статья "Метод проектов как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий"
статья по географии на тему


Предварительный просмотр:

Метод проектов как одна из  эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий

 МКОУ «Тресоруковская СОШ»  Лискинского района, Воронежской области Подовинникова Татьяна Ивановна

Что я могу предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество, на успех?  Этот  вопрос подвигнул меня  на поиск и применение таких технологий,  которые  бы отвечали одновременно и задачам государственного стандарта, и гуманизму в образовательном процессе. Такая технология была найдена – это «метод проектов».

Проект – это буквально «брошенный вперёд». То есть, обучение и воспитание превращается в процесс создания проекта: деятельность, одновременно индивидуальную и коллективную.

Целью проектного обучения является овладение общими умениями и способностями не только в стенах школы, но и  в социокультурной среде. Он направлен не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования, самореализации, самооценки).

Учебных проектов великое множество: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от проекта для изучения  отдельных тем до межпредметных и внепредметных. В своей работе я использую групповые и индивидуальные, моно-предметные и межпредметные,  информационные и практико-ориентированные проекты.    Для учащихся это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

    В результате у учащихся вырабатываются умения:

   - сформулировать проблему;

   - поставить цель и спланировать деятельность;

   - самоанализа;

   - презентации своей деятельности и результатов;

   - поиска нужной информации;

   -  практического применения знаний умений и навыков;

   - проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).

Чтобы сделать большой серьезный проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работать в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умений. Поэтому начинать можно с работой над мини-проектами.  Именно их  стараюсь использовать прямо на уроках  математики, информатики, начиная с 5 класса.

Все эти проекты не занимают много времени, не очень сложны в своем исследовании, но в процессе работы у учащихся формируются необходимые навыки и компетенции. Кроме этого школьники изучают информационные технологии, учатся представлять результаты своей работы в различных формах. Постепенно работа может усложняться.

Для учеников работа над учебными проектами — это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

   Проектную деятельность учащихся осуществляю на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения.

   Работа над проектом начинается с определения сферы интересов учащихся, выбора и формулировки темы проекта, его цели и задач. При выборе темы проекта мы используем следующие критерии:

- значимость данной информации для учащихся;

- социальная значимость проекта;

- связь с изучаемыми темами курса географии;

- возможность постановки проблемы;

- возможность реализации межпредметных связей;

- возможность использования личного опыта учащихся.

   Если учащиеся испытывают трудности в выборе темы проекта, мы используем «банк проектов».

   Затем учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач, выбирают наиболее перспективные методы и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации проекта.    Учитель консультирует, направляет и координирует действия учащихся.

В ходе анкетирования уч-ся выяснилось, что применение метода проектов позволило повысить интерес к предмету. Результаты срезовых  контрольных работ  (до и после применения метода проектов) показали, что качество знаний возрасло на 10-15%

Литература:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  2. Азарова Л.Н., Оленева Н.А., Основные подходы к пониманию сущности понятий «Проектная деятельность», «Метод учебных проектов», «Учебный проект»
  3. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115
  4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с
  5. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Оценка без стресса: новый старый подход // Здоровье детей. 2003. №17.
  1. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004.
  2. Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами. Цикл семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена / Материалы из книги под ред. доктора педагогических наук В.А. Родионова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...

Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...

"Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как одного из средств формирования познавательных универсальных учебных действий".

На мой взгляд, на уроках математики достаточно остро стоит проблема развития познавательной активности учащихся, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий.  Для решен...

Проблемное обучение как одно из эффективных средств формирования универсальных учебных действий

Проблемное обучение имеет практическую значимость в формировании личности. Учит детей добывать знания самостоятельно, прменять их в различных ситуациях. Является одним из наиболее эффективныхсредств а...

Игровой подход как одно из средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности».

Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. ...