Программа работы с одаренными детьми " Малая академия- Поиск" ( проектно-исследовательская деятельность)
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Цель программы:
Развивать умственные и творческие способности учащихся в научно - исследовательской деятельности, а так же формировать социально активную личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы с одаренными детьми " Малая академия-Поиск" | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №25» п. ЭНЕМ
Республика Адыгея Тахтамукайский район п. Энем ул. Красная 23, 385132, тел./факс
( 887771 42257, e-mail: victorsh25@mail.ru)
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МБОУ « СШ №25» п. Энем Протокол № от ________________ ___________________________________ | Утверждаю Директор МБОУ « СШ №25» Пономарева О.В. __________________________________ |
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
( проектно – исследовательская деятельность)
« МАЛАЯ АКАДЕМИЯ-ПОИСК».
Автор программы
учитель математики МБОУ « СШ №25»
Ведерникова Ирина Александровна.
ноябрь, 2014
Оглавление
1. Пояснительная записка ___________________________________________________3
2. Введение________________________________________________________________4
-актуальность
-цель
-задачи
-методы и формы
3. Нормативно-правовое обеспечение__________________________________________5
4. Реализация программы____________________________________________________5
5. План работы_____________________________________________________________6
6 .Календарно – тематическое планирование заседаний НОУ « Малая академия- Поиск»
7. Ожидаемые результаты____________________________________________________7
8. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности_____________8
Приложения_______________________________________________________________8
1.Пояснительная записка
Детская одаренность является одним из самых интересных и загадочных вопросов развития мышления ребенка. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких следующих сфер:
-интеллектуальной;
-академических достижений;
-творческого или продуктивного мышления;
- общения и лидерства;
-художественной деятельности;
-спортивной сфере.
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно помогать и наблюдать за их успехами. На первом анамнестическом этапе выявление одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах, в какой либо области ребенка, от родителей и педагогов. На втором диагностическом этапе проводится индивидуальная оценка умственных и творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом, через определенные тесты. В зависимости от результатов на третьем этапе основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов. С этой целью в школе сформировано НОУ « Малая академия- Поиск» . Сфера деятельности НОУ – интеллектуальная. В него входят ученики с неординарным мышлением не только в проектно- исследовательской деятельности, но и победители, призеры внутришкольной, муниципальной , республиканской олимпиад. Так же участниками НОУ могут быть ребята, творчески работающие в области математики и экономики. Научное общество учащихся (НОУ) - добровольное общественное объединение учащихся 5-11 классов, которые стремятся к более глубокому познанию, достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления и интеллектуальной инициативе.
НОУ « Малая академия-Поиск», исходя из профильной направленности школы работает по двум направлениям: математическое и общественно-экономическое.
2. Введение
Актуальность программы:
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Цель программы:
Развивать умственные и творческие способности учащихся в научно - исследовательской деятельности, а так же формировать социально активную личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.
Задачи программы:
-выявление, поддержка и развитие одаренных учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности;
-пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;
-развитие мотивации к НИД;
-обучение учащихся новым информационным технологиям;
-привлечение высококвалифицированных кадров для работы с учащимися
Основная проблема, которую решает НОУ: создание всех условий для того, чтобы талант наших учащихся развивался, чтобы у них было, где заниматься и с кем заниматься расширением кругозора, подготовкой к олимпиадам, конкурсам , конференциям и т.п.
Главные идеи программы НОУ «Малая Академия - Поиск »
-сохранение устойчивых культурных и нравственных приоритетов;
-формирование ценности образования, науки, социального престижа знаний;
-развитие креативных и интеллектуальных способностей;
-формирование ключевых компетентностей;
-содействие профессиональному самоопределению;
-поддержка одаренных детей, развития у них исследовательской и проектной деятельности;
Методы и приемы :
Для эффективности работы с одаренными учащимися необходимо использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах занятия.
Организовывать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные творческие работы по выбору.
Работа НОУ проходит на заседаниях один раз в неделю и самостоятельно в домашних условиях. Ребята сами выбирают интересующую их тему проекта и под руководством учителя, соблюдая структуру, исследуют поставленную гипотезу и делают умозаключение. Работа осуществляется в течение 1 месяца. И конечным этапом проходит защита на школьной, муниципальной конференции. Если участник стал призером или победителем конференций, ему предлагается участвовать в Ежегодном всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи « Национальное достояние России» в городе Москве. Создание детских портфолио.
3. Нормативно-правовое обеспечение:
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Приказы:
-об открытии научного общества учащихся « Малая академия- Поиск»;
-о проведении ежегодного муниципального конкурса проектных и исследовательских работ по математике учащихся общеобразовательных школ;
- Положение « О научном обществе учащихся Малая академия-ПОИСК».
- Положение ежегодного муниципального конкурса проектных и исследовательских
работ по математике учащихся общеобразовательных школ.
- Положение о Ежегодном всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи « Национальное достояние России»
4. Реализация программы предусматривает несколько этапов:
1. Диагностико-мотивационный этап (сентябрь)
На этом этапе происходит диагностика в виде рекомендаций родителей и учителей, результативное участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, тестирование психолога.
2. Проектировочный этап (октябрь)
Следующий этап – проектирование предстоящей работы.
Руководитель составляет план работы и календарно тематическое планирование
3. Реализационный этап ( ноябрь-апрель)
На этом этапе ученик осуществляет реальный поиск ответов на свои вопросы по проекту. Руководитель проводит занятия- консультации по устранению пробелов в знаниях. Учащийся исследует гипотезу и приходит к утверждению. На этом же этапе проходит защита проекта на школьной конференции. По результатам которой, дети готовятся на муниципальный уровень и выше.
4. Аналитический этап ( май)
Подведение итогов. Анализ результатов. Мониторинг деятельности каждого ученика, учитывая личную траекторию.
Участники программы: учащиеся 5-11 классов школы, учитель предметник, руководитель проекта, родители, администрация школы, психолог.
В научном обществе есть свой устав, где определены структура, цели и задачи НОУ, права и обязанности членов НОУ.
Руководители отделений НОУ:
- математическое - Ведерникова И.А.
-общественно-экономическое - Гречко Н.А.
Члены комиссии по оцениванию школьных проектных работ:
- Ведерникова И.А. Мясищева Н.И.
- Резниченко В.П. Гречко Н.А
- Котова А.И. Пшипий С.К.
5. План работы
№ | Содержание | Сроки | |
1. Диагностико-мотивационный этап | |||
анкетирование | сентябрь | ||
тестирование | сентябрь | ||
Беседы с родителями | сентябрь | ||
2. Проектировочный этап | |||
Составление календарно-тематического плана | октябрь | ||
3. Реализационный этап | |||
Проведение заседаний | Каждая пятница | ||
Проведение школьных конференций | По плану | ||
Проведение ежегодной муниципальной конференции | По приказу | ||
Выезд на ежегодную Всероссийскую конференцию | По приглашению | ||
Проведение математических игр | По плану | ||
Проведение математической недели | По плану | ||
Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников. | ноябрь | ||
Психологическая помощь одаренным детям 1. Регулярные психологические консультации для одаренных детей 2. Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов 3. психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости | 1 раз в месяц | ||
4. Аналитический этап | |||
Мониторинг деятельности каждого ученика | май | ||
Построение траектории достижений каждого ученика | май | ||
Беседы с родителями | май | ||
Комплектование научно-методического кабинета соответствующей учебной и научно-методической литературой, базой ученических проектов. | |||
Итоговое занятие | май |
6 .Календарно – тематическое планирование заседаний НОУ
№ | Содержание | Сроки |
1 | Праздничное открытие нового сезона . | Сентябрь |
2 | Проведение анкетирования психологом | Сентябрь |
3 | Демонстрация проектов победителей и призеров муниципального и всероссийского уровня. | Сентябрь |
4 | Сентябрь | |
5 | « Структура создания учебных проектов» | Октябрь |
6 | Разбор и демонстрация олимпиадных заданий прошлого года различного уровня | Октябрь |
7 | Определение темы проекта. Игра « Докажи, что твоя тема проекта актуальна в наши дни» | Октябрь |
8 | Подбор теории по теме. Работа в кабинете информатики. | Октябрь |
9 | Практическая направленность проекта. Работа в кабинете информатики. | Ноябрь |
10 | Конференция по защите проектов | Ноябрь |
11 | Ноябрь | |
12 | Подготовка мероприятий к предметной неделе по математике | Декабрь |
13 | « Математика-царица наук»- тематический вечер | Декабрь |
14 | «Структура создания исследовательских проектов» | Декабрь |
15 | С чего начинается исследование. Гипотеза - что это такое? Умение поставить гипотезу. | Декабрь |
16 | Подбор теории по теме. Работа в кабинете информатики. | Январь |
17 | Практическая направленность проекта. Работа в кабинете информатики | Январь |
18 | Исследовательская часть проекта. Пошаговое исследование. | Январь |
19 | Рефлексия проекта. Основные направляющие. | Февраль |
20 | Создание презентаций по защите проекта. Работа в кабинете информатики. | Февраль |
21 | ||
22 | Проведение психологического тренинга | Февраль |
23 | Конференция по защите проектов | Февраль |
24 | Март | |
25 | Круглый стол по теме «Обсуждение дальнейшего продолжения работы по своим проектам» | Март |
26 | Разбор олимпиадных задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады младших школьников | март |
27 | март | |
28 | Конференция по защите проектов. | Апрель |
29 | Апрель | |
30 | Подготовка к муниципальной конференции | Апрель |
31 | Конференция муниципального уровня | Апрель |
32 | Проведение анкетирования психологом | Май |
33 | Экономическая игра « Банкир» | Май |
34 | Подведение итогов. Круглый стол по теме «Мои первые шаги в науке» | Май |
7. Ожидаемые результаты.
Планируемый результат | Критерии оценки |
Создание оптимальной модели работы с одаренными учащимися. | Рост числа победителей и призеров олимпиад школьников. Рост числа лауреатов научно-практических конференций учащихся, а также других конкурсов и интеллектуальных игр. |
Обеспечение преемственности в работе с одаренными школьниками в начальной и основной школе. | Стабильность качественной успеваемости при переходе учащихся из одного звена в другое. Положительные результаты диагностики психологической комфортности и уровня мотивации к обучению у учащихся в каждом звене. |
Подготовка выпускников с инновационным типом мышления и действия. | Высокие показатели поступления выпускников в ССУЗы. Рост числа выпускников, успешно реализующихся в инновационном производстве, других сферах жизнедеятельности. |
Повышение квалификации педагогов в связи с личностно- ориентированным подходом в педагогической деятельности. | Высокие результаты внешней экспертизы образовательной деятельности в школе (результаты ГИА). Увеличение числа педагогов с высшей квалификационной категорией. Наличие авторских программ, элективных курсов у педагогов по реализации предметной образовательной деятельности. Рост числа опубликованных авторских педагогических материалов. Рост числа педагогов, награжденных грамотами городского и областного уровня, за подготовку победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д. Рост числа педагогов, |
8. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности
1.Создание постоянно действующих стендов, посвященных членам НОУ, победителям и призерам школьных, районных, республиканских олимпиад, конференций.
2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления), СМИ.
3. Отправление благодарственных писем родителям.
4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Приложение 1
Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
№ п/п | ФИО | Год рождения | Домашний адрес | Класс | Виды одаренности | Участие в олимпиадах и конкурсах. Результативность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...
Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию...
Программа работы с одаренными детьми и результаты их деятельности
Данная программа содержит цели, задачи, стратегии, этапы работы с одаренными детьми....
Статья: «О работе с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности».
Статья о методах работы с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности.
Опыт моей работы с одаренными детьми....
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...
Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности
Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности...