Метод проектов как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий
статья по алгебре ( класс) на тему

статья о проектной методике на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_budarova.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как одна из  эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий

 МКОУ «Тресоруковская СОШ»  Лискинского района, Воронежской области Бударова Елена Васильевна

Что я могу предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество, на успех?  Этот  вопрос подвигнул меня  на поиск и применение таких технологий,  которые  бы отвечали одновременно и задачам государственного стандарта, и гуманизму в образовательном процессе. Такая технология была найдена – это «метод проектов».

Проект – это буквально «брошенный вперёд». То есть, обучение и воспитание превращается в процесс создания проекта: деятельность, одновременно индивидуальную и коллективную.

Целью проектного обучения является овладение общими умениями и способностями не только в стенах школы, но и  в социокультурной среде. Он направлен не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования, самореализации, самооценки).

Учебных проектов великое множество: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от проекта для изучения  отдельных тем до межпредметных и внепредметных. В своей работе я использую групповые и индивидуальные, моно-предметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.    Для учащихся это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

    В результате у учащихся вырабатываются умения:

   - сформулировать проблему;

   - поставить цель и спланировать деятельность;

   - самоанализа;

   - презентации своей деятельности и результатов;

   - поиска нужной информации;

   -  практического применения знаний умений и навыков;

   - проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).

Чтобы сделать большой серьезный проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работать в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умений. Поэтому начинать можно с работой над мини-проектами.  Именно их  стараюсь использовать прямо на уроках  математики, информатики, начиная с 5 класса. Примером таких работ могут являться:

6 класс – проект «Великие математики», «Женщины математики» (цель: изучение биографий великих математиков, их вклада в науку),

«История счета» (цель: изучение систем счисления), «Появление нуля» (цель: изучить историю чисел), «Математика в профессиях моих родителей» и т.д.

Все эти проекты не занимают много времени, не очень сложны в своем исследовании, но в процессе работы у учащихся формируются необходимые навыки и компетенции. Кроме этого школьники изучают информационные технологии, учатся представлять результаты своей работы в различных формах. Постепенно работа может усложняться.

 Например в 7-9 классах мы работали над проектами:

  1. Проценты в жизненных ситуациях (продукт проекта – презентация)

2) Задачи с параметром и модулем (продукт проекта учебное пособие для учителя и учащихся)

3) Кто сказал, что математика-это скучно!? (продукт проекта web -сайт в Интернете, содержащий занимательные задачи, задачи-шутки, интересные факты из истории математики)

Для учеников работа над учебными проектами — это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В ходе анкетирования уч-ся выяснилось, что применение метода проектов позволило повысить интерес к предмету. Результаты срезовых  контрольных работ  (до и после применения метода проектов) показали, что качество знаний возрасло на 10-15%

Литература:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  2. Азарова Л.Н., Оленева Н.А., Основные подходы к пониманию сущности понятий «Проектная деятельность», «Метод учебных проектов», «Учебный проект»
  3. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115
  4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с
  5. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Оценка без стресса: новый старый подход // Здоровье детей. 2003. №17.
  1. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004.
  2. Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами. Цикл семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена / Материалы из книги под ред. доктора педагогических наук В.А. Родионова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...

"Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как одного из средств формирования познавательных универсальных учебных действий".

На мой взгляд, на уроках математики достаточно остро стоит проблема развития познавательной активности учащихся, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий.  Для решен...

Проблемное обучение как одно из эффективных средств формирования универсальных учебных действий

Проблемное обучение имеет практическую значимость в формировании личности. Учит детей добывать знания самостоятельно, прменять их в различных ситуациях. Является одним из наиболее эффективныхсредств а...

Метод проектов на уроках информатики как средство формирования универсальных учебных действий.

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на ...

Игровой подход как одно из средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности».

Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. ...