Деление на десятичную дробь Урок ОНЗ
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок в 5 классе по теме"Деление на десятичную дробь" (учебник Виленкина) по технологии деятельностного метода, урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_na_desyatichnuyu_drob._urok_onz.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Деление на десятичную дробь.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели урока:

образовательные:

  • ввести новые знания о правиле деления на десятичную дробь;
  • выработать алгоритм деления на десятичную дробь;
  • овладеть алгоритмом  на уровне обязательной подготовки;

развивающие:

  • развитие внимания,  памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и  ИКТ;
  • развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;

деятельностные:

  • формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Деление на десятичную дробь» на основе метода рефлексивной самоорганизации.

воспитательные:

  • развитие коммуникативных умений  обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на урок.

Этапы урока

Целевая установка

Действия учителя

Действия учеников

Результаты взаимодействия (какие компетенции формировались)

1.Мотивация к учебной деятельности (2мин)

-Настроить учащихся на активную работу на уроке;

-включить учащихся в учебную деятельность;

-создать положительный эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного.  Вы должны быть внимательными и усидчивыми.

-Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

-У большинства настроение по - деловому серьёзное, предлагаю наш урок провести под девизом: «Математику нельзя изучать наблюдая». Давайте, ребята, все будем активно работать, чтобы урок не прошёл даром.

-Перед вами оценочная карта урока. Вы должны ставить себе + или – , если вы выполнили или не выполнили задание. Итоги подведём в конце урока.

-Все  ученики встают.

Включение учащихся в учебную деятельность.

2.Актуализация знаний и фиксация  затруднения  в пробном действии (7мин.)

- Перед вами таблица

- Угадайте секрет составления таблицы.

- Заполните таблицу.

Вопросы:

- Угадайте секрет составления таблицы.

Как называются компоненты при делении?

Как найти неизвестный делитель?

Как найти неизвестное делимое?

Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?

В чем возникли сомнения?

-Чем мы сегодня будем заниматься?

-Запишите тему сегодняшнего урока: «Деление на десятичную дробь»

-Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.

261,6

16,32

4,8

2

63,7

1247

8

7

4,8

32

1,25

32,7

2,54

0,637

1,247

-Первая строчка – делимое, вторая строчка – делитель, третья строчка – частное.

После решения всеми учащимися  вписываются ответы в заготовленную таблицу.

- Делимое, делитель, частное

- Надо делимое разделить на частное

- Надо частное умножить на делитель

-Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число.

-Формулируют правило.

-При делении на десятичную дробь.

- Делением на десятичную дробь.

Записывают тему урока.

Осознание потребности к построению нового способа действий.

Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); коммуникативная;

3. Выявление места и причины затруднения (2мин)

-Организация коммуникации, в ходе которой  

- фиксируется затруднение;

-согласовывается цель урока.

- Итак, какое задание надо было выполнить?

- Вам это удалось?

-Значит, возникло затруднение?

-В чем причина затруднения?

-Сформулируйте цель нашего урока.

-Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой?

-Разделить на десятичную дробь.

-Нет.

-Да.

-Нет алгоритма деления на десятичную дробь.

-Научиться делить на десятичную дробь.

-Вывести удобный алгоритм деления на десятичную дробь.

Принятие цели и задачи урока.

Ценностно-смысловая;

4. Построение проекта выхода из затруднения (2мин)

-Найти алгоритм выхода из затруднения.

 -Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?

- Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации.

Площадь прямоугольника 50см2, а его длина 25 см. какова ширина прямоугольника?

-Ребята предлагают свои способы.

50:25=2(см)

 

Принятие плана выхода из затруднения.

Коммуникативная  (создание алгоритма действия)

5. Реализация построенного проекта (4мин)

- Найти алгоритм умножения десятичных дробей.

-Ребята! Я ошиблась! Площадь прямоугольника 16,32 дм2, а его длина 4,8 дм. Какова теперь ширина прямоугольника?

-Как решить задачу, не прибегая к делению на десятичную дробь?

- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм деления на десятичную дробь.

-Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

-Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

- Вам удалось с ней справиться?

-Каков наш следующий шаг?

16,32 дм2 =16дм232см2 = 1632 см2

4,8 дм = 48 см

1632:48=34 см = 3,4 дм

16,32:4,8=3,4

-Формулируют алгоритм.

