Разработка урока в 6 классе"Сравнение чисел"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Кабанова Елена Юрьевна

Урок составлен в соответствии со всеми требованиями ФГОС, урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok1.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сравнение чисел»

Технологическая карта

Автор урока (Ф.И.О.)

Кабанова Елена Юрьевна

Должность

Учитель математики

Образовательное учреждение

МАОУ «Ликино-Дулевский лицей»

Предмет

Математика

Класс  (профиль класса)

6 (общеобразовательный)

Продолжительность урока (занятия)

40 мин

Тема урока 

Сравнение чисел

Тип урока (форма урока)

Открытие новых знаний

Цели  (результаты) урока:

Предметные (Пр) (ученик научится…, ученик получит возможность научиться….)

Регулятивные (Р)

Познавательные (П)

Коммуникативные (К)

Личностные (Л)

Обучающие: познакомить с правилами сравнения положительных и отрицательных чисел; научить применять полученные знания при выполнении различных заданий.

Развивающие: формирование и развитие мыслительных операций,  развитие логического мышления, способствовать развитию математической речи учащихся.

Воспитательные: способствовать формированию  личностных качеств: доброты,  взаимопомощи, милосердия, умения слышать и слушать, работать в парах и группах. способствовать формированию познавательного интереса;

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь работать по коллективно составленному плану

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок 

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Умение слушать и понимать речь других

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Автор учебника (УМК)

Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский и др. – 12-е изд.,  – М.:Просвещение, 2014

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия)

Компьютер, интерактивная доска

Указание приложений к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал)  

Презентация, раздаточный материал

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др. – 12-е изд.,  – М.:Просвещение, 2014

 http://portfolio.uga.akipkro.ru/blog/pozarickaya/3/2013/01/11/sd 

Ход урока:

Деятельность учителя (краткое описание этапов урока)

Деятельность учащихся (перечень УУД, предметных результатов)

Организационный Момент

Вступительное слово  учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»

 «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность                                                                 Организация учебного процесса

- Скажите,  пожалуйста, с какими числами вы познакомились на предыдущих уроках?         Еще не зная про отрицательные числа мы уже встречались в жизни с ними, в каких ситуациях? Посмотрите на доску. Что это изображено? Похоже на координатную прямую. А чего не хватает? Чисел. Хотите узнать, что случилось с числами? Тогда послушайте сказку «Совещание чисел».

Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин)

- Однажды  в царстве чисел случилась сильная буря. Все числа дробные, целые, положительные и отрицательные  перемешались, никто не знал своего места. Нуль решил навести порядок в царстве чисел и собрал всех на совещание. А совещание проходило на координатной прямой. НУЛЬ стал держать речь. «Так дорогие числа, отрицательные и положительные. Вправо от меня друг за другом , начиная с 1,  располагайтесь целые положительные числа, а влево начиная с -1 целые отрицательные. Нуль хорошо понимал ,что в математике без отрицательных чисел не обойтись. Между ними встаньте вы, дробные числа. Согласились числа с нулём, встали на координатной прямой, как посоветовал НУЛЬ.
 Стало множество  чисел на координатной прямой упорядочено,  но теперь у  жителей то и дело стали возникать разногласия. Им стало важно различать, какое из них больше, а какое меньше.

2342           2324

                   

                   

-4                     -6

0                    -3

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:  Уметь работать по коллективно составленному плану.

3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин)

 -Почему не смогли сравнить последние две пары чисел?

-Как вы думаете, какая тема урока сегодня будет?

- Ребята, давайте поможем числам решить эту проблему.

Не умеем сравнивать отрицательные числа между собой и числа с разными знаками.

-Сравнение чисел

Записывают в тетрадях число и тему урока.

Научиться сравнивать отрицательные и положительные числа и получить правила сравнения чисел

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:  Уметь работать по коллективно составленному плану.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин)

      Ребята, в 5 классе, мы сравнивали числа, пользовались координатным лучом. Как сравнивать числа, используя координатную прямую?

Например, 9>7, т.к. 9 правее. Это же правило касается любых чисел. Сейчас вы выступите в роли исследователей. Работаем в группах. Каждая группа работает над своим исследованием.  Исследование осуществляется по алгоритму.

    Пользуясь алгоритмом исследования, вы его выполняете. А потом выводите определенное правило.                                                                                                              

   

      Группа № 1      

  1. Отметьте точки на координатной прямой: А(3), В(5), С(2), D(), О (0)
  2.  Объясните, как расположены точки относительно нуля?
  3. Сравните с помощью координатной прямой числа:

 3 и 0         5 и 0            2 и 0           и 0

4. Сформулируйте правило сравнения любого положительного числа и нуля.

Приведите свои примеры.

                                                

                                                             0

Примерный ответ: выполнив задание, мы пришли к выводу что

 

Группа 2.

  1. Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -5), С(-2), D(-), O(0).
  2. Объясните, как расположены точки относительно нуля?
  3. Что говорят про координату точки, которая расположена левее.
  4. Сравните с помощью координатной прямой числа:

-3 и 0                   -5 и 0       0 и -2               0 и -

 5. Сделайте вывод о сравнении любых отрицательных чисел с нулем.

Приведите свои примеры.

        

                                                       0                                    

Группа 3.

1. Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В ( -2).
2. Сравните числа -3 и -2 с помощью координатной прямой.
3. Найдите модули этих чисел. Сравните модули.
4. Отметьте на координатной прямой точки: С(-5), D(-1). 
5. Найдите модули этих чисел. 
6.Сравните модули. 
7.Сделайте вывод как сравнить числа -5 и -1 по их модулям.
Выведите правило сравнения отрицательных чисел

        

                                                       0    

Группа 4.

1.Отметьте на координатной прямой точки: А(-5), В(2), С(-), D(4), O(0).

2. Точки с какими координатами лежат левее точки О(0), какие правее О(0)?

3.Выполните сравнение:

-5 и 2          -и 2             4 и -           -5 и 4                  -и 4

4. Какое больше из чисел положительное или отрицательное?

5. Сформулируйте правило сравнения отрицательных и положительных чисел.

Приведите свои примеры.

        

                                                    0    

Чем правее на координатной прямой точка, тем больше ее координата

Каждая группа получает задание.

Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану 

5. Реализация построенного проекта (5-8)

Защита каждой группы своих выводов

-Найдите в тексте  учебника  эти правила. Прочитайте еще раз. Отметьте их карандашом. И выучите к следующему уроку.

Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану

Физкультминутка: Смена деятельности

Сядьте ровно, спина прямая, руки вытяните и положите на стол. Если ответ          “ да”, то руки поднимаем вверх; если ответ “ нет”, то руки опускаем вниз. Будьте внимательны.                                                                                                                                             1) 0 – целое число. (Да)                                                                                                                                 2) -5- натуральное число (Нет)                                                                                                               3) 3 > 5  (Нет)                                                                                                                                             4) Положительное число всегда больше отрицательного (Да)                                                           5) Модуль числа не может быть отрицательным ( Да)                                                                                6) В тундре зимой обычно бывает +40˚С   ( Нет)                                                                                                                            

Молодцы!  Передохнули, продолжим. Я хотела бы напомнить о том, как важно следить за осанкой. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и  придаёт человеку бодрость, уверенность в себе. Рене Декарт, который  дал геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел, был не только математиком и физиком, но и философом. Одно из его изречений на доске: « Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно». Давайте примем правильную осанку и продолжим работу.                          

Выполняют упражнения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)

- Вы составили алгоритм сравнения чисел.

- Проверим как он действует 

Мне нужны четыре помощника из каждой группы.

Возьмите карточки с числами и встаньте в порядке возрастания.

-14

0

5

17

Вопрос:

- Какое число отделяет положительные числа от отрицательных?

 - Назовите самое большое число? Самое маленькое число?

 - Какое число больше положительное или отрицательное?

   Вывод сделан верный.

Мне нужны еще четыре помощника из каждой группы.

Возьмите карточки и встаньте в порядке возрастания.

-5

-1

0

14

Вопрос:

- Какое число самое маленькое?

- Что меньше 14 или 0?

- Что больше 0 или -5?

Ребята, давайте сделаем вывод. Какое число больше: отрицательное или 0? Положительное или 0?

Мне нужны четыре помощника с третьего ряда. Возьмите карточки и встаньте в порядке возрастания.

-18

-4

-2

-1

Вопрос:

- Какое число больше:

-18 или -1

-4 или -2

-2 или -1

Вывод: Из двух отрицательных чисел больше то, которое ______________?

Проговаривают правило, выполняют задания.

Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин)

СРАВНИТЕ:

ВАРИАНТ №1

ВАРИАНТ №2

-35 и 41

31 и -45

-26 и -31

-42 и -15

 и

 и

 и

 и

 и -

 и

ОТВЕТЫ:

ВАРИАНТ №1

5 «+» отметка 5

4 «+» отметка 4

3,2 «+» отметка 3

ВАРИАНТ №2

-35 < 41

31 > -45

-26 > -31

-42 <  -15

 <  

 >

 >

 >

 < -

 >

Выполняют самостоятельную работу

Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин)

- Для того , чтобы расшифровать слово вам необходимо расставить числа в порядке возрастания. Затем заменить каждое число буквой. У вас получится слово. Что означает это слово, мы узнаем из следующего слайда.

0

У

Г

Х

М

Р

П

Б

А

А

Т

А

Расшифрованное слово запишите в тетради.

Ответ: БРАХМАГУПТА

Историческая справка.

Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке.

Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги».

При решении задач, уравнений.

Каждая группа составляет слово

Высказывают свое мнение

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

 Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)

В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели:

·     Сегодня на уроке я научился…

·     Мне было интересно…

·     Мне было трудно:

·     Я понял …

·     Я почувствовал, что…

·     Больше всего мне понравилось…

·     Мне было интересно…

·     Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

– Запишите домашнее задание.

Домашнее задание:

А) выучить правила сравнения чисел

Б) № 240, № 241

Отвечают на вопросы.

Слушают, записывают, уточняют способы работы и объём домашней работы.

Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе "Сравнение чисел".

Подробный конспект урока + презентация. Раздел: «Положительные и отрицательные числа» .Тип: урок ознакомления с новым материалом .http://barabash.ucoz.ru/load/urok_matematiki_v_6_klasse_qu...

презентация к уроку в 6 классе "Сравнение чисел"

это приложение к уроку математики в 6 классе....

Разработка урока по математике 6 класс "Сравнение чисел".

Дәреслек авторы:  Н. Я.Виленкин. Җиһазлау: интерактив такта, компьютер, презентация Power Point, демонстрация термометры, мэнэджмэт....

Презентация к уроку математики в 6 классе "Сравнение чисел"

Презентация к уроку математики в 6 классе "Сравнение чисел"...

Открытый урок по математике в 6 классе "Сравнение чисел"

Конспект урока + презентация к уроку математики в 6 классе на тему "Сравнение чисел"....

Урок математики в 6 классе "Сравнение чисел"

Урок открытия нового знания....