Методическая разработка урока по "Иррациональные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (10, 11 класс) на тему
Предложенная мной разработка урока позволяет в течение одного урока рассмотреть основные методы решения иррациональных уравнений, проанализировать особенности решения тех или иных видов, рассмотреть уравнения повышенной сложности, которые предлагались детям на выпускных экзаменах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irratsionalnye_uravneniya.docx | 137.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме:
«Иррациональные уравнения»
10, 11 класс
Цели урока.
Образовательные цели урока:
- Закрепить навыки решения квадратных уравнений, расширить и углубить знания по данной теме.
- Научить учащихся решать уравнения, используя метод введения новой переменной.
Воспитательные цели урока:
- Воспитывать самостоятельность и творчество.
- Способствовать выработке у школьников желания и потребности в применении изучаемых фактов.
Развивающие цели урока:
- Научить применять знакомые формулы в измененных условиях.
- Продолжить работу над развитием речи, умением анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать.
Метод ведения урока:
- Беседа.
- Мини-диалог.
- Самостоятельная работа.
Оборудование:
- Мультимедийная установка. На уроке используется презентация: «Иррациональные уравнения»:
- при повторении теоретического материала на экране высвечиваются повторяемые формулы, примеры, иллюстрирующие основные определения и алгоритмы решения уравнений;
- при самопроверки самостоятельной работы на экране появляются эталонные ответы на соответствующие задания.
- На столах лежит дидактический материал, который используется на различных этапах урока.
I этап урока – организационный
Сообщается тема урока и для каждой группы определятся основная цель:
- для 1-й группы – развить умения решать задачи на базовом уровне;
- для 2-й группы – закрепить и развить умения решать задачи базового и повышенного уровня сложности;
- для 3-й группы – закрепить и развить умения решать задачи базового и повышенного уровня сложности;
II этап урока – повторение теоретического материала по теме (5мин.)
Учитель. Какое уравнение называется иррациональным?
Ученик. Даёт определение.
Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными.
Учитель. Выберите иррациональные уравнения (на экране высвечиваются примеры):
а) = 5; б) = 27; в) х= 3х + 8;
г) = х + 2; д) (3х – 8)=
Учитель. Какие уравнения называются равносильными?
Ученик. Два уравнения равносильны, если множества их корней совпадают.
Учитель. Какое уравнение называется следствием другого?
Ученик. Это уравнение, полученное в результате преобразования данного уравнения, при решении которого появляются посторонние корни.
Учитель. Равносильны ли уравнения (на экране высвечиваются примеры):
1) (х – 3)(х – 5) = 0 и х- 8х +15 = 0; (ответ: да)
2) 2х + 7 = 3х – 3 и –х = -10; ( ответ: да)
3) = и 3х – 2 =4х – 5; ( ответ: нет, так как второе уравнение – следствие первого, первое уравнение не имеет корней, а второе имеет корень х = 3)
Учитель: Теперь Вашему вниманию предлагается самостоятельная работа.
По окончании её, вы сможете сразу же проверить себя. У кого возникнут затруднения при решении работы, могут воспользоваться раздаточным материалом, лежащим на столах. (Текст работы, а потом и ответы высвечиваются на доске)
1 вариант | 2 вариант |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. Дополнительное задание | 4. Дополнительное задание |
Учитель. Назовите два способа решения уравнения вида g (х).
Ученики. Первый способ: возвести обе части уравнения в квадрат, решить уравнение f (х) = g(х) и проверить, какой из полученных корней удовлетворяет уравнению g (х).
Второй способ: возвести обе части уравнения в квадрат, решить уравнение f (х) = g(х) и найти область допустимых значений переменной уравнения.
Учитель. Решите уравнение вида = g (х).
Ученик. Данное уравнение будет равносильно уравнению f (х) = g(х).
Учитель обобщает ответы учащихся и на экране высвечиваются алгоритмы решения иррациональных уравнений.
№ п/п | Уравнение вида | Решение | Проверка корней |
1 | =а | f(x)=a2 | f(x) 0 |
2 | = g(x) | f(x) = g2(x) | f(x) 0 |
3 | = | f(x) = g(x) | f(x) 0, g(x) 0 |
4 | =a | f(x) g2(x) = a2 | f(x) 0, g(x) 0 |
5 | = a | = a2 | f(x) 0, g(x) 0 |
6 | = a | f(x) + 2 + f(x) = a2 2 = a2 – f(x) –g(x) дальше, как в п.2 | f(x) 0, g(x) 0 |
7 | + = | f(x) + 2 + f(x) = h(x) 2 = h(x) – f(x) –g(x) дальше, как в п.2 | f(x) 0, g(x) 0, h(x) 0 |
III этап. Устная работа.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть способы решения иррациональных уравнений, используя раздаточный материал.
Учитель. Решите устно уравнения (уравнения высвечиваются на экране):
1) = 7; (ответ: 49)
2) = 5; (ответ: 28)
3) 2 +3= 0; (ответ: нет решений, так как левая часть уравнения представляет собой сумму двух неотрицательных слагаемых)
4) = 4; (ответ: 64)
5) = - 2; (ответ: нет решений, так как левая часть уравнения принимает только неотрицательные значения)
6) = 25; (ответ: -25 и 25)
7) = -2; (ответ: нет решений, так как сумма двух
неотрицательных чисел не может быть отрицательной)
Учитель. Найди ошибку (решение уравнений высвечивается на экране):
1. Ошибка.
Не найдена область допустимых значений
Решение. переменной х.
х+ 3 = 3х + 11 х-3
-2х = 8
х = -4
Ответ: -4. Ответ: нет решений.
2.
Решение. Ошибка.
х = -6 – посторонний корень,
(х +6)(х – 4) = 0 так как х – 2
х = -6, х = 4
Ответ: -6; 4. Ответ: 4.
IV этап. Работа с разноуровневыми группами.
Учащиеся по группам решают уравнения.
Учащиеся 1 – ой группы.
1. Решите уравнение:
Решение:
х = -1.
Ответ: -1.
2. Решите уравнение: .
Решение:
Пусть =t, t. Тогда уравнение примет вид: t+ 6t – 7 = 0. Решив квадратное уравнение, получим: t = -7 или t = 1. t = -7 не удовлетворяет условию t.
= 1, х = 3.
Ответ: 3.
Далее учащиеся 1 – ой группы выполняют самостоятельную работу.
1 вариант. 2 вариант. Решите уравнение: Решите уравнение: 1. 1. 2. 2. 3. = х + 1. 3. 4. 4. |
Ответы: 1 вариант. 1. 37. 2. 7. 3. 1,5. 4. -1.
2 вариант. 1. . 2. -1. 3. 15. 4. -4; 4.
Учащиеся 2 –ой группы.
1. Решите уравнение:
Решение:
Найдём ОДЗ:
6 х 9
Возведём обе части уравнения в квадрат:
(
10 – 2 = 2х – 12,
2 = 22 – 2х,
= 11 – х,
х-15х + 56 = 0,
х = 7 или х = 8. Ответ: 7; 8.
Далее учащиеся 2 – ой группы выполняют самостоятельную работу.
1 вариант. 2 вариант. Решите уравнение: Решите уравнение: 1. 1. + 2. 2. |
Ответы: 1 вариант. 1. 4. 2. -1. 2 вариант. 1. ; . 2. 2.
Учащиеся 3 – ей группы.
1. Решите уравнение: + 2 = .
Решение:
+ 2 = ,
+ 2 = ,
+ 2 = |2х - 1|.
Так как 1 – 4х , х , то |2х – 1| = 1 – 2х.
+ 2 = 1 – 2х,
= -1 – 2х, где -1 – 2х , х .
1 – 4х = 1 + 4х + 4х,
4х+ 8х = 0,
х = 0 или х = -2.
Ответ: -2.
Далее учащиеся 3 – ей группы выполняют самостоятельную работу.
1 вариант. 2 вариант. Решите уравнение: Решите уравнение: |
Ответы: 1 вариант. 5; 7.
2 вариант. 3; 4,5.
Ребята сдают самостоятельную работу.
V этап. Подведение итогов урока.
Учитель ещё раз обращает внимание учащихся на типы уравнений, которые вспомнили на уроке, отмечает успешную работу отдельных учащихся, выставляет оценки за ответы у доски, даёт и поясняет домашнее задание.
В качестве домашнего задания ребята обмениваются вариантами самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....
Методическая разработка урока "Логарифмические уравнения"
Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе к учебнику Ш.А.Алимова. Первый урок по теме "Логарифмические уравнения". Урок-консультация....
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...
Методическая разработка урока алгебры в 10 классе: "Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные уравнения"
Соотнести свое уравнение с одним из типов уравнений, используя справочный материал...
Методическая разработка уроков: «Логарифмические уравнения и неравенства».
Методическая разработка уроков: «Логарифмические уравнения и неравенства»....
Методическая разработка урока. «Тригонометрические уравнения»
Представлен материал по повторению и закреплению знаний по тригонометрическим уравнениям для 10 класса....
Методическая разработка по теме: "Уравнения, свойства уравнений. Решение задач с помощью уравнений с использованием интерактивных технологий"
Методическая разработка по теме: Уравнения, свойства уравнений. Решение задач с помощью уравнений с использованием интерактивных технологий....