Конспект урока алгебры для 10 класса "Логарифмы и их свойства".
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Лубова Ольга Витальевна

Урок направлен на формирование понятия логарифма, изучение его основных свойств и развитие умения применять эти свойства при решении заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logarifmy_i_ih_svoystva.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Логарифмы и их свойства.

Цель урока:

  • Образовательная – сформировать понятие логарифма, изучить основные свойства логарифмов и способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении заданий.
  • Развивающая – развивать логическое мышление; технику вычисления; умение  рационально работать.
  • Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к математике, воспитывать чувство самоконтроля, ответственности.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Логарифмы и их свойства", раздаточный материал.

Учебник: Алгебра и начала математического анализа,10-11. Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др., Просвещение, 2014.

Ход урока:

1. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

          Вопросы учителя:

1) Дать определение степени. Что называется основанием и показателем? (Корень n-ой степени из числа а называется такое число, n-я степень которого равна а. 34 = 81.)

2) Сформулируйте свойства степени.

3. Изучение новой темы.

 Тема сегодняшнего урока - Логарифмы и их свойства (откройте тетради и запишите дату и тему).

 На этом уроке мы познакомимся с понятием «логарифм», также рассмотрим свойства   логарифмов.

                Зададим вопрос:

1) В какую степень нужно возвести 5, чтобы получить 25? Очевидно, во вторую. Показатель степени, в которую нужно возвести число 5, чтобы получить 25, равен 2.

2) В какую степень нужно возвести 3, чтобы получить 27? Очевидно, в третью. Показатель степени, в которую нужно возвести число 3, чтобы получить 27, равен 3.

                Во всех случаях мы искали показатель степени, в которую нужно что-то возвести, чтобы что-то получить. Показатель степени, в которую нужно что-то возвести называется логарифмом и обозначается log.

                Число, которое мы возводим в степень, т.е. основание степени, называется основанием логарифма и записывается в нижнем индексе. Затем пишется число, которое мы получает, т.е. число, которое мы ищем:  log5 25=2

                Эта запись читается так: «Логарифм числа 25 по основанию 5». Логарифм числа 25 по основанию 5- это показатель степени, в которую нужно возвести 5, чтобы получить 25. Этот показатель равен 2.

                Аналогично разберём второй пример.

                Дадим определение логарифма.

                Определение. Логарифмом числа b>0  по основанию a>0, a ≠ 1  называется показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b. 

                Логарифмом числа b  по основанию a обозначается loga b.

                  История возникновения логарифма:

                Логарифмы были введены шотландским математиком Джоном Непером (1550-1617) и математиком Иостом Бюрги (1552-1632). 

Бюрги пришел к логарифмам раньше, но опубликовал свои таблицы с опозданием (в 1620г.), а первой в 1614г. появилась работа Непера «Описание удивительной таблицы логарифмов». 

С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов  можно смело поставить рядом с другими, более древним великим изобретением  – нашей десятичной системой нумерации. 

                Через десяток лет после появления логарифмов Непера английский ученый Гунтер изобрел очень популярный прежде счетный прибор – логарифмическую линейку. Она помогала астрономам и инженерам при вычислениях, она позволяла быстро получать ответ с достаточной точностью в три значащие цифры. Теперь ее вытеснили калькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы созданы ни первые компьютеры, ни микрокалькуляторы. 

                Рассмотрим примеры:

log327=3;   log525=2;    log255=1/2;

 log5 1/125=-3;    log-2 (-8)- не существует;   log51=0;   log44=1

                Рассмотрим такие примеры:

10. loga1=0, а>0, a ≠ 1;

20. logaа=1, а>0, a ≠ 1.

                Эти две формулы являются свойствами логарифма. Ими можно пользоваться при решении задач.

                Как перейти из логарифмического равенства к показательному? logаb=с, с – это логарифм, показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b. Следовательно, а степени с равен b: а с= b.

                Выведем основное логарифмическое тождество: а log a b = b. (Доказательство приводит учитель на доске).

                Рассмотрим пример.

5 log 5 13 =13

                        

                Рассмотрим ещё важные свойства логарифмов.

Свойства логарифмов:

3°. logа ху = logах + logау.

4°. logа х/у = logах - logау.

5°.  logах p = p · logах, для любого действительного p.

Рассмотрим пример на проверку 3 свойства:

log28 + log216= log2 8∙16= log2 128=7

        3 +4           =               7

Рассмотрим пример на проверку 5 свойства:

3∙ log28= log283= log2512 =9

          3∙3         =     9

4.Закрепление.

Задание 1.  Назовите свойство, которое применяется при вычислении следующих логарифмов, и вычислите (устно):

  • log66
  • log 0,51
  • log63+ log62
  • log36- log32
  • log448

Задание 2. 

Перед вами 8 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки.

  1. log232+ log22= log264=6
  2. log553 = 2;
  3. log345 - log35 =  log340
  4. 3∙log24 = log2 (4∙3)
  5. log315 + log33 = log345;
  6. 2∙log56 = log512
  7. 3∙log23 = log227
  8. log2162 = 8.

Задание 3.

            Работа с учебником. №271, 275, 280,290(1,2), 291(1,2)

  1. Проверка ЗУН – самостоятельная работа по карточкам.

Вариант 1.                            

Вычислите:

  1. log327            
  2. log4 8
  3. log49 7
  4. log55

Вариант 2.

Вычислите:

  1. log416
  2. log25125
  3. log82
  4. log66

  1. Подведение итогов.

        С каким математическим понятием вы познакомились на уроке?

        Какие свойства логарифмов вы запомнили? (Записать на доске).

        Сформулировать и записать основное логарифмическое тождество.

7. Домашнее задание.

 п 15-16, № 273, 276,293(1-3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока алгебры "Свойства степени с натуральным показателем"

Предлагаемый урок является уроком обобщения и систематизация знаний по теме «Свойства степени с натуральным показателем». На этом уроке решается задача отработка и совершенствования вычислител...

План-конспект урока алгебры в 10 классе по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЙСТВА ОГРАНИЧЕННОСТИ ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ"

Урок  по теме "Применение свойства ограниченности функций при решении уравнений" предназначен для учащихся 10 класса с углубленным или профильным изучением математики. Материал поможет познакомит...

Конспект урока алгебры в 8 классе по теме: "Применение свойств арифметического квадратного корня".

Данный урок в 8 классе с использованием технологии" проблемной ситуации"....

Конспект урока алгебры в 9 классе по теме «Функции, их свойства и графики»

Урок обобщения и закрепления знаний, в котором представлен материал для подготовки учащихся к итоговой аттестации....

Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.

Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...

План-конспект урока алгебры в 8 классе "Основное свойство дроби"

План-конспект урока алгебры в 8 классе "Основное свойство дроби"...