Программа по математике 7-9 классы
рабочая программа по алгебре (7, 9 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование на 6 учебных часов в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_7-9kl_matematika_2014-15.docx | 62.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический комплекс
преподавания математики в 7АБ классах
на 2014-2015 учебный год
Программа:
Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н. Г. Миндюк. - Москва, «Просвещение» 2011г.
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / составитель Т. А. Бурмистрова. - Москва, «Просвещение» 2011г
Количество часов в неделю: 6 часов.
Количество часов в год: 204 часа.
Учебник:
Учебник: «Алгебра – учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Ю.Н. Макарычева и других . Москва, «Просвещение»,2008г.
Учебник: «Геометрия– учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений», авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и другие . Москва, «Просвещение», 2006г.
Методические материалы:
А.Н. Рурукин, Г.В. Лупенко. Поурочные разработки по алгебре. 7 класс.
Москва: ВАКО, 2014г.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс.Москва: ВАКО, 2013г.
Дидактические материалы:
- «Дидактические материалы по алгебре 7 класс». Н. Г. Миндюк, Москва, «Просвещение», 2013г.
- CD «Интерактивное мультимедийное пособие к учебнику «Алгебра 7 класс» Ю.Н. Макарычева и других»
- «Дидактические материалы по алгебре 7 класс». Н. Г. Миндюк, Москва, «Просвещение», 2013г.
- Рабочая тетрадь по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и другие . Москва, «Просвещение», 2014г.
Измерители:
- «Дидактические материалы по алгебре 7 класс» Н. Г. Миндюк, Москва, «Просвещение», 2013г.
- Контрольно-измерительные материалы. Математика: 7 класс, Л.И. Мартышова, Москва: ВАКО, 2012г.
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, А. П. Ершова, В.В. Голобородько, А. С. Ершова,– М.:ИЛЕКСА, - 2014г.
- Контрольно-измерительные материалы. Математика: 7 класс, Л.И. Мартышова, Москва: ВАКО, 2013г.
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, А. П. Ершова, В.В. Голобородько, А. С. Ершова,– М.:ИЛЕКСА, - 2014г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №103 городского округа Самара
Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МО учителей зам.директора по УВР Директор МБОУ ООШ №103
протокол №1от Литвинцева З.С. Кремлёва Л.И.
29.08.2014г. «02» сентября 2014г. «05» сентября 2014г. председатель МО __________________ ___________________
__________________
Рабочая программа по математике. 7-9 классы.
Предметная линия учебников
Ю.Н. Макарычева, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова и др. (М.: Просвещение);
Л.С. Атанасяна и др. (М.: Просвещение)
на 2014-2015 учебный год
Учитель:
Апаркина М.А.
Самара 2014
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №103 городского округа Самара
Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МО учителей зам.директора по УВР Директор МБОУ ООШ №103
протокол №1от Литвинцева З.С. Кремлёва Л.И.
29.08.2014г. «02» сентября 2014г. «05» сентября 2014г. председатель МО __________________ ___________________
__________________
Рабочая программа
по математике для 7АБ классов
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Апаркина М.А.
Пояснительная записка
Рабочие программы основного общего образования по математике составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Математика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении математических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Изучение матиматики позволяет формировать умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения математики школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в модуле алгебры правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым математика занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, математика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Рабочие программы основного общего образования по геометрии составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Модуль геометрии является одним из опорных в основной школе: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Модуль геометрии существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении математики формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Общая характеристика курса математика
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Логика и множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. t
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В курсе геометрии условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Место предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 7—9 классах основной школы отводит 6 часов в неделю: модуль алгебра – 4 часа; модуль геометрия – 2 часа. Учебное время увеличено до 6 уроков в неделю за счёт вариативной части Базисного плана.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятель-
ности; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в уст-
ной и письменной речи, понимать смысл поставленной за-
дачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры; - представление о математической науке как сфере челове-
ческой деятельности, об этапах её развития, о её значимо-
сти для развития цивилизации; - критичность мышления, умение распознавать логически не-
корректные высказывания, отличать гипотезу от факта; - креативность мышления, инициатива, находчивость, актив-
ность при решении алгебраических задач; - умение контролировать процесс и результат учебной мате-
матической деятельности; - способность к эмоциональному восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание курса «Математика» 7 класс
Выражения. Тождества. Уравнения. Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Элементы логики, комбинаторики, статистики. Простейшие статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, медиана, размах.
