Олимпиадные задания. Решение уравнений в целых числах
методическая разработка по алгебре (9, 10, 11 класс) на тему
В данной работе представлены различные способы решения уравнений в целых числах. Работа может быть использована при подготовке к олимпиадам, на кружковых и факультативных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aksanova_ii._olimpiadnye_zadaniya.reshenie_uravneniy_v_tselyh_chislah.docx | 100.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Олимпиадные задания.
Решение уравнений в целых числах
Разработала:
Аксанова Ильсияр Исмагиловна
Учитель математики высшей категории
МБОУ ВСОШ № 2
С. Высокая Гора – 2015 г.
Введение
Работа посвящена решению уравнений в целых числах. Актуальность этой темы обусловлена тем, что задачи, основанные на решении уравнений в целых числах, часто встречаются на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения и на олимпиадах по математике и на ЕГЭ в старших классах. В школьной программе эта тема рассматривается в ознакомительном порядке. В работе представлены различные способы решения уравнений в целых числах, разобраны конкретные примеры. Данная работа будет полезна учителям старших классов для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам.
Уравнения в целых числах – это алгебраические уравнения с двумя или более неизвестными переменными и целыми коэффициентами. Решениями такого уравнения являются все целочисленные наборы значений неизвестных переменных, удовлетворяющих этому уравнению. Такие уравнения ещё называют диофантовыми, в честь древнегреческого математика Диофанта Аксандрийского, который исследовал некоторые типы таких уравнений ещё до нашей эры.
Наиболее известное уравнение в целых числах – великая теорема Ферма: уравнение
xn + yn = zn
не имеет ненулевых рациональных решений для всех натуральных n > 2.
При решении уравнений в целых и натуральных числах можно условно выделить следующие способы решения:
- способ перебора вариантов;
- применение алгоритма Евклида;
- применение цепных дробей;
- разложения на множители;
- решение уравнений в целых числах как квадратных относительно какой-либо переменной;
- метод остатков;
- метод бесконечного спуска;
- оценка выражений, входящих в уравнение.
В работе представлены два приложения: приложение 1. Таблица остатков при делении степеней (an:m); приложение 2. Задачи для самостоятельного решения
1. Способ перебора вариантов.
Пример 1.1. Найти множество всех пар натуральных чисел, которые являются решениями уравнения 49х + 51у = 602.
Решение. Выразим из уравнения переменную х через у х =, так как х и у – натуральные числа, то
х = 602 - 51у ≥ 49, 51у≤553, 1≤у≤10.
Полный перебор вариантов показывает, что натуральными решениями уравнения являются х=5, у=7.
Ответ: (5;7).
2. Применение алгоритма Евклида. Теорема.
Дано уравнение ax+by=c, где a, b, c-целые числа, a и b не равны 0.
Теорема: Если c не делится нацело на НОД(a,b), то уравнение не разрешимо в целых числах. Если НОД(a,b)=1или c делится на НОД(a,b), то уравнение разрешимо в целых числах. Если (x0, y0 )- какое-нибудь решение уравнения, то все решения уравнения задаются формулами:
x=x0-bt
y=y0+at , где t- принадлежит множеству целых чисел.
Пример 2.1. Решить уравнение в целых числах 5х + 7у = 19
Подберём сначала некоторое конкретное решение. В данном случае, это просто, например,
x0 = 1, y0 = 2.
Тогда 5x0 + 7y0 = 19, откуда
5(х – x0) + 7(у – y0) = 0,
5(х – x0) = –7(у – y0).
Поскольку числа 5 и 7 взаимно простые, то
х – x0 = 7k, у – y0 = –5k.
Значит, общее решение:
х = 1 + 7k, у = 2 – 5k,
где k – произвольное целое число.
Ответ: (1+7k; 2–5k), где k – целое число.
Пример 2.2. Решить уравнение 201х – 1999у = 12.
