разработка урока для 5 класса "Степень числа"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Делянова Светлана Валерьевна

Данная разработка предназначена для изучения нового материала, которая содержит различные  разноуровневые задания,тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stepen.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока математики по теме: «Степень числа». 5 класс.

Тема: « Степень числа»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

Знать: определение степени; понятия – « основание степени », « показатель степени ».

Уметь: находить числовое значение степени, определять порядок действий и находить значения числовых выражений, содержащих степень.

Структура урока:

1. Организационный.

2. Актуализация знаний и умений.

3. Постановка цели урока.

4. Усвоение нового материала. (Адаптивная технология. Самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя. Парная, групповая, индивидуальная  форма работы.)

5. Подведение итогов урока.

6. Информация о домашнем задании.

Ход урока.

1. Актуализация темы. Постановка цели урока.

На доске написаны примеры. Каким действием можно заменить сумму, чтобы получить верное равенство? (ответ детей)

4+4=                                                                            4*4=

5+5+5=                                                                        5*5*5=

3+3+3+3=                                                                    3*3*3*3=

2+2+2+2+2=                                                                2*2*2*2*2=

Посмотрим на другой столбец примеров. Что можно заметить в них? Есть ли способ замены произведения другим действием? (дискуссия  детей). Выход на тему и цель урока: «Степень числа». Включение учащихся в самостоятельную работу по алгоритму.

2. Изучение нового материала.

Алгоритм работы.

І. Работа в парах.

1.Прочитайте п.7 учебника (один ученик читает, другой слушает):

                        1 вариант: стр.69 и два абзаца стр.70.

                        2 вариант: с третьего абзаца стр. 70.

Взаимопередача  темы.

2.Выучите определение степени на стр.70.

3.Устно ответьте на вопросы: (работа в парах)

              - Какое выражение называется степенью?

              - Как обозначают основание степени?

              - Как обозначают показатель степени?

              - Что показывает основание степени?

              - Что показывает показатель степени?

ІІ. Фронтальная работа.

(на доску поместить Схему 1 – отработка понятий: степень, основание степени, показатель степени, которыми учащиеся овладевали, работая в парах. Составление опорной записи.)

 Схема 1

СТЕПЕНЬ  ЧИСЛА

an  - cтепень

a – основание степени

n – показатель степени

ІІІ. Работа в парах. Первичный контроль усвоения понятий. (Приложение 1. Тест 1.)

1.Выполните ТЕСТ  1. Оцените работу.

2.Проверьте друг друга с помощью ключа на доске. Оцените работу.

ІV. Фронтальная работа.

Возвращение и выполнение недорешенных примеров (второй столбец).

Замена произведения степенью. ( На доску поместить схему 2. Отработка понятий: степень, основание степени, показатель степени на примерах.

Выполнение преобразования выражений, содержащих степени, на основе определения; задания на порядок действий в выражении, содержащем степень).

Схема 2

ПРИМЕР:

8 3 – степень

8 – основание степени

3 – показатель степени

8 3 = 8 * 8 * 8 = 512

10 * 5 2 = 10 * 25 = 250

( 10 * 5 )2 = 50 2 = 2500

V. Индивидуальная работа. Первичный контроль: усвоение знаний 1 уровня. (Приложение 2. Тест 2.)

1.Выполните ТЕСТ 2.. Оцените работу.

2.Проверьте правильность решения по ключу у учителя. Оцените работу. (Если есть вопросы обратитесь к учителю).

VІ. Индивидуальная работа. Вторичный контроль: усвоение знаний 2 уровня. (Приложение 3. Тест 3.)

1.Выполните ТЕСТ 3. Оцените работу.

2.Проверьте правильность решения по ключу у учителя. Оцените работу. (Если есть вопросы обратитесь к учителю).

VІІ. Индивидуальная работа. Вторичный контроль: усвоение знаний 3 уровня.

(Приложение 4. Тест 4.)

1. Выполните ТЕСТ 4. Оцените работу.

2. Проверьте правильность решения по ключу у учителя. Оцените работу. (Если есть вопросы обратитесь к учителю).

3.Сдайте работу учителю.

4.Выполните устную контрольную работу (Схема  3). Результаты запишите в тетрадь (сверить ответ).

Схема 3

УСТНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Какая самая яркая звезда на зимнем ночном небе в северном полушарии?

*23           +32           :72              *43                 -82                       +51

Возможные ответы: Вега – 3; Венера – 2; Сириус – 5; Альтаир – 6.

VІІІ. Самостоятельная работа на три уровня самооценки.

                 1 вариант                                                             2 вариант

                                                1 уровень

1. Запишите в виде степени:

а) 3*3                                                                         а) 4*4*4

б) 10*10*10                                                               б) 2*2*2*2

в) 1*1*1*1*1*1*1                                                     в) 5*5

2. Вычислите:

а) 53                                                                             а) 43

б) 132                                                                           б) 122

в) 304                                                                           в) 204

                                                 2 уровень

1. Вычислите:

а) 5*103                                                                       а) 33*10

б)  3*22                                                                        б) 4*22

в) (3*2)2                                                                       в) (2*4)2

2. Сравните числа:

а) 23 и 32                                                                       а) 34 и 43

б) 42 и 32                                                                       б) 62 и 53

в) 43 и 53                                                                       в) 34 и 24

 

                                               3 уровень

1. Определите показатель степени числа и запишите его вместо звездочки:

а) 8* = 512                                                                 а) 3* = 81

б) 2* = 64                                                                   б) 7* = 343

в) 6* = 1296                                                               в) 5* = 3125

2. Упростите запись, используя степень:

а) 2*2*2*5                                                                  а) 8*3*3

б) (2*5)*(2*5)*(2*5)                                                  б) 17*5*5*5*17

в) 13*6*6*6*6*13                                                      в) (5*3)*(5*3)*(5*3)*(5*3)     

                         

ІХ. Резервный материал. Работа в группах. Решение занимательной развивающей задачи с использованием степени.

Играем в математическое лото. Приложение 5.

Х. Рефлексия. Подведение итогов урока.

ХІ. Задание на дом.

В рабочих тетрадях выполнить № 75; 76; 77.

Приложение 1

Тест 1.

Заполни пропуски.

Выражение вида______ называется степенью, где ____________- это основание степени, а _____________- это показатель степени.

Основание степени – это ________________________________________, а показатель равен _____________________________________________________________________.

Примеры:

1. В выражении 64         число __________ основание степени, число ___________________ - показатель степени.

2. У степени _____________ основание равно 2, а показатель равен 5.

Приложение 2

Тест 2.

 Запишите в виде степени.

1. 2*2*2

а)   23                       б)   8                 в) 32                    г) 6

2. 100*100

а) 10000                 б)  100 2             в)  200               г) 2 100

3. 5*5*5*5*5*5

а)  5 6                       б)  15625          в)  30                 г) 6 5

                                                                                                                                       Приложение 3

Тест 3.

 Вычислите:

1. 7 2                                                                             4. 4*10 2

а) 49           б) 14           в) 56                                    а) 400          б) 1600               в)160

2. 90 2                                                                          5. 0*10 3

а) 180         б) 8100       в) 810                                  а) 1000        б) 0                     в) 10

3. 20 3                                                                          6. 1*10 3

а) 80           б) 600         в) 8000                                а) 10            б) 100                 в) 1000

Приложение 4

Тест 4.

 Вычислите:

1. 6*2 3                                                                       4. (4+5) 2

а) 48           б) 1728       в) 36                                    а) 81            б) 18                   в) 41

2. 27 : 3 2                                                                    5. (13- 5) 2

а) 81           б) 3             в) 4                                      а) 16            б) 64                   в) 144

3. 250 : 5 3                                                                  6. 10 + 5 2

а) 1250       б) 150         в) 2                                      а) 30            б) 35                   в) 20

Приложение 5

Математическое лото

А  51                                                 М  33                                               И  ( 2+1 )2

Ц  62                                                Д  72                                                Н  2 + 12

К  23                                                Г  82                                                 С  ( 5 – 4 )3

Т  42                                                Е  01                                                 Х  5 * 22

В  22                                                Р  52                                                 О  ( 5 * 2 )2

4

27

5

16

0

27

5

16

9

8

0

3

0

16

36

5

25

1

8

9

20

49

100

25

100

64

Ключ.

Тест 1.

Выражение вида an  называется степенью, где a – это основание степени, n – это показатель степени.

Основание степени – это повторяющийся множитель, а показатель равен числу одинаковых множителей.

Примеры:

1.В выражении 6 4 число 6 – основание степени, число 4 – показатель степени.

2. У степени 2 5 основание равно 2, а показатель равен 5.

Тест 2.

1

2

3

а

б

а

Тест 3.

1

2

3

4

5

6

а

б

в

а

б

в

Тест 4.

1

2

3

4

5

6

а

б

в

а

б

Б

Самостоятельная работа

                                             

                                        1 вариант                                             2 вариант   

Уровень

№ задания

а

б

в

а

б

в

1

1

32

103

17

43

24

52

2

125

169

810000

64

144

160000

2

1

5000

12

36

270

16

64

2

меньше

меньше

меньше

больше

меньше

больше

3

1

3

6

4

4

3

5

2

23 *5

(2*5)3

132*64

8*32

172*53

(5*3)4

Математическое лото

«В математике нет царских дорог»

Литература:

1.Дорофеев Г.В. и др. Математика: Учебник для 5 кл., Москва «Просвещение», 1996.

2. Дорофеев Г.В. и др. Дидактические материалы для 5 кл., Москва «Просвещение», 2001.

3. Бунимович Е.А. и др. Математика: Рабочая тетрадь для 5 кл., Москва «Просвещение»,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Нахождение части от числа и числа по его части»

Тема урока: «Нахождение части от числа и числа по его части»Урок в 5 классе . Цели:повторение и обобщение изученного материала;контроль за усвоением знаний;развитие математического кругозора, мышления...

Методическая разработка урока "Противоположные числа" 1 урок

Урок является первым в изучении темы «Противоположные числа». Основной целью урока является введение понятия числа, противоположного данному; показать обозначение чисел, противоположных данным; ...

Методическая разработка урока "Противоположные числа" 2 урок

Урок является вторым в изучении темы «Противоположные числа». Основной целью урока является введение понятия целых чисел, отрабатывать понятия противоположных и взаимно обратных чисел, умение ре...

Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.Форму работы с классом я выбрала, опира...

Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.Форму работы с классом я выбрала, опира...

Методическая разработка урока математики:"Нахождение числа по его дроби"

Методическая разработка урока математики для 6 класса, к УМК Н.Я.Виленкин:"Нахождение числа по его дроби". Урок закрепления изученного....