Пособие для учащихся «Применение производной к исследованию графиков функций»
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
В данной статье рассмотрены некоторые задачи, связанные с исследованием графика функции. На экзамене – это задание № 7 – задания на применение производной к исследованию функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_dlya_uchashchihsya_primenenie_proizvodnoy_k_issledovaniyu_funktsiy.docx | 56.4 КБ |
Предварительный просмотр:
В.К. Кузнецова,
учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г. Москва,
кандидат педагогических наук
Готовимся к ЕГЭ
Пособие для учащихся
«Применение производной к исследованию графиков функций»
В данной статье рассмотрены некоторые задачи, связанные с исследованием графика функции. На экзамене – это задание № 7 – задания на применение производной к исследованию функций. Решение таких задач, и вообще задач связанных с исследованием, возможно только при полном понимании свойств производной для исследования графиков функций и геометрического смысла производной.. Поэтому необходимо изучить соответствующую теорию. Чтобы успешно решить данное задание, нужно различать задания, в которых дается график функции и задачи, в которых дается график производной. Рассмотрим задачи, в которых даётся график функции y = f (x) и ставятся вопросы, связанные с определением количества точек, в которых производная функции положительна (либо отрицательна), а также другие.
Задачи
Задача 1.
На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (−1; 13). Определите:
1. Количество целых точек, в которых производная функции отрицательна;
2. Количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой у = - 1;
3. Количество точек, в которых производная равна нулю;
Решение:
- Производная функции отрицательна на интервалах, на которых функция убывает, то есть на интервалах (−0; –1), (2; 6,5), (10; 13). В них содержатся целые точки 3, 5, 6, 11 и 12. Получили 5 точек.
Ответ: 5.
- Прямая y = - 1 параллельная оси ох. Касательная будет параллельна прямой y = -1 только в точках экстремума (в точках, где график меняет своё поведение с возрастания на убывание или наоборот). Таких точек пять: 0; 1; 2; 6,5;10.
Ответ: 5.
- Производная равна нулю в пяти точках - в точках экстремума. Это точки - 0; 1; 2; 6,5;10.
Ответ: 5.
Решите самостоятельно:
Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.
(Ответ:4)
Задача 2.
На рисунке изображен график функции у = f (х), определенной на интервале (−5; 5). Определите:
1. Количество целых точек, в которых производная функции положительна;
2. Количество целых точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой у = 1;
3. Количество точек, в которых производная равна нулю;
Решение:
- Из свойств производной функции известно, что она положительна на интервалах, на которых функция возрастает, т. е. на интервалах (1,4; 2,5) и (4,4;5). В них содержится только одна целая точка х = 2.
Ответ: 1.
- Прямая y = 1 параллельная оси ох. Касательная будет параллельна прямой y = 1 только в точках экстремума (в точках, где график меняет своё поведение с возрастания на убывание или наоборот). Таких точек четыре: –4,3; 1,4; 2,5; 4,4.
Ответ: 4.
- Производная равна нулю в четырёх точках - в точках экстремума.
Ответ: 4.
Решите самостоятельно:
Определите количество целых точек, в которых производная функции f (x) отрицательна.
(Ответ: 8)
Задача 3.
На рисунке изображен график функции у = f (х), определенной на интервале (−2; 12). Найдите:
1. Количество целых точек, в которых производная функции положительна;
2. Количество целых точек, в которых производная функции отрицательна;
3. Количество целых точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой у = 2;
4. Количество точек, в которых производная равна нулю.
Решение:
1. Из свойств производной функции известно, что она положительна на интервалах, на которых функция возрастает, т. е. на интервалах (–2; 1), (2;4), (7; 9) и (10;11). В них содержатся целые точки: –1, 0, 3, 8. Всего их четыре.
Ответ: 4.
2. Производная функции отрицательна на интервалах, на которых функция убывает, то есть на интервалах (1; 2), (4; 7), (9; 10), (11;12). В них содержатся целые точки 5 и 6. Получили 2 точки.
Ответ: 2.
3.Прямая y = 2 параллельная оси ох. Касательная будет параллельна прямой y = 2 только в точках экстремума (в точках, где график меняет своё поведение с возрастания на убывание или наоборот). Таких точек семь: 1; 2; 4; 7; 9; 10; 11.
Ответ: 7.
Производная равна нулю в семи точках - в точках экстремума.
Ответ: 7.
Решите самостоятельно:
Найдите сумму точек экстремумов функции f (x).
(Ответ: 44)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"
Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции". Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...
Конспект урока по математике "Применение производной к исследованию функции и построениию графиков"
Тема "Применение производной к исследованию функции и построению графиков"...
Презентация "Применение производной к исследованию и построению графика функции"
Данная презентация предназначена для урока математики. В ней рассказывается исследование производной для нахождения промежутков возрастания/убывания и экстремумов функции....
ЭОР "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"
Разработка открытого урока по алгебре в 11 классе по теме "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"...
Теоретический материал по теме: "Применение производной при исследовании функций и построение графиков"
Теоретический материал по теме: "Применение производной при исследовании функций и построение графиков".1) Достаточное условие возрастания (убывания) функции.2) Экстремумы функции.3) Теорема Ферма.4) ...
Презентация "Применение графика производной к исследованию свойств функции"
Презентация к уроку алгебры в 11 классе...
План-конспект открытого урока Применение производной к построению графиков функций
Урок для учащихся 11 класса...