Методическая разработка урока алгебры по теме: "Сложение и умножение числовых неравенств"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Представленный материал содержит презентацию и план-конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Сложение и умножение числовых неравенств". Для мотивации изучения теорем о сложении и умножении числовых неравенств учащимся предложены задачи практического характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_umnozhenie_chislovyh_neravenstv.ppt | 2.03 МБ |
slozhenie_i_umnozhenie_chislovyh_neravenstv.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В а р и а н т 1 1. Известно, что 10 < a < 16. Оцените значение выражения: а) a; б) –3а; в) а – 16. 2. Известно, что 2,2 < < 2,3. Оцените значение выражения: а) 5 ; б) – ; в) 3 + ; г) 3 – . В а р и а н т 2 1. Известно, что 5 < m < 15. Оцените значение выражения: а) m; б) –2 m; в) m – 6. 2. Известно, что 2,6 < < 2,7. Оцените значение выражения: а) 2 ; б) – ; в) 2 + ; г) 3 – . В а р и а н т 3 1. Известно, что 15 < х < 20. Оцените значение выражения: а) х; б) ; в) 3х + 10. 2. Известно, что 3,31 < < 3,32. Оцените значение выражения: а) 3 ; б) – ; в) + 1,8; г) 4,53 – .
Длина вертолетного ангара больше 12 м, а его ширина больше 3 м. Можно ли утверждать, что периметр этого ангара больше 30 м?
Пусть a и b – длина и ширина ангара соответственно, тогда периметр равен 2a + 2b. a> 12; 2a > 24; b > 3; 2b > 6. Доказать, что 2 a + 2b > 30. Доказательство: 2 a > 24; 2a + 2b > 24 + 2b. (1). 2 b > 6; 2b + 24 > 6 + 24; 24 + 2b > 30. (2). Из неравенств (1)и (2) по теореме 2 следует, что 2 a + 2b > 30.
Если a < b и c < d, то a + c < b + d. Доказательство самостоятельно стр 161.
Длина вертолетного ангара больше 15 м, а его ширина больше 6 м. Можно ли утверждать, что его площадь больше 90 м 2 ? Р е ш е н и е Пусть a и b – длина и ширина ангара, тогда его площадь равна a · b. a > 15; b > 6. Доказать, что ab > 90. Доказательство: a > 15; b > 0, значит, a · b > 15 · b. (1). b > 6; b · 15 > 6 · 15; 15b > 90. (2). Из неравенств (1) и (2) по теореме 2 следует, что ab > 90.
Если a < b и c < d, где a, b, c, d – положительные числа, то ac < bd. Доказательство самостоятельно стр 161. СЛЕДСТВИЕ ИЗ ТЕОРЕМЫ : Если числа a и b положительны и a < b, то a ⁿ < b ⁿ , где n – натуральное число.
1. № 765, № 766. 2. № 767 (а); № 768. 3. № 776. Задание повышенной сложности на «прямое» применение теорем 5 и 6.;
– Сформулируйте теорему о почленном сложении неравенств. – Сформулируйте теорему о почленном умножении неравенств. Какие ограничения накладываются на числа? – Сформулируйте следствие из теоремы о почленном умножении неравенств. – Можно ли применить данные теоремы к более чем двум неравенствам указанного вида? Домашнее задание. 1. № 767 (б), № 769, 2. № 776 (б)* (дополнительное задание).
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока алгебры по теме: «Сложение и умножение числовых неравенств»
Цели: изучить формулировки и доказательства теорем о почленном сложении и умножении неравенств; формировать умения применять данные теоремы при решении задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
1. Известно, что 10 < a < 16. Оцените значение выражения:
а) a; б) –3а; в) а – 16.
2. Известно, что 2,2 << 2,3. Оцените значение выражения:
а) 5; б) –; в) 3 +; г) 3 –.
В а р и а н т 2
1. Известно, что 5 < m < 15. Оцените значение выражения:
а) т; б) –2т; в) т – 6.
2. Известно, что 2,6 << 2,7. Оцените значение выражения:
а) 2; б) –; в) 2 +; г) 3 –.
В а р и а н т 3
1. Известно, что 15 < х < 20. Оцените значение выражения:
а) х; б) ; в) 3х + 10.
2. Известно, что 3,31 << 3,32. Оцените значение выражения:
а) 3; б) –; в) + 1,8; г) 4,53 –.
III. Объяснение нового материала.
1. Для мотивации изучения теорем о сложении и умножении числовых неравенств следует предложить учащимся для решения задачи практического характера.
З а д а ч а 1. Длина вертолетного ангара больше 12 м, а его ширина больше 3 м. Можно ли утверждать, что периметр этого ангара больше 30 м?
Р е ш е н и е
Пусть a и b – длина и ширина ангара соответственно, тогда периметр равен 2a + 2b.
a> 12; 2a > 24;
b > 3; 2b > 6.
Доказать, что 2a + 2b > 30.
Учащиеся могут интуитивно сложить почленно неравенства и получить следующий результат:
2a + 2b > 24 + 6;
2a + 2b > 30.
Следует отметить, что так можно поступать, но необходимо провести доказательство, используя известные теоремы, выражающие свойства числовых неравенств.
: 2a > 24; 2a + 2b > 24 + 2b. (1).
2b > 6; 2b + 24 > 6 + 24; 24 + 2b > 30. (2).
Из неравенств (1)и (2) по теореме 2 следует, что 2a + 2b > 30.
Далее просим учащихся сформулировать «открытое» ими утверждение в общем виде и записать его аналитическую модель:
Если a < b и c < d, то a + c < b + d. | Теорема 5. |
Доказательство теоремы можно разобрать по учебнику, так как в нём повторяется ход рассуждений для решения задачи 1.
З а д а ч а 2. Длина вертолетного ангара больше 15 м, а его ширина больше 6 м. Можно ли утверждать, что его площадь больше 90 м2?
Р е ш е н и е
Можно предложить учащимся провести доказательство утверждения самостоятельно по аналогии с предыдущей задачей.
Пусть a и b – длина и ширина ангара, тогда его площадь равна a · b.
a > 15;
b > 6.
Доказать, что ab > 90.
: a > 15; b > 0, значит, a · b > 15 · b. (1).
b > 6; b · 15 > 6 · 15; 15b > 90. (2).
Из неравенств (1) и (2) по теореме 2 следует, что ab > 90.
Просим учащихся дать общую формулировку утверждения. Замечаем, что теорема о почленном умножении неравенств справедлива для положительных чисел. Если среди чисел есть отрицательные, то при почленном умножении неравенств может получиться неверное неравенство. Просим учащихся привести контрпримеры. На доску выносится запись:
Если a < b и c < d, где a, b, c, d – | Теорема 6. |
Доказательство разбираем по учебнику.
2. Следствие из теоремы 6 также разбираем по учебнику.
IV. Формирование умений и навыков.
Обращаем внимание учащихся, что для почленного сложения или умножения неравенств удобнее их записывать друг под другом.
1. № 765, № 766.
2. № 767 (а); № 768.
Р е ш е н и е
№ 767.
а) а2 > b2, значит, а2 – b2 > 0; (a – b)(a + b) > 0.
a и b – положительные числа, значит, a + b > 0. Разделим обе части неравенства на a + b, получим a – b > 0, значит, a > b.
Имеем:
а2 > b2
a > b
а2 · а > b2 · b, то есть а3 > b3.
№ 768.
а) 3 < a < 4 4 < b < 5 7 < a + b < 9 | в) 3 < a < 4 4 < b < 5 12 < ab < 20 |
б) a – b = а + (–1) · b
4 < b < 5
–5 < –b < –4
3 < а < 4
3 + (–5) < а + (–b) < 4 + (–4);
–2 < а – b < 0.
г)
4 < b < 5
3 < а < 4
3. № 776. Задание повышенной сложности на «прямое» применение теорем 5 и 6.;
Р е ш е н и е
Запишем соотношение между средним арифметическим и средним геометрическим для всех пар чисел:
2≤ а + b 2≤ b + c 2≤ а + c | 2∙ 2∙ 2≤ (а + b)(b + c)(а + c); 8≤ (а + b)(b + c)(а + c); | |
8 ∙ | abc | ≤ (а + b)(b + c)(а + c). |
Так как а ≥ 0, b ≥ 0, с ≥ 0, то | abc | = abc, значит,
8abc ≤ (а + b)(b + c)(а + c), то есть (а + b)(b + c)(а + c) ≤ 8abc.
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Сформулируйте теорему о почленном сложении неравенств.
– Сформулируйте теорему о почленном умножении неравенств. Какие ограничения накладываются на числа?
– Сформулируйте следствие из теоремы о почленном умножении неравенств.
– Можно ли применить данные теоремы к более чем двум неравенствам указанного вида?
Домашнее задание.
1. № 767 (б), № 769,
2. № 776 (б)* (дополнительное задание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости, "
Конспект урока математики 6 класса по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости". При подборе материала использованы материалы учебника, интернета....
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....
Методическая разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования"
Данная разработка может применяться как обобщающий урок по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе (алгебра 9 под ред. Теляковского) и как урок повторения по данной теме в 10 классе. ...
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Сложение и вычитание десятичных дробейСоздание условий для прочного усвоения учебного материала по теме урока; ознакомление учащихся с правилами сложения вычитания десятичных дробейУрок «освоени...
Методическая разработка урока алгебры по теме: «Сложение и вычитание многочленов»
В методической разработке раскрываются формы и средства организации различных этапов урока в технологии проблемного диалога (автор Е. Л. Мельникова).Урок разработан в соответствии с требованиями, пред...
Методическая разработка урока алгебры в 8 классе по теме "Линейные неравенства"
Методическая разработка урока алгебры в 8 классе по теме "Линейные неравенства" Урок обобщения и повторения решения линейных неравенситв, систем неравенств, двойных неравенств. На уроке испо...
Разработка урока и презентация к уроку алгебра 8 класс "Сложение и умножение числовых неравенств"
quot;Сложение и умножение числовых неравенств" разработка урока и презентация к уроку алгебра 8 класс ...