Рабочая программа по математике 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Николаевка
имени В.М.Кузьмина»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей-предметников _________/Кочнева О..А./ Протокол №_______ От «____»________2015г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МОУ «СОШ с.Николаевка им.В.М.Кузьмина» __________/Григорьева Е.В./ «_____»_____________2015г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ с.Николаевка им.В.М.Кузьмина» ______________ /Барсова Н.В./ Пр № ________________ От «_____»_________2015г. |
Рабочая программа педагога
Бабухиной Татьяны Александровны,
I квалификационной категории, с. Николаевка.
по математике
9 класс,
адаптированная по программе
для общеобразовательных учреждений.
Геометрия 7-9 классы / Составитель: Бурмистрова Т.А./;
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы/авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович
(общеобразовательный уровень)
2015-2016 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по математике:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Примерной и авторской программы основного общего образования по математике Программы. Математика. 5-6 классы Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа10-11 классы ( авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г, Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: Мнемозина, 2009. – 63 с.).
- Программа для общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы / оставитель: Бурмистрова Т.А./;
- Учебного плана МОУ «СОШ с. Николаевка им.В.М.Кузьмина» на 2015-2016 учебный год;
Для реализации программы используется учебно – методические комплекты:
1. А.Г. Мордкович, П. В. Семенов.Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2013, - 160 с.
2. А.Г. Мордкович, Л. А. Александрова и др.Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2013. – 270 с.
4. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. Геометрия, 7 – 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]– М.: Просвещение, 2013. – 384 с.
В ходе изучения курса учащиеся овладевают навыками решения уравнений, рациональных неравенств и их систем, продолжают знакомство с функциями, в частности , их свойства и графиками, знакомятся с последовательностями. элементами комбинаторики, статистики и теории вероятности.
Векторы. Метод координат. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов, длина окружности и площадь круга. Движения.
Цели программы:
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения алгебре и началам анализа
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
- создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ГИА.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой и профессионально-трудового выбора.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование математических навыков. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения о способах добывания и практическом применении математических знаний. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативно - информационной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие основные достижения и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение алгебры и начал анализа включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущее профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Общая характеристика учебного предмета.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимым для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Программа призвана сформировать умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), владеть элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос «Что произойдет, если…?»;
- в области информационно – коммуникативной деятельности предполагается: поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текстах, таблицах, графиках, диаграммах); ориентация в литературе по математике; передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
- в области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации участия в коллективной деятельности; постановка общей цели и определение средств её достижений.
Подготовка к государственной (итоговой) аттестации проходит на учебных занятиях, повторительно-обобщающих и итоговых уроках на основе обращения к ранее изученному материалу. В течение учебного года на учебных занятиях и повторительно-обобщающих уроках выделяется время на решение заданий по типу ГИА.
Общеучебные цели:
- Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
- Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
- Формирование умение использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
- Формирование умение свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
- Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
- Формирование умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
- Создание условия для интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной информации.
Общепредметные цели:
- Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.
- Овладение устным и письменным математическим языком, математическим знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне.
- Развитее логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности.
- Воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Курс математики для 5-9 классов является второй ступенью единого непрерывного курса математики средней общеобразовательной школы и входит в число дисциплин включенных в учебный план.
Место учебного предмета в учебном плане.
Соединение традиционных и новых развивающих методов обучения, использование ИКТ, приводит к положительным результатам. При выборе методов изложения программного материала приоритет отдаётся дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим:
– 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого102 часа алгебры и 68 часов геометрии.
Форма обучения очная, одна смена, обучение ведется на русском языке.
Срок реализации 2015 – 2016 учебный год.
В основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:
- анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в основной школе;
- возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
- взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
- обеспечение преемственности с математической подготовкой в начальной школе и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
- обогащение математического опыта пятиклассников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
- развитие интереса к занятиям математикой.
Сформулированные принципы потребовали конструирования такой программы, которая содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий:
- элементы арифметики;
- величины и их измерение;
- логико-математические понятия;
- алгебраическая пропедевтика;
- элементы геометрии.
Логические связи предмета «математика» с остальными предметами:
При работе широко используются: физика при решении задач, определение стандартного вида числа, графическое описание процессов.
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Межпредметные связи.
Математика, неоспоримо, является фундаментальной наукой и имеет широкое применение в самых различных областях науки и техники. Среди школьных предметов она является базой для предметов естественного цикла. Такие темы, как действия с обыкновенными и десятичными дробями, степени, формулы, функции, масштаб, уравнения широко применяются при решении практических задач физики, химии, биологии, географии, астрономии, информатики, экономики
Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека.
Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на всестороннее гармоничное развитие личности. Важнейшим условием решения этих общих задач является осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной работы учителей-предметников.
Изучение всех предметов естественнонаучного цикла тесно связано с математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.На основе знаний по математике в первую очередь формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Преемственные связи с курсами естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков. Это способствует формированию у учащихся целостного, научного мировоззрения.
Особенности организации учебного процесса
Важную роль в учебном процессе играют формы организации обучения или виды обучения, в качестве которых выступают устойчивые способы организации педагогического процесса.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок ( урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок) , однако, начиная с 7 класса, могут быть использованы и другие формы обучения. Применение разнообразных, нестандартных форм обучения должно в первую очередь соответствовать интеллектуальному уровню развития обучающихся и их психологическим особенностям.
К нестандартным формам обучения математики в школе относятся: лекции, семинары, консультации, экскурсии, конференции, практикумы, деловые игры, дидактические игры, уроки-зачеты, работа в группах.
Не менее важны и формы контроля знаний, умений, навыков (текущий контроль, диагностический, рубежный, итоговый). Формы такого контроля также различны. Это могут быть и контрольные работы, и самостоятельные домашние работы, и защита рефератов и проектов, и переводные экзамены, и индивидуальное собеседование, диагностические работы, а также комплексное собеседование и защита темы.
Для развития у учащихся интереса к изучаемому предмету и, как следствие, повышения качества знаний используются современные инновационные технологии такие, как:
- Технология уровневой дифференциации обучения
- Технология проблемно-развивающего обучения
- Здоровье-сберегающие технологии
- Технологии сотрудничества
- Игровые технологии
Предполагаемые результаты
В ходе преподавания математики в 9 классе учащиеся должны :
1.Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
2.Решения разнообразных задач из различных разделов курса, требующих поиска пути и способов решений.
3.Исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
4.Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи. Использование различных языков математики ( словесного, символического, графического).
5.Проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
6.Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, используя разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой "5", если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой "4", если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку "5", но при этом имеет один из недостатков; в изложении небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка "3" ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные "'Требования к математической подготовке учащихся"); имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятый, использовании математической терминологии, чертежах, понятии, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности это данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка "2" ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником балы пей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятый, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ
Письменная работа учащихся по математике включает задания из обязательного уровня обучения (может быть 3, 5 или 7)- первая часть и задания более сложные (2 или 3) - вторая часть. Первая часть работы направлена на проверку достижения учениками уровня обязательной подготовки. Вторая часть нацелена на проверку усвоения материала на более высоком уровне.
Оценивание осуществляется по принципу "сложения": оно зависит от числа заданий, которые ученик верно выполнил.
Отметка " 3" выставляется, если ученик, верно, выполнил задания уровня обязательной подготовки.
Отметка "4" выставляется, если ученик выполнил верно, задания уровня обязательной подготовки и одно из более сложных (из второй части).
Отметка "5" выставляется, если ученик, верно, выполнил задания уровня обязательной подготовки и два более сложных (из второй части).
Критерии оценивания должны быть известны всем учащимся с 5-го по 11-й классы.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Инструментарий для оценивания результатов.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные,
- групповые,
- индивидуально-групповые,
- фронтальные,
- проекты,
- классные и внеклассные.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов | Виды деятельности | |
Кол-во контр. работ. | проекты | |||
1 | Неравенства и системы неравенств | 16 | 1 | |
2 | Векторы | 8 | ||
3 | Системы уравнений | 15 | 1 | |
4 | Метод координат | 10 | 1 | 1 |
5 | Числовые функции | 25 | 2 | |
6 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | 1 | |
7 | Прогрессии | 16 | 1 | 1 |
8 | Длина окружности и площадь круга. | 12 | 1 | |
6 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности. | 12 | 1 | |
7 | Движение. | 8 | 1 | |
8 | Начальные сведения из стереометрии. | 8 | ||
9 | Об аксиомах планиметрии. | 2 | ||
10 | Обобщающее повторение алгебры и геометрии. | 27 | 1 | |
Итого | 170 | 11 | 2 |
Содержание учебного предмета.
Раздел программы | Программное содержание |
Алгебра Неравенства и системы неравенств | • Уравнения и неравенства. • Множества. • Числовые неравенства и их свойства. • Линейные неравенства с одной переменной. • Решение неравенства. • Квадратные неравенства. • Рациональные неравенства. • Системы неравенств. |
Системы уравнений | • Уравнения и неравенства. • Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. • Система уравнений; решение систем уравнений. • Система двух линейных уравнений с двумя переменными. • Решение систем уравнений подстановкой. • Решение систем уравнений алгебраическим сложением. • Решение нелинейных систем уравнений. |
Числовая функция | • Числовые функция • Понятие функции. Область определения и область значений функции. • Способы задания функции. • График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. • Четные и нечетные функции. • Степенные функции с натуральным и целым показателем, их свойства и графики. • Функция , ее свойства и график |
Прогрессии | • Числовые последовательности. • Понятие последовательности. • Арифметическая и геометрическая прогрессии. • Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. • Формулы суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. |
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | • Числа и вычисления. • Множества и комбинаторика. • Статистические данные. • Вероятность. • Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. • Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. • Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. • Средние значения результатов измерений. • Понятие о статистическом выводе на основе выборки. • Понятие и примеры случайных событий. • Частота события, вероятность случайного события. |
Геометрия Векторы. Метод координат | • Векторы. • Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. • Координаты вектора. • Операции над векторами: умножение вектора на число, сложение, разложение. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | • Треугольник • Векторы. • Синус, косинус и тангенс углов от 00 до 1800 . • Угол между векторами. • Теорема синусов и теорема косинусов. Примеры их применения для вычисления элементов треугольника. • Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними. • Скалярное произведение векторов. |
Длина окружности и площадь круга | • Окружность и круг. • Измерение геометрических величин. • Многоугольники. • Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Сумма углов правильного многоугольника. • Длина окружности, число π; длина дуги. • Площадь круга и площадь сектора. • Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. |
Движение | • Геометрические преобразования. |
Начальные сведения из стереометрии | • Начальные понятия и теоремы геометрии. • Измерение геометрических величин. • Многогранники • Тела и поверхности вращения |
Об аксиомах геометрии | |
Повторение. Решение задач | • Числа и вычисления. • Выражения и преобразования. • Уравнения и неравенства. • Функции. Арифметические действия с рациональными числами. • Преобразования многочленов, алгебраических дробей. Свойства степени с натуральным показателем. Прогрессии. • Уравнение с одной переменной. Системы уравнений. Неравенства с одной переменной и их системы. • Функции: у = kx, y=kx+b, их свойства и графики. • Геометрические фигуры и их свойства. • Измерение геометрических величин. • Начальные понятия и теоремы геометрии • Треугольник, его свойства. Равенство и подобие треугольников. Решение треугольника. • Четырехугольники и многоугольники. • Окружность и круг. • Измерение геометрических величин. • Векторы. |
Требование к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения
понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры
статистических закономерностей и выводов;
• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры
геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
АРИФМЕТИКА
Уметь:
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и
десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;
- записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа;
- находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней;
- находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема;
- выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
АЛГЕБРА
Уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;
- осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое;
- выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу;
- находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с
- использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Уметь:
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с
- использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
ГЕОМЕТРИЯ
Уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе:
- для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Основные компетенции:
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группах;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Описание материально-технического обеспечения.
Учебно – методические пособия.
- Алгебра. Математические диктанты. 7-9 классы/авт.-сост. А.С. Конте.-Волгоград: Учитель, 2007.-78с.
- Алтынов П.И. Алгебра. Тесты 7-9 классы. Учебно-метод. Пособие.-2-е изд.-М.: Дрофа, 1998.- 128с.
- Алтынов П.И. Геометрия. Тесты 7-9 классы. Учебно-метод. Пособие.-2-е изд.-М.: Дрофа, 1998.- 112с.
- Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября». http://mat.1september.ru
- Ганенкова И.С. Математика. 8-9 классы: многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов / Ганенкова И.С. -Волгоград:Учитель, 2008.-124с.
- Дудницын Ю.П., Тульчинская Е.Е.Алгебра. 9 кл.:Контрольные работы/Под ред. А.Г. Мордковича.- 5-е изд.-М.: Мнемозина, 2003.- 48 с.
- Зачеты в системе дифференцированного обучения математике/Л.О. Денищева, Л.В. Кузнецова, И.А. Лурье и др.-М.: Просвещение, 1993.-192с.:ил.-(Б-ка учителя математики).
- Зив Б.Г. и др. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7-11 кл. общеобразоват.
- Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Контрольные и проверочные работы по алгебре. 7-9 кл: Методическое пособие.-М.: Дрофа, 1997.-160с.
- Карпушина Н.М. Развивающие задачи по геометрии. 8 класс.-М.: Школьная Пресса, 2004.- 8юс. («Библиотека журнала «Математика в школе»; Вып. 29).
- Ким Е.А. Алгебра. 9 класс. Поурочные планы (по учебнику А.Г.Мордковича)/Авт.- сост.Е.А. Ким.- Волгоград: Учитель, 2006.- 221 с.
- Комисарова И.В. Поурочное планирование по алгебре: 9 класс: к учебнику А.Г. Мордковича «Алгебра. 9 класс»: учебно-методическое пособие/ И.В. Комисарова, Е.М. Ключникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.-399, [1]с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
- Кочагин В.В. Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам : Рабочая тетрадь.- В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина.- М.: Эксмо, 2009. – 80с.- (АВС. Все уровни ЕГЭ).
- Математические диктанты для 5-9 классов: Кн. Для учителя/ Е.Б.Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левитас.-М.: Просвещение, 1991. -80с.
- Математика. 5-11 классы:уроки учительского мастерства/авт.-сост. Е.В. Алтухова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.-299с.:ил.
- Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра: Тесты для 7- 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2002. – 127 с.:ил.
- Мордкович А.Г. Алгебра.7-9 кл.: Методическое пособие для учителя. -2-е изд., доработ.-М.: Мнемозина, 2001.-144 с.: ил.
- Мордкович А.Г. События. Вероятности. Статистическая обработка данных: Доп. параграфы к курсу алгебра 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Г. Мордкович, П.В. Семенов.-5-е изд.-М.: Мнемозина, 21008.-112с.:ил.
- Нестандартные уроки математики (V-IX классы)/Автор-сост. Н.А. Курдюмова.-М.: Школьная Пресса, 2004.-96с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/Г.В.Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Г.М. Кузнецова и др.-2-е мзд., стереотип.-М.:Дрофа, 2001.-80с.
- Система тренировочных задач и упражнений по математике/А.Я.Симонов, Д.С.Бакаев, А.Г. Эпельман и др.-М.:Просвещение, 1991:208с.
- Сычева Е.И., Сычев А.В. Тестовые задания по математике. Алгебра 8 кл.-М.: Школьная Пресса, 2006.-59, [5]с./Серия «Готовимся к экзамену». («Библиотека журнала «Математика в школе»; вып. 40).
- Тульчинская Е.Е. Алгебра. 9 класс. Блицопрос: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/Е.Е. Тульчинская.-2-е издж., испр. – М.:Мнемозина, 2008.-120с
Основные информационные источники для обучающихся.
Литература для учащихся
- За страницами учебника алгебра: Кн. Для учащихся 7-9 кл. сред. Шк.-М.:Просвещение, 1990.-224с.:ил.
- Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
- Математические олимпиады: 906 самых интересных задач и примеров с решениями/Р.И. Довбыш [и др.].-Ростов н/Д:Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2006.-335с. – (Большая перемена).
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Алгебра: Доп. Главы к шк. учеб. 8 кл.: учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углуб. изуч. математики/ Под ред. Г.В. Дорофеева.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1998.-207с.
- Наглядный справочник по алгебре и началам анализа для 7-11 классов. Л.Э. Генденштейн, А.П. Ершов, А.С. Ершов.
- Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников А.А., Шевкин А.А. Арифметика. Пособие для самообразования.-М.:Наука. Гл.ред. физ.-мат. Лит.,1988.-384с.
- Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Математика/Авт.-сост. А.П.Савин и др.;Худож. А.В. Кардашук и др. – М.: ООО «Издательства АСТ», 2002.-475с.:ил.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
- Министерство образования РФ
http://www.informika.ru/
http://www.ed.gov.ru/
http://www.edu.ru/
- Тестирование online: 5 - 11 классы
http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое
- Новые технологии в образовании
http://edu.secna.ru/main/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников
http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
http://mega.km.ru
- сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:
http://www.rubricon.ru/
http://www.encyclopedia.ru/
- сайты для обучающихся
Занимательная математика – школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике). http://www.math-on-line.com
Математические этюды. http://www.etudes.ru
- сайты для учителя математики
Allmath.ru- вся математика в одном месте. http://www.allmath.ru
Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября». http://mat.1september.ru
Exponenta.ru: образовательный математический сайт. http://www.exponenta.ru
Печатные пособия
1. Таблицы по математике для 9класса.
2. Портреты выдающихся деятелей математики.
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Доска магнитная
4.Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (300,450, 600, 900), циркуль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...