Деление на десятичную дробь. Урок рефлексии
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок в 5 классе по теме "Деление на десятичную дробь" (учебник Виленкина) по технологии деятельностного метода, урок рефлексии, с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Деление на десятичную дробь».

Тип урока: Рефлексии

Цели урока:

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Коррекционно-развивающая цель:

-корригирование внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости и скорости переключения внимания, увеличение объема внимания путем выполнения задач учителя;

-коррекция и развитие связной устной речи: регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь;

-коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

-коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установления логических и причинно-следственных связей.

-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований  коррекционной учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Ребята, а знаете,  как называется порода пастушьей собаки, выведенная в Германии?

- Тогда нам надо выполнить вычисления, чтобы расшифровать это слово.

Вы можете выполнить предложенные действия, чтобы узнать это слово?

(Да, мы можем выполнить эти действия. Ученики выполняют действия на деления десятичной дроби на десятичную дробь,  устно.)

4,8:8=                  Е,

8:10=                   Б,

0,6:2=                  Г,

0,14:7=                Л,

450: 100=            О,

2:5=                     Н,

 0,4:8=                 Р

В результате работы совместно узнаем слово: леонбергер.

0,02

0,6

4,5

0,4

0,8

0,6

0,05

0,3

0,6

0,05

Л

Е

О

Н

Б

Е

Р

Г

Е

Р

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, чем мы будем сегодня заниматься?

Как выполняется деление на десятичную дробь?

(Учащиеся формулируют алгоритм).

Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

Раздаточный материал

1) самостоятельная работа № 1.

Выполните деление:

а) 6,4:0,8;          б) 0,2:0,4;        

в) 1,89:0,9;       г) 2,76:1,2

После выполнения работы:

- Что вы должны сделать, прежде, чем проверить работу по образцу? (Надо проверить правильность записи задания).

- Если окажется, что при переписывании вы допустили ошибку, что надо сделать? (Надо правильно записать задание и заново решить его, а потом проверить по образцу).

Учащиеся проверяют выполнение задания по образцу, фиксируя в таблице результаты самопроверки: «+» - если всё верно «?», если ответ не совпадает с образцом.

№ задания

Выполнено

("+", или "?")

алгоритма

Исправлено в процессы работы

Исправлено

в самостоятельной работе

2) образец выполнения самостоятельной работы № 1.

 а) 8;            б) 0,5;             в) 2,1;         г) 2,3      

3. Локализация затруднения.

Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Уточняется схема выхода из затруднения.

При выполнении каких заданий возникли затруднения? Попробуем выяснить эти затруднения.

 Ребята, вы выяснили, какие задания вами выполнены правильно, а какие вызвали у вас затруднения, если ошибок нет, что вы должны сделать? (Проверить свою работу по эталону).

Учащиеся, не допустившие ошибки проверяют работу по эталону и выполняют дополнительное задание № 1516 (а-г).

С теми учащими, которые допустили ошибки организовать диалог по локализации затруднения.

- Какой следующий шаг вы должны сделать после проверки работы и фиксации результатов? (Надо найти место ошибки и понять её причину).

- Что нужно сделать для этого? (Постараться подробно расписать задание, если это не сделано при выполнении работы).

- Каков может быть результат такой работы? (Можем получить правильный ответ или опять получить не правильный ответ).

- Если ответ не совпал с образцом, что необходимо сделать? (Определить, какие правила необходимо использовать при выполнении задания и повторить эти правила).

- Какие затруднения могли быть при выполнении заданий? (Неправильно умножили, не- правильно поставили запятую).

- Сформулируйте цель своей дальнейшей деятельности. (Определить причину ошибки, зафиксировать соответствующее правило и исправить ошибку).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Что необходимо сделать после того, как вы повторите правила, на которые вы допустили ошибку? (Надо попробовать исправить ошибку и придумать аналогичное задание и решить его).

- Если при исправлении вы опять получаете неправильный ответ? (Надо обратиться к эталону и разобраться в причине ошибки по нему и исправить её, а затем придумать аналогичное задание и решить его).

- Что вам поможет выполнить работу над ошибками? (Схема выхода из затруднения).

Учащиеся определяют правила и алгоритмы, в которых были допущены ошибки.

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий: исправить ошибки на основе правильного применения правил; придумать или выбрать из предложенных заданий на способы действий те , в которых допущены ошибки.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта. Если им удаётся самостоятельно исправить ошибку, они заполняют четвёртый столбик таблицы. По окончании работы учащиеся получают эталоны и ещё раз анализируют свою работу, им предлагается придумать и выполнить задание аналогичное тому, в котором была допущена ошибка.

3) Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1.

а) 6,4:0,8

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; 2) после этого выполнить деление на натуральное число.

6,4:0,8=64:8=8

б) 0,2:0,4

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

0,2:0,4=2:4

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

2  |4

0  0,5

20

20

 0

0,2:0,4=0,5

в) 1,89:0,9

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

1,89:0,9=18,9:9

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

18,9 |9

18    2,1

    9

    9

    0

1,89:0,9=2,1

г) 2,76:1,2

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

2,76:1,2=27,6:12

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

27,6 |12

24     2,3

  36

  36

    0

2,76:1,2=2,3

Физкультминутка.

1. И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – руки вверх, потянуться; 3–4 – исходное положение.

2. И.п. – сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1–2 – наклон вправо; 3–4 – исходное положение. То же влево.

3. И.п. – сидя за партой. 1–2 – встать, выпрямиться; 3–4 – исходное положение.

4. И.п. – сидя за партой, руки к плечам. 1–2 – руки вверх; 3–4 – исходное положение

6. Обобщение затруднения во внешней речи.

Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Какие ошибки были допущены при выполнении задания? (Учащиеся перечисляют допущенные ошибки).

- Сформулируйте правило, на которое была допущена ошибка. (Учащиеся, допустившие ошибки, проговаривают правила, на которые были допущены ошибки).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: проверяем способность к выполнению заданий, которые на предыдущей самостоятельной работе вызвали затруднение; сопоставить полученное решение с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учащимся, у которых были ошибки предлагается выполнить самостоятельную работу, из которой они выбирают только те задания, в которых у них были ошибки.

4) самостоятельна работа № 2.

Выполните деление:

а) 7,2:0,9;          б) 0,3:0,6;

в) 1,24:0,4;       г) 5,33:4,1

Проверяют работу по эталону, фиксируя результаты проверки на полях тетради или в таблице.

5) эталон для самопроверки самостоятельной работы № 2.

а) 7,2:0,9

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; 2) после этого выполнить деление на натуральное число.

7,2:0,9=72:9=8

б) 0,3:0,6

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

0,3:0,6=3:6

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

3  |6

0  0,5

30

30

 0

0,3:0,6=0,5

в) 1,89:0,9

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

1,24:0,4=12,4:4

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

12,4 |4

12    3,1

    4

    4

    0

1,24:0,4=3,1

г) 5,33:4,1

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

5,33:4,1=53,3:41

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

53,3 |41

41     1,3

 123

 123

    0

5,33:4,1=1,3

6) таблица результатов.

№ задания

Выполнено

("+", или "?")

алгоритма

Исправлено в процессы работы

Исправлено

в самостоятельной работе

При проверке самостоятельной работы, учащиеся первой группы проверяют дополнительное задание по подробному образцу:

7) подробный образец дополнительного задания.

№ 1516(а-г)

а) 0,432:0,24=43,2:24=1,8

43,2 |24

24     1,8

192

192

   0

б) 0,8625:0,375=862,5:375=2,3

862,5 | 375

750      2,3

1125

1125

      0     

В)  1,872:2,34=187,2: 234=0,8

187,2 | 234

    0      0,8

1872

1872

     0  

г) 0,481:0,037=481:37=13

481 | 37

37     13

111

111

    0

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

Организация учебного процесса на этапе 8:

№ 1459(в, г)

Решите уравнение: в) (z – 1,2) : 0,6 = 21,1, г) 3,5 m + m = 9,9

в)  (z – 1,2) : 0,6 = 21,1

- Где находится неизвестное число?

- Как найти неизвестное делимое?

z – 1,2 = 21, 1 ∙ 0,6

z – 1,2 = 12,66

- Что теперь неизвестно?

- Как найти уменьшаемое?

z = 12,66+1,2

z = 13,86

Ответ: 13,86

г) 3,5 m + m = 9,9

- Что нужно сделать? (Упростить левую часть уравнения)

4,5 m = 9,9

- Что неизвестно?

- Как найти множитель?

m = 9,9 : 4,5

m = 2,2

Ответ: 2,2

9. Рефлексия деятельности.

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что мы сегодня выполняли? (Мы проверяли, как усвоен алгоритм умножения десятичных дробей).

- Выявили вы места своих затруднений?

- Исправили допущенные ошибки?

- Вы достигли поставленной цели?

- Над чем ещё необходимо работать?

- Проанализируйте свою работу.

Учащиеся работают с таблицей рефлексии.

Вопросы для этапа рефлексии.

Знаю

Умею

Деление на десятичную дробей

Деление на натуральное число

Решение уравнений

Домашнее задание: № 1483 ( е, ж, и), № 1489(а, б)

Раздаточный материал

1) самостоятельная работа № 1.

Выполните деление:

а) 6,4:0,8;          б) 0,2:0,4;        

в) 1,89:0,9;       г) 2,76:1,2

2) образец выполнения самостоятельной работы № 1.

 а) 8;            б) 0,5;             в) 2,1;         г) 2,3      

3) Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1.

а) 6,4:0,8

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; 2) после этого выполнить деление на натуральное число.

6,4:0,8=64:8=8

б) 0,2:0,4

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

0,2:0,4=2:4

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

2  |4

0  0,5

20

20

 0

0,2:0,4=0,5

в) 1,89:0,9

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

1,89:0,9=18,9:9

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

18,9 |9

18    2,1

    9

    9

    0

1,89:0,9=2,1

г) 2,76:1,2

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

2,76:1,2=27,6:12

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

27,6 |12

24     2,3

  36

  36

    0

2,76:1,2=2,3

4) самостоятельна работа № 2.

Выполните деление:

а) 7,2:0,9;          б) 0,3:0,6;

в) 1,24:0,4;       г) 5,33:4,1

5) эталон для самопроверки самостоятельной работы № 2.

а) 7,2:0,9

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; 2) после этого выполнить деление на натуральное число.

7,2:0,9=72:9=8

б) 0,3:0,6

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

0,3:0,6=3:6

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

3  |6

0  0,5

30

30

 0

0,3:0,6=0,5

в) 1,89:0,9

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

1,24:0,4=12,4:4

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

12,4 |4

12    3,1

    4

    4

    0

1,24:0,4=3,1

г) 5,33:4,1

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

5,33:4,1=53,3:41

2) после этого выполнить деление на натуральное число.

53,3 |41

41     1,3

 123

 123

    0

5,33:4,1=1,3

6) таблица результатов.

№ задания

Выполнено

("+", или "?")

алгоритма

Исправлено в процессы работы

Исправлено

в самостоятельной работе

7) подробный образец дополнительного задания.

№ 1516 (а-г)

а) 0,432:0,24=43,2:24=1,8

43,2 |24

24     1,8

192

192

   0

б) 0,8625:0,375=862,5:375=2,3

862,5 | 375

750      2,3

1125

1125

      0     

В)  1,872:2,34=187,2: 234=0,8

187,2 | 234

    0      0,8

1872

1872

     0  

г) 0,481:0,037=481:37=13

481 | 37

37     13

111

111

    0


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление на десятичную дробь Леонова Н елли Алексеевна МОУ «СОШ № 4» г. Воскресенск

Слайд 2

Вычислить устно 4,8:8 = Е 8:10= Б 0,6:2= Г 0,14:7= Л 450: 100= О 2:5 = Н 0,4:8 = Р 0,02 0,6 4,5 0,4 0,8 0,6 0,05 0,3 0,6 0,05 Л Е О Н Б Е Р Г Е Р

Слайд 4

Самостоятельная работа № 1 Выполните деление: а) 6,4:0,8; б ) 0,2:0,4; в) 1,89:0,9; г) 2,76:1,2

Слайд 5

Образец самостоятельной работы № 1 а ) 8; б) 0,5; в ) 2,1; г) 2,3

Слайд 6

Самостоятельная работа № 2 Выполните деление: а) 7,2:0,9; б) 0,3:0,6; в) 1,24:0,4; г) 5,33:4,1

Слайд 7

№ 1516( а-г ) а) 0,432:0,24=43,2:24=1,8 43,2 | 24 24 1,8 192 192 0 б) 0,8625:0,375=862,5:375=2,3 862,5 | 375 750 2 , 3 1125 1125 0 в) 1,872:2,34=187,2: 234=0,8 187,2 | 234 0 0,8 1872 1872 0 г) 0,481:0,037=481:37=13 481 | 37 37 13 111 111 0

Слайд 8

Домашнее задание № 1483 ( е, ж, и), № 1489(а, б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике в 5 классе. Тема "Деление на десятичную дробь"

Урок по математике в 5 классе по теме "Деление на десятичную дробь" Урок можно использовать для закрепления изученного материала или для проверки и коррекции знаний и умений....

Разработка урока математики в 5 классе по теме:Деление на десятичную дробь

Материал урока подводит учащихся к самостоятельной формулировке правила деления на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. Использование стихов, шарад и физкультминутки в стихотворной форме повышает интерес к изучен...

Математика-5. План-конспект урока по теме: «Деление на десятичную дробь»

Урок изучения нового материала по теме: "Деление на десятичную дробь". Учебник под редакцией И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича.  Математика-5класс....

Урок по математике в 5 классе. Тема "Деление на десятичную дробь"

Урок по математике в 5 классе. Тема: "Деление на десятичную дробь"...

Урок математики в 5 классе "Деление на десятичную дробь"

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Деление на десятичную дробь" с использованием смарт доски....

Деление на десятичную дробь Урок ОНЗ

Урок в 5 классе по теме"Деление на десятичную дробь" (учебник Виленкина) по технологии деятельностного метода, урок открытия новых знаний...

Умножение и деление десятичных дробей. Деление на десятичную дробь 5 класс

Умножение и деление десятичных дробей. Деление на десятичную дробь...