Найти некоторое конкретное решение подбором в данном случае достаточно сложно. Воспользуемся алгоритмом Евклида для чисел 1999 и 201:
НОД(1999, 201) = НОД(201, 190) = НОД(190, 11) = НОД(11, 3) = НОД(3 , 2) = НОД(2, 1) = 1.
Запишем этот процесс в обратном порядке:
1 = 2 – 1 = 2 – (3 – 2) = 2·2 – 3 = 2· (11 – 3·3) – 3 = 2·11 – 7·3 = 2·11 – 7(190 – 11·17) =
= 121·11 – 7·190 = 121(201 – 190) – 7·190 = 121·201 – 128·190 =
= 121·201 – 128(1999 – 9·201) = 1273·201 – 128·1999.
Значит, пара (1273, 128) является решением уравнения 201х – 1999у = 1. Тогда пара чисел
x0 = 1273·12 = 15276, y0 = 128·12 = 1536
является решением уравнения 201х – 1999у = 12.
Общее решение этого уравнения запишется в виде
х = 15276 + 1999k, у = 1536 + 201k, где k – целое число,
или, используя, что 15276 = 1283 + 7·1999, 1536 = 129 + 7·201, имеем
х = 1283 + 1999n, у = 129 + 201n, где n – целое число.
Ответ: (1283+1999n, 129+201n), где n – целое число.
3. Метод остатков.
Этот метод основан на исследовании возможных остатков левой и правой частей уравнения от деления на некоторое фиксированное натуральное число.
Замечание. Говоря строго математическим языком, для решения уравнения в данном случае применяется теория сравнений.
Рассмотрим примеры, которые раскрывают сущность данного метода.
Пример 3.1. Решить уравнение в целых числах x3 + y3 = 3333333;
Так как x3 и y3 при делении на 9 могут давать только остатки 0, 1 и 8 (смотрите таблицу в приложении 1), то x3 + y3 может давать только остатки 0, 1, 2, 7 и 8. Но число 3333333 при делении на 9 даёт остаток 3. Поэтому исходное уравнение не имеет решений в целых числах.
Ответ: целочисленных решений нет.
Пример 3.2. Решить уравнение в целых числах x3 + y3 = 4(x2y + xy2 + 1).
Перепишем исходное уравнение в виде (x + y)3 = 7(x2y + xy2) + 4. Так как кубы целых чисел при делении на 7 дают остатки 0, 1 и 6, но не 4, то уравнение не имеет решений в целых числах.
Ответ: целочисленных решений нет.
Пример 3.3. Решить в целых числах уравнение x2 + 1 = 3y.
Решение. Заметим, что правая часть уравнения делится на 3 при любом целом y.
Исследуем какие остатки может иметь при делении на три левая часть этого уравнения.По теореме о делении с остатком целое число х либо делится на 3, либо при делении на три в остатке дает 1 или 2.
Если х = 3k, то правая часть уравнения на 3 не делится.
Если х = 3k+1, то x2 + 1= (3k+1)2+1=3m+2, следовательно, опять левая часть на 3 не делится.
Если х = 3k+2, то x2 + 1= (3k+2)2+1=3m+2, следовательно, и в этом случае левая часть уравнения на три не делится.
Таким образом, мы получили, что ни при каких целых х левая часть уравнения на 3 не делится, при том, что левая часть уравнения делится на три при любых значениях переменной y. Следовательно, уравнение в целых числах решений не имеет.
Ответ: целочисленных решений нет.
Пример 3.4. Решить в целых числах x³ - 3y³ - 9z³ = 0 (1)
Решение. Очевидно, что решением уравнения будет тройка чисел (0; 0; 0).
Выясним, имеет ли уравнение другие решения. Для этого преобразуем уравнение (1) к виду
x³ = 3y³ + 9z³ (2)
Так как правая часть полученного уравнения делится на 3, то и левая должна делиться на три, следовательно, так как 3 - число простое, х делится на 3, т.е. х = 3k, подставим это выражение в уравнение (2), получим:
27k3 = 3y³ + 9z³, откуда
9k3 = y³ + 3z³ (3)
следовательно, y³ делится на 3 и y = 3m. Подставим полученное выражение в уравнение (3): 9k3 = 27m³ + 3z³, откуда
3k3 = 9m³ + z³ (4)
В свою очередь, из этого уравнения следует, что z3 делится на 3, и z = 3n. Подставив это выражение в (4), получим, что k3 должно делиться на 3.
Итак, оказалось, что числа, удовлетворяющие первоначальному уравнению, кратны трём, и сколько раз мы не делили бы их на 3, опять должны получаться числа, кратные трём. Единственное целое число, удовлетворяющее этому условию, будет нуль, т. е. решение данного уравнения (0; 0; 0) является единственным.
Ответ: (0;0;0).
4. Решение уравнений в целых числах сведением их к квадратным.
Пример 4.1. Решить в простых числах уравнение
х2 – 7х – 144 = у2 – 25у.
Решим данное уравнение как квадратное относительно переменной у. Получим: у = х + 9 или у = 16 – х.
Поскольку при нечётном х число х + 9 является чётным, то единственной парой простых чисел, которая удовлетворяет первому равенству, является (2; 11).
Так как х, у – простые, то из равенства у = 16 – х, имеем
2 < х < 16, 2 < у < 16.
С помощью перебора вариантов находим остальные решения: (3; 13), (5; 11), (11; 5), (13; 3).
Ответ: (2; 11), (3; 13), (5; 11), (11; 5), (13; 3).
Пример 4.2. Решить в целых числах уравнение x + y = x2 – xy + y2.
Рассмотрим данное уравнение как квадратное уравнение относительно x:
x2 – (y + 1)x + y2 – y = 0.
Дискриминант этого уравнения равен –3y2 + 6y + 1. Он положителен лишь для следующих значений у: 0, 1, 2. Для каждого из этих значений из исходного уравнения получаем квадратное уравнение относительно х, которое легко решается.
Ответ: (0; 0), (0; 1), (1; 0), (1; 2), (2; 1), (2; 2).
Пример 4.3. Решить уравнение в целых числах: 5х2+5у2+8ху+2у-2х+2=0.
Решение:
Рассмотрим уравнение как квадратное относительно х:
5х2 + (8у - 2)х + 5у2 + 2у + 2 = 0
D = (8у - 2)2 - 4·5(5у2 + 2у + 2) = 64у2 - 32у + 4 = -100у2 - 40у – 40 = = -36(у2 + 2у + 1) = -36(у + 1)2
Для того, чтобы уравнение имело решения, необходимо, чтобы D = 0.
-36(у + 1)2 = 0. Это возможно при у = -1, тогда х = 1.
Ответ: (1;-1).
5. Разложение на множители.
Пример 5.1. Решить в целых числах уравнение x2 – xy – 2y2 = 7.
Разложим левую часть на множители (x – 2y)(x + y) = 7.
Так как х, у – целые числа, то находим решения исходного уравнения, как решения следующих четырёх систем:
1) x – 2y = 7, x + y = 1;
2) x – 2y = 1, x + y = 7;
3) x – 2y = –7, x + y = –1;
4) x – 2y = –1, x + y = –7.
Решив эти системы, получаем решения уравнения: (3; –2), (5; 2), (–3; 2) и (–5; –2).
Ответ: (3; –2), (5; 2), (–3; 2), (–5; –2).
Пример 5.2. Решить уравнение в целых числах: х2 + 23 = у2
Решение. Перепишем уравнение в виде:
у2 - х2 = 23, (у - х)(у + х) = 23
Так как х и у – целые числа и 23 – простое число, то возможны случаи:
Решая полученные системы, находим:
Ответ: (-11;12);(11;12);(11;-12);(-11;-12).
Пример 5.3. Решить уравнение в целых числах y3 - x3 = 91.
