Урок по теме: «Упрощение выражений»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Упрощение выражений»
5 класс УМК: Виленкин Н.Я. и др. «Математика-5»
Дата: 25.11.2015
Цели урока:
Образовательные: отработать умения применять свойства умножения при упрощении выражений.
Развивающие: развивать умение обобщать полученные знания, формировать познавательные умения ( наблюдение, сравнение, сопоставление), развивать умение выдвигать и обосновывать свои высказывания.
Воспитательные: расширять кругозор учащихся, воспитывать наблюдательность и внимательность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация урока, карточки с заданиями.
Этапы урока:
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
II. Проверка домашнего задания.
Ш. Устный счет.
IV. Актуализация, систематизация опорных знаний (повторение теоретического материала, графический диктант).
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление умений и навыков.
VII. Контроль знаний
VIII. Домашнее задание.
IX. Рефлексия.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Посмотрите. Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
- Приветствие, проверка готовности класса к уроку
Учитель:
– Здравствуйте, дети! Садитесь. Запишите в тетрадях число, классная работа. Тема урока : «Упрощение выражений».
- Постановка целей и задач урока
Учитель:
- Сегодня на уроке мы обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Упрощение выражений».
Учитель:
- Сегодня на уроке мы повторим правила, которые вы изучили по теме: «Упрощение выражений» и закрепим умения применять их при упрощении выражений при решении уравнений и задач, решаемых с помощью уравнений.
- Проверка домашнего задания (отчёт ассистентов, выборочная проверка)
- Устные упражнения.
Учитель:
- Знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.
Ну-ка в сторону карандаши
Ни костяшек, ни ручек, ни мела:
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
63 | 41 | 90 | 30 | 19 | |||||
:9 | - 21 | - 45 | ∙ 3 | ∙ 4 | |||||
+23 | ∙ 7 | : 15 | - 45 | +8 | |||||
: 6 | +60 | ∙ 25 | : 15 | : 3 | |||||
∙7 | : 5 | - 11 | ∙ 17 | + 22 | |||||
+15 | : 8 | +49 | : 2 | ||||||
+28 | |||||||||
: 2 | |||||||||
IV. Актуализация, систематизация опорных знаний.
1)Учитель:
- Сейчас повторим правила, которые мы изучили по теме: «Упрощение выражений»
Учитель:
- Для упрощений выражений часто используют свойства умножения.
Ребята, давайте вспомним, какие свойства умножения мы с вами уже изучали?
Дети отвечают:
-Переместительное и сочетательное (вместе с учителем дают определение).
Переместительное свойство:
a∙b=b∙a
Произведение двух чисел не изменяется при перестановке множителей.
Сочетательное свойство:
a ∙(b∙c)= (a∙b)∙c
Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель.
Учитель:
- Рассмотрим применение переместительного и сочетательного свойств умножения:
3x∙ 6∙ 10=(3∙6∙10)x= 180x
4∙2y∙15 = (4∙ 2∙15)y= 120y
Устно упростите выражение:
15a ∙ 4 = 60a
3b ∙ 12 = 36b
18 ∙ 5b = 90b
11a ∙ 7 = 77a
16 ∙ d ∙ 3 = 48d
x ∙ 5 ∙ 4 ∙ 6= 120x
Учитель:
- А ещё какие свойства мы использовали?
Распределительное свойство умножения относительно сложения:
Для того чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные произведения.
(a + b)∙c = a∙c + b∙c
Распределительное свойство умножения относительно вычитания:
Для того чтобы умножить разность на число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.
(a – b)∙c = a∙c – b∙c
Примените распределительный закон умножения:
12∙(x+5) = 12x+60
4∙(7-y) = 28-4y
10∙(3+2y) = 30+20y
2∙(17-3y) = 34-6y
Представьте в виде произведения выражения:
23а + 37а =(23 + 37)·а = 60 ∙ а = 60а
у + 26у = (1 + 26)·у = 27y
27р – 17р = (27 - 17)·p = 10p
32k – k = (32 – 1)·k = 31k
17m + 5m = 22m
6a – a = 5а
9c + 4c – 6c = 7c
5 + 12n – 2n = 5 + 10n
24b + 7a – 5a = 24b + 2а
y – 8 = невозможно
Упростите выражения:
12а + 7а = 19а
24m + m = 25m
16b -5b = 11b
18n - n = 17n
13а + 2b = ?
14а - 4b = ?
13a + 2b
14x – 2y 10xy
Эти выражения не упрощаются, так как их буквенная часть не одинакова.
Слагаемые, у которых буквенная часть одинаковая, называются подобными.
Подчеркните подобные слагаемые и упростите выражения:
2a + 3a + 7b = 5а +7b
7c + 3d + 5c = 12с +3d
15x - 6x + 23 = 9x +23
17y +8y + 8 = 25y +8
2) Графический диктант.
Поставь знаки: Нет ^ Да -
Ответ:
Обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы соседа, пользуясь готовыми ответами.
Кто выполнил задание без ошибок? Поднимите руку.
А кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе оценку по количеству «+».
«5»-НЕТ ОШИБОК
«4»-1 ОШИБКА
«3»- 2-3 ОШИБКИ
«2»- БОЛЕЕ 3 ОШИБОК
V. Физкультминутка.
Раз! Подняться, потянуться;
Два! Нагнуться, разогнуться;
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка;
На четыре руки шире!
Пять! Руками помахать!
Шесть! На место тихо сесть!
VI. Закрепление умений и навыков.
1.Самостоятельная работа в парах + самопроверка
Решить уравнения и расшифровать слово:
- 23у-16у=714
- 5х-х=400
- 3а+4а+3а=230
- 5у+8у-13=130
1. 23у-16у=714 | 3. 3а+4а+3а=230 |
7y=714 | 10a=230 |
y=714:7 | a=230:10 |
y=102 | a=23 |
2. 5х-х=400 | 4. 5у+8у-13=130 |
4x=400 | 13y-13=130 |
x=400:4 | 13y=130+13 |
x=100 | 13y=143 |
y=11 |
9 | 102 | 140 | 100 | 23 | 12 | 11 |
С | В | У | И | Е | Г | Т |
Учащимся показывается портрет Ф. Виета.
Франсуа Виет – французский математик. Одним из первых стал числа обозначать буквами.
Впервые стал использовать буквы вместо чисел француз Франсуа Виет, живший в 1540-1603 годах. По профессии он был адвокатом и служил при дворе французских королей. Математика была его увлечением. Но каким увлечением! Говорят, будто бы Виет мог просидеть за письменным столом над решением занимавшей его задачи до трёх суток. В те времена Франция вела войну с Испанией. Испанская сторона, пользуясь шифром (тайнописью), могла свободно переписываться со своими сторонниками даже внутри Франции. После неудачных попыток найти разгадку шифра, король обратился к Виету с просьбой разгадать эту тайну. Виет в течение двух недель работал над разгадкой шифра, дни и ночи и нашёл ключ к тайнописи. Испанцы стали терпеть поражение за поражением после расшифровки их секретных донесений. Это не единственная заслуга Виета. Более подробно с его достижениями в области математики вы познакомитесь в 8 классе
А теперь давайте применим знания при решении задач.
Задача №580
Для школы купили 220 столов и стульев, причём стульев — в 9 раз больше, чем столов. Сколько столов и сколько стульев купили?
Столы - ?
220
Стулья - ?, в 9 раз больше , чем столов
Запомни!
Обозначай за х то, что требуется найти.
Если в задаче несколько неизвестных, обозначай за х то, что меньше.
Пусть для школы купили x столов.
Тогда стульев купили 9x.
Всего столов и стульев купили x+9x.
В условии сказано, что всего купили 220 столов и стульев.
Значит, можем составить уравнение:
x+9x=220
10x = 220
x=22
Значит, купили 22 стола, тогда 9∙22= 198 купили стульев.
Ответ: купили 22 стола,198 стульев.
Дополнительно
1.4у + 2у – у = 20 | 2. 5x + 3x = 16 |
5у = 20 | 8x = 16 |
у = 20 : 5 | 8x = 16:8 |
у = 4 | х = 2 |
3. 2а + 8а + 37 = 107 | 4. 13a – 8a + a = 36 |
10а +37 = 107 | 6a = 36 |
10а = 107 – 37 | a = 36:6 |
10а = 70 | a = 6 |
а = 7 |
VII. Контроль знаний.
Самостоятельная работа.
Вариант 1
1. Найдите значение выражения:
а) 43 • 21 + 57 • 21;
б) 211 • 13 - 11 • 13.
2. Решите уравнение:
а) 11х + 3х = 28;
б) 16у – 4y + 8у = 100.
3. Площадь футбольного поля в 8 раз больше площади теннисного корта. Чему равна площадь футбольного поля, если известно, что разница площадей футбольного поля и теннисного корта равна 3500 м2?
Вариант 2
1. Найдите значение выражения:
а) 36 • 29 + 36 • 71;
б) 329 • 18 - 129 • 18.
2. Решите уравнение:
а) 14x + 18x = 320;
б) 21у - 4у + 6у = 69.
3. Щука съедает в день в 5 раз больше, чем окунь. Сколько съедает в день окунь, если известно, что он съедает в день на 4 кг пищи меньше, чем щука?
VIII. Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение о Франсуа Виете
2. №614(в, г), №623.
IX. Рефлексия.
А теперь ребята давайте подведем итоги нашего урока.
Чем мы сегодня занимались на уроке? Оценки за урок .
Попробуйте закончить фразы:
Сегодня на уроке я научился… (упрощать новые выражения, содержащие подобные слагаемые, решать уравнения, в которых нужно упростить выражения)
Теперь я могу
Мне было трудно
Мне было интересно
Мне захотелось… (придумать задачу или пример)
Я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Положите перед собой 2 смайлика. Какой части лица у них не хватает? Если вам понравился урок, пусть желтый смайлик улыбается, если другое мнение, пусть красный смайлик будет серьезным или хмурым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме: Упрощение выражений
Данный урок разработан с целью выработать навык применения распределительного свойства умножения при упрощении выражений и решении задач....
Урок по теме "Упрощение выражений" (5 класс)(конспект+презентация)
Конспект урока сопровождается презентацией, с помощью которой урок становится более насыщенным и разнообразным. Лист самооценки дает возможность осуществления дифференцированного подхода как при выбор...
Урок по теме "Упрощение выражений"
презентация урока...
План-конспект урока по теме "Упрощение выражений"
Урок обобщения знаний...
Презентация к уроку по теме "Упрощение выражений"
Урок закрепление....
консспект урока по теме: "Упрощение выражений"
конспект урока по математике в 6 классе, урок-закрепления знаний по теме: "упрощение выражений"...
Урок по теме "Упрощение выражений"
урок комплексного применения знаний, умений и навыков...