Планируемые результаты: Личностныe: умение слушать и вступать в диалог, участвовать ,организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, воспитывать ответственность и аккуратность. Метапредметные: -познавательных УУД: умение обобщать, делать выводы, работать с формулами и по алгоритму. - регулятивных УУД: - формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Предметные: проверить с помощью теста навыки нахождения производительности; познакомить с решением задач на совместную работу в случае работы, не равной 1; Оборудование: доска; проектор: задания для выполнения на уроке; оценочные листы; задания для домашней работы. |
|
I. Организационный этап Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Слайд 1 «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. | 1-2 |
2 Актуализация знаний. У каждого из вас на столе лежит индивидуальный оценочный лист. Подпишите его. На каждом этапе вы должны будете оценить свою работу и результат записать в оценочный лист, придерживаясь описанных критериев. Итак, давайте начнем наш урок , как обычно, с устного счета. Устно Слайд 2,3 1.Маляр покрасит комнату за 3 часа. Какая часть комнаты будет окрашена за 1час? ( В час покрасит 1/3 комнаты) Ответ: 1/3. 2.В каждый час Винни Пух съедает одну шестую часть бочонка с медом. За сколько часов он съест весь бочонок? ( В каждый час наполняется 1/6 бассейна, значит, весь бассейн наполнится за 6 часов.) Ответ: 6 часов. 3. За каждый день ремонтируют две пятых части дороги. За сколько дней отремонтируют всю дорогу? ( В каждый час наполняется 2/5 дороги, значит, всю дорогу отремонтируют за дня.) Ответ: дня. 4. В каждый час первая труба наполняет бассейн 1/2 бассейна, а вторая - 1/3 бассейна. Какую часть бассейна наполняют обе трубы за 1 час совместной работы? ( 1/2+1/3=5/6 часть бассейна наполняют обе трубы за 1 час). Ответ: 5/6. 5. Двое рабочих, работая вместе, выполняют некоторую работу за 6 часов. Один из них, работая самостоятельно, может выполнить эту работу за 15 часов. За сколько часов может выполнить эту работу другой рабочий? (1/6-1/15=5/30-2/30=3/30=1/10(работы выполнит 1 рабочий; 1:1/10=10( ч) потребуется второму рабочему). Ответ: 10 ч. Молодцы! А теперь поставьте в оценочный лист баллы за активность в соответствии с критериями. | 5 |
-Ребята, посмотрите на задачи, которые мы с вами рассмотрели. В них говорится о разном, но как вы думаете, что их всех объединяет? (Это все задачи на работу) -Как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься? (Решать задачи на работу) -Запишите тему урока « Решение задач на совместную работу» Перед тем как что-то делать, надо знать, в каком направлении двигаться, поставить цель Кто попробует это сделать?(предлагают цели) Каждый из вас , я надеюсь, сегодня сможет сделать вывод для себя как хорошо он умеет работать с такими задачами, а я хочу посмотреть как вы умеете осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. | 2 |
Использование знаний в стандартной ситуации. В течение урока мы продолжим решать задачи на совместную работу. А теперь давайте вспомним какие величины мы использовали при решении задач на совместную работу? (Работа, производительность, время) Как связаны между собой эти величины? Проверьте, правильно ли я записала формулы. Слайд 4,5 (На слайде «кубики» с формулами. Работа с оценочным листом.) p= 1·t, 1= t= - Что такое производительность работы? (Производительность – это часть работы, выполненная за единицу измерения времени)
- Можно ли сравнивать производительности и что это сравнение показывает? (Чем больше производительность, тем быстрее будет выполнена работа)
| 5 |
Использование знаний в нестандартной ситуации. Сейчас я предлагаю вам решить следующую задачу в тетради , а один из вас за доской. И в ходе её решения подумайте, чем отличается эта задача от задач в устном счете? Задача 1. Сравнение производительности Вера и Оля узнали, что у Саши - день рождения. И сразу же стали набирать SMS-ки! Вообще-то, Вера умеет набирать 24 слова за 4 минуты, а Оля - 35 слов за 7 минут. Вера набрала поздравление из 30 тёплых слов, а Оля - из 20. Чьё поздравление Саша получит первым? Решение: Вычислим, с какими скоростями набирают Вера и Оля. Т.е. определим их производительности. - 24 : 4 = 6 (слов/мин.) – производительность Веры
- 35 : 7 = 5 (слов/мин.) – производительность Оли
Да, медленнее печатает Оля... Но ведь у неё и сообщение короче! Придётся считать, сколько времени затратила каждая на своё сообщение. - 30 : 6 = 5 (мин.) – время, за которое Вера наберет SMS
- 20 : 5 = 4 (мин.) – время, за которое Оля наберет SMS
Вот так. Оля опередила Веру. На одну минуту. Ответ: поздравление Оли. -Проверьте свое решение и решение на доске и поставьте в своем оценочном листе соответствующие баллы согласно критериям. -Итак, в чём отличие этой задачи на работу? (В том, что все исходные данные - разные. А также для расчетов мы брали разные работы, выполняемые девочками.) |
5 |
Учитель: Вернемся к нашим формулам. При решении последней задачи мы убедились, что работа не всегда рассматривается как 1. То есть правильнее сказать, что речь идет об объеме работы. Слайд 7 Обозначим через A – объем работы. Тогда формулы примут вид: А = р· t p = t = | 2 |
5.Как можно найти время общей работы, если известны время работы каждого его участника? (На слайде вопрос теста на упорядочивание. Работа с оценочным листом.) Слайд 6 … Найти общее время работы, разделив работу на общую производительность. … Найти общую производительность, вычислив разность производительностей участников совместной работы. … Найти общую производительность, сложив найденные производительности участников совместной работы. … Найти производительность каждого участника совместной работы, разделив работу на время участника. | 2 |
Физкультминутка | 2 |
Выполнение тестовой работы. Мы немного отдохнули, и сейчас я предлагаю вам выполнить тестовую работу, а затем провести взаимопроверку и выставить соответствующие баллы в оценочный лист соседа по парте. Вы должны выполнить 3 задания. При этом 3 задание разного уровня сложности. 3А - 1 уровня сложности, 3Б – 2 уровня сложности. Вы выполняет одно из них на свое усмотрение. За правильное решение задания 3Б я выставлю дополнительную оценку после проверки вашего решения. Тест Вариант 1 - Мама 15 пар носков вяжет за 5 дней, а бабушка – за 3 дня. Сколько пар носков они вместе свяжут за 7 дней?
А) 130 пар Б)112 пар В) 56 пар Г)другой ответ - Опытный рабочий может выполнить заказ за 17 часов, а ученик – за 34 часа. Какую часть заказа они выполнят за час, работая одновременно? А) 3/34 Б) 1/50 В) 1/34 Г) другой ответ
3А. Через первую трубу водоем можно наполнить за 5ч, а через вторую – за 6 ч. Какая часть водоёма будет наполнена за 2 часа при совместной работе этих труб? А) 1/3 Б) 11/30 В) 11/15 Г) другой ответ 3Б. Вася может прополоть 4 грядки за 7 ч., Петя – 3 грядки за 8 ч., Лена – 5 грядок за 4 ч., а Коля – 6 грядок за 5 ч. Кто из них работает быстрее? А)Вася Б)Коля В)Лена Г)Петя Вариант 2 1. Мама 20 пар носков вяжет за 5 дней, а бабушка – за 4 дня. Сколько пар носков они вместе свяжут за 6 дней? А)180 пар Б) 54 пары В) 136 пар Г) другой ответ 2. Опытный рабочий может выполнить заказ за 15 часов, а ученик – за 30 часа. Какую часть заказа они выполнят за час, работая одновременно? А) 1/30 Б) 1/10 В) 1/45 Г) другой ответ 3А. Один ученик может убрать класс за 20 мин, а второй за 30 мин. Какую часть класса они уберут за 5 минут, работая вместе? А) 1/60 Б) 7/10 В) 1/12 Г) другой ответ 3.Б Вася может прополоть 3 грядки за 7 ч., Петя – 4 грядки за 8 ч., Лена – 6 грядок за 5 ч., а Коля – 5 грядок за 3 ч. Кто из них работает быстрее? А) Вася Б) Петя В) Лена Г) Коля Слайд 8 | 7 |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения. Обсудите в парах решение этой задачи и предложите способ её решения. Подумайте, чем она отличается от задач, решённых нами раньше. Задача 2. Бассейн Через одну трубу бассейн наполняется за 7 часов, а через другую опустошается за 8 часов. За какое время бассейн будет наполнен, если открыть обе трубы? Примем весь бассейн за 1. Сначала найдем производительность труда совместной работы обеих труб за один час. Т.к. одна труба бассейн наполняет, а другая — опустошает, то производительность совместной работы равна разности производительности первой и второй труб: (часть бассейна) Теперь найдем время, за которое бассейн будет наполнен при открытии обеих труб одновременно. Чтобы найти время работы, надо объем работы разделить на производительность труда: (час.) Таким образом, за 56 часов совместной работы обеих труб бассейн будет наполнен. Ответ: за 56 часов. - Можно ли решить эту задачу, если данные поменяются местами? (Нет. Бассейн заполниться не сможет)
| 7 |
Домашнее задание: Придумать и решить задачу на совместную работу. | 1 |
Слайд 10. Согласно предложенным критериям выставления оценок поставьте в оценочном листе себе оценку за работу на уроке Фамилия , имя |
| Этапы урока | Критерии оценивания | Балл | I. Устный счет | Активно участвовал -2 балла Принимал участие 1 балл Не принимал участия 0 баллов |
| II. Повторение | Все ответы верные 2 балла Допустил одну ошибку 1 балл Допустил более одной ошибки 0 баллов | | III. Решение задачи | Все действия и пояснения к ним верные -2 балла Допустил одну вычислительную ошибку, но ход решения правильный 1 балл Допустил более одной ошибки 0 баллов |
| IV. Работа по алгоритму | Все верно 2 балла Допустил одну ошибку 1 балл Допустил более одной ошибки 0 баллов |
| V. Тестовая работа | Все ответы верные 2 балла Допустил одну ошибку 1 балл Допустил более одной ошибки 0 баллов |
| Итог |
| |
| 3 |
Критерии выставления оценки: 9-10 баллов «5» 8 баллов «4» 7 баллов «3» |
|
Рефлексия. Слайд 11 Ребята, вот и подошел к концу наш урок и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас подумал и продолжил одно из предложений 1. Самым интересным на уроке для меня было.... 2. Я научился (научилась) ... . 3. Я хотел(а) бы ещё узнать .... 4. Мне понравилось ... . 5. Мне не понравилось ... . Спасибо. Урок окончен. | 3 |