Урок по теме "Среднее арифметическое"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Конспект урока для 5 класса по теме "Среднее арифметическое"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_srednee_arifmeticheskoe.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике в 5 классе. Учитель: Хоршева С.Н..
Тема: «Среднее арифметическое нескольких чисел».
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Основные цели.
Образовательные:
- ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения;
- научить решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
- точно и последовательно выстраивать рассуждения, переходя от частного к общему;
- оценивать собственную деятельность на уроке.
Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность, умение работать в парах, коллективе;
- воспитывать чувство ответственности, самоконтроля, математической культуры, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях;
- формировать потребность в приобретении новых знаний.
Развивающие:
- развивать внимательность, логическое мышление, умение систематизировать и применять полученные знания в практической деятельности;
- активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий;
- способствовать самостоятельному конструированию новых знаний по теме;
- развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, экран, электронная презентация, раздаточный материал
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная с элементами исследовательской деятельности.
Технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная.
Структура урока. 1. Организационный момент.
2. Подготовка к изучению нового материала.
3. Изучение нового материала .
4. Первичное осмысление и закрепление знаний.
5. Рефлексия деятельности.
6. Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил "Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом". Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем "поглощать знания" с большим желанием, ведь они нам пригодятся в дальнейшем.
- Подготовка к изучению нового материала.
а) К доске приглашаются три ученика.
Вопросы:
Кто самый высокий? Кто самый низкий? А тогда рост Вадима какой?
б) В детском саду есть младшая группа, есть старшая и …
- Вспомните словосочетания со словом «средний», которые вы слышали в жизни. (Ребята перечисляют: средняя температура месяца, средняя зарплата, средняя скорость, средняя цена и т.д.)
-А что «среднее» в математике можно найти? (Ответ учащихся: с числами). Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел».
- Что же мы сегодня на уроке должны узнать и чему должны научиться?
- Итак, сегодня мы познакомимся с новым понятием – среднее арифметическое, научимся вычислять среднее арифметическое нескольких чисел, и определим, где и для чего применяется среднее арифметическое.
3. Изучение нового материала.
- И так, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? Чтобы правильно сформулировать его определение решим задачу.
Задача: Миша, Вадим и Саша решили сходить в кино. У Миши было112 рублей, у Коли 100 рублей, у Саши - 118 рублей. На имеющиеся деньги ребята купили три билета. Сколько стоит детский билет в кино?
- Составьте план решения задачи.
- А почему вы делили на три? что означает это число?
- Вывод: Мы нашли среднее арифметическое трех чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.
(Алгоритм: 1. Найти сумму всех чисел. 2. Найти количество слагаемых. 3. Разделить сумму на их количество)
- Сформулируйте определение "среднего арифметического" (Это частное суммы нескольких чисел на их количество)
- Откройте учебник на с. 226 , найдите определение "среднего арифметического". Прочитайте.
- Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.
- Теперь расскажите это определение друг другу. Определение нужно запомнить.
- Запишите формулу для нахождения среднего арифметического (слайд № )
Среднее арифметическое = (Сумма чисел):(Количество слагаемых)
Понятие среднего арифметического впервые появилось в научных работах выдающегося немецкого астронома, физика и математика Иоганна Кеплера. Считается, что он ввел понятие среднего арифметического. (слайд № )
- Как найти среднее арифметическое двух чисел?
- пяти чисел?
- десяти чисел?
- Первичное осмысление и закрепление знаний.
1) Коллективная работа.
Устное решение задач.
1) Найдите среднее арифметическое чисел 1,3 и 11,7.
2) У Лены букет состоит из 9 цветов, у Ани из 5, у Кати и Марины из 7. Сколько в среднем входит в один букет цветов.
3) Чему равно среднее арифметическое 10 чисел, если их сумма 44?
Письменное решение задач
Определите среднюю полугодовую температуру 2-х городов.
Месяц | март | апрель | май | июнь | июль | август | средняя |
1 город | 4⁰ С | 10⁰ С | 18⁰ С | 20⁰ С | 30⁰ С | 20⁰ С | 17⁰ С |
2 город | 9⁰ С | 17⁰ С | 22⁰ С | 25⁰ С | 27⁰ С | 32⁰ С | 22⁰ С |
Я взяла эти данные для 2 городов Москвы и Сочи. Как вы думаете какая среднегодовая температура соответствует городу – Москва, какая - Сочи?
