Урок по теме "Множества"
план-конспект занятия по алгебре (11 класс) на тему

Материал содержит развернутый конспект урока по теме "Множества и операции над ними" по дисциплине "Элементы математической логики" для специальности "Программирование в компьютерных системах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

ГБПОУ Георгиевский региональный

Колледж «Интеграл»

Урок

По дисциплине «Элементы математической логики»

Тема урока « Множества и операции над ними»

Преподаватель Кардаильская С.А.

ПЦК  Естественно – научных дисциплин

Политехническое отделение

г. Георгиевск


Тип урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Цели

  1. образовательная:
  • добиваться прочного усвоения основных понятий теории множеств: множество, элемент множества, пустое множество, подмножество;
  • углубить и закрепить знания учащихся о множествах, умение находить «объединение», «пересечение» и «разность» множеств посредством решения задач;
  1.   развивающая:
  • способствовать развитию логического мышления;
  • способствовать выбору рационального способа выполнения заданий;

  1. воспитывающая:
  • способствовать формированию научного мировоззрения; 
  • воспитывать интерес к работе посредством привлечения учащихся к поиску примеров множеств;
  • создание благоприятной для каждого учащегося эмоциональной атмосферы;
  1. методическая:
  • познакомить педколлектив с приемами активизации учебной деятельности учащихся.

Оборудование: плакаты:

  • объединение множеств;
  • пересечение множеств;
  • разность множеств.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка по списку всех присутствующих.

2.  Обоснование значения изучаемой темы и цели урока 

На доске написаны цели урока для учащихся:

  • изучить основные понятия теории множеств;
  • закрепить полученные теоретические знания посредством решения задач.

Наша сегодняшняя тема называется « Множества и операции над ними».

Где же вы на уроках встречали слово «множество»?. ( На уроках математики, биологии, литературы) Приведите примеры множеств. ( Множество натуральных чисел, множество молекул, множество животных) А теперь попытайтесь дать определение понятию «множество». (Множество – это много чего-либо)

А теперь запишем определение: «Множество – это совокупность каких-либо предметов».

Почему эта тема изучается нами в курсе дискретной математики? Мы постоянно встречаемся с множествами на уроках математики еще со школы. При решении уравнений мы находим множество его решений. При решении неравенств мы находим числовые интервалы, которые тоже являются множествами. При решении систем неравенств мы пересекаем множества. При нахождении области определения вы работали также с числовыми множествами. Современная теория множеств глубоко проникла во многие области математики и оказала на них огромное влияние; она стала играть особо выдающуюся роль в исследованиях, связанных с логическим и философским обоснованием математики. Теорию множеств мы будем использовать в курсе «Математические методы» при изучении тем « Линейное программирование» и «Нелинейное программирование». На уроках информатики вы также будете пользоваться элементами теории множеств при составлении программ.

Теперь перейдем к непосредственному изучению новой темы.

3. Изучение учебного материала

Предметы, составляющие множество, называются элементами множества.

Множества обозначаются А, В, С и т.д., элементы множеств обозначаются а,в,с и т.д. Если элемент принадлежит множеству, то записывают аА; если элемент не принадлежит множеству, то пишут вВ.

Множество может содержать один элемент.

Пример: А={x:  учитель математики группы ПО-51}.

Множество может содержать много элементов.

Пример:В={x: студент группы ПО-51}.

Множество, не содержащее ни одного элемента, называется пустым множеством, обозначается С=.

Пример:С={x: x2+1=0, xR},

A={x: рыбы, живущие на суше},

В={множество треугольников, сумма углов которых 1800}.

Если каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что А является подмножеством множества В. Обозначается АВ.

Пример: а) множество учеников По-51 является подмножеством множества  студентов ГРК «Интеграл»;

б)  Пусть А={1,2,5,6}, тогда его подмножествами будут являться множества В={1,2}, С={6}, К={∅}.

Если АВ и ВА, то говорят, что множества А и В равны.

Универсальным множеством называется множество, содержащее несколько подмножеств. Обозначается Е.

Пример: а) Е – множество книг, подмножества: учебная литература, научная литература, художественная литература;

б) Е={1,2,3}, тогда подмножества: А={1}, В={2}, С={3}, D={1,2}, F={2,3},G={1,3},P={1,2,3},M={∅}.

Операции над множествами

Пересечением множеств А и В называется множество, состоящее из общих элементов множеств А и В. Обозначение: АВ

Пример: А=Европа, В=Азия, АВ=Россия

Пример: А={1,2,5,6}, В={1,2}, тогда АВ=В

Пример: А={3,4,5}, В={0,1},

 АВ=

Объединением множеств А и В называется множество, состоящее из элементов обоих множеств. Обозначение: АВ.

Пример: А={1,2,3},В={3,4,5}, ,АВ={1,2,3,4,5}.

Пример: А={1,2,5,6}, В={1,2}, тогда АВ=А

Пример: А={3,4,5}, В={0,1},

 АВ={0,1,3,4,5}

Разностью множеств А и В называется множество, состоящее из элементов обоих множеств. Обозначение: А\ В.

Пример: А={1,2,3},В={3,4,5}, ,А\В={1,2}.

Пример: А={1,2,5,6}, В={1,2}, тогда А\В={5,6}

Пример: А={3,4,5}, В={0,1}, А\В=А

А\В=

  1. Обобщение и закрепление.

Кто сможет воспроизвести определения: «объединение», «пересечение», «разность множеств?

Что такое множество? Пример.

Что такое элемент множества? Пример.

Что такое пустое множество? Пример.

№1. Найти пересечение, объединение и разность множеств:

А={a, b,f,k},В={b,f,t,n,m}.

№1. Проверьте тождество:

а) (А\В)\С=(А\С)\В

Решение:

        Ответ: верно.

б) А\(ВС)=(А\В)(А\С).

Решение:

Ответ: верно.

в) АС)=(АВ)\(АС).

Решение:

Ответ: неверно.

№2. Решить задачу:

а) В группе из 100 туристов 70 человек знают английский язык, 45 французский язык, 23 человека знают оба языка. Сколько туристов в группе не знают ни английского, ни французского языка?

Дано:

Е=100 чел.

А=70 чел.

Ф=45 чел.

АФ=23 чел.

Решение:

  1. А\Ф=70-23=47
  2. АФ=47+45=92 чел.
  3. Е\(АФ)=100-92=8 чел.

Ответ: 8 чел.

5.  Задание на дом:

  1. Привести пример универсального множества и его подмножеств.
  2. Решить задачу: из 220 школьников 163 играют в футбол, 175 – в баскетбол, 24 не играют в эти игры. Сколько человек одновременно играют и в баскетбол и футбол?


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...