программа Текстовые задачи - легко!
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Цель данного курса - подготовка обучающихся к итоговой аттестации по окончанию 9 класса, продолжению образования в старших классах, формирование представлений о математике как науке, полезной в повседневной жизни, повышение уровня их математической культуры.
Задачи:
- сформировать у обучающихся полное представление о решении текстовых задач;
- сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
- развить интерес к математике, способствовать выбору обучающимися путей дальнейшего продолжения образования;
- способствовать профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текстовые задачи-легко | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МС: Директор МБОУ СОШ №1
_______/Кириллова А.В/ ______________/Коблова О.А./
Пр. №____ от ______2014 г. Пр. №___ от _______2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Касимовой Лидии Владимировны
Категория: первая
Предмет: математика
Курс: элективный «Текстовые задачи – легко!»
Класс: 9
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Пр. №____ от _______2014г
2014-2015г.
Пояснительная записка
Текстовые задачи представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на государственной аттестации по математике. Они вызывают трудности у многих обучающихся. Отчасти это происходит от недостаточного внимания, уделяемого такого сорта задачам в школьном курсе математике.
- Программа элективного курса составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Государственного образовательного стандарта;
- Примерной Программы по математике основного (общего) образования.
Данная программа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к процессу школьного математического образования:
- содержательность;
- увлекательность;
- доступность;
- развитие интеллекта;
- связь с общечеловеческой культурой.
Отличительной особенностью данной программы является то, что перечисленные задачи определяют необходимость добиваться получения обучающимися знаний, систематизировать уже имеющиеся знания, необходимые для достижения обязательного уровня образования и их дальнейшего развития. Кроме того, предусматривается, что в процессе обучения обучающиеся постоянно приобретают и накапливают умения рассуждать, обобщать, доказывать, систематизировать.
Особую роль данная программа уделяет привитию навыков самостоятельности в рассуждениях, в поисках способов решения задач, развитию способностей к самообразованию, к созданию и разрешению проблемных ситуаций, рефлексии, самоанализу собственной деятельности.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет обучающемуся любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем обучающимся.
Цель данного курса - подготовка обучающихся к итоговой аттестации по окончанию 9 класса, продолжению образования в старших классах, формирование представлений о математике как науке, полезной в повседневной жизни, повышение уровня их математической культуры.
Задачи:
- сформировать у обучающихся полное представление о решении текстовых задач;
- сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
- развить интерес к математике, способствовать выбору обучающимися путей дальнейшего продолжения образования;
- способствовать профориентации.
Учебный процесс элективного курса предусматривает следующие методы и формы работы:
- изложение нового материала педагогическим работником в форме лекции;
- дифференцированный подход на практических занятиях: для всех тем курса подобраны задания различного уровня сложности;
- самостоятельная работа с учебной литературой;
- индивидуальные консультации.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов. На его изучение отводится 8 часов.
Ожидаемые результаты
После изучения курса обучающиеся должны:
- уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
- уметь применять полученные математические знания при решении задач;
Литература
- М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012г.
- М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2009г.
- Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов. Пособие по математике для поступающих в вузы (избранные вопросы элементарной математики). – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1976г.
- Г.Н. Тимофеев Математика для поступающих в вузы. Учебное пособие.– Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2010г.
- Н.И. Попов, А.Н. Марасанов. Задачи на составление уравнений. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2013г.
- А. Тоом Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
- А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г.
- В. Булынин Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14, 2005г.
- Вольпер Е.Е. Задачи на составление уравнений 1,2 часть. - Омск: ОмИПРКО, 2005
- Кузнецова Л.В. Суворова С.Б. Сборник заданий для подготовки итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение 2013.
Перечень интернет-ресурсов.
- www.pms.ru/programmyi/15.html сайт школы А.Н.Колмогорова.
- http://1september.ru материалы сайта «Фестиваль педагогических идей».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятия | Виды деятельности | Формы контроля | Дата | ||
план | факт | |||||||
1 | Алгоритм решения текстовых задач Виды текстовых задач | 1 | Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач. | Составление конспекта Решение задач | Сам.раб | |||
2 | Задачи на движение Движение по течению и против течения. Задачи на совместное движение. | 1 | Краткая характеристика задач на движение, виды задач. Решение простейших задач. Основные понятия, применяемые при решении задач: скорость, время, расстояние. Формулы: S = V.t,V = S:t, t = S : V Равномерное движение. Одновременные события. | Практические занятия с разноуровневыми заданиями | Сам.раб | |||
3 | Задачи на закон сложения скоростей. Графический способ решения задач на движение | 1 | Практические занятия с разноуровневыми заданиями | Сам.раб | ||||
4 | Задачи на совместную работу | Содержание задач на совместную работу. Введение | Практикум по решению | Сам.раб | ||||
1 | основных понятий, применяемых при решении таких задач. | задач | ||||||
5 | Задачи на сплавы и смеси | 1 | Характеристика задач. Какие знания нужны при решении таких задач. Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). | Практикум по решению задач | Сам.раб | |||
6 | Задачи на дроби и проценты | 1 | Вспомнить понятие процента. Элементарные задачи на проценты. Нахождение числа по проценту и процент от числа. Нахождение дроби от числа ^ число по дроби. Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. Практические занятия с разноуровневыми заданиями Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции. Основная формула процентов. Простые и сложные проценты. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины | Практикум по решению задач | Сам.раб | |||
7 | Решение задач с геометрическим содержанием | 1 | Задачи практического применения с геометрическим содержанием | Сам.раб | ||||
8 | Решение задач с конца. Решение задач с помощью графов. | 1 | Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца. | Зачет: «Решение задач» | ||||
Всего | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"
программа расчитана для учащихся 9 класса....
Элективный курс. Программа "Текстовые задачи"
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИЭлективный курс предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Текстовые задачи» предназначена для учащихся 9 класса....
Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс
Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...
Презентация "Текстовая задача В11 - легко!"
В презентации рассматриваются подходы к решению задач на движение по суше и по воде, а также задачи на работу....
Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»
Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...
Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»
Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1) Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2) Формиров...