(Москва – 17 ⁰С, Сочи - 22⁰С). Почему? (Сочи расположен ближе к экватору, температура воздуха там выше, а Москва дальше от экватора.)
- Что вы знаете о городе Москва? А чем знаменит город Сочи? (Столица 22 –ой зимней олимпиады 2014 года, курорт)
Задача (средняя стоимость): У продавца имеется два пакета конфет. 2 кг конфет по 140 рублей и 3 кг по 160 рублей. Пакеты порвались и все конфеты перемешались. Какую стоимость будет иметь полученное ассорти?
2) Работа в парах
- Изучите таблицы на вашем столе. Что мы можем определить, используя данные этих таблиц?
Найти средний рост, среднюю массу, средний возраст и средний балл по математике вашего класса. Давайте выполним это задание и посмотрим на математический портрет 5 класса.
При подсчете среднего балла результат округлите до десятых.
Данные мальчиков.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | среднее | |
Возраст(г) | 12 | 11 | 10 | 11 | 11 | 11 | 11 |
Рост (см) | 147 | 145 | 143 | 136 | 146 | 150 | 144,5 |
Вес (кг) | 59 | 44 | 31 | 32 | 41 | 42 | 41,5 |
Оценка | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3,3 |
Данные девочек.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | среднее | |
Возраст(г) | 11 | 11 | 12 | 11 | 10 | 11 |
Рост (см) | 136 | 141 | 155 | 127 | 145 | 140,8 |
Вес (кг) | 32 | 42 | 73 | 24 | 39 | 42 |
Оценка | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3,6 |
-Познакомим наших гостей с математическим портретом 5 класса.
- А теперь давайте расположим ответы всех решенных задач в порядке возрастания и расшифруем некоторое слово.
3,3 | 3,6 | 11 | 17 | 22 | 41,5 | 42 | 140,8 | 144,5 | |
с | т | а | т | и | с | т | и | к | а |
- Вам знакомо оно? Что оно означает?
- Статистика (от лат. Status – состояние) – наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни
Экономическая статистика изучает изменение цен, спроса и предложения на товары, прогнозирует рост и падение производства и потребления.
Медицинская статистика изучает эффективность различных лекарств и методов лечения, вероятность возникновения некоторого заболевания в зависимости от возраста, пола, наследственности, условий жизни, вредных привычек, прогнозирует распространение эпидемий.
Демографическая статистика изучает рождаемость, численность населения, его состав (возрастной, национальный, профессиональный).
Есть еще статистика финансовая, налоговая, биологическая и т.д.
Математическая статистика – наука, основанная на законах теории вероятностей. Среднее арифметическое - одна из числовых характеристик, которая помогает статистам в обработке данных. Вы ,обрабатывая таблицу температур, попробовали себя в роли статистов метереологии.
4. Рефлексия деятельности.
- Какой материал изучали сегодня на уроке?
- Достигли цели урока?
- С какими трудностями столкнулись?
- Дайте оценку своей работе
- я всё понял и могу и могу объяснить этот материал другому
- я сам всё понял, но другому объяснить не смогу;
- для полного понимания мне надо повторить теоретический материал;
- я ничего не понял.
Оценки.
Если останется время, то. А сейчас 2 минуты отдыха. Включите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ, которые вас окружают.
Например, среднеарифметическое:
- Портфеля и рюкзака ( ранец)
- Женщины и рыбы ( русалка )
- Мужчины и коня ( кентавр)
- Яблока и персика ( нектарин )
5. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" в 9 классе
В презентации содержатся материалы к обобщающему уроку по алгебре в 9 классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" ....
Урок по теме "Арифметический корень"
Данный урок был представлен на конкурс "Учитель года 2012"...
Презентация к уроку математики "Среднее арифметическое"
Тема. Среднее арифметическое.Цели урока:Ввести понятие среднее арифметическое.Учить находить среднее арифметическое нескольких чисел.Развивать навыки устного счёта.Развивать навыки само- и взаим...
конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....
Информационные технологии на уроках математики. Разработка урока по алгебре "Арифметический квадратный корень", 8-й класс
Информационные технологии на уроках математики. Разработка урока по алгебре "Арифметический квадратный корень", 8-й класс ...
Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"...