Зачеты как форма дифференцированного контроля знаний учащихся
статья по алгебре на тему
На зачетах осуществляется коррекция знаний, обобщение и некоторое углубление пройденного материала, осуществляется дифференцированный контрользнаний и умений обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachety.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому в школьной практике уделяется серьезное внимание способам организации контроля, его содержанию. Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учеб-
ного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет. Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания (используется не пятибалль-ная, а двухбалльная шкала), и по характеру проведения (пре- дусматривается необходимость пересдачи в случае отрицатель- ного результата). Именно эти свойства зачета наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки.
Обязательные результаты обучения - это тот минимум, который необходим для дальнейшего обучения, для выполнения программных требований к математической подготовке учащихся. Поэтому при проверке учителю принципиально важно получить определенный ответ: овладел или не овладел ученик формируемыми умениями на обязательном уровне. Иными словами, здесь наиболее естественной является альтернативная оценка:,,достиг (да) - ,,не достиг (нет). С другой стороны, мало констатировать, что какой-то конкретный ученик не достиг уровня обязательной подготовки. Цель учителя - добиться того, чтобы каждый овладел важнейшими умениями и навыками. Поэтому, если ученик не справился с зачетом, надо организовать доработку соответствующего материала и его повторную проверку.
Назовем основные положения зачетной системы, выполнение которых делает ее применение наиболее эффективным.
Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки.
Оценка результатов сдачи зачета осуществляется по двухбалльной шкале: ,,зачтено,, - ,,не зачтено,,.
Зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно.
Каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты.
Зачет считается сданным, если ученик выполнил верно, все предложенные ему задачи обязательного уровня. В противном случае (если хотя бы одна задача осталась не решена) оценка ,,зачтено ,, не выставляется. При этом зачет подлежит пересдаче. Ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те виды задач, с которыми он не справился.
При проведении зачетов задачи обязательного уровня, составляющие собственно содержание зачета, могут дополняться более сложными заданиями. За их решение ученику, сдавшему зачет, дополнительно выставляется одна из двух отметок – 4 или 5.Таким способом во время зачета можно сочетать проверку обязательных результатов обучения с проверкой на более высоком уровне. Это позволяет объективнее и точнее дифференцировать учащихся по уровню их подготовки.
Итоговое оценивание знаний школьника (за четверть, полугодие, год) непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной только при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы. Таким образом, даже если все отметки какого – либо ученика 5, но у него не сдан один зачет, в соответствии с условиями принятой системы не может быть выставлена положительная отметка в четверти. В то же время если ученик сдал все зачеты, то он независимо от текущих отметок имеет право на положительную оценку в четверти.
Ученик может не сдать тот или иной зачет по разным причинам. Это могут быть случайные, косвенные обстоятельства, или по своим индивидуальным особенностям ученик медленнее других овладевает материалом и т.д. Поэтому на практике целесообразно ввести еще одно условие. Если четверть закончена, а ученику необходимо пересдать какие – либо зачеты, то в этом случае можно предусмотреть ,,отложенную,, итоговую оценку. То есть, ученик не аттестовывается до тех пор, пока не ликвидирует все долги.
Условия организации зачетов позволяют обеспечить в течение учебного года достаточно полную проверку каждого ученика на обязательном уровне. Это достигается тем, что в ходе тематического контроля ставится задача как можно полнее охватить обязательные результаты по этой теме; при этом ученик отчитывается за все темы, изучаемые в курсе.
При этом возникает вопрос: должен ли сильный ученик сдавать зачет – ведь он, как правило, справляется со значительно более сложными задачами? Конечно, от учителя зависит, принимать или не принимать то или иное положение зачетной системы, сформулированное выше. Однако опыт применения этой системы на практике убеждает нас в том, что через зачет должны пройти все школьники. Во – первых, обязательное участие в зачете всех учащихся делает его более весомым, заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков. Во – вторых, так как результаты зачетов непосредственно связаны с итоговой аттестацией школьников, было бы неправильно освобождать кого – то от зачета и тем самым ставить учеников в неравные условия. В – третьих, у сильных учеников бывают, и нередко, проблемы именно в основных, фундаментальных умениях. Сосредоточив свое внимание на более интересных для них вопросах, они часто излишне легкомысленно относятся к элементарным опорным задачам. И как показала практика, соответствующие недоработки всплывают именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому ученику своевременно обратить на них внимание. И, наконец, ученик, уверенно владеющий опорными умениями, не потратит много времени на выполнение задач обязательного уровня. Поэтому у него есть возможность в ходе этого же зачетного урока проявить себя в решении более сложных заданий и получить одну из повышенных отметок.
Условия организации зачетов повышают содержательность, объективность итогового оценивания и позволяет делать дифференцированный контроль знаний и умений учащихся. Зачеты в большей степени, чем традиционный способ выведения отметок в четверть, ориентированы на конечный результат. Исчезает ситуация, когда тройка за одну тему закрывает двойку за другую. Отметка 3 в четверти совершенно определенно означает, что ученик проявил владение обязательными умениями. На практике изменяется и отношение к отметкам 4 и 5. Учителя более строго подходят к их выставлению, стремятся убедиться в том, что подготовка ученика действительно превосходит уровень обязательной подготовки, что учащийся умеет решать более сложные задачи, отвечать на трудные вопросы.
Таким образом, при оценивании знаний учитываются позитивные достижения каждого школьника, а не недостатки в его подготовке.
Систему зачетов в зависимости от склонностей учителя, стиля его работы, особенностей класса и т.д. можно строить по – разному. С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим зачёты можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала в целом. Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.
Оба вида зачетов можно проводить, условно говоря, в открытой или закрытой форме. В первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде учащимся не предъявляется. Однако это не означает, что учащимся совсем неизвестно, какие типы задач относятся к обязательным. В ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников на задачах обязательного уровня, подчеркивая, что подобные им необходимо будет решать на зачете.
Итак, можно выделить следующие четыре вида зачетов: открытый тематический зачет, закрытый тематический зачет, открытый текущий зачет, закрытый текущий зачет.
Открытый тематический зачет проводится как завершающая проверка по какой – то теме. В начале изучения темы учитель вывешивает в классе или раздает учащимся список задач, отвечающих уровню обязательной подготовки по данной теме, и сообщает, что после ее изучения будет зачет, на котором будет проверяться умение решать задачи подобного типа. Учитель указывает также примерные сроки проведения зачета.
Необходимо отметить, что учащихся, а также их родителей полезно заранее (в начале учебного года) ознакомить со всеми особенностями зачетной системы и условиями проведения зачетов.
Закрытый тематический зачет отличается от открытого только тем, что список задач, отвечающих уровню обязательной подготовки, учащимся не сообщается. В то же время в ходе изучения материала учитель указывает на обязательные умения, обращает внимание учащихся на задачи обязательного уровня.
Текущие зачеты проводятся несколько раз в ходе изучения темы. От тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по объёму материал; поэтому, как правило, на их проведение не требуется отводить целый урок. Это могут быть небольшие работы, рассчитанные на 10 – 20 минут и направленные на проверку одного - двух умений, формируемых в течение нескольких уроков.
Время на пересдачу выделяется на последующих уроках. Например, ученику, не сдавшему зачет, на каком – либо из следующих уроков во время проведения опрос а, или проверки домашнего задания, или самостоятельной работы может быть предложено индивидуальное задание, аналогичное тому, с которым он не справился на зачете. Или при устном опросе такой ученик получит задачу из зачета в качестве дополнительного задания.
И тематические и текущие зачеты можно проводить в виде тестов, которые имеют разноуровневый характер, то есть список заданий делятся на части – обязательная и необязательная; в виде релейных зачетов, на которых учащимся предлагаются не все задания сразу, а постепенно.
На уроках – зачетах осуществляется коррекция знаний, обобщение и некоторое углубление пройденного материала, осуществляется дифференцированный контроль знаний и умений учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения
из опыта работы: контроль знаний составляет важную часть учебного процесса , его систематичность и планомерность способствуют повышению качества обучения. Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспе...
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...
Индивидуальный дифференцированный контроль знаний учащихся
Рассматриваются примеры тематических индивидуальных разноуровневых контрольных работ по алгебре и началам анализа для классов естественно-научного профиля, предназначенных для организации дифференциро...
Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики
В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп...
Отзывы родителей на методическую разработку " Общественный зачет зачет как эффективная форма проверки качества знаний учащихся по русскому языку и литературе»
Отзывы родительского сообщества на МР...