чтобы уроки английского языка превратились в веселое времяпрепровождение, Гиббс привлекал внимание царевича складыванием из бумаги причудливых фигурок.
В конце XX века возник новый термин «оригаметрия», обозначающий область геометрии, в которой задачи решаются только методом складывания. Оригами используется в геометрии -для доказательства теорем и решения задач. Решение задач с помощью оригаметрии–способ необычный и интересный, так как многие понятия школьного курса геометрии просто и наглядно объясняются демонстрацией оригами. Я с помощью ребят, они заставили меня применять эти методы при объяснении геометрического материала на уроках, проанализировала школьный учебник 5 класса авторов Бунимович Е.А. и др. и предлагаю вам применять технику оригами при решении задач и объяснении материала.
Задачи, решаемые методами оригами, как правило, проще и нагляднее, а относительная простота помогает убедиться в правильности классических утверждений, теорем и побуждает к дальнейшим исследованиям. В пятом классе мы знакомим только с понятиями и фактами без доказательств Сколько любопытных тайн кроется в обычном листочке бумаги, который всегда под рукой!
Тема: ЛИНИИ.
Роль прямых будут играть края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании.
Роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов.
Предлагаем на примере складывания модуля для куба показать :
- Замкнутые и незамкнутые ломаные
- Линии с самопересечениями и без самопересечений
- Замкнутые с самопересечениями и замкнутые без самопересечений
- Незамкнутые с самопересечениями и замкнутые без самопересечений
- При решении задачи 15 познакомить с понятием «прямая» и «точка» как сгиб листа и пересечение прямых соответственно.
- Из модулей предлагаем в результате групповой работы (6 человек) создать куб и решать задачи № 8, 25.
- Для решения задачи № 11 предлагаем выполнить из бумаги правильный пятиугольник, при изготовлении которого получается пятиконечная звезда.
- Решить задачу № 26 (Задача-исследование)
- С помощью теоремы Хага можно делить сторону квадрата без предварительных чертежей и измерений на две, три, четыре, ... десять равных частей.
Тема: УГЛЫ И МНОГОУГОЛЬНИКИ
Приемы складывания бумажного листа помогут найти биссектрису угла, показать прямой угол, и сравнивать углы с прямым углом. Определять «на глазок» тупой или острый угол.
Предлагаем на этих уроках показать:
- Базовые формы оригами: «двойной квадрат», «дом», «треугольник», «блин», «воздушный змей»
- Деление угла на три равные части.
- Закрепить умение строить правильный пятиугольник при решении задачи № 302
- Решить задачу № 303 (задача-исследование) с помощью складывания бумаги.
Тема: ТРЕУГОЛЬНИКИ И ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ
Все базовые фигуры оригами состоят из четырехугольников и треугольников: прямоугольных, тупоугольных, остроугольных, равнобедренных, равносторонних. Свойства прямоугольника, квадрата хорошо увидеть и запомнить на примере складывания бумаги. Кроме того, приемы складывания фигур оригами позволяют познакомиться с другими четырехугольниками: параллелограммом, ромбом.
При изучении этой темы предлагаем:
- Сложить треугольник с двумя тупыми углами, с двумя прямыми углами и сделать вывод.
- Сложить равнобедренный треугольник и свернуть его, сделать вывод о биссектрисе угла при вершине, высоте и медиане. Задача № 415
- Построить треугольник с углами 30 и 60 градусов.
- Рассмотреть свойства треугольника с углом в 30 градусов Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30 градусов, равен половине гипотенузы.
- Медиана, проведенная из вершины прямого угла треугольника равна половине гипотенузы
- Рассмотреть теорему о сумме углов треугольника
- Решить задачу №459 складывая фигуру базовой формы «блин».
- Построить базовую форму «змей» и познакомить с понятием равных фигур, ромбом и параллелограммом.
Тема: МНОГОГРАННИКИ
Великий русский поэт А. С. Пушкин говорил, что вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. На этих уроках предлагаем выполнить модели модульного оригами, работая в группах:
- Куба № 674
- Октаэдра № 675
- Додекаэдра
При изготовлении этих моделей повторяются свойства всех фигур, с которыми знакомились на уроках математики.
«Мышление начинается с удивления», - заметил 2500 лет назад Аристотель. Сухомлинский считал, что чувство удивления – могучий источник желания знать: от удивления к знаниям – один шаг. А математика – замечательный предмет для удивления.
Именно это я попыталась показать, исследуя связь оригами и геометрии и применение возможностей оригами для решения задач. Считаю, что оригаметрия:
1. приучает к строгому выполнению алгоритма действий, только тогда можно добиться результата;
2. развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;
3. улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объемными предметами;
4. учит читать чертежи, по которым складываются фигуры;
5. знакомит на практике с основными геометрическими понятиями;
6. развивает творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение». 9 класс
Данный урок раскрывает такие вопросы:Строение атома железаНахождение в природеПолучение металлаФизические свойстваХимические свойства железа.Соединения железа. Сплавы железа.Биологическая роль железа....
Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА....
План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."
Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...
Рецензия на исследовательский проект "Мир многогранников" учащихся 6 «Б» класса
Работа «Мир многогранников» посвящена удивительному миру многогранников.Актуальность данной темы не вызывает сомнения.Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей со...
Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов
Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...
Особенности организации образовательного процесса с учащимися заочной формы обучения (из опыта работы школы при Посольстве России)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17) обеспечивает возможность получения учащимися образования в организациях, осуществляющих...
Особенности индивидуального подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов
Одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием - подготовка ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении ученик...