Дифференцированный контроль знаний обучающихся
статья по алгебре на тему

в статье рассмотрены некоторые вопросы по дифференцированному контролю знаний учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_znaniy.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

                      Дифференцированный контроль знаний обучающихся

       Матвиенко Петр Федорович учитель математики

Контроль знаний является важным элементом учебно-воспитательного процесса, одним из средств повышения эффективности учебной деятельности. На контроль знаний возложены следующие функции:

  1. контролирующая (выявление и диагностика уровня усвоения учебного материала);
  2. учебная (формирование таких приемов учебной деятельности, как анализ и синтез информации, умение делать выводы);
  3. воспитательная (воспитание чувства ответственности, самостоятельности, индивидуальности);
  4. стимулирующая (стимулирование обучающихся к улучшению качества знаний).

Я практикую устный опрос обучающихся. Он дает обучающемуся возможность реализовать себя. Он позволяет, главным образом учащимся логически, грамотно строить ответ. Развивает речь. Недостатком индивидуального устного опроса является то, что во время урока нельзя опросить всех учеников. Вопросы к устному опросу подбираю дифференцированно от простого к сложному. Для того, чтобы слабо успевающим учащимся была возможность тоже себя проявить.                                                                                                                                                  Например по теме « Теорема Пифагора»: «Начертить прямоугольный треугольник», «Назвать стороны прямоугольного треугольника», «Сформулировать теорему Пифагора», «Доказать теорему Пифагора», и т.д.

 Решение задач. Ребенок в этом виде деятельности может применять все свои знания, умения, навыки, у него в данном виде деятельности в полной мере развивается мышление, воображение, внимание. Здесь можно выделить: решение письменных задач (например, на составление уравнений), а также решение  различных устных задач (например, простых задач с небольшими вычислениями на сообразительность). К решению задач лучше подойти дифференцировано. Например, более сильные ребята по предмету могут дома решать и олимпиадные задания. Соответственно оценивать их надо по-другому. 

 Следующий этап реализации дифференцированного контроля знаний это проверка знаний с помощью тест-контроля. Тесты представляют собой достаточно быструю проверку учеников. Они имеют много преимуществ, таких как вариативность и дифференцированность. Тест в первую очередь развивает быструю реакцию восприятия вопроса, развивает быстрое логическое мышление, память и внимание. Он позволяет приобщить к работе обучающихся  с низким и достаточным уровнем знаний.

 В карточке 8 заданий (каждое оценивается 0,5 балла), обучающийся не может получить пять баллов. Поэтому обучающемуся, ответившему на все вопросы предлагаю 2 более сложных задания. (Здесь можно отметить, что это большое поле деятельности для всех учителей с целью не только проверки знаний учащихся, но и  подготовки в какой-то степени учеников к ЕГЭ). На пример по теме «Квадратные уравнения» в 8 классе предлагаю следующие задания:

  1. Какое из уравнений квадратное:

а) 5+15=0;  б) 3х-4=0; - 9=0;  г) 5+7х+6=0.

        2.   Выбрать правильный ответ: в уравнении: 5 -  + 4х = 0;

              а) а=5; b=-1; с=4;     б) а=-1; b=4; с=5;    в) а=4; b=-1; с=5.

        3.  Если  Д >0, то  уравнение:

              а) не имеет корней; б) имеет один корень;  в) имеет два корня; г) имеет множество корней.

       4. Корнями квадратного уравнения  7+5х-12=0 являются числа:

           а) 1и -;  б) 1 и - ;  в)-1 и ;  г) -1 и .

        5. Неполное квадратное уравнение:

            а) 3х - 4= 9;  б) 5х + 4 = 0;  в) 9- 16 = 0; г) 5х - .

        На уроке во время выполнения тренировочных упражнений практикую самоконтроль обучающихся. Некоторым обучающимся достаточно только сверить ответы. Другим нужны промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять задания. Третьим нужен образец выполнения по которому они могу выполнять задания.

    Задания к контрольной работе подбираю таким образом, чтобы задания во всех вариантах были равны по трудности. Каждый вариант  распределяется по уровням, каждый из которых охватывает все проверяемые умения и навыки. Всех уровней три: достаточный, средний и высокий.

Достаточный — это те задания, которые соответствуют обязательным результатам обучения по данной теме, Умение решать эти и аналогичные им задачи  является необходимым и достаточным условием выставления положительной оценки. Решение только этой части работы соответствует оценке «3».

    Средний уровень --- упражнения из основного задачного материала учебника. Они     рассматриваются предварительно на уроках, но не настолько просты или важны, чтобы уметь решать их стало обязательным для всех учащихся. Выполнение этой части работы без существенных ошибок обеспечивает оценку «4».

    Высокий— достаточно трудные задачи. В 10-11 классах высокий уровень определяется повышенными требованиями к математической подготовке поступающих в вузы. Для решения этих задач нужно уметь применять знания в нестандартной ситуации, при непривычных сочетаниях данных, иметь хорошие вычислительные навыки.

   Домашние задания задаю дифференцированно. Обязательно задания среднего и достаточного уровней для всех и высокого уровня для желающих. Во время проверки домашнего задания использую такие формы контроля:

а) самопроверка правильности выполнения домашнего задания по чтению ответов одним из обучающихся;

б) самопроверка или взаимопроверка заданий по записи на доске;

в) проверка заданий консультантами (я проверяю задания у 3-4 обучающихся, а они проверяют удругих).

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сибогатулина Н.И. Кроссворды для осуществления контроля знаний обучающихся

Сибогатулина Н.И. Кроссворды для осуществления контроля знаний обучающихся .. .   ...

Шаги к успеху: система многовариантного дифференцированного контроля знаний по химии

Методическая разработка по химии для 8 класса включает в себя:1. Система самостоятельных работ базового уровня.2. Корректирующий уровень "Шаги к успеху"3. Повышенный уровень: "Тетрадь для пятерок"...

Зачеты как форма дифференцированного контроля знаний учащихся

На зачетах осуществляется коррекция знаний, обобщение и некоторое углубление пройденного материала, осуществляется дифференцированный контрользнаний и умений обучающихся....

Индивидуальный дифференцированный контроль знаний учащихся

Рассматриваются примеры тематических индивидуальных разноуровневых контрольных работ по алгебре и началам анализа для классов естественно-научного профиля, предназначенных для организации дифференциро...

Карточка для дифференцированного контроля знаний по развитию речи 8 класс

Карточка для дифференцированного контроля знаний по развитию речи 8 класс...

Дифференцированный контроль знаний по теме «Первый признак равенства треугольников»

Дидактический материал содержит карточки с задачами на готовых чертежах.Задачи №1 и №2 – задачи базового уровня, за выполнение которых можно получить отметку «3»;задачи №3 и №4 &nda...