«Решение задач с помощью квадратных уравнений».
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Цель урока:
- совершенствование навыков составления уравнения по условию задачи;
- закрепление навыков решения квадратных уравнений;
- развитие логическое мышление учащихся.
Задачи :
-научить составлять уравнение по условию задачи,
- определять тип текстовой задачи,
-знать особенности алгоритма её решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minnegalieva_rh_urok.rar | 420.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока по математике для 8 класса:
«Решение задач с помощью квадратных уравнений».
Учитель: Миннегалиева Раиля Хамитовна
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель урока:
- совершенствование навыков составления уравнения по условию задачи;
- закрепление навыков решения квадратных уравнений;
- развитие логическое мышление учащихся.
Задачи :
-научить составлять уравнение по условию задачи,
- определять тип текстовой задачи,
-знать особенности алгоритма её решения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, доска; карточки для индивидуальной работы учащихся, учебник Алгебра 8,листы самооценки.
Ход урока:
- Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим учиться составлять уравнения по условию задачи. Возникли ли у вас затруднения по выполнению домашней работы? (разбор нерешенных задач).
III.Актуализация опорных знаний.
И так, тема нашего урока «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетради!
На прошлом уроке мы узнали, что многие задачи алгебры, приводят к необходимости решения квадратного уравнения. Давайте вспомним алгоритм решения задачи с помощью квадратного уравнения.
Этапы решения задачи:
1.Выбрать неизвестное
2.Составить уравнение
3.Решить уравнение
4.Сделать вывод о корнях
Если в уравнении дискриминант положителен, решениями задачи могут быть оба корня уравнения. Иногда бывает, что по смыслу задачи ей удовлетворяет лишь один из корней квадратного уравнения.
Два ученика получают карточки с задачей, решают у доски.
Карточка №1
Произведение двух натуральных чисел, одно из которых на 1 больше другого, равно 156. Найдите эти числа.
Карточка № 2
Длина прямоугольника на 5 см больше ширины, а его площадь равна
36 см2.Найдите стороны прямоугольника.
С остальными учащимися работаем устно :
1). Назовите коэффициенты квадратного уравнения:
а) 2х2-х+3=0; б) 4х+3х2-1=0; в) -7х+х2-0,5=0; г) 0,7-0,5х-х2=0;
д) х2+18+3х=0;
е) 5х2=7х+24; ж) 12х=х2- 4; з) 6х2+7х=0; и) х2+5=0;
к) 7,2х2=4; л) 2х2=0; м) х(5-х)=0.
2). Укажите среди данных уравнений приведенные квадратные уравнения
3) Найди ошибку!
а) х2 + 3х - 3 = 0;
Д=9+4∙3=21;
уравнение не имеет корней.
б) 7х2 + 8х + 1 = 0;
Д=64-4∙7∙1=36
Х1=(-8-6):14=-1, Х2=(-8+6):14=-7
А теперь, давайте, разберем задачи, решенные на доске.
IV. Формирование умений составлять уравнения по условию задачи.
А теперь,давайте, потренируемся в составлении уравнений по условию задачи, а также закрепим навык решения квадратных уравнений с помощью небольшого тренажера. Ученикам самостоятельно предлагается решить задачи и выбрать правильный вариант ответа. Задания на доске.
1. Составьте уравнение к задаче, приняв за х меньшее из чисел: Произведение двух натуральных чисел, одно из которых на 5 больше другого, равно 256. Найдите эти числа.
1) х( х – 5) = 256; 2) х(х + 5) = 256; 3) 2х2 + 5 = 256;
4) 2х – 5 = 256.
Ответ: х(х+5)=256.
2. Составьте уравнение к задаче, приняв за х меньшее из чисел: Одна из сторон прямоугольника на 12 см больше другой. Площадь этого прямоугольника равна 405 см. Найдите стороны прямоугольника.
1) х( х + 12) = 405 2) х(х - 12) = 405 3)2х - 12 = 405 4) 2х + 12 = 405
Ответ: х(х+12)=405.
3. Составьте уравнение к задаче, приняв за х меньшее из чисел: Высота треугольника на 4 см меньше основания этого треугольника, его площадь равна 48. Найдите высоту треугольника.
1) х( х + 4) = 48 2) - 4 = 96 3) х(х - 4) = 48 4) х(х + 4) = 96
Ответ: х(х+4)=96.
V.Закрепление темы.
а)Решите задачу. В прямоугольном треугольнике один катет больше другого на 3 см, а гипотенуза равна 15 см. Найти длину меньшего катета треугольника.
Чтобы правильно ученики составили уравнение, необходимо вспомнить теорему Пифагора.
Решение: + =,
++6х+9=225,
+6х+9-225=0,
+6х-216=0, разделим на 2
+3х-108=0,
D=9+432=441,
==-12, ==9.
Корень уравнения -12 условию задачи не удовлетворяет, значит, меньший катет равен 9 см.
б) Работа по учебнику №599решаем самостоятельно, с последующим обсуждением решения(проверка по презентации).
Х2+(х+14)2=342
Х2 +Х2+28х+196-1156=0
2х2+28х-960=0
Х2+14х-480=0
Д=196+4·480=196+1920=2116
Х1=16 и х2=-30(не удов)
Ответ : 16см и 30см
VI.Самостоятельная работа с последующей проверкой(задания составлены из кимов ОГЭ). У каждого на партах лежат листочки с заданиями теста. Листочек подписываем, решаем задания там же. На это дается 10минут.
1 вариант
- Какое из данных уравнений не является квадратным?
а) 5х - х2 – 6 = 0; б) 3х2 + х = 4х – 2х2; в) 3 + х2 = 0; г) х2 = (х2-2)(х+1).
2. Найдите коэффициенты а, в, с квадратного уравнения: х – 3х2 +7 = 0.
а)1, -3, 7; б)-3, 1, 7; в) 0, -3, 7; г) другой ответ.
3. Выберите уравнение, дискриминант которого равен 49.
а) 8х2 + 3х + 2= 0; б) 2х2 -3х – 5 = 0; в) 3х2 – 3х – 7 = 0; г) 2х2 -3х + 1 = 0.
4. Решите уравнение 5х2 = 9х +2.
а) 2 и -0,2; б) 10 и -2; в) -2 и 0,2; г) другой ответ.
5.
Найдите два последовательных натуральных числа, произведение которых равно 272.
а)Составьте уравнение по условию задачи.
б)решить уравнение и найти эти числа.
2 вариант
1.Какое из данных уравнений является квадратным?
а) х(х2 – 1) = х2 – 2х; б) 7х + 9 = 0; в) 2х2 -3х = х + 5; г) 2/х2 = 3/х + 4х.
2. Найдите коэффициенты а, в, с квадратного уравнения: - х + 8 + 3х2 = 0.
а)3, 0, 8; б)-1, 3, 8; в) 3, -1, 8; г) другой ответ.
3. Выберите уравнение, дискриминант которого равен 25.
а) х2 + 3х +4 = 0; б) 2х2 +3х – 2 = 0; в) 16х2 – 3х = 0; г) 4х2 -3х + 1 = 0.
4. Решите уравнение 2х2 = 5х +3.
а) 3 и -0,5; б) корней нет; в) -3 и 0,5; г) другой ответ.
5. Найдите два последовательных натуральных числа, произведение которых равно 210.
а)составьте уравнение по условию задачи.
б) решить уравнение и найти эти числа.
По окончанию работы самопроверки. Ответы на слайде .
VII.Творческое задание на дом.
Самостоятельно придумать три задачи, решаемые с помощью квадратных уравнений.
VIII Подведение итогов урока.
Рефлексия:
Заполняем оценочный лист.
Оценочный лист:____________________ (фамилия) | |
Задание | Балл |
Устная работа(за 1 правильный ответ 1 балл) | |
Работа на доске(2 балла) | |
Самостоятельная работа(7 баллов) | |
Всего |
Оценка:____
Критерии оценок | |
«5» | 7-10 баллов |
«4» | 5-6 баллов |
«3» | 3-4баллов |
«2» | 0-2 баллов |
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным.
Сдаем листы и за набранные баллы оценки будут выставлены в электронный журнал в течение дня.
Спасибо за урок, желаю вам дальнейших успехов в усвоение трудной ,но интересной науки под названием математика!
Урок окончен. До свидания!
Список используемой литературы
- Макарычев Ю.Н. и др..Алгебра 8 класс. М. «Просвещение» 2013
- Ершов А.И. и др.Алгебра-Геометрия -8.Самостоятельные и контрольные работы.М.-«Илекса» 2010.
Приложение
ответы на тестовую работу
задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1вариант | г | б | б | а | а)х(х+1) = 272 б)16 и 17 |
2вариант | в | в | б | а | а)х(х+1)=210 б)14 и 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач с помощью квадратных уравнений
В работе представлены два урока с презентациями и методическими рекомендациями. Преподавание ведется по учебнику Ю.Н. Макарычев и др. "Алгебра - 8"...
Урок "Решение задач с помощью квадратных уравнений"
образовательная программа – углублённое изучение математики,тема: «Решение задач, с помощью квадратных уравнений», 8 - класс.автор УМК Виленкин Н.Я. Глава 6 - Квадратные уравнения. Сис...
урок по теме Решение задач с помощью квадратных уравнений
Цели урока: закрепть решение квадратных уравнений, научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений. Урок построен в форме игры. Учащиеся , решая квадратные уравнеия всех видов, зарабатывают ден...
Решение задач с помощью квадратных уравнений
Тема: решение задач с помощью квадратных уравнений.Цель: обучение решению задач с помощью квадратных уравнений, развитие логического мышления, воспитание внимания и у...
Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений....
Разработка урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений» 8 класс
Цель урока: - научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений; - закреплять навыки решения квадратных уравнений; - развивать логическое мышление учащихся.Задачи урока: Науч...
урок по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений"
решение задач из жизни с помощью квадратных уравнений....