Решение. Используя формулы сокращенного умножения, разложим правую часть уравнения на множители:
(y - x)(y2 + xy + x2) = 91
Выпишем все делители числа 91: ± 1; ± 7; ± 13; ± 91
Проводим исследование. Заметим, что для любых целых x и y число
y2 + yx + x2 ≥ y2 - 2|y||x| + x2 = (|y| - |x|)2 ≥ 0,
следовательно, оба сомножителя в левой части уравнения должны быть положительными. Тогда уравнение равносильно совокупности систем уравнений:
; ; ;
Решив системы, получим: первая система имеет решения (5; 6), (-6; -5); третья (-3; 4),(-4;3); вторая и четвертая решений в целых числах не имеют.
Ответ: (5; 6); (-6; -5); (-3; 4); (-4;3).
Пример 5.4. Решить в целых числах уравнение x + y = xy.
Решение. Перенесем все члены уравнения влево и к обеим частям полученного уравнения прибавим (–1)
x + y – xy – 1 = – 1
Сгруппируем первое – четвертое и второе – третье слагаемые и вынесем общие множители, в результате получим уравнение: (x - 1)(y - 1) = 1
Произведение двух целых чисел может равняться 1 в том и только в том случае, когда оба этих числа равны или 1, или (–1). Записав соответствующие системы уравнений и, решив их, получим решение исходного уравнения.
Ответ: (0,0) и (2,2).
Пример 5.5. Доказать, что уравнение (x - y)3 + (y - z)3 + (z - x)3 = 30 не имеет решений в целых числах.
Решение. Разложим левую часть уравнения на множители и обе части уравнения разделим на 3, в результате получим уравнение:
(x - y)(y - z)(z - x) = 10
Делителями 10 являются числа ±1, ±2, ±5, ±10. Заметим также, что сумма сомножителей левой части уравнения равна 0. Нетрудно проверить, что сумма любых трех чисел из множества делителей числа 10, дающих в произведении 10, не будет равняться 0. Следовательно, исходное уравнение не имеет решений в целых числах.
Ответ: целочисленных решений нет.
6. Метод бесконечного спуска.
Метод спуска предполагает сначала последовательное выражение одной переменой чрез другую, пока в представлении переменной не останется дробей, а затем, последовательное «восхождение» по цепочке равенств для получения общего решения уравнения.
Пример 6.1. Решить уравнение в целых числах 5x + 8y = 39.
Выберем неизвестное, имеющее наименьший коэффициент , и выразим его через другое неизвестное: . Выделим целую часть: Очевидно, что х будет целым, если выражение окажется целым, что, в свою очередь, будет иметь место тогда, когда число 4 – 3y без остатка делится на 5.
Введем дополнительную целочисленную переменную z следующим образом: 4 –3y = 5z. В результате получим уравнение такого же типа, как и первоначальное, но уже с меньшими коэффициентами. Решать его будем уже относительно переменной y, рассуждая аналогично: . Выделяя целую часть, получим:
.
Рассуждая аналогично предыдущему, вводим новую переменную
u: 3u = 1 – 2z.
Выразим неизвестную с наименьшим коэффициентом, в этом случае переменную z: = . Требуя, чтобы было целым, получим: 1 – u = 2v, откуда u = 1 – 2v. Дробей больше нет, спуск закончен.
Теперь необходимо «подняться вверх». Выразим через переменную v сначала z, потом y и затем x:
z = = = 3v – 1; = 3 – 5v.
= = 3+8v.
Формулы x = 3+8v и y = 3 – 5v, где v – произвольное целое число, представляют общее решение исходного уравнения в целых числах.
Ответ: x = 3+8v и y = 3 – 5v.
7. Оценка выражений, входящих в уравнение.
Пример 7.1. Решить в целых числах уравнение (х2 + 4)(у2 + 1) = 8ху
Решение. Заметим, что если (х;у) – решение уравнения, то (-х;-у) – тоже решение.
