Программа работы с одаренными детьми " Малая академия- Поиск" ( проектно-исследовательская деятельность)
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Ведерникова Ирина Александровна

Цель программы:

Развивать умственные и  творческие способности учащихся в научно - исследовательской  деятельности, а так же формировать социально активную личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №25» п. ЭНЕМ

Республика Адыгея Тахтамукайский район  п. Энем  ул. Красная 23,  385132, тел./факс

 ( 887771 42257, e-mail: victorsh25@mail.ru)

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета

  МБОУ « СШ №25» п. Энем

 Протокол №        от ________________

___________________________________

Утверждаю

Директор

МБОУ « СШ №25»

Пономарева О.В.

__________________________________

ПРОГРАММА

 РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

( проектно – исследовательская деятельность)

« МАЛАЯ АКАДЕМИЯ-ПОИСК».

Автор программы

учитель математики МБОУ « СШ №25»

 Ведерникова Ирина Александровна.

ноябрь, 2014

Оглавление

1. Пояснительная записка ___________________________________________________3

2. Введение________________________________________________________________4

-актуальность

-цель

-задачи

-методы и формы

3. Нормативно-правовое обеспечение__________________________________________5

4. Реализация программы____________________________________________________5

5. План работы_____________________________________________________________6

6 .Календарно – тематическое  планирование заседаний  НОУ  « Малая академия- Поиск»

7. Ожидаемые результаты____________________________________________________7

8. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности_____________8

Приложения_______________________________________________________________8

1.Пояснительная записка

Детская одаренность является  одним  из самых интересных и загадочных вопросов развития мышления  ребенка. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких  следующих сфер:

-интеллектуальной;

-академических достижений;

-творческого или продуктивного мышления;

- общения и лидерства;

-художественной деятельности;

-спортивной сфере.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно помогать и  наблюдать за их успехами. На первом анамнестическом  этапе выявление одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах, в какой либо области ребенка, от родителей и педагогов. На втором диагностическом этапе проводится индивидуальная оценка  умственных и творческих возможностей  и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом, через определенные тесты. В зависимости от результатов  на третьем этапе основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования  с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов. С этой целью в школе сформировано НОУ « Малая академия- Поиск» . Сфера деятельности НОУ – интеллектуальная. В него входят ученики с неординарным мышлением  не только в проектно- исследовательской деятельности, но и победители,  призеры внутришкольной, муниципальной , республиканской  олимпиад. Так же участниками НОУ могут быть ребята, творчески работающие в области математики и экономики. Научное общество учащихся (НОУ) - добровольное общественное объединение учащихся 5-11 классов, которые стремятся к более глубокому познанию,  достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления и интеллектуальной инициативе.

НОУ « Малая академия-Поиск», исходя из профильной направленности школы работает по  двум направлениям: математическое и общественно-экономическое.

2. Введение

Актуальность программы:

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Цель программы:

Развивать умственные и  творческие способности учащихся в научно - исследовательской  деятельности, а так же формировать социально активную личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Задачи программы:

-выявление, поддержка и развитие одаренных учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности;

-пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;

-развитие мотивации к НИД;

-обучение учащихся  новым  информационным технологиям;

-привлечение высококвалифицированных кадров для работы с учащимися

Основная проблема, которую решает НОУ: создание всех условий для того, чтобы талант наших учащихся развивался, чтобы у них было, где заниматься и с кем заниматься расширением кругозора, подготовкой к олимпиадам, конкурсам , конференциям и т.п.

Главные идеи программы  НОУ «Малая Академия - Поиск »

-сохранение устойчивых культурных и нравственных приоритетов;

-формирование ценности образования, науки, социального престижа знаний;

-развитие креативных и интеллектуальных способностей;

-формирование ключевых компетентностей;

-содействие профессиональному самоопределению;

-поддержка одаренных детей,   развития у них  исследовательской  и проектной  деятельности;

Методы и приемы :

 Для эффективности работы с одаренными  учащимися  необходимо использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах занятия.

Организовывать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные творческие работы по выбору.

Работа НОУ проходит на заседаниях один раз в неделю и самостоятельно в домашних условиях. Ребята сами выбирают  интересующую их тему проекта и под руководством учителя, соблюдая структуру, исследуют поставленную гипотезу и делают умозаключение.  Работа осуществляется в течение   1 месяца. И конечным этапом проходит защита на школьной, муниципальной конференции. Если участник стал призером или победителем конференций, ему предлагается участвовать в Ежегодном всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи « Национальное достояние России» в городе Москве.  Создание детских портфолио.

3. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Конституция  РФ;
  • Закон  РФ «Об образовании»;
  • Конвенция  ООН о правах ребенка;
  • Приказы:

-об открытии научного общества учащихся « Малая академия- Поиск»;

-о проведении ежегодного муниципального конкурса проектных и исследовательских работ по математике учащихся общеобразовательных школ; 

  • Положение « О научном обществе учащихся Малая академия-ПОИСК».
  • Положение ежегодного муниципального конкурса проектных и исследовательских

работ по математике учащихся общеобразовательных школ.

  • Положение о Ежегодном всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи « Национальное достояние России»

4.  Реализация программы предусматривает несколько этапов:

1. Диагностико-мотивационный этап (сентябрь)

На этом этапе происходит диагностика в виде рекомендаций родителей и учителей, результативное участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, тестирование психолога.

2. Проектировочный этап (октябрь)

Следующий этап – проектирование предстоящей работы.

Руководитель составляет план работы и календарно тематическое планирование

3. Реализационный этап ( ноябрь-апрель)

На этом этапе ученик  осуществляет реальный поиск ответов на свои вопросы по проекту. Руководитель проводит занятия- консультации  по устранению пробелов в знаниях.  Учащийся исследует гипотезу и приходит к утверждению. На этом же этапе проходит защита проекта на школьной конференции. По результатам  которой,  дети готовятся на муниципальный уровень и выше.

4. Аналитический этап ( май)

Подведение итогов.   Анализ результатов.  Мониторинг  деятельности каждого ученика, учитывая личную траекторию.

Участники программы: учащиеся 5-11 классов  школы, учитель предметник, руководитель проекта, родители, администрация школы, психолог.

В научном обществе  есть свой устав, где определены структура, цели и задачи НОУ, права и обязанности членов НОУ.

Руководители отделений НОУ:

- математическое - Ведерникова И.А.

-общественно-экономическое - Гречко Н.А.

Члены комиссии по оцениванию  школьных проектных работ:

  • Ведерникова И.А.            Мясищева Н.И.
  • Резниченко В.П.               Гречко Н.А
  • Котова А.И.                       Пшипий С.К.

5. План работы

Содержание

Сроки

1. Диагностико-мотивационный этап

анкетирование

сентябрь

тестирование

сентябрь

Беседы с родителями

сентябрь

2. Проектировочный этап

Составление календарно-тематического плана

октябрь

3. Реализационный этап

Проведение заседаний

Каждая пятница

Проведение школьных конференций

По плану

Проведение ежегодной муниципальной конференции

По приказу

Выезд на ежегодную Всероссийскую конференцию

По приглашению

Проведение математических игр

По плану

Проведение математической недели

По плану

Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

ноябрь

Психологическая помощь одаренным детям

1. Регулярные психологические консультации для одаренных детей

2. Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов

3. психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

1 раз в месяц

4. Аналитический этап

Мониторинг деятельности каждого ученика

май

Построение траектории достижений каждого ученика

май

Беседы с родителями

май

Комплектование научно-методического кабинета соответствующей учебной и научно-методической литературой, базой ученических проектов.

Итоговое занятие  

май

6 .Календарно – тематическое  планирование заседаний   НОУ  

Содержание

Сроки

1

Праздничное открытие нового сезона .

