Пояснительная записка к Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ по математике в 5 кл 5 часов в неделю, всего 170 ч
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) на тему

Фалева Ольга Васильевна

Пояснительная записка к Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ  по математике в 5 кл 5 часов в неделю,  всего 170 ч  (Учебник: Виленкин Н.Я. и др. Математика. Учебник для 5 класса. М., «Мнемозина», 2012)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №531

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

На заседании МО учителей математики и технологии

Председатель  МО

Смирнова Г.В.

Протокол № ____ от ____

«Согласовано»

на заседании Методического совета ГБОУ СОШ №531

протокол № _______

от ______________________

заместитель директора по УВР

   _________________________

            В.Г.Захарова

«Утверждаю»

директор ГБОУ СОШ №531

______________________

                Т.А.Добрунова

Приказ № ____ от ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по математике

базовый уровень

5 класс

Составитель: Фалева О.В.

Учитель математики

2015-2016 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5  класса и реализуется на основе следующих документов:

1.      Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / авт.-сост. В.И.Жохов. – М.: Мнемозина, 2009г

2.      Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Математика  в     школе. – 2004г., №4

Цели изучения курса

 Целями  изучения курса математики в 5 классе являются:

-систематическое развитие понятия числа,

 -выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над  числами,

-переводить практические задачи на язык математики,

-подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Множества и комбинаторика. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

С учетом обязательного минимума содержания в раздел «Натуральные числа» вводится тема «Римская нумерация». В разделе «Дроби» рассматриваются как обязательные только две задачи: нахождение дроби от числа и числа по его дроби. В теме «Проценты» рассматриваются задачи: нахождение процента от величины или величины по нескольким ее процентам.

Рабочая программа составлена с учетом следующего УМК:

- Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежден./Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2007

-Чесноков, А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса/А.С.Чесноков, К.И.Нешков.-М.,2007

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану в образовательном учреждении  на изучение математики  в 5 классе  отводится 170 ч из расчета 5 ч в неделю.  

В календарно-тематическом планировании считаю уместным отнести три урока на повторение курса начальной школы за счет всех уроков на повторение в начало учебного года. Один из уроков посвящен диагностическому контролю за курс начальной школы.

Число контрольных работ по математике в 5  классе представлено следующим образом:

Класс

5

Предмет

математика

Число контрольных работ в году

13 -текущих

  1. итоговая

Требования к математической подготовке

 В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  •       Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
  •       Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
  •       Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
  •       Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
  •       Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
  •       Находить числовые значения буквенных выражений.

   Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Рациональные числа. 

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Действительные числа. 

Этапы развития представления о числе.

Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.

Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.

Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать[1]

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

АРИФМЕТИКА

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Содержание программы обучения

      1.   Натуральные числа и шкалы

 Цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. 

Задачи – восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки.

Понятия шкалы и делений, координатного луча

     2.   Сложение и вычитание натуральных чисел

Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. 

Задачи – уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3.   Умножение и деление натуральных чисел

               Цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.  

            Задачи – целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

4.   Площади и объёмы

Цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения. 

Задачи – отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

 5.   Обыкновенные дроби

Цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. 

Задачи – изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.

 

 6.   Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

Цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. 

Задачи – четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. 

7.   Умножение и деление десятичных дробей

Цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. 

Задачи – основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

 

 8.   Инструменты для вычисления и измерения

Цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов. 

Задачи – понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.

Учебно-методические средства  обучения

Литература для учителя 

  1. Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.: Мнемозина, 2004-2007.
  2. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
  3. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
  4. Иляшенко, Л.А.Математика: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс/ Л.А.Иляшенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
  5. Гененкова И.С. Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов для проверки качества знаний.5-7 классы.2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель,2008
  6. Шевкин А.В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 кл.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2001
  7. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. Первое, второе полугодие /авт.-сост. З.С.Стромова, О.В.Пожарская.- Волгоград: Учитель, 2006
  8. Математические диктанты для 5-9 классов: Кн. для учителя / Е.Б.Арутюнян, М.Б.Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левитас.-М.: Просвещение, 1991
  9. Шершнев Е.Ф., Чулков П.В. Тесты по математике. 5 класс- М.: «Издат-школа   XXI»

Литература для учащихся

 

  1. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
  2. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.:Издательство «Первое сентября» 2003.
  3. Иляшенко, Л.А.Математика: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс/ Л.А.Иляшенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2010

Банк литературы для подготовки  к итоговой аттестации.

1. Шершнев Е.Ф., Чулков П.В. Тесты по математике. 5 класс- М.: «Издат-школа XXI»

2. Математика. Тесты для промежуточной аттестации учащихся 5-6 классов. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. –Ростов-на- Дону: Легион, 2008.

Интернет-ресурсы:

1.        www.edu.ru (сайт МОиН РФ).

2.        www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).

3.        www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)

4.        www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).

5.        www.math.ru (Интернет-поддержка учителей математики).

6.        www.mccme.ru (сайт Московского центра непрерывного математического        образования).

7.        www.it-n.ru (сеть творческих учителей)

8.        www.som.fsio.ru (сетевое объединение методистов)

9.        http:// mat.1september.ru (сайт газеты «Математика»)

10.        http:// festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»)).

11.        www.eidos.ru/ gournal/content.htm (Интернет - журнал «Эйдос»).

12.        www.exponenta.ru (образовательный математический сайт).

13.        kvant.mccme.ru (электронная версия журнала «Квант».

14.         www.math.ru/lib  (электронная  математическая библиотека).

15.        http:/school.collection.informika.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

16.        www.kokch.kts.ru (on-line тестирование 5-11 классы).

17.        http://teacher.fio.ru (педагогическая мастерская, уроки в Интернете и другое).

18.        www.uic.ssu.samara.ru (путеводитель «В мире науки» для школьников).

19.        http://mega.km.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия).

20.        http://www.rubricon.ru, http://www.encyclopedia.ru (сайты «Энциклопедий»).


[1]         Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по ОБЖ 5 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по ОБЖ для учащихся 5 классов...

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету "Искусство" 8-9 классы.

В данном материале пояснительная записка и два календарно-тематических планирования для 8 и 9 классов по предмету "Искусство" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской....

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Бисероплетение"

Данная работа, будет востребованна педагогами по доп. образованию,  работающих с детьми в начальных классах....

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Бисероплетение"

Данная работа, будет востребованна педагогами по доп. образованию,  работающих с детьми в начальных классах....

Пояснительная записка и календарно тематическое планирование по МХК 10 класс

Пояснительная записка, тематическое планироание 10 класс...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по технологии на 2014-2015 учебный год

1. Пояснительная записка 1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование...

Пояснительная записка к календарно – тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов – 3 часа в неделю.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов - 3 часа в неделю...