программа Текстовые задачи - легко!
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

касимова лидия владимировна

Цель данного курса -  подготовка обучающихся к итоговой аттестации по окончанию 9 класса, продолжению образования в старших классах, формирование представлений о математике как науке, полезной в повседневной жизни, повышение уровня их математической культуры.

Задачи:

- сформировать у обучающихся полное представление о решении текстовых задач;

- сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

- развить интерес к математике, способствовать выбору обучающимися путей дальнейшего продолжения образования;

- способствовать профориентации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текстовые задачи-легко25.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»        «Утверждаю»

Руководитель МС:        Директор МБОУ СОШ №1

_______/Кириллова А.В/        ______________/Коблова О.А./

Пр.  №____ от ______2014 г.        Пр. №___ от _______2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Касимовой  Лидии  Владимировны

                Категория:  первая

        Предмет:  математика

                Курс:   элективный  «Текстовые задачи – легко!»

                Класс:  9

Рассмотрено на заседании

                      педагогического совета

Пр. №____ от  _______2014г

                                                        2014-2015г.

Пояснительная записка

Текстовые задачи представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на государственной аттестации по математике. Они вызывают трудности у многих обучающихся. Отчасти это происходит от недостаточного внимания, уделяемого такого сорта задачам в школьном курсе математике.

- Программа элективного курса составлена на основе:

- Закона РФ «Об образовании»;

- Государственного образовательного стандарта;

- Примерной Программы по математике основного (общего) образования.

Данная программа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к процессу школьного математического образования:

- содержательность;

- увлекательность;

- доступность;

- развитие интеллекта;

- связь с общечеловеческой культурой.

Отличительной особенностью данной программы является то, что перечисленные задачи определяют необходимость добиваться получения обучающимися знаний, систематизировать уже имеющиеся знания, необходимые для достижения обязательного уровня образования и их дальнейшего развития. Кроме того, предусматривается, что в процессе обучения обучающиеся постоянно приобретают и накапливают умения рассуждать, обобщать, доказывать, систематизировать.

Особую роль данная программа уделяет привитию навыков самостоятельности в рассуждениях, в поисках способов решения задач, развитию способностей к самообразованию, к созданию и разрешению проблемных ситуаций, рефлексии, самоанализу собственной деятельности.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет обучающемуся любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем обучающимся.

Цель данного курса -  подготовка обучающихся к итоговой аттестации по окончанию 9 класса, продолжению образования в старших классах, формирование представлений о математике как науке, полезной в повседневной жизни, повышение уровня их математической культуры.

Задачи:

- сформировать у обучающихся полное представление о решении текстовых задач;

- сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

- развить интерес к математике, способствовать выбору обучающимися путей дальнейшего продолжения образования;

- способствовать профориентации.

     

Учебный процесс элективного курса  предусматривает следующие методы и формы работы:

- изложение нового материала педагогическим работником в форме лекции;

- дифференцированный подход на практических занятиях: для всех тем курса подобраны задания различного уровня сложности;

- самостоятельная работа с учебной литературой;

- индивидуальные консультации.

    Данный элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов. На его изучение отводится 8 часов.

Ожидаемые результаты

После изучения курса обучающиеся должны:

- уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;

- уметь применять полученные математические знания при решении задач;

Литература

  1. М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012г.
  2. М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2009г.
  3. Г.В. Дорофеев,  М.К. Потапов, Н.Х. Розов.  Пособие по математике для поступающих в вузы (избранные вопросы элементарной математики). – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1976г.
  4. Г.Н. Тимофеев Математика для поступающих в вузы. Учебное пособие.– Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2010г.
  5. Н.И. Попов, А.Н. Марасанов. Задачи на составление уравнений. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2013г.
  6. А. Тоом Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
  7. А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г.
  8. В. Булынин Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14, 2005г.
  9. Вольпер Е.Е. Задачи на составление уравнений 1,2 часть. - Омск: ОмИПРКО, 2005
  10. Кузнецова Л.В.  Суворова С.Б.  Сборник заданий для подготовки итоговой аттестации в 9 классе.   - М.:  Просвещение 2013.

Перечень интернет-ресурсов. 

  1. www.pms.ru/programmyi/15.html   сайт школы А.Н.Колмогорова.
  2. http://1september.ru материалы сайта «Фестиваль педагогических идей».  


Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Содержание занятия

Виды деятельности

Формы контроля

Дата

план

факт

1

Алгоритм решения текстовых задач

Виды текстовых задач

1

Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач.

Составление конспекта

Решение задач

Сам.раб

2

Задачи на движение

Движение по течению и против течения. Задачи на совместное движение.

1

Краткая  характеристика задач  на движение,   виды  задач. Решение простейших задач. Основные понятия, применяемые при решении задач: скорость, время, расстояние. Формулы: S = V.t,V = S:t, t = S : V

Равномерное движение. Одновременные события.

Практические занятия с разноуровневыми заданиями

Сам.раб

3

Задачи на закон сложения скоростей. Графический способ решения задач на движение

1

Практические занятия с разноуровневыми заданиями

Сам.раб

4

Задачи на совместную работу

Содержание      задач      на   совместную   работу.   Введение

Практикум по решению

Сам.раб

1

основных понятий, применяемых при решении таких задач.

задач

5

Задачи на сплавы и смеси

1

Характеристика задач. Какие   знания   нужны   при решении таких задач. Формула зависимости массы или объёма вещества  в   сплаве, смеси, растворе («часть»)  от концентрации («доля»)  и массы или объёма   сплава,  смеси,  раствора («всего»).

Практикум по решению задач

Сам.раб

6

Задачи на дроби и проценты

1

Вспомнить понятие процента.  Элементарные     задачи     на проценты. Нахождение       числа   по проценту и процент  от числа. Нахождение дроби от числа ^ число по дроби.

Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. Практические занятия с разноуровневыми заданиями

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции. Основная формула процентов. Простые и сложные проценты. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины

Практикум по решению задач

Сам.раб

7

Решение задач с геометрическим содержанием

1

Задачи практического применения с геометрическим содержанием

Сам.раб

8

Решение задач с конца. Решение задач с помощью графов.

1

Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца.

Зачет: «Решение задач»

Всего

8




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"

программа расчитана для учащихся 9 класса....

Элективный курс. Программа "Текстовые задачи"

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИЭлективный курс предпрофильной подготовки       Программа элективного курса «Текстовые задачи» предназначена для учащихся 9 класса....

Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс

Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...

Презентация "Текстовая задача В11 - легко!"

В презентации рассматриваются подходы к решению задач на движение по суше и по воде, а также задачи на работу....

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...

Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»

Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1)   Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2)   Формиров...