Программа элективного курса «Аналитическая геометрия - инструмент решения заданий с параметрами».
элективный курс по алгебре (10, 11 класс) на тему
Элективный курс «Аналитическая геометрия - инструмент решения заданий с параметрами» разработан в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и соответствует Государственному стандарту среднего образования по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_2015-2016.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Аналитическая геометрия - инструмент решения заданий с параметрами».
Автор: Полякова Светлана Владимировна
учитель математики высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 г. Новочеркасска
г.Новочеркасск 2015г.
Содержание.
- Пояснительная записка……………………………………………………………
- Организация образовательного процесса………………………………………..
- Требования к подготовке………………………………………………………….
- Результаты освоения курса………………………………………………………..
- Система учета, контроля и оценивание образовательных достижений………..
- Содержание и тематическое планирование……………………………………...
- Поурочное тематическое планирование………………………………………….
- Список используемой литературы………………………………………………..
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Аналитическая геометрия - инструмент решения заданий с параметрами».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Аналитическая геометрия - инструмент решения заданий с параметрами» разработан в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и соответствует Государственному стандарту среднего образования по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Качественная подготовка к ЕГЭ предполагает изучение программного материала, ликвидацию пробелов в знаниях, а так же знакомство с нестандартными методами решения задач повышенного уровня сложности. Подготовка должна носить системный характер.
Программа данного элективного курса рассчитана на обучающихся, планирующих специализироваться в области естественно - научных политехнических дисциплин, менеджменте, управлении, прогнозировании, экономике. В связи с этим в основу данного элективного курса легли основные цели школьного математического образования, сформулированные в стандартах второго поколения.
Основные цели и сопутствующие им задачи.
1. В направлении личностного развития:
- развитие творческого прикладного мышления, логики, умение адаптироваться в современном информационном обществе, принимать правильные решения.
2. В метапредметном направлении:
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимых для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, создания фундамента профессионального образования.
Организация образовательного процесса
Структура курса представляет собой семь логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Изучение данного курса заканчивается проведением либо итоговой контрольной работы, либо теста.
Требования к подготовке
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций;
- применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций.
Результаты освоения
Программа предполагает достижение выпускниками старшей школы следующих результатов:
- сформированность готовности и способности к образованию, в т.ч. к самообразованию;
- сознательное отношение к непрерывному образованию;
- заинтересованность в приобретении и расширении математических знаний;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути к достижению цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных познавательных задач;
- умение находить необходимую информацию в различных источниках;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- приобретение навыков в использовании готовых компьютерных программ.
Система учета, контроля и оценивание образовательных достижений
Критерии при выставлении оценок могут быть следующими.
Оценка «отлично». Учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки его применения при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо». Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно». Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволяет ему достаточно успешно решать простые задачи.
Содержание и тематическое планирование
Введение (8 час.). Концепция равносильности математических высказываний. Логические схемы рационализации и алгебризации. Равносильные преобразования. Понятие координатно–параметрического метода. Метод частичных областей. Метод декомпозиции при решении трансцендентных уравнений и неравенств.
Тема 1.Рациональные алгебраические уравнения с параметрами. (9 час.) Свойства степени с целым показателем. Разложение многочлена на множители. Сокращение дроби. Сумма и разность дробей. Произведение и частное дробей. Преобразование иррациональных выражений.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; тестовая работа.
Тема 2. Рациональные алгебраические неравенства с параметрами. (9 час.) Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители. Дробно-рациональное уравнение. Решение рациональных неравенств.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения, тестовая работа.
Тема 3. Решение иррациональных уравнений и неравенств с параметрами. (10 час.) Иррациональные уравнения. Метод равносильности. Иррациональные неравенства. Алгоритм решения неравенств методом интервалов.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; тестовая работа.
Тема 4. Преобразование показательных и логарифмических выражений. (10 час.) Свойства степени с рациональным показателем. Логарифм. Свойства логарифмов. Преобразования логарифмических выражений.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; тестовая работа.
Тема 5. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств с параметрами. (10 час.) Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений. Показательные неравенства, примеры решений. Логарифмические уравнения. Метод равносильности. Логарифмические неравенства.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; тестовая работа.
Тема 6. Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами. (8 час.) Соотношения между тригонометрическими функциями одного итого же аргумента. Формулы кратных аргументов. Обратные тригонометрические функции.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; тестовая работа.
Тема 7. Различные трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами. (8 час.) Формулы корней простейших тригонометрических уравнений. Частные случаи решения простейших тригонометрических уравнений. Отбор корней, принадлежащих промежутку. Способы решения тригонометрических уравнений.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения, тестовая работа.
