Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с реализацией ФГОС
учебно-методический материал по технологии на тему

Мукасеева Татьяна Александровна

     В последние годы особую популярность в практике учителей приобрели нетрадиционные уроки. Что следует понимать под понятием «нетрадиционный урок»? Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков вариантов нетрадиционных уроков, которые можно классифицировать в зависимости от традиционной типологии урока.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с реализацией ФГОС

Типология нетрадиционных уроков.

     В последние годы особую популярность в практике учителей приобрели нетрадиционные уроки. Что следует понимать под понятием «нетрадиционный урок»? Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков вариантов нетрадиционных уроков, которые можно классифицировать в зависимости от традиционной типологии урока.  

      И.П.Подласый в учебном пособии «Педагогика» выделяет около сорока типов нетрадиционных уроков (уроки-деловые игры, уроки-ролевые игры, уроки-игры «Поле-чудес» и т.д.), но все эти уроки можно отнести к урокам-играм, которые используются учителями, да и назвать их «нетрадиционными» очень сложно.

      Н.В.Короткова предлагает классификацию форм нетрадиционных учебных занятий, в основе которой-различные виды учебной деятельности:

1. На основе игровой деятельности:

- игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);

- игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого с точки зрения современности);

- игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений).

2. На основе дискуссионной деятельности:

- семинары (индивидуальная работа);

- структурированные дискуссии (групповая работа);

- проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).

3. На основе исследовательской деятельности:

- практические занятия (коллективная деятельность класса);

- проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

- исследовательские уроки (индивидуальная работа).

    Кульневич С.В.и Лакоценина Т.П. классифицируют уроки не совсем обычных и совсем необычных методов и форм их проведения:

- уроки с изменёнными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок-встреча;

-  уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок — творческий отчёт, комплексно-творческий отчёт, комплексно-творческий отчёт, урок выставка, урок изобретательства, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных: урок бенефис, урок портрет, урок сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча;  

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), прогулка по стране, проездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов;  

- уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: «Придумай проект», урок-«домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование;

- уроки, предусматриваемые трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, защита оценки, урок- консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, игровое собеседование, ученическая конференция.

     Конюшко С.В., Павлюченко С.В., Чубаро С.В. рассматривают возможность классификации нетрадиционных уроков в соответствии с «классической» типологией по основным дидактическим целям – планируемый результат обучения и стадий познания учебного процесса, их закрепление и систематизация, контроль и оценка полученных результатов. Сложнее классифицировать игровые уроки, так ка игровые технологии отличаются исключительным разнообразием. В этом случае, можно воспользоваться классификацией дидактических игр по признакам собственно игры, опирающейся на характер деятельности учащихся в ходе игры и месте игры на уроке, предложенной Рысьевой Т.Г.

      Таким образом, можно сделать вывод, что классификация нетрадиционных уроков позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и, следовательно, более обоснованно планировать, использовать всю их «палитру», добиваясь поставленных целей.  

Принципы построения нетрадиционных уроков.  

        Нетрадиционные уроки используются учителем чаще всего немотивированно, как уроки – одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Может быть и то, что целевые установки уроков не предусматривают новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении. Необходимо заметить, что мнения учителей по поводу применения нетрадиционных уроков расходятся: одни считают такие уроки нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением учителя под влиянием учащихся, связанным с их нежеланием учиться и трудиться на уроке, а другие видят в них прогресс педагогической мысли. Правильный шаг в направлении демократизации школы. Ученики, чаще всего, воспринимают нетрадиционные уроки с положительной точки зрения, большинство с интересом включаются в учебный процесс и активно работают на уроке. Нетрадиционные уроки, необычны по замыслу, организации, методике проведения, нравятся учащимся больше, чем стандартные будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом, что было выявлено путем анкетирования.  Творческие принципы нестандартных уроков задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируют на конкретную деятельность обучения. Поэтому, если следовать данным принципам, то без сомнения можно добиться успеха в развитии универсальных учебных действий у учащихся.

Подготовка и проведение нестандартных уроков.

     В проведении нестандартных уроков выделяют три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

1.Подготовительный.

     В данном периоде активное участие принимают и учитель, и ученики. При подготовке традиционного урока активную позицию занимает только учитель, так как он составляет план — конспект, изготавливает наглядные пособия, раздаточный материал. А при подготовке нестандартного урока задействованы учащиеся, которые делятся на группы, получают опережающие задания: подготовка сообщений, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление дидактического материала и т.д.

2.Собственно урок.

Сам урок можно разбить на три этапа.

Первый этап.

       Является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся, где ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляются тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап.

       Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.  

Третий этап.

        Он посвящен формированию умений и навыков. Работа учащихся осуществляется через творческую поисковую деятельность по решению новых проблем, углублению и расширению ранее усвоенных знаний. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.  

3.  Его анализ.                                        

      В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения — эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.  

Заключение.

             Новый век требует воспитания новой личности: свободной, высокоразвитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. Поэтому в методике обучения школьников большое значение должно уделяться развивающему обучению. Через нетрадиционные уроки можно стимулировать развитие личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий, как того и требуют новые ФГОС, развивать познавательный интерес к технологии. А если ученик ощущает на уроке психологический комфорт, то еще это стимулирует высокий уровень интереса к предмету, получение прочных, качественных знаний. В связи с этим, считаю тему актуальной и полезной в педагогической деятельности учителя технологии, особенно в настоящее время в связи с переходом на новые федеральные государственные общеобразовательные стандарты.

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

Актуальность методической разработки обусловлена решением задач, поставленных перед современным математическим образованием:устранение излишней формализации обучения, усиление прикладной направленност...

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики  как одна из форм развивающего обучения...

Клуб выходного дня для многодетных семей как одна из форм организации досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС

Есть вечные темы, обладающие неизменной актуальностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.Согласно требованиям ФГОС родители становятся активными учас...

Педагогический проект "Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения"

      Внимание к проблеме развития самостоятельности обучающихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке обучающихся к...

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

В докладе рассматриваются формы и виды самостоятельной работы...