И так как х = 0 и у = 0 не являются решением уравнения, то, разделив обе части уравнения на ху, получим:
∙ = 8, (х +)(у +) = 8.
Пусть х > 0, у > 0, тогда, согласно неравенству Коши,
х + = 4, у + = 2,
тогда их произведение (х + )(у +) = 4·2 = 8, значит, х + = 4 и у + = 2.
Отсюда находим х = 2 и у = 1 – решение, тогда х = -2 и у = -1 – тоже решение.
Ответ: (2;1); (-2;-1)
Пример 7.2. Решить уравнение в целых числах
x2 + 13y2 – 6xy = 100
Решение. x2+13y2–6xy=100 ↔ (x-3y)2+4y2=100. Так как (x-3y)2≥0, то 4y2≤100, или │2y│≤10. Аналогично, в силу 4y2≥0 должно выполняться │x-3y│≤10.
Возможны 12 случаев:
1. | ↔ | 2. |
| ↔ | ||||
3. | ↔ | 4. | ↔ | |||||
5. | ↔ | 6. |
| ↔ |
| |||
7. |
| ↔ | 8. | ↔ | ||||
9. |
| ↔ | 10. | ↔ |
| |||
11. | ↔ | 12. | ↔ |
Ответ: (±15; ±5); (±10; ±0); (±18; ±4);
(±6; ±4); (±17; ±3); (±1; ±3).
8. Применение цепных дробей.
Пример 8.1. Решите в целых числах уравнение 25x-18y+1=0.
Найдем наибольший общий делитель пары чисел 25 и 18 с помощью цепных дробей, то есть используем один из вариантов алгоритма Евклида.
Преобразуем неправильную дробь , последовательно выделяя целые части неправильных дробей:
= 1 + = 1 + = 1 + = 1 + = 1 + = 1 + = 1 + ,
где выражение 1+ называется целой дробью.
Числа 1, 2, 1, 1, выделенные в этом выражении, являются последовательными частными алгоритма Евклида для нахождения наибольшего общего делителя пары чисел 25 и18.
Отбросим дробь и преобразуем получившуюся цепную дробь в обыкновенную:
1 + – 1 + – .
Вычтем полученную дробь из исходной дроби :
– = = .
Приведем ее к общему знаменателю: 25 ∙ 5 – 18 ∙ 7 + 1 = 0.
Получили частное решение исходного уравнения х = 5, у = 7.
Общее решение исходного уравнения: х = 5 + 18t; y = 7 + 25t, t Z.
Ответ: х = 5+18t; у = 7+25t.
Приложение 1. Таблица остатков при делении степеней (an:m)
a\n | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | 0;1 | 0;1;2 | 0;1 | 0;1;2 |
4 | 0;1 | 0;1;3 | 0;1 | 0;1;3 |
5 | 0;1;4 | 0;1;2;3;4 | 0;1 | 0;1;2;3;4 |
6 | 0;1;3;4 | 0;1;2;3;4;5 | 0;1;3;4 | 0;1;2;3;4;5 |
7 | 0;1;2;4 | 0;1;6 | 0;1;2;4 | 0;1;2;3;4;5;6 |
8 | 0;1;4 | 0;1;3;5;7 | 0;1 | 0;1;3;5;7 |
9 | 0;1;4;7 | 0;1;8 | 0;1;4;7 | 0;1;2;3;4;5;7;8 |
10 | 0;1;4;5;6;9 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 | 0;1;5;6 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 |
Приложение 2. Задачи для самостоятельного решения
- Решить в простых числах уравнение x2 - 2y2 = 1.
- Доказать, что уравнение x3 + x + 10y = 20004 неразрешимо в целых числах.
- Доказать, что уравнение x5 + 3x4y - 5x3y2 - 15x2y3 + 4xy4 + 12y5 = 33 неразрешимо в целых числах.
- Решить в целых числах уравнение 2x3 + xy - 7 = 0.
- Доказать, что уравнения не имеют целочисленных решений:
а) y2 = 5x2 + 6; б) x3 = 2 + 3y2
- Решить в целых числах уравнения: а) x2 + x = y4 + y3 + y2 + y;
б) x² - y² = 91; в) 2ху = х² + 2y; г) 3x2 +4ху – 7y2 =13
- Решите в натуральных числах уравнения:
а) 2х² + 5ху – 12у² = 28; б) х² - 4ху – 5у² = 1996.
- Докажите, что система уравнений не имеет решений в целых числах.
- Найти все пары целых чисел, удовлетворяющих уравнению
а) x2 = y2+ 2y +13; б) xy = 20 – 3x + y; в) xy + 1 = x + y; г) x2– 3xy + 2y2 = 3
- Существуют ли целые числа m и n, удовлетворяющие уравнению
m2 + 1994 = n2
- Найти все простые числа, которые одновременно являются суммой двух простых чисел и разностью двух простых чисел.
- Докажите, что уравнение x2 – y2 = 30 не имеет решений в целых числах.
- Решите уравнение x2 – 2х + y2 – 4y + 5 = 0.
- Если первую цифру трехзначного числа увеличить на n, то полученное число будет в n раз больше исходного. Найдите число n и исходное число.
- Решить в целых числах уравнение x2 + y2 + z2 = 2xyz.
- Решить в целых числах уравнение x2 - 2y2 + 8z = 3.
- Решите в натуральных числах систему уравнений:
а) б)
- Найдите два натуральных числа, разность квадратов которых равна 45.
- Найдите все пары натуральных чисел, удовлетворяющих уравнению:
а) x2 - y2 = 105; б) 2x2 + 5xy – 12y2 = 28
- Решите в целых числах уравнение:
а) xy + 3x – 5y = – 3; б) x – y =
- Докажите, что система не имеет целочисленных решений
Литература:
1. Бардушкин В.В., Кожухов И.Б., Прокофьев А.А., Фадеичева Т.П. Основы теории делимости чисел. Решение уравнений в целых числах. Факультативный курс. – М.: МГИЭТ(ТУ). 2003. – 224 с.
2. В. Серпинский. О решении уравнений в целых числах. 1961.
3. Карпова И.В. Решение уравнений в целых числах.
4. http://www.fmclass.ru/pic/48503321f105d/uravneniya-v-celyh-chislah.pdf
Образовательный портал «Физ/Мат класс» www.fmclass.ru.
6. www.a-elita.net/userfiles/File/.../Integer%20solutions_2012_10.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка элективного курса «Решение уравнений в целых числах»
Публикация содержит методическую разработку элективного курса "Решение уравнений в целых числах" - теоретический, практический материал, историческую справку, список литературы. Предложенная презентац...
Конспект урока по теме "Решение уравнений в целых числах"
В ходе урока рассмотрены следующие методы решения уравнений в целых числах: разложение на множители; решение уравнения как квадратного относительно одной из переменных; графический....
Организация учащихся к учебно-исследовательской деятельности по теме «Решение уравнений в целых числах»
Актуальность исследования:В школьном курсе математики диофантовы уравнения практически не изучаются, эта тема затрагивается вскользь в восьмом классе, хотя задачи, основанные на решении уравнени...
«Решение задач и уравнений в целых числах» 10 класс 2017/2018
Внеурочная деятельность...
Решение уравнений в целых числах
Подготовка к профильному ЕГЭ по математике...
10 класс. Алгебра. Решение уравнений в целых числах. Делимость чисел. Задачи
Задачи по теме Делимость чисел для домашнего задания или для тренировочной работы в группах...
решение уравнений в целых числах
Представлена презентация, которая поможет на уроках алгебры, начиная с 7 класса, объяснить решение уравнений в целых числах. Уравнения постепенно усложняются, и их можно использовать для подготовки к ...