Поурочное тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Дата |
1 | Концепция равносильности математических высказываний. | 1 | 5.09 |
2 | Логические схемы рационализации и алгебризации. Равносильные преобразования | 1 | 12.09 |
3 | Алгоритмы решения уравнений и неравенств. | 1 | 19.09 |
4 | Логические схемы решения уравнений и неравенств. | 1 | 26.09 |
5 | Логические схемы решения уравнений и неравенств. | 1 | 3.10 |
6 | Понятие координатно –параметрического метода. | 1 | 10.10 |
7 | Метод частичных областей . | 1 | 17.10 |
8 | Метод декомпозиции при решении трансцендентных уравнений и неравенств. | 1 | 24.10 |
9 | Решение рациональных алгебраических уравнений и неравенств с параметрами. Иррациональные уравнения и неравенства | 1 | 31.10 |
10 | Решение рациональных алгебраических уравнений и неравенств с параметрами. Иррациональные уравнения и неравенства | 1 | 14.11 |
11 | Решение рациональных алгебраических уравнений и неравенств с параметрами. Иррациональные уравнения и неравенства | 1 | 21.11 |
12 | Решение рациональных алгебраических уравнений и неравенств с параметрами. Иррациональные уравнения и неравенства | 1 | 28.11 |
13 | Показательные и логарифмические уравнения с параметрами. | 1 | 5.12 |
14 | Показательные и логарифмические уравнения с параметрами. | 1 | 12.12 |
15 | Показательные и логарифмические уравнения с параметрами. | 1 | 19.12 |
16 | Показательные и логарифмические неравенства с параметрами. | 1 | 26.12 |
17 | Показательные и логарифмические неравенства с параметрами. | 1 | 16.01 |
18 | Показательные и логарифмические неравенства с параметрами. | 1 | 23.01 |
19 | Показательные и логарифмические неравенства с параметрами. | 1 | 30.01 |
20 | Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | 6.02 |
21 | Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | 13.02 |
22 | Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | 20.02 |
23 | Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | 27.02 |
24 | Различные трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | 5.03 |
25 | Различные трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | 12.03 |
26 | Различные трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | 19.03 |
27 | Различные трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | 9.04 |
28 | Различные трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | 16.04 |
29 | Решение задач по всему курсу. | 1 | 23.04 |
30 | Решение задач по всему курсу. | 1 | 30.04 |
31 | Решение задач по всему курсу. Итоговый контроль | 1 | 7.05 |
32 | Решение задач по всему курсу. Итоговый контроль | 1 | 14.05 |
33 | Решение задач курса. | 1 | 21.05 |
По учебному плану – 34 часа
По календарю – 33 часа
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя
1. А. Семёнов, Е. Юрченко.Система подготовки к ЕГЭ по математике. Лекция 1 – 8.// Математика. 1 сентября. - № 17-24, 2008.
- Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов. -М., 1991.
- Звавич, Л. И., Аверьянов, Д. И. О работе в 10 классе с углубленным изучением математики // Математика в школе. — № 5. -С. 22-34.
- Кагалов, Э. Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6-11 классов. - М.: ЮНВЕС, 1998.-288 с.
- Киселев, А. П. Элементарная геометрия: книга для учите
ля. - М.: Просвещение, 1980. - Кущенко, В. С. Сборник конкурсных задач по математике с решениями. -Ленинград: Изд-во «Судостроение», 1965. - 592 с.
- Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Д. А. Аверьянов, П. И. Алтынов, И. И. Баврин и др. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 864 с.
- Мордкович, А. Г. Беседы с учителями математики: учебно-метод. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - М: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 000 «Издательство «Мир и образование», 2005.-336с.
- Планирование учебного материала для 7-9 кл. с углубленным изучением математики: методические рекомендации /М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. — М., 1988.
- Шабунин, М. Математика для поступающих в вузы. - М.: Лаборатория базовых знаний, 1999. - 640 с.
Литература для учащихся
- Математика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.
- Энциклопедический словарь юного математика. - М.: Педагогика, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"
Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...
Программа элективного курса по математике "Методы решений уравнений"
Курс рассчитан на учащихся 9 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к математике. Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с уравнениями,...
Программа элективного курса по геометрии "Геометрия вокруг нас"
Программа элективного курса по геометрии для учащихся 9 класса рассчитана на 17 часов...
Элективный курс "Аналитическая геометрия в пространстве" 10 класс
Элективный курс "Аналитическая геометрия в пространстве" 10 класс...
Программа элективного курса для предпрофильного уровня обучения "Задания по биологии и алгоритмы их решения"
Программа ЭК рассчитана на 34 часа, предназначена для того, чтобы научить обучающихся выполнять различные типы заданий по биологии....
Программа элективного курса по математике « Методы решения уравнений и неравенств с параметром» 10 класс
Программа элективного курса по математике« Методы решения уравнений и неравенств с параметром»...
Авторская программа элективного курса по геометрии для обучающихся 10 - 11 классов по теме: «Решение задач по планиметрии и стереометрии»
Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу геометрии, являющиеся небольшим справочником по теоретическому материалу, позволяющий систематизировать базовый уровень, теоретические знания ...