Сентябрь

2

Проведение анкетирования психологом

Сентябрь

3

Демонстрация проектов победителей и призеров муниципального и всероссийского уровня.

Сентябрь

4

Сентябрь

5

« Структура создания  учебных проектов»

Октябрь

6

Разбор и демонстрация олимпиадных заданий прошлого года различного уровня

Октябрь

7

Определение темы проекта. Игра « Докажи, что твоя тема проекта актуальна в наши дни»

Октябрь

8

 Подбор теории по теме. Работа в кабинете информатики.

Октябрь

9

Практическая направленность проекта. Работа в кабинете информатики.

Ноябрь

10

Конференция по защите проектов

Ноябрь

11

Ноябрь

12

Подготовка мероприятий  к предметной неделе по математике

Декабрь

13

« Математика-царица наук»- тематический вечер

Декабрь

14

«Структура  создания исследовательских проектов»

Декабрь

15

С чего начинается исследование. Гипотеза - что это такое? Умение поставить гипотезу.

Декабрь

16

Подбор теории по теме. Работа в кабинете информатики.

Январь

17

Практическая направленность проекта. Работа в кабинете информатики

Январь

18

Исследовательская часть проекта. Пошаговое исследование.

Январь

19

Рефлексия проекта. Основные направляющие.

Февраль

20

Создание презентаций по защите проекта. Работа в кабинете информатики.

Февраль

21

22

Проведение психологического тренинга

Февраль

23

Конференция по защите проектов

Февраль

24

Март

25

Круглый стол по теме «Обсуждение дальнейшего продолжения работы по своим проектам»

Март

26

Разбор олимпиадных задач. Подготовка  к муниципальному этапу олимпиады младших школьников

март

27

март

28

Конференция по защите проектов.

Апрель

29

Апрель

30

Подготовка к муниципальной конференции

Апрель

31

Конференция муниципального уровня

Апрель

32

Проведение анкетирования психологом

Май

33

Экономическая игра « Банкир»

Май

34

Подведение итогов. Круглый стол  по теме «Мои первые шаги в науке»

Май

7. Ожидаемые результаты.

Планируемый результат

Критерии оценки

Создание оптимальной модели работы с одаренными учащимися.

Рост числа победителей и призеров олимпиад школьников. Рост числа лауреатов научно-практических конференций учащихся, а также других конкурсов и интеллектуальных игр.

Обеспечение преемственности в работе с одаренными школьниками в начальной и основной школе.

Стабильность качественной успеваемости при переходе учащихся из одного звена в другое. Положительные результаты диагностики психологической комфортности и уровня мотивации к обучению у учащихся в каждом звене.

Подготовка выпускников с инновационным типом мышления и действия.

Высокие показатели поступления выпускников в ССУЗы. Рост числа выпускников, успешно реализующихся в инновационном производстве, других сферах жизнедеятельности.

Повышение квалификации педагогов в связи с личностно- ориентированным подходом в педагогической деятельности.

Высокие результаты внешней экспертизы образовательной деятельности в школе (результаты ГИА). Увеличение числа педагогов с высшей квалификационной категорией. Наличие авторских программ, элективных курсов у педагогов по реализации предметной образовательной деятельности. Рост числа опубликованных авторских педагогических материалов. Рост числа педагогов, награжденных грамотами городского и областного уровня, за подготовку победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д. Рост числа педагогов,

8. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1.Создание постоянно действующих стендов, посвященных членам НОУ, победителям и призерам  школьных, районных, республиканских  олимпиад, конференций.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления), СМИ.

3. Отправление благодарственных писем родителям.

4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

Приложение 1

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

№ п/п

ФИО

Год рождения

Домашний адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию...

Программа работы с одаренными детьми и результаты их деятельности

Данная программа содержит цели, задачи, стратегии, этапы работы с одаренными детьми....

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности...