Рабочая программа кружка «Подготовка к ГИА» 9 класс 2015-2016 учебный год
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) на тему

Белоконева Любовь Павловна

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка составлена на основе:

- ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов;

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1080 от 05.03.2004 г. Минобразования России);

- авторской программы: «Математика»(5-6 класс) Н.Я.Виленкин

 «Алгебра» (7-9 класс) Ю.Н.Макарычев;

«Геометрия» (7-9 класс) Л.С.Атанасян

Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест , что определяется безусловно практической значимостью математики , ее возможностями , в развитии формирования мышления человека , ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Основная задача обучения математики в школе, обеспечить прочное, сознательное овладение учащимися математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования .

Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету , выявление развития математических способностей, умение использовать информационные технологии, ориентацию на профессии , требующие математической подготовки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_podgotovke_k_gia_9_klass.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                                                Утверждаю

на  педагогическом                                                     Директор МБОУ ООШ№13 х.Михайлов

совете школы                                                                             ______________/Н.И.Синякова/

Протокол №____от___20___г                                                            Приказ №___от ____20___ г

                                                                                                           

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13» х.Михайлов

Шовгеновского района Республики Адыгея

                     

Рабочая программа

кружка

«Подготовка к ГИА»

9 класс

 2015-2016 учебный год

                                                          Программу составила:                                

                                 учитель математики первой категории

                    Белоконева Любовь Павловна

х.Михайлов 2015 г.

                                                   

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка составлена на основе:

- ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов;

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1080 от 05.03.2004 г. Минобразования России);

- авторской программы: «Математика»(5-6 класс) Н.Я.Виленкин

 «Алгебра» (7-9 класс) Ю.Н.Макарычев;

«Геометрия» (7-9 класс) Л.С.Атанасян

Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест , что определяется безусловно практической значимостью математики , ее возможностями , в развитии формирования мышления человека , ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Основная задача обучения математики в школе, обеспечить прочное, сознательное овладение учащимися математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования .

Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету , выявление развития математических способностей, умение использовать информационные технологии, ориентацию на профессии , требующие математической подготовки.

Главное, этот курс поможет учащимся 9 класса систематизировать свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на другие, уже известные темы, расширить круг математических вопросов.

Тем самым данный спецкурс ведет целенаправленную подготовку ребят к аттестации по математике в форме ГИА.

Программа рассчитана на 105 часов, включает в себя основные разделы курса 5-9 классов общеобразовательной школы и ряда дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющим его по основным темам.

Реализация задач данного спецкурса осуществляется за счет создания общей атмосферы сотрудничества, использовании различных форм организации деятельности учащихся, показа значимости приобретаемых знаний

         Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету. Изучение программного материала основано на использовании укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий срок повторить и закрепить программу основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.

Основные цели кружка:

  • привитие интереса учащимся к математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
  • воспитание у школьников настойчивости, инициативы, самостоятельности.

Задачи кружка:

  • Научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений.
  • Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем.
  • Научить строить графики и читать их.
  • Научить различным приемам решения текстовых задач.
  • Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
  • Подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе.

На занятия выделяется 3 часа в неделю (105 ч в год), в соответствии, с чем и составлена данная программа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Натуральные и дробные числа(4).

         Рациональные числа и измерения.

        Десятичные дроби.. Действия с десятичными дробями.

        Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями.

2. Алгебраические выражения (9 ч)

        Числовые выражения и выражения с переменными. Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения.

        Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений.

        Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами.

3. Уравнения и системы уравнений (11 ч)

        Развитие понятия уравнения.

        Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений.

        Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной.

        Квадратные уравнения. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений.

        Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители.

        Основные приемы решения систем уравнений.

4. Неравенства и системы неравенств (6 ч)

        Развитие понятия неравенства.

        Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств.

        Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств.

        Метод оценки при решении неравенств.

        Системы неравенств, основные методы их решения.

5. Функции и их графики (8 ч)

        Развитие понятия функции.

        Числовые функции, их графики. Функции в природе и технике.

Свойства графиков, чтение графиков.

        Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций.

        Графическое решение уравнений и их систем.

        Графическое решение неравенств и их систем.

        Построение графиков «кусочных» функций.

6.Арифметическая и геометрическая прогрессии (4ч).

7. Элементы комбинаторики и теории вероятности (2ч).

8. Геометрия (41ч).

            Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность. Векторы. Синус, косинус, тангенс угла. Движения плоскости.

9. Текстовые задачи (14 ч)

        Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.

        Задачи на равномерное движение.

        Задачи на движение по реке.

        Задачи на работу.

        Задачи на проценты.

        Задачи на пропорциональные отношения.

        Арифметические текстовые задачи.

        Задачи с геометрическими фигурами.

        Нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов)

10. Реальная математика (3ч)

11. Тренировочные тесты(2ч).

12. Итоговое занятие. Защита творческих проектов (1 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения программы кружка ученик должен:

знать/понимать

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Кол-во

часов

1

Натуральные и дробные числа.

4

2

Алгебраические выражения.

9

3

Уравнения.

8

4

Системы двух уравнений с двумя неизвестными.

2

5

Неравенства.

4

6

Системы неравенств, основные методы их решения.

2

7

Числовые функции, их графики.

8

8

Проценты.

1

9

Арифметическая  и геометрическая прогрессии.

4

10

Задания, содержащие параметр.

2

11

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.

2

12

Тренировочные тесты.

1

13

Параллельные прямые.

2

14

Треугольники.

7

15

Четырехугольники.

4

16

Окружность.

13

17

Векторы.

6

18

Синус, косинус, тангенс угла.

4

19

Движения плоскости.

3

20

Тренировочные тесты.

1

21

Основные типы текстовых задач.

14

22

Реальная математика

3

23

Защита творческих проектов.

1

Итого

105

Календарно-тематический план

ТЕМА

Дата

план

факт

1

Рациональные числа и измерения.

2

Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями.

3

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями.

4

Приближенные значения. Округление чисел. Стандартный вид числа.

5

Числовые выражения и выражения с переменными.

6

Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения.

7

Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений.

8

Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами.

9

Степень с целым показателем.

10

Отношения. Пропорции.

11

Многочлены. Преобразования выражений.

12

Квадратные корни.

13

Линейные уравнения. Равносильность уравнений.

14

Квадратные уравнения.

15

Теорема Виета. Решение квадратных уравнений.

16

Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной.

17

Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной.

18

Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена.

19

Разложение квадратного трехчлена на множители.

20

Системы двух уравнений с двумя неизвестными

21

Основные приемы решения систем уравнений.

22

Неравенства. Равносильность неравенств. Свойства неравенств.

23

Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств.

24

Решение квадратных неравенств.

25

Решение неравенств.

26

Системы неравенств, основные методы их решения.

27

Системы неравенств, основные методы их решения.

28

Числовые функции, их графики. Функции в природе и технике.

29

Свойства графиков, чтение графиков.

30

Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций.

31

Исследование функции и построение графика.

32

Графическое решение уравнений и их систем.

33

Графическое решение уравнений и их систем.

34

Графическое решение неравенств и их систем.

35

Построение графиков «кусочных» функций.

36

Проценты.

37

Тренировочные тесты.

38

Параллельные прямые. Свойства и признаки параллельных прямых.

39

Параллельные прямые. Свойства и признаки параллельных прямых.

40

Треугольник. Признаки равенства треугольников.

41

Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора.

42

Решение задач.

43

Формулы площади треугольника.

44

Решение задач.

45

Параллелограмм. Прямоугольник. Квадрат. Ромб.

46

Трапеция.

47

Формулы площади четырехугольника.

48

Решение задач.

49

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

50

Подобные треугольники.

51

Решение задач.

52

Окружность. Основные свойства к окружности.

53

Замечательные свойства окружности.

54

Касательная к окружности.

55

Касающиеся окружности.

56

Углы, связанные с окружностью.

57

Свойства хорд окружности.

58

Решение задач.

59

Вписанные и описанные окружности.

60

Теорема о касательной и секущей и следствие из нее.

61

Решение задач.

62

Векторы.

63

Сложение и вычитание векторов.

64

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

65

Метод координат.

66

Простейшие задачи в координатах.

67

Уравнения окружности и прямой.

68

Синус, косинус, тангенс угла.

69

Основное тригонометрическое тождество.

70

Решение задач.

71

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

72

Скалярное произведение векторов.

73

Длина окружности.

74

Площадь круга.

75

Решение задач.

76

Движения плоскости.

77

Виды движения.

78

Решение задач.

79

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия.

80

 Арифметическая прогрессия.

81

Геометрическая прогрессия.

82

Геометрическая прогрессия.

83

Задания, содержащие параметр.

84

Задания, содержащие параметр.

85

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.

86

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.

87

Тренировочные тесты.

88

Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.

89

Задачи на равномерное движение.

90

Решение задач.

91

Задачи на движение по реке.

92

Решение задач.

93

Задачи на работу.

94

Решение задач.

95

Задачи на проценты.

96

Решение задач.

97

Задачи на пропорциональные отношения.

98

Решение задач.

99

Арифметические текстовые задачи.

100

Задачи с геометрическими фигурами.

101

Реальная математика

102

Реальная математика

103

Реальная математика

104

Нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов).

105

Защита творческих проектов.

Литература

1.Геометрия.Все типы заданий ГИА-9 и ЕГЭ Б.И.Вольфсон.- Ростов-на-Дону :Легион,2013

2. Геометрия Новые задания ГИА-2013 Под редакцией Ф.Ф.Лысенко,С.Ю.Кулабухова.- Ростов-на-Дону :Легион,2013

3.Математика Подготовка к ГИА2013 Под редакцией Ф.Ф.Лысенко,С.Ю.Кулабухова.- Ростов-на-Дону :Легион,2013

4.  Математика Базовый уровень Под редакцией Ф.Ф.Лысенко,С.Ю.Кулабухова.- Ростов-на-Дону :Легион,2012

Интернет – ресурсы:

Сайты для учителя:

  1. Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135 
  2. Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28 
  3. Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm
  4. Видеоуроки по математике , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь Жаборовский )
  5. Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru
  6. Единая коллекция образовательных ресурсов. -  Режим  доступа: http://school-collection.edu.ru/
  7. Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/

Сайты для учащихся:

  1. Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры http://www.matematika-na.ru
  2. Энциклопедия для детей  http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika 
  3. Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
  4. Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm 
  5. Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru 
  6. Сайт материалов для ГИА http://fipi.ru 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.

Пояснительная записка.  Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах,   правовом   регулировани...

Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка"

Программа кружка составлена в соответствии с программой А.П.Матвеева "Физическая культура", 5-11 классы. Программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематического планирования занятий, перечня ...

Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества» (2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)

Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества»(2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)...

Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка"

Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка" для учащихся 5-9 класов...