Функции. Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график.
Степень с натуральным показателем. Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции и и их графики.
Многочлены. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Формулы сокращённого умножения. Формулы
Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Системы линейных уравнений. Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и её геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Начальные понятия и теоремы геометрии. Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и её свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Многоугольники. Окружность и круг.
Треугольники. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Величина угла. Градусная мера угла.
Построение с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трём сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы.
Планируемые результаты изучения курса «Математика» в 7 классе
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
> е
Выпускник научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Выпускник получит возможность:
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
- научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Выпускник научится:
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
Выпускник получит возможность:
- развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
- развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ
Выпускник научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Выпускник научится:
- владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
- выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями;
3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами;
4) выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
5) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
УРАВНЕНИЯ
Выпускник научится:
- решать основные виды уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
Выпускник получит возможность:
- овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ
Выпускник научится:
- понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
- строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство);
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Выпускник получит возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
- приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
- приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
- использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы,
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Тематическое планирование
Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению изучаемого материала по учебнометодическому комплекту по алгебре Ю. Н. Макарычева и др., выпускаемому издательством «Просвещение».
Данное тематическое планирование составлено из расчёта 6часов в неделю - 204 часа в год.
№ п/п | Тема (раздела и урока) модуль алгебра | Кол-во часов | Сроки (недели) |
I | Выражения, тождества, уравнения | 26 | 1-7 |
1. | Числовые выражения | 5 | 1-2 |
2. | Преобразование выражений | 6 | 2-3 |
Контрольная работа №1 | 1 | 4 | |
3. | Уравнения с одной переменной | 9 | 4-5 |
4. | Статистические характеристики | 4 | 5-6 |
Контрольная работа №2 | 1 | 6 | |
II | Функции | 18 | 7-10 |
5. | Функции и графики | 7 | 7-8 |
6. | Линейная функция | 10 | 8-10 |
Контрольная работа №3 | 1 | 10 | |
III | Степень с натуральным показателем | 18 | 10-14 |
7. | Степень и её свойства | 10 | 10-12 |
8. | Одночлены | 7 | 12-14 |
Контрольная работа №4 | 1 | 14 | |
IV | Многочлены | 23 | 15-21 |
9. | Сумма и разность многочленов | 4 | 15 |
10. | Произведение одночлена и многочлена | 7 | 16-17 |
Контрольная работа №5 | 1 | 18 | |
11. | Произведение многочленов | 10 | 18-20 |
Контрольная работа №6 | 1 | 21 | |
V | Формулы сокращённого умножения | 23 | 21-27 |
12. | Квадрат суммы и квадрат разности | 6 | 21-22 |
13. | Разность квадратов. Сумма и разность кубов. | 6 | 23-24 |
Контрольная работа №7 | 1 | 24 | |
14. | Преобразование целых выражений | 9 | 25-27 |
Контрольная работа №8 | 1 | 27 | |
VI | Системы линейных уравнений | 17 | 28-31 |
15. | Линейные уравнения с двумя переменными и их системы | 6 | 28-29 |
16. | Решение систем линейных уравнений | 10 | 29-31 |
Контрольная работа №9 | 1 | 31 | |
VII | Повторение | 11 | 32-34 |
№ п/п | Тема (раздела и урока) модуль геометрия | Кол-во часов | Сроки (недели) |
I | Начальные геометрические сведения | 11 | 1-6 |
1. | Прямая и отрезок. Луч и угол | 2 | 1 |
2. | Сравнение отрезков и углов | 1 | 2 |
3. | Измерение отрезков. Измерение углов | 3 | 2-3 |
4. | Перпендикулярные прямые | 2 | 4 |
5. | Решение задач | 2 | 5 |
Контрольная работа №1 | 1 | 6 | |
II | Треугольники | 18 | 6-15 |
5. | Первый признак равенства треугольников | 3 | 6-7 |
6. | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 3 | 8-9 |
7. | Второй и третий признаки равенства треугольников | 4 | 9-11 |
8. | Задачи на построение | 3 | 11-12 |
9. | Решение задач | 4 | 13-14 |
Контрольная работа №2 | 1 | 15 | |
III | Параллельные прямые | 13 | 15-21 |
10. | Признаки параллельности двух прямых | 4 | 15-17 |
11. | Аксиома параллельных прямых | 5 | 17-19 |
12. | Решение задач | 3 | 20-21 |
Контрольная работа №3 | 1 | 21 | |
IV | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | 22- |
13. | Сумма углов треугольника | 2 | 22 |
14. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 3 | 23-24 |
Контрольная работа №4 | 1 | 24 | |
15. | Прямоугольные треугольники | 4 | 25-26 |
16. | Построение треугольника по трём элементам | 4 | 27-28 |
17. | Решение задач | 5 | 29-31 |
Контрольная работа №5 | 1 | 31 | |
V | Итоговое повторение | 4 | 32-33 |
Повторение. Решение задач. | 5 | 34 | |
Итоговая контрольная работа | 1 | 34 | |
Всего | 68 |
Тема урока (модуль алгебра 7 кл) | Тема урока (модуль геометрия 7 кл) | Сроки (нед.) |
|
| 1 нед |
|
| 2 нед |
|
| 3 нед |
|
| 4 нед |
|
| 5 нед |
|
| 6 нед |
|
| 7 нед |
|
| 8 нед |
|
|
|
|
| 10 нед |
67.Определение степени с натуральным показателем 68.Определение степени с натуральным показателем 69.Определение степени с натуральным показателем 70. Умножение и деление степеней |
71. Задачи на построение 72. Задачи на построение | 11 нед 12 нед |
73. Умножение и деление степеней 74. Умножение и деление степеней 75.Возведение в степень произведения и степени 76. Возведение в степень произведения и степени | 77. Решение задач 78. Решение задач | 13 нед |
79. Возведение в степень произведения и степени 80. Одночлен и его стандартный вид 81. Одночлен и его стандартный вид 82. Умножение одночленов | 83. Решение задач 84. Решение задач | 14 нед |
85. Возведение одночлена в степень 86. Функции и и их графики 87. Функции и и их графики 88. Функции и и их графики | 89. Контрольная работа №2 90.Признаки параллельности двух прямых | 15 нед |
91. Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем» 92. Анализ контрольной работы 93. Многочлен и его стандартный вид 94. Многочлен и его стандартный вид
| 95. Признаки параллельности двух прямых 96. Признаки параллельности двух прямых | 16 нед |
97. Сложение и вычитание многочленов 98. Сложение и вычитание многочленов 99. Умножение одночлена на многочлен 100. Умножение одночлена на многочлен | 101. Признаки параллельности двух прямых 102. Аксиома параллельности прямых | 17 нед |
103. Умножение одночлена на многочлен 104.Вынесение общего множителя за скобки 105. Вынесение общего множителя за скобки 106. Вынесение общего множителя за скобки | 107. Аксиома параллельности прямых 108. Аксиома параллельности прямых | 18 нед |
109. Контрольная работа №5 по теме «Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены» 110. Анализ контрольной работы 111. Умножение одночлена на многочлен 112. Умножение одночлена на многочлен | 113. Аксиома параллельности прямых 114. Аксиома параллельности прямых
| 19 нед |
115. Умножение одночлена на многочлен 116. Умножение одночлена на многочлен 117. Умножение одночлена на многочлен 118. Разложение многочлена на множители способом группировки | 119. Решение задач 120. Решение задач | 20 нед |
121. Разложение многочлена на множители способом группировки 122. Разложение многочлена на множители способом группировки 123. Разложение многочлена на множители способом группировки 124. Разложение многочлена на множители способом группировки | 125. Решение задач 126. Контрольная работа №3 | 21 нед |
127. Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов» 128. Анализ контрольной работы 129. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений 130. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | 131.Сумма углов треугольника 132.Сумма углов треугольника | 22 нед |
133. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений 134. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности 135. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности 136. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 137. Соотношение между сторонами и углами треугольника 138. Соотношение между сторонами и углами треугольника | 23 нед |
139. Умножение разности двух выражений на их сумму 140. Умножение разности двух выражений на их сумму 141. Разложение разности квадратов на множители 142. Разложение разности квадратов на множители | 143. Соотношение между сторонами и углами треугольника 144. Контрольная работа №4 | 24 нед |
145. Разложение на множители суммы и разности кубов 146. Разложение на множители суммы и разности кубов 147. Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращённого умножения» 148. Анализ контрольной работы | 149. Прямоугольные треугольники 150. Прямоугольные треугольники | 25 нед |
151. Преобразование целого выражения в многочлен 152. Преобразование целого выражения в многочлен 153. Преобразование целого выражения в многочлен 154. Применение различных способов для разложения на множители | 155. Прямоугольные треугольники 156. Прямоугольные треугольники | 26 нед |
157. Применение различных способов для разложения на множители 158. Применение различных способов для разложения на множители 159. Применение различных способов для разложения на множители 160. Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений» | 161. Построение треугольника по трём сторонам 162. Построение треугольника по трём сторонам | 27 нед |
163. Анализ контрольной работы 164. Линейное уравнение с двумя переменными 165. Линейное уравнение с двумя переменными 166. График линейного уравнения с двумя переменными | 167. Построение треугольника по трём сторонам 168. Построение треугольника по трём сторонам | 28 нед |
169. График линейного уравнения с двумя переменными 170. Системы линейных уравнений с двумя переменными 171. Системы линейных уравнений с двумя переменными 172. Способ подстановки | 173. Решение задач 174. Решение задач | 29 нед |
175. Способ подстановки 176. Способ подстановки 177. Способ сложения 178. Способ сложения | 179. Решение задач 180. Решение задач | 30 нед |
181. Решение задач с помощью систем уравнения 182. Решение задач с помощью систем уравнения 183. Решение задач с помощью систем уравнения 184. Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений и их решения» | 185. Решение задач 186. Контрольная работа №5 | 31 нед |
187. Повторение. Функции 188. Повторение. Функции 189. Повторение. Одночлены. Многочлены. 190. Повторение. Одночлены. Многочлены. | 191. Повторение. Решение задач 192. Повторение. Решение задач | 32 нед |
193. Повторение. Формулы сокращённого умножения 194. Повторение. Формулы сокращённого умножения 195. Повторение. Формулы сокращённого умножения 196. Повторение. Системы линейных уравнений | 197. Повторение. Решение задач 198. Повторение. Решение задач | 33 нед |
199. Повторение. Системы линейных уравнений 200. Повторение. Системы линейных уравнений 201. Контрольная работа №10(итоговая) 202. Итоговый урок | 203. Повторение. Решение задач 204. Контрольная работа №6(итоговая) | 34 нед |
Примерные темы проектов на учебный год
- Статистические характеристики в жизни человека.
- Возникновение и применение степеней.
- Первые функции и их графики.
- История формул сокращённого умножения.
- Способы решения систем линейных уравнений.
- «Начала » Евклида как начало геометрии.
- Теоремы и аксиомы геометрии: вы на чьей стороне?
- Параллельность вокруг нас: миф или правда?
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
1. Дополнительная литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
- Примерные программы основного общего образования. Математика. М.: Просвещение, 2010.
- Звавич Л.И. Алгебра: 7 кл.: дидактические материалы. – Просвешение,2010.
- Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры в 7-9 кл.: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2009.
- Дудницын Ю. П. Алгебра: 7 кл.: тематические тесты. – М.: Просвещение,2010.
- Зив Б.Г. Геометрия: дидактич.материалы: 7 кл. – М.: Просвещение,2004-2013.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методич.рекомендации: книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – М.: Просвещение,2003-2014.
- Мищенко Т.М. Геометрия: тематические тесты: 7 кл. – М.: Просвещение,2008-2014.
2. Интернет-ресурсы:
1) Я иду на урок математики (методические разработки).
2) Уроки, конспекты. - Режим доступа : nsportal.ru, 1september.ru, и др.
3) ФГОС, уроки математики
3. Информационно-коммуникативные средства:
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Математика. 7 класс» (СD).
CD приложение в учебнику Геометрия 7-9 Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов
4. Наглядные пособия:
- Портреты великих ученых.
- Демонстрационные таблицы по темам курса «Математика 7 класса»
5. Технические средства обучения:
- Ноутбук.
- Экран настенный.
- Видеопроектор.
- Документ-камера.
- Принтер и др.
6. Учебно-практическое оборудование:
1) Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления таблиц, схем.
- Ящики для хранения таблиц.
- Комплект чертёжных инструментов, угольник, циркуль.
7. Специализированная мебель:
Компьютерный стол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс", авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс" , авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по математике 5-9 классы + математика 5 класс и 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС. Автор учебника Истомина Н.Б....
Рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику Математика, 6 класс, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М. С. Якир, Е.В. Буцко
Аннотация к рабочей программе по математике для 5-6 классов по УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонского, М.С. Якира. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования; ав...
Рабочая программа по математике 5-6 классы к учебнику математика 5, 6 классы А. Г. Мерзляк
Рабочая программа по математике 5-6 классы...