«Действия с десятичными дробями»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
План урока
1. Вводное слово учителя.
2. Повторение правил сложения, вычитания, умножения,
деления, десятичных дробей
3.Решение задач.
Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков.
Погрузиться в прошлое, реально представлять его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий нам помогут задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystviya_s_desyatichnymi_drobyami._5_klass.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Алагир
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Интегрированного урока
Математика+история
5 класс
Тема урока: «Действия с десятичными дробями»
Разработала: учитель математики
Дзбоева Т.Б.
РСО-Алания г.Алагир 2013
Разработка интегрированных уроков
«Страницы Русской истории на уроках математики в 5 классе»
Цели уроков: 1. Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы.
2. Развивать умение применять знания на практике.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: Кремль, башни кремля проектируются через мультимедииный проектор.
План урока
1. Вводное слово учителя.
2. Повторение правил сложения, вычитания, умножения,
деления, десятичных дробей
3.Решение задач.
Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков.
Погрузиться в прошлое, реально представлять его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий нам помогут задачи.
Фронтальный опрос:
1). Как сложить (вычесть) две десятичные дроби.
2). Как умножить две десятичные дроби.
3). Как разделить одну дробь на другую.
4) Решение задач
Эпиграф к уроку
« С невелика начиналась
матушка Москва»
(народная песня)
Учитель истории:
« Московский Кремль».
Современная Москва - большой, красивый, многолюдный город.
И трудно представить, что когда-то она была маленьким поселком.
Задача №1. Московский Кремль XI веке занимал 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком была на 7,5 га. больше. Вычислите площадь нового Кремля.
Решение:
1,5 + 7,5 = 9 (га) площадь нового Кремля.
Ответ: 9 га.
Учитель истории:
Самые страшные испытания обрушились на Москву в 1238 году, когда под её стены пришли полчища хана Батыя. Москвичи укрылись за стенами Кремля и самоотверженно защищали город, но отстоять его не сумели. Шли годы, и Москва, уничтоженная Батыем, вновь отстроилась и выросла. Чтобы Москва соответствовала новой роли - столицы обширного княжества, Иван I, по прозвищу Калита («мешок с деньгами») стал её украшать – вновь сооружая стены Кремля из огромных бревен диаметром до 70 см, длиной 15 метров.
Задача № 2. Кремль, построенный при Юрии Долгоруком, имел площадь 9 га, а при Иване Калите – на 10,9 га больше. Вычислите площадь Кремля возведенного при Иване Калите.
Решение:
9 + 10,9 = 19,9 (га) – площадь Кремля, построенном
при Иване Калите.
Ответ:19,9 га.
Задача № 3. Кремль Юрия Долгорукого имел стены длинною 1,2 км, а Кремль И. Калиты на 0,47 км длиннее. Вычислите длину стен Кремля, возведенного И. Калиты.
Решение:
1,2 + 0,47 = 1,67 (км) длина стен Кремля, возведен-
ного Иваном Калитой.
Учитель истории:
30 лет дубовые стены защищали москвичей, но ситуация изменилась с появлением у татар мощных камнеметов, метавших камни «яко же можаху 4 человеки сильнии подъяти»…
Время деревянных крепостей прошло: новая осадная техника привела Московского князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, к необходимости « ставить город Москов камен»
И в 1367 году поднялись белые стены первого каменного Московского Кремля.
Задача № 4. Кремль, построенный Иваном Калитой, имел стены длиной 1,67 км., а длина стен первого каменного Кремля – 0,309 км. Больше. Вычислите длину стен Кремля Дмитрия Донского.
Решение:
1,67 + 0,309 = 1,979 (км) – длина стен Кремля Дмитрия
Донского
Итого: 1,979 км.
Учитель истории:
Почти век белокаменные стены оставались неприступными, но обветшали и повелел Иван III строить новый Кремль. За 10 лет усилиями русских и итальянских зодчих поднялась грозная крепость, выдающееся сооружение своего времени. Она хорошо сохранилась и уже 500 лет украшает Москву.
Задача № 5. Белокаменный Кремль, возведенный при Дмитрии Донском, имел стены длиной 1,979 км.
Современный Кремль имеет стены на 0,256 км, длиннее. Вычислите длину стен современного Кремля.
Решение:
1,979 + 0,256 = 2,235 (км) – длина стен современного
Кремля.
Ответ: 2,235 км.
Задача № 6. Деревянный Кремль Ивана Калиты имел площадь 19,9 га, а площадь современного – на 6,6 га больше. Вычислите площадь современного Кремля.
Решение:
19,9 + 6,6 = 26,5 (га) – площадь современного Кремля
Учитель истории: Ответ: 26,5 га.
Башни Кремля.
Защитники стен Кремля были вооружены лишь ручным оружием.
Пушки пищали и камнеметы стояли в башнях. Поэтому при строительстве башен надо было учесть и месть их расположения, и расстояние между ними, и высоту каждого.
Все башни Кремля построены выше его стен. У Кремля, имеющего почти треугольную форму, есть три угловые башни, из которых две - круглые (Водовзводная и Москворецкая), а одна - многогранная (Угловая Арсенальная).
Остальные - четырехгранные.
Задача № 1. Из 20 башен Кремля круглых в 2 раза больше, чем многогранных, четырехгранных в 8 раз больше чем круглых, а одна – Кутафья - неправильной формы. Сколько башен каждой формы имеет Кремль?
Решение:
Решаем задачу с помощью составления уравнения.
Пусть х башен было многогранных,
2х башен – круглых, а
16 х башен – четырехгранных.
1 башня – Кутафья.
Всего 20 башен.
Составляем и решаем уравнение
х + 2х + 16х + 1 = 20,
19х = 19,
х = 1.
Одна башня многогранная,
2х = 2 ·1 = 2 башни круглые.
16 х = 16 · 1 = 16 башен четырехгранных.
Ответ: 1б, 2б, 16б.
Уч.ист.
На месте древнейшего выхода из Кремля была заложена Боровицкая башня. Название башни напоминает нам о том, что некогда здесь, на Кремлевском холме, шумел густой бор.
На башне горит рубиновая звезда.
Задача № 2. Первоначально Боровицкая башня имела высоту 16,68 м, В XVII веке над башней возвели завершение, состоящее из трех четырехугольных башен высотой 4,16 3,47 и 4,16 м, восьмиугольной башенки высотой 4,16 м и восьмиугольной шатровой крыши высотой 18,07 м. Какой высоты стала Боровицкая башня?.
Решение:
16,68 + (4,16+3,47+4,16)+4,16+18,07 = 50,7 (м) высота Боровицкой
башни.
1). 4,16 2). 16,68
+ 3,47 +11,79
4,16 4,16
11,79 18,07
50,7
Ответ: 50,7 м.
Задача № 3. Боровицкая башня в XVII веке имела высоту 50,7 м. С 1935 года, когда над ней установили звезду, она стала на 3,35 м выше. Вычислите высоту Боровицкой башни со звездой.
Решение:
50,7 + 3,35 = 54,05 (м) – высота Боровицкой башни со звездой.
Ответ 54,05 м.
Фроловская башня, а ныне Спасская была главной башней кремля. В 50-х годах XVII века на вершине шатра главной башни Кремля водрузили герб Российской империи – двуглавого орла. Позже подобные гербы были установлены на самых высоких башнях – Никольской, Троицкой и Боровицкой.
Задача: Вычислите высоту Спасской и Водовзводной башен, если Спасская – на 16,95 м. выше Боровицкой, а Водовзводная на 9,15 м. ниже Спасской.
Решение:
1). 54,05 + 16,95 = 71 (м) – высота Спасской башни
2). 71- 9,15 = 61,85 (м) – высота Водовзводной башни.
Ответ: 71 (м) , и 61,85(м).
Уч.истор.
Царь - колокол :
Наибольший колокол России – Царь-колокол имеет массу 200 тонн.
Большие колокола России, называемые благовестниками, отливали значительно более массивными чем на западе. И это объяснимо.
В городах Европы люди жили компактно и могли слышать звон небольшого колокола. Поэтому сборы в этих городах имели один, редко два или три не очень массивных колокола.
В нашей стране, при её необъятных просторах чтобы колокольный звон был далеко слышен и оповещал народ о бедах и радостях, нужно было звонить сразу в несколько колоколов.
В начале XVII века по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол. Это был как бы прадед Царь- колокола, стоящего сейчас в Кремле.
Задача № 1. Первый Царь-колокол имел массу 36 тонн. Это составляет 0,28125 от массы нового Царь-колокола отлитого в 1654 году. Вычислите массу второго Царь- колокола.
Решение:
1). 36 : 0,28125 = 128 тонн масса нового Царь-колокола.
Ответ: 128 тонн.
Задача №2. Царь-колокол, отлитый в 1655 году имел массу 144 тонны, а масса его языка составляла 0,03 массы колокола. Вычислите массу языка колокола с точностью до 1 тонны.
Решение:
1). 144 · 0,03 – 4,32 тонны – масса языка колокола.
4,32 (т) ≈ 4(т)
Ответ: 4 тонны.
Задача № 3. Масса третьего Царь-колокола была 144 тонны. Это составляет 0,72 массы Царь-колокола, который сейчас стоит в кремле. Какова масса современного Царь-колокола?.
Решение:
1). 144 : 0,72 = 200 тонн - масса современного Царь-колокола.
Ответ: 200 тонн.
Вычисленная величина массы колокола не совсем верна.
Истинная масса гиганта – 12327 пудов 19 фунтов = 201 т. 924 кг.= 200 с точностью до десятка тонн; т.к. 1 п = 16,380 кг., а 1 фунт = 0,4095 кг.
В 1979 году во время реставрации колокола из его трещины взяли кусочек металла и произвели химический анализ. Исследования показали, что колокол отлит из бронзы, то есть сплава меди с оловом, и легирующих элементов, которые добавляют в сплав для придания ему определенных свойств.
Задача № 4. приняв для простоты вычислений, что масса Царь – колокола равна 200 тонн, и зная, что масса меди, использованная при его изготовлении, составляет 0,82 от массы колокола, а масса олова – 0,17, вычислите массу легирующих элементов и примесей, которые входят в сплав колокола?
Решение:
200 ( 200 ·0,82 + 200· 0,17 ) =
1). 200 · 0,82 = 164 (т) – использованная масса меди
2). 200 · 0,17 = 34 (т) – использованная масса олова
3). 164 + 34 = 198 (т) – использованная масса меди и олова вместе
4). 200-198 =2 (т) - масса легирующих элементов и примеси.
Ответ: 2 тонны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс
Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...
Разработка урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс
Разработка урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс...
Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс.
Обидно, зайдя в красивый лес, увидеть кучу мусора, который кому-то лень было довезти до свалки, «плачущие» берёзы после сбора сока, последствия страшных лесных пожаров. Всё это дело рук человече...
Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет....
Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида
Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...
Открытый урок по математике "Путешествие в страну "Дроби". Действия с десятичными дробями".
Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование навыков действий с десятичными дробямиКоррекционно-развивающие: развитие интереса к пр...