Урок по теме: "Единицы массы" 5 класс ФГОС
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Ященко Светлана Викторовна

Конспект урока по теме: "Единицы массы" 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_edinitsy_massy_.docx22.38 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_urok.ppt259 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Единицы массы»

Цели урока:

-обучающие: знать единицы измерения массы; уметь работать с разными единицами измерения массы.

- развивающие: развивать  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

  - воспитательные: развивать познавательный интерес через моменты  взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта  настойчивости для достижения цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, наглядные;

План проведения.

Организационный момент.

Слова учителя: «Здравствуйте ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите  число, классная работа.

Я хочу Вам напомнить, что во время работы в группах Ваш лидер озвучивает мнение группы и его аргументирует. Во время фронтальной работы за каждый правильный ответ в своих тетрадях на полях вы ставите плюс. В конце урока мы определим самую активную группу и самого активного ученика.

Но, как Вы знаете, приходить в гости с пустыми руками не принято. И я приготовила для Вас необычные подарки. Мои подарки находятся в конвертах с надписями. М ы начинаем знакомство с ними с конверта под номером 1. Прочитайте надпись на конверте».

Ученики читают: «Знакомые нам лица».

Учитель: «Открываем конверт и смотрим, что там находится».

Ученики: Задачи.

Учитель: Но задачи, необычные, в них рассказывает о жизни индийских слонов. Давайте прочитаем задачи и выясним, о каких единицах измерения идет речь в каждой из задач.

Ученики читают и называют единицы измерения в каждой задаче.

1. Индийский слон весит 5 тонн, а новорожденный слоненок 90 кг.

На сколько килограммов вес новорожденного слоненка меньше веса его отца?

2. Взрослый индийский слон съедает в день до 300 кг разнообразной растительности.

Сколько центнеров он съест за неделю?

3. Корней Чуковский:

«У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять. Или шесть:

Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!»  

Сколько килограммов шоколада попросил отец для сына своего?

4. Взрослый индийский слон выпивает в день 200 литров воды. Сколько это см ³?    

Учитель: «Какая задача лишняя и почему?»

Ученики: «Четвертая. В ней речь идет о единицах объема».

Учитель: «Правильно, а что объединяет другие три задачи?»

Ученики: «В каждой задаче речь идет о единицах массы».

Учитель: « Как вы думаете, какова тема урока?»

Ученики: «ЕДИНИЦЫ МАССЫ»

Учитель: «Прежде чем вы приступите к решению задач, давайте проведем мозговой штурм.

1 кг = ?г

1 т = ?кг

1 ц = ?кг

1 т = ?ц

5 т = ?кг

300 кг = ?ц

16 кг*5 = ?кг

16 кг*6 = ?кг

1дм3 = ?л

Учитель: «Молодцы. Теперь вы приступаете  к решению первых двух задач. Каждая группа должна обсудить решение задач  записать их в тетрадях. Как только группа получила ответ и готова его обосновать, лидер поднимает руку. Группа, верно решившая первой задачу, получает дополнительный бонус за каждую задачу».

Проверяем фронтально ответ и решение первой задачи

1. Индийский слон весит 5 тонн, а новорожденный слоненок 90 кг.

На сколько килограммов вес новорожденного слоненка меньше веса его отца?

Ответ: 4910 кг. Комментируем решение.

Учитель: «Ребята в повседневной жизни мы говорим о массе, а произносим слово «вес». Приведите примеры.

Ученики: «Штангист поднял штангу весом 100кг.»

Учитель: «Позднее на уроках физики вы узнаете, что это две различные величины. Вес больше массы в 10 раз. Проверяем вторую задачу».

2. Взрослый индийский слон съедает в день до 300 кг разнообразной растительности.

Сколько центнеров он съест за неделю?

Ответ:21 центнер. Обсуждаем способы решения.

Учитель: «В третьей задаче мы знакомимся с творчеством замечательного детского писателя Корнея Чуковского, который очень точно подметил тот факт, что слоны любят различные лакомства .Но можем ли мы решить задачу?»

Ученики: «Нет. Мы не знаем, чему равен пуд».

Учитель: « Конверт, с какой надписью нам  может помочь?»

Ученики:  «Русский фольклор».

Открывают и читают: Старинные меры масс.

1 пуд =16 кг

Учитель:

Пуд применялся в 12 веке для взвешивания металлов и продукции сельского хозяйства.

1 фунт=409 г

Учитель:

Русский фунт был принял при царе Алексее Михайловиче в 18 веке. Служил для взвешивания сахара в торговле.

1 золотник=4г

Учитель:

Золотник происходит от слова «златник». Так называли монету во времена правления киевского царя Владимира Святославовича в 10 веке. С конца 16 века является единицей веса драгоценных металлов и камней.

Учитель: «Давайте решим 3 задачу. Пожалуйста, запишите решение и прокомментируйте его.

3. Корней Чуковский:

«У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять. Или шесть:

Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!»  

Сколько килограммов шоколада попросил отец для сына своего?

Ответ: 80 кг и96 кг. Учащиеся поясняют решение.

Учитель: «Ребята единицы массы очень часто использовались в русских пословицах. В конверте есть пословица, прочитайте ее и скажите, каков ее смысл».

 «Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь».

Ученики обсуждают смысл пословицы:

Учитель: «А вы знаете, что  пуд соли 2 человека съедят за 1,5-2 года. В день человек должен съедать 10-15 г соли, включая соль, содержащуюся в продуктах. Избыток соли ведет к тяжелым заболеваниям. Но не меньший вред для здоровья приносит синдром усталости. Мы сейчас закроем глаза, послушаем музыку, которая перенесет нас в волшебную страну».

Звучит песня: «Падам ,падам ,падам» в исполнении ЭДИТ ПИАФ.

Учитель: В какой стране мы оказались?

Ученик: Во Франции.

Учитель: А как вы думаете почему?

Ученик: Наверное, во Франции были введены знакомые нам единицы массы.

Учитель: Правильно. В1795г был определен 1грамм как единица массы воды 1см кубического.1 килограмм определен как масса воды 1 дм кубического при температуре 4 градуса С.

Давайте посмотрим на эталон массы- 1 кг.

Взвешиваем пустую банку объемом 1 литр=405г. Наливаем 1кг воды, получаем вес =1405г. и переливаем его в прозрачный куб объемом 1дм кубический на дне, которого находятся кристаллы любого красителя.1кг воды поместился полностью. Но вода это вещество с очень интересными свойствами и она меняет свое состояние при малейшем изменении температуры. С 1889г эталон массы хранится в виде цилиндра  высотой 39 мм, диаметром 39мм состоящим из 90 частей платины и 10 частей иридия в Международном институте мер и весов близ Парижа. В России прототип эталона массы хранится в Санкт-Петербурге в институте «Мер и весов» имени Д.И.Менделеева.

Скажите, пожалуйста, а где используются гири?

Ученик: В спорте, в часовых механизмах.

Учитель: Давайте подведем итог, определим самую активную группу и самого активного ученика в группе.

Наше общение подходит к концу, и я хочу вам предложить продолжить предложения, которые начинаются так:

Я ЗНАЛ…

Ученик: единицы массы 1 г,1кг,1 ц,1т.

Я УЗНАЛ…

Ученик: 1пуд,1 фунт,1 золотник.

Я ХОЧУ УЗНАТЬ…

Ученик: существовали ли другие единицы массы, где они применялись, в каких пословицах использовались.

Учитель: Это и будет вашим домашним заданием.                                                                                                                        Но я  тоже хочу с вами попрощаться также.                                                                                                                   Я ЗНАЛА, что сегодня к вам приду на урок.                                                                                                               Я УЗНАЛА, что вы  очень внимательные, любознательные.                                                                             Я ХОТЕЛА БЫ УЗНАТЬ, что вы самостоятельно познакомитесь с последним конвертом, на котором сделана надпись «Загадочная Франция». В нем находится биография гордости Франции певицы ЭДИТ ПИАФ  чей голос вы сегодня слышали. Она родилась слепой девочкой, но в 3 года она прозрела. На ее жизненном пути было очень много трудностей, но преодолевая все, она шла к своей цели. И стала единственной певицей в мире, кому было разрешено спеть на Эйфелевой башне. И  через несколько лет мне хотелось бы услышать о каждом из вас, что вы являетесь гордостью нашей великой страны – РОССИЯ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Индийский слон весит 5 тонн, а новорожденный слоненок 90 кг. На сколько килограммов вес новорожденного слоненка меньше веса его отца? 2. Взрослый индийский слон съедает в день до 300 кг разнообразной растительности. Сколько центнеров он съест за неделю? 3. Корней Чуковский: «У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон… - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. - А много ли прислать? - Да пудов этак пять. Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!» Сколько килограммов шоколада попросил отец для сына своего? 4. Взрослый индийский слон выпивает в день 200 литров воды. Сколько это см ³ ?

Слайд 2

1 кг = ? г 1 т = ? кг 1 ц = ? кг 1 т = ? ц 5 т = ? кг 300 кг = ? ц 16 кг*5 = ? кг 16 кг*6 = ? кг 1дм 3 = ? л ЕДИНИЦЫ МАССЫ

Слайд 3

1. Индийский слон весит 5 тонн, а новорожденный слоненок 90 кг. На сколько килограммов вес новорожденного слоненка меньше веса его отца? 2. Взрослый индийский слон съедает в день до 300 кг разнообразной растительности. Сколько центнеров он съест за неделю? 3. Корней Чуковский: «У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон… - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. - А много ли прислать? - Да пудов этак пять. Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!» Сколько килограммов шоколада попросил отец для сына своего?

Слайд 4

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь

Слайд 7

Я ЗНАЛ… Я УЗНАЛ… Я ХОЧУ УЗНАТЬ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Единицы измерения информации" 6 класс

Содержит конспект урока и презентацию, подходит для первого урока изучения единиц измерения информации...

Презентация к уроку по теме Единицы измерения информации, 8 класс

Класс: 8              Предмет: информатикаТема урока: Единицы измерения информацииТип урока: урок обобщения, систематизации ...

Методическая разработка урока по теме: "Единицы измерения информации"

Урок по теме: "Единицы измерения информации", 6 класс...

Открытый урок по теме "Единицы измерения площади"

Это урок изучения нового материала.Вводятся новые единицы измерения ар и га.Очень полезный материал для учителя математики,разработан по стандартам ФГОС....

Открытый урок по теме "Единицы измерения площадей" (математика 5 класс)

В презентации показан весь ход урока. Вначале идёт знакомство с рабочими листами учеников. Затем демонстрируется этап, когда учащиеся сами, путём рассуждений, формулируют тему урока, узнают новые един...

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы длины" 2 класс, УМК "Школа 2100"

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний о единицах длин и умений их переводить.Задачи урокаДидактические:1. Учить вычислять и переводить едини...