Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа по математике составлена к УМК автор Виленкин Н.Я. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematika_5_kl.docx | 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _________/ Л.А. Чеботарян/ «_____»___________2015г. | УТВЕРЖДЕНО директор МАОУ СОШ №5 ___________/ Н.В. Парадня/ Приказ №_______________ от «_____»_________2015г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
5 класс
Разработчик: Гуль Елена Николаевна
учитель математики
Лабытнанги 2015 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта; Примерной программой по предмету «Математика»; на основе авторской программы по математике В.И. Жохова. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/ [авт. – сост. В.И. Жохов]. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда (М.: Мнемозина)
Цели обучения математике. Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.
Значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение целей обучения математике на ступени основного общего образования:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Организация учебно-воспитательного процесса. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся с использованием уровневой дифференциации.
При организации учебно-воспитательного процесса используются разные формы, методы и приемы обучения, современные технические средства. Основные виды деятельности, применяемые на уроках – это сочетание устных и письменных работ, как при изучении теории, так и при решении задач, направленные на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
Фундаментом математических умений учащихся являются навыки вычислений на разных числовых множествах. Основой для них служат навыки устных вычислений, которые являются неотъемлемой частью любых письменных расчетов, служат основой прикидки результата и т.п. Устные вычисления – эффективный способ развития у детей устойчивого внимания, оперативной памяти и других качеств для обучения. Формирования навыков устных вычислений происходит на каждом уроке на этапе устной работы.
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью и средством обучения и математического развития учеников. Теоретический материал осознается и усваивается преимущественно при решении задач.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в форме письменных работ, математических диктантов, тестов, взаимоконтроля.
Курс математики в 5 классе строится на индуктивной основе с применением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения математики в 5 классе учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Методы и формы решения поставленных задач
В рамках преподавания курса математики используются следующие типы уроков: формирование новых знаний, формирование умений и навыков, совершенствование умений и навыков, повторительно-обобщающие, контроля знаний и умений, но на каждом уроке предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснение в первой половине урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. Активизация мышления и актуализация ранее изученного – разминка, короткие задания на развитие устного счета, внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу. Объяснение нового материала, нередко, сопровождается презентацией; учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия.
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. В 8 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа
Структура документа
Рабочая программа включает семь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; место учебного предмета в учебном плане; содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Общая характеристика учебного предмета.
Предмет математика включает в себя следующие содержательные компоненты: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Эти содержательные компоненты естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
Геометрия необходима для приобретении конкретных знаний о пространстве, формировании языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей усиливают прикладное и практическое значение школьного образования. Этот материал необходим для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В ходе освоения содержания курса математики учащиеся получают возможность:
- Развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развивать вычислительную культуру;
- Овладевать символическим языком алгебры, вырабатывать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- Развивать пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами;
- Получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностных характер;
- Развивать логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, аргументации и доказательства;
- Сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
- Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МАОУ СОШ № 5 на изучение математики в 5 классе отводится 175 часов из расчета 5 ч в неделю, всего 35 недель.
Контрольных работ – 15.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.
Уровень освоения – базовый.
- Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Контрольных работ |
1 | Натуральные числа и шкалы | 15 | 1 |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | 2 |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 27 | 2 |
4 | Площади и объемы | 12 | 1 |
5 | Обыкновенные дроби | 23 | 2 |
6 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 13 | 1 |
7 | Умножение и деление десятичных дробей | 26 | 2 |
8 | Инструменты для вычислений и измерений | 17 | 2 |
9 | Повторение. Решение задач | 21 | 1 |
Всего | 175 | 14 |
Содержание обучения
- Натуральные числа и шкалы (15ч.)
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель – систематизировать и обобщать сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
- Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч.)
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
- Умножение и деление натуральных чисел (27 ч.)
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
- Площади и объемы (12 ч.)
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель – расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
- Обыкновенные дроби (23ч.)
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
- Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13ч.)
десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
- Умножение и деление десятичных дробей (26 ч.)
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель – выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
- Инструменты для вычислений и измерений (17 ч.)
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
- Повторение. Решение задач (21 ч.)
- Календарно-тематическое планирование (приложение)
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010.
- Дидактические материалы по математике для 5 класса / А.С. Чесноков, К.И. Нешков. – М.: Просвещение, 2009
- Математический тренажер. 5 кл. : пособие для учителей и учащихся к учебнику «Математика. 5 кл.» (авт. Виленкин Н.Я. и др.) / В.И. Жохов, В.Н. Погодин.- М.: Мнемозина, 2010.
- Математические диктанты. 5 кл.: пособие для учителей и учащихся к учебнику «Математика. 5 кл.» (авт. Виленкин Н.Я. и др.) / В.И. Жохов, И.М. Митяева.- М.: Мнемозина, 2010.
Электронные средства учебного назначения:
- Новый учебный год. 5 класс: тренажер по математике к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда. – М.: Группа «Марко Поло»: ЗАО «Бука», 2009.
- Живая математика. Виртуальная математическая лаборатория. Версия 4.3. – М.:Институт новых технологий, 2009.
Интернет-ресурсы:
- Тестирование online: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www. uic.ssu.samara.ru/-nauka/
- Я иду на урок математики (методические разработки): www.festival.1stptember.ru
- уроки, конспекты:www.pedsovet.ru
Наглядные пособия:
- Портреты великих ученых-математиков.
- Демонстрационные таблицы по темам: «Десятичные дроби», «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Прямоугольный параллелепипед», «Углы», «Диаграммы».
Технические средства:
- Автоматизированное рабочее место учителя
- Видеопроектор
- ЖК телевизор
- Мобильный компьютерный класс
Учебно-практическое оборудование:
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью
- Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300 и 600), угольник (450 и 450), циркуль
- Комплект стереометрических тел демонстрационный
- Шкаф секционный для хранения оборудования.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню математической подготовки учащихся 5 класса в соответствии с Государственным образовательным стандартом: в результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны
знать/понимать:
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь:
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
- выполнять арифметические действия с натуральными числами; находить значения числовых выражений;
- округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближенные значения с недостатком и с избытком;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с дробями и процентами;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;
- извлекать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...