1 | Организационный момент | 1 | Создание благоприятного психологического настроя | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Сообщает тему урока, формулировать цели урока, знакомит с планом работы на уроке.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать действия с обыкновенными дробями. мы будем работать в маршрутных листах . За каждый этап работы на уроке вы себе будете ставить баллы, а в конце урока мы узнаем, кто из вас был успешен на уроке | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на деловой ритм работы | Личностные: мотивация учения. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2 | Актуализация опорных знаний | 20 | Актуализация опорных знаний и способов действий.
| Организует работу учащихся Задание №1 верно ли утверждение? 1. При умножении дробей нужно умножить их числители, умножить их знаменатели, и первое произведение записать в числитель, а второе в знаменатель. 2. Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо привести их к наименьшему общему знаменателю и выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 3. Чтобы умножить смешанные числа , надо умножить их целые части и дробные части . 4. Число, обратное натуральному числу, это аликвотная дробь. 5. Чтобы умножить дробь на натуральное число, нужно числитель дроби умножить на это число, а знаменатель дроби оставить тем . 6. Дробь называется неправильной, если числитель меньше знаменателя
Задание №2 Продолжить по аналогии: плюс-минус; умножение- равенство- уменьшение- известное- простое- числитель- целое- правильная-
Задание №3 Представьте неправильные дроби в виде смешанного числа:7/2 ; 19/4; 99/11 Задание №4. Представьте смешанные числа в виде неправильных дробей: 1 5/24;4 3/20;2 7/51
Задание №5.Сократите дроби: 9/21; 18/24; 21/35
Задание №6.Логические цепочки (какая дробь лишняя) 2/5; 4/8; 6/11; 13/14 2/3; 3/4; 4/11; 5/6; 27/9
7 2/9; 35/3;15/26;24 3/8
Задание №7.Восстановите деформированные равенства:
Задание №8 (отработка вычислительных навыков) 1) 8 7/32+ 5 3/32=
2) 7 +8 13/24 = 3) 12/13+ 7 1/13= 4) 7/15 - 4/15= 5 ) 4 – 2 29/30= 6) 10 - 2/9= 7) 5/8 ∙ 3/4= 8) 5/12 ∙ 2/5= 9) 2 1/4 ∙ 4/9= 10) 14 ∙ 2/7= Задание №9. Ты мне, я тебе (работа в парах) Из данных пар дробей выбрать любую и предложить ее соседу по парте:
7 1/2 и 2 4/15 ; 3 7/9 и 1 4/17; 73/11 и 3 3/10 Выполнить задания: Сравнить их Найти сумму Найти разность Взаимопроверка. Выполнить задания: сравнить их, найти сумму, найти произведение
| Участвуют в работе. В беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся отвечают с помощью сигнальных карточек: согласны - зеленая, не согласны –красная и оценивают себя
Проставляют в листе самооценивания количество верно отвеченных заданий.
Выполняют решение
Выполняется самопроверка(ответы на слайде), подсчитывается количество решенных примеров и из них правильных. Выставляют оценку в лист самооценивания
Выполняют задания, затем выполняется самопроверка(ответы на слайде ), подсчитывается количество решенных примеров и из них правильных. Выставляют оценку в лист самооценивания.
| Личностные: мотивация учения. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками
Личностные: мотивация учения. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: проявление активности при решении задач, умение использовать речь для регуляции своей деятельности. Познавательные: строить логическую цепь рассуждений. Предметные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания
|
3 | Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 2 | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Предлагает учащимся задание.
Задание. Решить уравнение: . Учитель выясняет, почему учащиеся не могут решить уравнение.
- Значит, что необходимо нам сегодня научиться делать, чтобы мы могли выполнить это задание? - И значит, какова цель нашего урока? - Хорошо. Запишите тему урока «Деление дробей». | Учащиеся сталкиваются с проблемой, т.к. не умеют делить дроби.
- Нам нужно научиться делить дроби. - Научиться делить дроби. Записывают в тетради тему урока. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что известно и что нет. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками |
5 | Изучение нового материала
|
| организовать работу по проблемному объяснению нового материала
| «Лаборатория исследований». 1 этап. Задание № 1. Начертите отрезок равный 8 сантиметрам.(Сколько это клеточек) Задание № 2. Разделите полученный отрезок на отрезки по ½ сантиметра. Сколько таких отрезков получилось? Записали: 8∶ 1/2=16 2 этап. Каждая группа (два человека сидящие за одной партой) получает индивидуальное задание. 1. Разделите отрезок равный 3 см на отрезки по 1/2см. 2. Разделите отрезок равный 4 см на отрезки по 1/2см. 3. Разделите отрезок равный 5 см на отрезки по 1/2см. . 3 этап. Проводятся наблюдения. Ищется закономерность. Выдвигается гипотеза: «чтобы разделить на дробь нужно число умножить на знаменатель и разделить на числитель.
4 этап. Проверка гипотезы. Возьмём произвольное число 15∶ 2/3= (15 ∙3)/2= 45/2 Проверка: .45/2 ∙ 2/3= (45 ∙2)/(2 ∙3)= 45/3=15
Обратите внимание на дроби 2/3 и 3/2 . Какие они? Т.е мы умножали 15 на дробь обратную делителю. 5 этап. Как разделить дробь на дробь? Скажите число 15 можно представить в виде обыкновенной дроби? Проведите деление, заменив число 15 на дробь. Вывод: чтобы разделить дробь на дробь, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю. |
( делим на отрезки по одной клеточке – всего 16 отрезков).
Запись решений на доске 3∶ 1/2= 4∶ 1/2= 5∶1/2= Ученик от одной группы записывает свой результат
Взаимно обратные | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить свои высказывания. |
6 | Закрепление изученного материала
|
| закрепление полученных знаний | - Записать правило деления в тетрадь с помощью букв. : = Решение примеров
3/4 ∶ 8/9= 7/12 ∶ 3/5= 3 1/5 ∶2 2/15= 1 7/8 ∶4 1/6= 3/(4 ) ∙ 8/9 ∶ 9/4=
Установи соответствие: 2/5 ∶ 4/15 2/3 6 1/2 ∶1 6/7 1 1/6 5/12 ∶ 5/8 9/20 11/15 ∶ 22/35 3 1/2 1 7/8 ∶4 1/6 1 1/2
|
| Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
|
7 | Рефлексия |
| Дать количественную оценку работы учащихся, создать условия для формирования самоанализа | Подводит итоги урока (чему научились? достигли ли поставленной цели?). Итак, задание для самых внимательных: - что узнали нового про дроби? - Что было сложно? - Как выполнять деление? Предлагаю оценить себя на уроке по 5-й шкале. - Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3». Почему? - Совпадает ваша оценка с оценками за каждый этап? - Урок хочу закончить такими словами, внимательно их послушайте! На экране замечательные слова Л.Н.Толстого «Человек есть дробь. Числитель – достоинства человека; знаменатель – оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может умножить свой знаменатель – своё мнение о самом себе». - Подумать о чём эти слова. Следующий урок начнём с них
| Оценивают себя. Подводят итоги урока. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
|