-Читают учебник, сравнивают и делают вывод.

-Вывести алгоритм деления на десятичную дробь.

-Да.

-Научиться применять данный алгоритм.

Восприятие алгоритма деления на десятичную дробь.

Коммуникативная

6.Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи) (5мин)

Организовать усвоение учащимися нового знания с помощью

коммуникативного взаимодействия;

алгоритма действия.

-Выполните действия:  0,12:0,6=

15:0,5=

0,18:0,9=

0,045:0,15=

16:0,002=

Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

Усвоение алгоритма деления на десятичную дробь;

коммуникативная;

учебно – познавательная

Физкультминутка (1мин)

Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд

-Давайте немножко взбодрим наше тело. Встаньте, пожалуйста, около своих парт и повторяйте  за мной:

        Руки подняли и помахали

        Это деревья шумят.

        В стороны руки и помахали

        Это к нам птицы летят.

        Быстро присели, руки сложили

        В норке зверюшки сидят.

        Встали и тихо за парты все сели.

        Дети учиться хотят.

Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд.

Дети проводят физкультминутку с помощью учителя.

Коммуникативная;

личностная.

Снятие усталости, утомления.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(7мин)

-Организовать проверку умения применять алгоритм деления на десятичную дробь на типовых заданиях.

-Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились делить на десятичную дробь?

-Приступаем к выполнению заданий самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которые, ученики меняются карточками.

1 вариант: а) 304,5:0,5; б)16,45:4,7; в) 6:3,75.

2 вариант: а) 276,3:0,9; б)15,48:3,6; в)10:6,25.

-Раздаются карточки – эталоны каждому ученику.

-Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя.

Ученики выполняют самостоятельную работу.

-Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена.

Учебно – познавательная

(анализ и преобразование по алгоритму);

регулятивная.

8.Включение в систему знаний и повторение. (6мин)

-Учить применять знания в различных ситуациях;

- развивать гибкость использования знаний.

- Выполните № 1448,1449 из учебника в парах

- Решить №1451 самостоятельно.

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выполняют задание.

Учебно – познавательная

(анализ и преобразование);

исследовательская;

регулятивная;

личностная;

коммуникативная

Домашнее задание (2мин)

-Инструктаж по выполнению

домашнего

задания.

- Записываем домашнее задание: п.37,№1483(а, в, д, з), №1484.

Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание

Коммуникативная;

информационная;

личностная.

9.Рефлексия учебной деятельности. (2мин)

-Учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.

-Выполнили ли вы сегодня задачи урока?

-Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли её достичь?

- Что более всего понравилось на нашем уроке?

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.«5» - все плюсы; «4»  – минус встречается больше одного раза.

- У кого после сегодняшнего урока хорошее настроение?

- Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен.

Ученики отвечают фронтально.

-Научиться делить на десятичную дробь.

-Да.

-Ответы учащихся.

-Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.

-Ученики поднимают руки

Коммуникативная;

информационная;

личностная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике в 5 классе. Тема "Деление на десятичную дробь"

Урок по математике в 5 классе по теме "Деление на десятичную дробь" Урок можно использовать для закрепления изученного материала или для проверки и коррекции знаний и умений....

Разработка урока математики в 5 классе по теме:Деление на десятичную дробь

Материал урока подводит учащихся к самостоятельной формулировке правила деления на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. Использование стихов, шарад и физкультминутки в стихотворной форме повышает интерес к изучен...

Математика-5. План-конспект урока по теме: «Деление на десятичную дробь»

Урок изучения нового материала по теме: "Деление на десятичную дробь". Учебник под редакцией И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича.  Математика-5класс....

Урок по математике в 5 классе. Тема "Деление на десятичную дробь"

Урок по математике в 5 классе. Тема: "Деление на десятичную дробь"...

Урок математики в 5 классе "Деление на десятичную дробь"

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Деление на десятичную дробь" с использованием смарт доски....

Деление на десятичную дробь. Урок рефлексии

Урок в 5 классе по теме "Деление на десятичную дробь" (учебник Виленкина) по технологии деятельностного метода, урок рефлексии, с презентацией...

Умножение и деление десятичных дробей. Деление на десятичную дробь 5 класс

Умножение и деление десятичных дробей. Деление на десятичную дробь...