Деятельность учителя (краткое описание этапов урока) | Деятельность учащихся (перечень УУД, предметных результатов) |
Организационный Момент Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) |
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность Организация учебного процесса - Скажите, пожалуйста, с какими числами вы познакомились на предыдущих уроках? Еще не зная про отрицательные числа мы уже встречались в жизни с ними, в каких ситуациях? Посмотрите на доску. Что это изображено? Похоже на координатную прямую. А чего не хватает? Чисел. Хотите узнать, что случилось с числами? Тогда послушайте сказку «Совещание чисел».
|
Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин) |
- Однажды в царстве чисел случилась сильная буря. Все числа дробные, целые, положительные и отрицательные перемешались, никто не знал своего места. Нуль решил навести порядок в царстве чисел и собрал всех на совещание. А совещание проходило на координатной прямой. НУЛЬ стал держать речь. «Так дорогие числа, отрицательные и положительные. Вправо от меня друг за другом , начиная с 1, располагайтесь целые положительные числа, а влево начиная с -1 целые отрицательные. Нуль хорошо понимал ,что в математике без отрицательных чисел не обойтись. Между ними встаньте вы, дробные числа. Согласились числа с нулём, встали на координатной прямой, как посоветовал НУЛЬ. Стало множество чисел на координатной прямой упорядочено, но теперь у жителей то и дело стали возникать разногласия. Им стало важно различать, какое из них больше, а какое меньше.
2342 2324
-4 -6
0 -3
|
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.
|
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин) |
-Почему не смогли сравнить последние две пары чисел?
-Как вы думаете, какая тема урока сегодня будет?
- Ребята, давайте поможем числам решить эту проблему. | Не умеем сравнивать отрицательные числа между собой и числа с разными знаками. -Сравнение чисел Записывают в тетрадях число и тему урока.
Научиться сравнивать отрицательные и положительные числа и получить правила сравнения чисел
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин) |
Ребята, в 5 классе, мы сравнивали числа, пользовались координатным лучом. Как сравнивать числа, используя координатную прямую? Например, 9>7, т.к. 9 правее. Это же правило касается любых чисел. Сейчас вы выступите в роли исследователей. Работаем в группах. Каждая группа работает над своим исследованием. Исследование осуществляется по алгоритму. Пользуясь алгоритмом исследования, вы его выполняете. А потом выводите определенное правило. Группа № 1 - Отметьте точки на координатной прямой: А(3), В(5), С(2), D(), О (0)
- Объясните, как расположены точки относительно нуля?
- Сравните с помощью координатной прямой числа:
3 и 0 5 и 0 2 и 0 и 0 4. Сформулируйте правило сравнения любого положительного числа и нуля. Приведите свои примеры.
0 Примерный ответ: выполнив задание, мы пришли к выводу что
Группа 2. - Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -5), С(-2), D(-), O(0).
- Объясните, как расположены точки относительно нуля?
- Что говорят про координату точки, которая расположена левее.
- Сравните с помощью координатной прямой числа:
-3 и 0 -5 и 0 0 и -2 0 и - 5. Сделайте вывод о сравнении любых отрицательных чисел с нулем. Приведите свои примеры.
0
Группа 3. 1. Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В ( -2). 2. Сравните числа -3 и -2 с помощью координатной прямой. 3. Найдите модули этих чисел. Сравните модули. 4. Отметьте на координатной прямой точки: С(-5), D(-1). 5. Найдите модули этих чисел. 6.Сравните модули. 7.Сделайте вывод как сравнить числа -5 и -1 по их модулям. Выведите правило сравнения отрицательных чисел
0
Группа 4. 1.Отметьте на координатной прямой точки: А(-5), В(2), С(-), D(4), O(0). 2. Точки с какими координатами лежат левее точки О(0), какие правее О(0)? 3.Выполните сравнение: -5 и 2 -и 2 4 и - -5 и 4 -и 4 4. Какое больше из чисел положительное или отрицательное?
5. Сформулируйте правило сравнения отрицательных и положительных чисел. Приведите свои примеры.
0
| Чем правее на координатной прямой точка, тем больше ее координата
Каждая группа получает задание.
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану
|
5. Реализация построенного проекта (5-8) |
Защита каждой группы своих выводов -Найдите в тексте учебника эти правила. Прочитайте еще раз. Отметьте их карандашом. И выучите к следующему уроку.
| Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану |
Физкультминутка: Смена деятельности Сядьте ровно, спина прямая, руки вытяните и положите на стол. Если ответ “ да”, то руки поднимаем вверх; если ответ “ нет”, то руки опускаем вниз. Будьте внимательны. 1) 0 – целое число. (Да) 2) -5- натуральное число (Нет) 3) 3 > 5 (Нет) 4) Положительное число всегда больше отрицательного (Да) 5) Модуль числа не может быть отрицательным ( Да) 6) В тундре зимой обычно бывает +40˚С ( Нет) Молодцы! Передохнули, продолжим. Я хотела бы напомнить о том, как важно следить за осанкой. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придаёт человеку бодрость, уверенность в себе. Рене Декарт, который дал геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел, был не только математиком и физиком, но и философом. Одно из его изречений на доске: « Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно». Давайте примем правильную осанку и продолжим работу. | Выполняют упражнения. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) |
- Вы составили алгоритм сравнения чисел. - Проверим как он действует Мне нужны четыре помощника из каждой группы. Возьмите карточки с числами и встаньте в порядке возрастания.
Вопрос: - Какое число отделяет положительные числа от отрицательных? - Назовите самое большое число? Самое маленькое число? - Какое число больше положительное или отрицательное? Вывод сделан верный. Мне нужны еще четыре помощника из каждой группы. Возьмите карточки и встаньте в порядке возрастания.
Вопрос: - Какое число самое маленькое? - Что меньше 14 или 0? - Что больше 0 или -5? Ребята, давайте сделаем вывод. Какое число больше: отрицательное или 0? Положительное или 0? Мне нужны четыре помощника с третьего ряда. Возьмите карточки и встаньте в порядке возрастания.
Вопрос: - Какое число больше: -18 или -1 -4 или -2 -2 или -1 Вывод: Из двух отрицательных чисел больше то, которое ______________? | Проговаривают правило, выполняют задания. Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин) |
СРАВНИТЕ: ВАРИАНТ №1 |
| ВАРИАНТ №2 | -35 и 41
| 31 и -45 | -26 и -31
| -42 и -15 | и | и | и | и | и - | и |
ОТВЕТЫ: ВАРИАНТ №1 | 5 «+» отметка 5 4 «+» отметка 4 3,2 «+» отметка 3 | ВАРИАНТ №2 | -35 < 41
| 31 > -45 | -26 > -31
| -42 < -15 | < | > | > | > | < - | > |
| Выполняют самостоятельную работу
Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин) |
- Для того , чтобы расшифровать слово вам необходимо расставить числа в порядке возрастания. Затем заменить каждое число буквой. У вас получится слово. Что означает это слово, мы узнаем из следующего слайда. Расшифрованное слово запишите в тетради. Ответ: БРАХМАГУПТА Историческая справка. Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке. Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги».
| При решении задач, уравнений.
Каждая группа составляет слово
Высказывают свое мнение
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) |
В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели: · Сегодня на уроке я научился… · Мне было интересно… · Мне было трудно: · Я понял … · Я почувствовал, что… · Больше всего мне понравилось… · Мне было интересно… · Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что… – Запишите домашнее задание.
Домашнее задание: А) выучить правила сравнения чисел Б) № 240, № 241
| Отвечают на вопросы.
Слушают, записывают, уточняют способы работы и объём домашней работы.
Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |