Конспект открытого урока по математике в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных умений
Конспект содержит технологическую карту урока, составленную по материалу учебника И.И.Зубаревой, А.Г.Мордкович.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki.docx | 29.17 КБ |
Презентация к уроку | 396.46 КБ |
rabochiy_listt_2_variant.docx | 36.11 КБ |
rabochiy_list_1_variant.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Учитель математики МКОУ « СОШ №5 г. Ершова Саратовской области» Руденок Марина Васильевна
Предмет: математика
Уровень образования: базовый
Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных умений
Участники: обучающиеся 5 класса
Цели урока:
обучающая- формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, развивать умения к их практическому применению;
развивающая – развитие математической речи учащихся при проговаривании правил, развитие внимания ( при работе с рисунками), развитие исследовательских навыков (при решении задач 1,2,3);
воспитательная – развитие коммуникативных способностей), воспитание чувства товарищества.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, рабочие листы.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность обучащихся Формы организации урока. | УУД |
1.1. Орг. момент | Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся | Включаются в деловой ритм урока. Подписывают рабочие листы, записывают дату в рабочих тетрадях, рисуют «настроение» на смайликах.
| Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
1.2 Мотивация к учебной деятельности. | Задает вопросы: Какие числа записаны? Какие числа называются натуральными? Обыкновенными дробями? Смешанными? Что означает черта в записи обыкновенной дроби? Как называют число над чертой? Под чертой? Почему смешанные числа назвали «смешанными»? А как их можно еще записать? А есть ли среди записанных чисел равные? Координирует деятельность учащихся | На доске записан ряд чисел: 12, 0, , 11, , 100, , 1, 3, , Устно отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
1.3. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение | А нужны ли вообще дроби в жизни человеку? Пользовались ли ими в Древней Руси? Знаете как раньше назывались дроби? Предоставляет слово ученику. Далее предлагает решить задачи с помощью рисунков на рабочих листах. Мотивирует учащихся. как можно ответить на последний вопрос задачи, используя сложение и вычитание? Как вы думаете называется тема нашего урока? | Ученик сообщает классу исторический материал, заранее им подготовленный про дроби в Древней Руси Слайд(1) Решают задачи, под руководством учителя заполняют подготовленные поля для записи решений. Формулируют тему урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация |
2.Принятие учебных целей и условий их достижения. 2.1. Организация познавательной деятельности. | Координирует деятельность учащихся при оформлении решений на листах. Умели ли вы раньше складывать и вычитать обыкновенные дроби? Предлагает сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. | Записывают тему урока в в рабочих листах. Заполняют пропуски в полях для решения задач, добавляя знаки действий Формулируют правила. Проверяют себя, читая правила ( кто-то из учащихся читает вслух) стр.118,119 учебника. | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы. |
2.2. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы. | Сможете ли вы записать эти правила с помощью формул, если 1-я дробь , 2-я - | Кто-то из учащихся записывает формулы на доске, а затем все делают записи в тетрадях: + = ; - = | |
3.Проверка принятой гипотезы. 3.1. Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Физкультминутка | Предлагает применить сформулированные правила при выполнении упражнений. Фронтальная работа с учебником №422. №426 (a,б) Вызывает 2-х учеников для выполнения №422 Как выполнить вычитание из 1? №426 (a,б) предлагает выполнить самостоятельно, если номер вызывает затруднения, записывает образец решения на доске №426 (а) | Учащиеся у доски записывают, комментируют решение, остальные самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях, проверяют по решению на доске. У доски работает 1 ученик №426 (б) | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
4.Итоговый самоконтроль и самооценка. 4.1Организация первичного контроля. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку. Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля. | Самостоятельно выполняют задания на рабочих листах по вариантам, затем проверяют у соседа по парте. 1 вариант: №425( а, б); №427 (а, б) 2 вариант: №425( в, г); №427 (в, г) Дополнительно: № 418 | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
4.2.. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Какую тему мы сегодня изучали? Какие задачи мы сегодня ставили? Наши задачи выполнены? | Отвечают на вопросы: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
4.3.Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | стр. 118-119( правила), № 424, № 426(в, г). По желанию: найти старинные задачи про дроби. | Записывают задание в дневник. | |
4.4. Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Дорисуйте смайлики в конце работы на рабочих листах ,указав на них свое настроение.( Учитель проходит по рядам и собирает работы) Просит высказать свое мнение к изученному на уроке материалу. «Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! | Дорисовывают свое настроение на смайликах. Заканчивают фразу Я думаю, что новые правила помогут мне… (пригодятся мне при…) | Коммуникативные: аргументация своего мнения. Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дроби в Древней Руси называли долями , позднее «ломаными числами».
Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739 ) Леонтий Филиппович Магницкий — первый учитель математики и морских наук в России — обладал самобытным математическим дарованием.
Арифметика Магницкого напечатана в 1703 году в Москве и почти сразу после выхода в свет ставшей основным математическим учебником России на долгие годы. В первой части изложены действия с целыми числами, во второй – с ломаными, т.е. с дробями
Задача1. Маша на день рождение пригласила одноклассников: 3 девочек и 2 мальчиков. Мама испекла красивый торт. Разрезали торт так, чтобы каждому(включая маму и папу) досталось по кусочку. Закрасьте красным карандашом часть торта, которая досталась девочкам, а зеленым – часть торта, которая досталась мальчикам. Какую часть торта съели дети?
Задача2. Царь выкрасил уже забора, когда появился Вовка и ему помешал. Царь попросил Вовку ему помочь и Вовка выкрасил еще забора. Какую часть забора они выкрасили вместе?
Задача3 . Пирог разрезали на 12 кусочков, как при помощи дроби можно записать сколько частей пирога лежит на тарелке? после чаепития на тарелке осталось 5 кусочков. Какую часть пирога съели? Закрасьте ее зеленым цветом. Дети съели 4 кусочка , какую часть съели дети? Как узнать какую часть пирога съели взрослые?
- первая дробь , - вторая дробь ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ + = ПРАВИЛО ВЫЧИТАНИЯ - =
Домашнее задание: стр . 118-119( правила), № 424,№ 426( в,г ), №428 . По желанию: найти старинные задачи про дроби.
Дроби и действия с ними не всем легко даются. Со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка « попасть в дроби », что означает попасть в трудную ситуацию.
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Ученика (цы) _________________________________
Тема урока___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 1. Маша на день рождение пригласила одноклассников: 3 девочек и 2 мальчиков. Мама испекла красивый торт. На сколько частей нужно поделить торт с учетом того, чтобы по кусочку осталось маме с папой? Закрасьте красным карандашом часть торта, которая досталась девочкам, а зеленым – часть торта, которая досталась мальчикам. Какую часть торта съели дети?
Задача 2. Царь выкрасил уже забора, когда появился Вовка и ему помешал. Царь попросил Вовку ему помочь и Вовка выкрасил еще забора. Какую часть забора они выкрасили вместе?
Царь Вовка Вместе
Задача 3.
Пирог разрезали на 12 кусочков, как при помощи дроби можно записать сколько частей пирога лежит на тарелке? после чаепития на тарелке осталось 5 кусочков. Какую часть пирога съели? Закрасьте ее зеленым цветом. Дети съели 4 куска, какую часть съели дети? Как узнать какую часть пирога съели взрослые?
Самостоятельная работа ( 2 вариант ):
№ 425 (в,г)
№ 427 (в,г)
Дополнительно:
Задача. Ученик 5 класса способен задержать дыхание на 45с, составляет от способности тренированного ловца жемчуга. Сколько времени может продержаться под водой тренированный человек?
Решение
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Ученика (цы) _________________________________
Тема урока___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 1. Маша на день рождение пригласила одноклассников: 3 девочек и 2 мальчиков. Мама испекла красивый торт. На сколько частей нужно поделить торт с учетом того, чтобы по кусочку осталось маме с папой? Закрасьте красным карандашом часть торта, которая досталась девочкам, а зеленым – часть торта, которая досталась мальчикам. Какую часть торта съели дети?
Задача 2. Царь выкрасил уже забора, когда появился Вовка и ему помешал. Царь попросил Вовку ему помочь и Вовка выкрасил еще забора. Какую часть забора они выкрасили вместе?
Царь Вовка Вместе
Задача 3.
Пирог разрезали на 12 кусочков, как при помощи дроби можно записать сколько частей пирога лежит на тарелке? после чаепития на тарелке осталось 5 кусочков. Какую часть пирога съели? Закрасьте ее зеленым цветом. Дети съели 4 куска, какую часть съели дети? Как узнать какую часть пирога съели взрослые?
Самостоятельная работа ( 1 вариант ):
№ 425 (а,б)
№ 427 (а,б)
Дополнительно:
Задача. Голова человека составляет часть размера тела. Каков будет рост человека, если голова имеет длину 18 см.?
Решение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием ЭОР.
Формирование ИКТ-компетентностей учащихся 5-ых классов в аспекте ФГОС.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием Э...
План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).
Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....
Урок математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Сложение и вычи...
Урок математики «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» для 6 класса специальной (коррекционной) школы.
Данный материал может быть использован на уроках математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы....
План-конспект урока математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
План-конспект урока математики«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с применением ЭОРУрок «открытия» нового знания...
Открытый урок по математике 5 класс Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Урок создан по требованиям фгос....
Конспект урока математики в 5 классе по теме : "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Конспект урока математики в 5 классе по УМК Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С. с использованием ЭОР. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности....