Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Степень с рациональным показателем", с презентацией.
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок в 11 классе по теме "Степень с рациональным показателем". Презентация к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
урока по алгебре и началам анализа в 11 классе
по теме: «Степень с рациональным показателем"
Тип урока: урок рефлексии (повторительно-обобщающий урок)
Вид урока: Урок - практикум, с применением ИКТ.
Оборудование урока, средства обучения: компьютер, интерактивная доска, оценочные листы, карточки с заданиями, дешифраторами, опорные сигнальные схемы, презентация.
Цели урока (слайд 2):
Обучающие:
- Повторить и обобщить знания учащихся по теме “Степень с рациональным показателем”.
- Актуализировать опорные знания учащихся.
- Проконтролировать уровень усвоения материала.
- Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся.
- Формировать навыки самоконтроля учащихся.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Развивать умение применять знания на практике.
Воспитывающие:
- Воспитывать заинтересованность каждого ученика в работе, сознательный интерес к предмету, к истории математики.
План урока.
- Сообщение темы и цели урока (2 мин.).
- Актуализация знаний с опорой на сигнальную схему (5 мин.).
- Устная работа «Математическая разминка» (6 мин.).
- Исторический момент. Решение уравнений с использованием свойств степени (8 мин.).
- Преобразование выражений, содержащих радикалы и степени с дробным показателем.
(15 мин).
- Самостоятельная работа на основе заданий из ЕГЭ (5 мин).
- Задание на дом, комментирование (2 мин.).
- Подведение итогов урока. (2 мин.).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение целей урока.
Учитель:
Мы закончили изучение темы “Степень с рациональным показателем и её свойства” и сегодня повторим и систематизируем те знания, которые были приобретены вами в результате изучения темы. Ваша задача - показать, как вы усвоили изученный материал, и как вы умеете применять полученные знания при решении конкретных задач.
На столе у каждого из вас есть оценочный лист. В него вы будете вносить свою оценку за каждый этап урока. В конце урока вы выставите средний балл за урок.
Оценочный лист
Ф/И/ учащегося__________________________________________
Задание | Актуализация знаний (повторение теории) | Математическая разминка. (устная работа) | Исторический момент (решение уравнений с использованием свойств степени) | Преобразование выражений, содержащих радикалы и степени | Проверь себя (с\р) | Итого |
Оценка | - | - |
II. Актуализация знаний.
Проверка знания учащимися основных понятий и правил, умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения.
Ученикам предлагается на индивидуальных листах заполнить таблицу.
Потом учащиеся выставляют себе отметки в оценочном листе, сравнив ответы с опорной сигнальной схемой.
Критерий оценивания: 2 верных ответа – 1 балл.
Предлагается заполнить таблицу индивидуально (слайд 3):
№ п/п | Вопрос | Ответ | Ограничения для: |
1 | Закончи определение: степенью числа а с рациональным показателем r =m/n называется ……. | Число √ a | m- целое, а>0, n- натуральное, n>1 |
2 | Каким может быть число а в степени r | больше 0 | а>0, r- рациональное |
3 | Чему равно: 0 в степени r? | 0 | r>0 |
4 | Чему равно: 0 в степени r, где r<0? | не имеет смысла | |
5 | Чему равно а в степени 0? | 1 | а>0 |
6 | Запишите свойства степени с рациональным показателем. | a ∙ a = a | а>0; b>0; n,s - рациональные |
a : a = a | |||
( a ) = a | |||
(ab) = a b | |||
(a/b) = a /b | |||
a < b при n>0; a > b при n<0 | если 0 < a < b, | ||
а > а , при а>1; а < а , при 0 < а < 1 | n– рациональное, n > s |
III. Устная работа «Математическая разминка»
Учитель: Применим знание определения и свойств степени с рациональным показателем, выполнив следующие задания устно.
1. Представить выражение х22 в виде произведения двух степеней с основанием х, если один из множителей равен:
(слайд 4)
х2, х5,5, х1/4, х1,2, х0
2. Упростить:
(слайд 5)
а) х 1/2∙ √х;
б) у 5/8∙ у 1/4 : у 1/8 ;
в) с 1,4 с -0,3 с 2,9.
3. Вычислите:
(слайд 6)
а) 4-2 :; б) 9-4 : 3-6 ; в) .
4. Имеет ли смысл выражение:
(слайд 7)
2; (-5); (-0,2); 0; 0 -10.
5. Сравните:
(слайд 8)
и .
Учитель:
А сейчас самостоятельно вычислите устно и составьте слово, используя дешифратор. (слайд 9)
Выполнив это задание, вы, ребята, узнаете фамилию немецкого математика, который ввел термин - “показатель степени”.
1) (-8)1/3; 2) 811/2; 3) (3/5)-1; 4) (5/7)0 .
5) 27-1/3; 6) (2/3)-2; 7) 161/2 ∙ 1251/3 .
Слово: 1234567 (Штифель)
Л | Т | Н | Р | Ш | О | Ь | И | Е | Ф | К | А | Д | Ю |
9/4 | 9 | 5 | 11 | -2 | 4/9 | 20 | 5/3 | 1/3 | 1 | 3 | 8 | 64 | 2 |
(слайд 10)
IV. Исторический момент. (слайд 11)
Задание. Решить уравнения и составить слово, используя дешифратор. Каждый учащийся получает индивидуальное задание.
Карточка № 1
1) х1/3=4; 2) у-1=3/5; 3) а1/2= 2/3; 4) х-0,5 х1,5 = 1; 5) у1/3 =2
6) а2/7а12/7 = 25; 7) а1/2 : а = 1/3.
Слово: 1234567 (Диофант)
Карточка № 2
1) х1/3=4; 2) у-1= 3; 3) ( х+6)1/2 = 3; 4) у1/3 =2; 5) (у-3)1/3=2;
6) а1/2 : а = 1/3
Cлово: 123456 (Декарт)
Карточка № 3
1) а2/7а12/7 = 25; 2) (х-12)1/3 =2; 3) х-0,7 х3,7 = 8;
4) а1/2 : а = 1/3; 5) а1/2= 2/3.
Cлово: 123451 (Ньютон)
(слайд 12)
Дешифратор
Л | Т | Н | Р | Ш | О | Ь | И | Е | Ф | К | А | Д | Ю |
9\4 | 9 | 5 | 11 | -2 | 4\9 | 20 | 5\3 | 1\3 | 1 | 3 | 8 | 64 | 2 |
Учащиеся выставляют себе отметки в оценочном листе, используя критерий оценивания «один неправильный ответ – минус один балл».
Историческая справка: (учитель)
(слайд 13)
Диофант - греческий учёный, живший в III веке, в своей книге «Арифметика» ввёл символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин.
Рене Декарт – жил во Франции, в XVII в, ввёл современные обозначения степени (типа а4, а5 ).
Исаак Ньютон – английский математик (1643–1727), ввёл современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем.
V. Преобразование выражений, содержащих радикалы и степени с дробным показателем. (15 мин.)
Задание №51 а), № 49 г),№ 47 г), стр.282 - 283, учебник для 10-11 класса под ред. А.Н.Колмогорова. Решение заданий у доски с объяснением, «сильными» учениками.
(слайд 14)
VI. Самостоятельная работа на основе заданий из ЕГЭ. (10 мин.)
(слайд 15)
Вариант 1
1. Вычислить: по1 баллу
а) 272/3; б) 160,75 + 4 ∙ ( 1/25)1\2
2. Упростить выражение: по 2 балла
а) х1/2 ∙ х 3/4 ; б)( х-5/6 )-2/3;
в) х-1/3 : х3/4; г) (0,04х7/8)-1/2
3. Решить уравнение: по 3 балла
а) х1/3 = 4; б) 2х1/6 - 11/3 =0
4. Упростить выражение: 4 балла
(а + 3а1/2): (а1/2+3)
5. Найти значение выражения: 5 баллов
(у1/2 -2)-1 - (У1/2 +2)-1 , при у=18
Проверка (слайд 16)
Учащиеся выставляют себе отметки в оценочном листе, используя критерий оценивания:
(слайд 17)
“5” – 24–25баллов;
“4”– 20–23баллов;
“3” – 13–19баллов;
“2” – менее 13 баллов.
VII. Задание на дом.
(слайд 18)
Тематический тест из материалов ЕГЭ, 1 вариант.
- Подведение итогов урока.
(слайд 19)
Выставление среднего балла за урок.
Учитель.
(слайд 20)
Ребята, на доске вы видите высказывания английского математика Джеймса Джозефа Сильвестра о математике
“Математика – это музыка разума,
Музыка – это математика чувств”.
Не правда ли, романтично?
К чувствам мы можем отнести различного рода переживания. В этом году одной из причин ваших и моих переживаний является успешная сдача ЕГЭ и, как следствие, поступление в ВУЗ. Очень хочется, чтобы преобладали положительные эмоции. Должна быть уверенность, а это наши знания и навыки. Сегодня на уроке мы внесли очередной вклад в вашу подготовку к ЕГЭ, повторяя понятие степени с рациональным показателем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Степень с рациональным показателем”; актуализировать опорные знания учащихся; проконтролировать уровень усвоения материала; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся; формировать навыки самоконтроля учащихся. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся; развивать умение применять знания на практике . Воспитывающие: воспитывать заинтересованность каждого ученика в работе, сознательный интерес к предмету, к истории математики.
П Р О В Е Р Ь С Е Б Я: № Ответ: Ограничения для: 1. Число n √ a m - целое, а>0 , n - натуральное, n >1 2. больше 0 а>0, r- рациональное 3. 0 r>0 4. не имеет смысла 5. 1 а>0 6. a ⁿ ∙ a = a а>0 ; b >0 ; n,s - рациональные aⁿ : a = a ( aⁿ ) = aⁿ ( ab ) ⁿ = aⁿ bⁿ ( a/b ) ⁿ = aⁿ / b ⁿ a ⁿ < b ⁿ при n>0 ; a ⁿ > b ⁿ при n<0 если 0 < a < b , n - рациональное а ⁿ > а , при а>1; а ⁿ < а , при 0 < а < 1 n,s – рациональное, n> s Критерий оценивания: « 2верных ответа – 1 балл». m s n +s n- s s s s s
Математи-ческая разминка Представить выражение х 22 в виде произведения двух степеней с основанием х , если один из множителей равен: х 2 · Х = Х²² х 5,5 · Х = Х²² х 1/4 · Х = Х²² х 1,2 · Х = Х²² х 0 · Х = Х²² 16,5 20,8 21,75 20 22
Упростить: а) х 1/2∙ √х ; Ответ: Х б) у 5/8∙ у 1/4 : у 1/8 ; Ответ: у в) с 0,4 с -0,3 с 2,9. Ответ: с³ Математи-ческая разминка
Вычислите: а) 4 -2 : ; Ответ: ½ б) 9 -4 : 3 -6 ; Ответ: 1 9 в) ; Ответ: 1 8 Математи-ческая разминка
Имеет ли смысл выражение: 2 ; (-5) ; (-0,2) ; 0 ; 0 . Математи-ческая разминка 1/2 3/4 -1/3 3/5 -10
Сравните: 2 и 3 Математи-ческая разминка 300 200
вычислите устно и составьте слово, используя дешифратор. Л Т Н Р Ш О Ь И Е Ф К А Д Ю 9/4 9 5 11 -2 4/9 20 5/3 1/3 1 3 8 64 2 1) (-8) 1/3; 2) 81 1/2; 3) (3/5) -1 ; 4) (5/7) 0 . 5) 27 -1/3; 6) (2/3) -2; 7) 16 1/2 ∙ 125 1/3 . Выполнив это задание, вы узнаете фамилию немецкого математика, который ввел термин - “показатель степени”.
1487 -1567 Михель Штифель- немецкий математик дал определение а 0 =1 при и ввел термин «показатель степени»
Исторический момент
Решите уравнения (самостоятельно) и составьте слово, используя дешифратор. л т н р ш о ь и е ф к а д ю 9/4 9 5 11 -2 4/9 20 5/3 1/3 1 3 8 64 2 Индивидуальные задания на карточках, 3 варианта Критерий оценивания задания: «один неправильный ответ – минус один балл»
Диофант - греческий учёный, живший в III веке, в своей книге «Арифметика» ввёл символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. Рене Декарт – жил во Франции, в XVII в, ввёл современные обозначения степени (типа а 4 , а 5 ). Исаак Ньютон - английский математик (1643–1727), ввёл современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателями. Историческая справка
Преобразование выражений, содержащих радикалы и степени с дробным показателем Задание №51 а), № 49 г),№ 47 г), стр.282 - 283
Самостоятельная работа на основе заданий из ЕГЭ 1. Вычислить: по1 баллу а) 27 2/3; б) 16 0,75 + 4 ∙ ( 1/25) 1/2 2. Упростить выражение : по 2 балла а) х 1/2 ∙ х 3/4 ; б)( х -5/6 ) -2/3; в) х -1/3 : х 3/4; г) (0,04х 7/8 ) -1/2 3. Решить уравнение: по 3 балла а) х 1/3 = 4; б) 2х 1/6 - 1 1/3 =0 4. Упростить выражение: 4 балла (а + 3а 1/2 ): (а 1/2 +3) 5. Найти значение выражения: 5 баллов (у 1/2 -2) -1 - (У 1/2 +2) -1 , при у=18
Проверка: №1 а) 9 ; б ) 8,8 ; №2 а) х ; б) х ; в) х ; г) 5х ; №3 а) 64 ; б) 1/64 ; №4 a ; №5 2/7 . 1,25 5/9 -13/12 -7/16 1/2
критерии оценивания “5” – 24–25баллов; “4”– 20–23баллов; “3” – 13–19баллов; “2” – менее 13 баллов.
Задание на дом Тематический тест из материалов ЕГЭ, 1 вариант.
Подведение итогов урока Выставление среднего балла за урок. Оцените урок с помощью звёздочек, лежащих на столе. Мне не понравился урок Мне было интересно Я не понимаю как и раньше Я узнал новое я уверен в своих знаниях по теме
“ Математика – это музыка разума, Музыка – это математика чувств ” английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр
http://refdb.ru/images/515/1028492/74528fd3.png - изображение совы www.liveinternet.ru - портрет немецкого математика Михеля Штифеля http://festival.1september.ru/ http://www.biograpedia.ru/ - портрет Диофанта http://files.vm.ru/photo/vecherka/2014/02/doc6dykb392x13101ki430t_800_480.jpg - портрет Рене Декарта http://www.calend.ru/img/content_events/i0/525.jpg - портрет Исаака Ньютона ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс "Геометрический смысл производной"
Конспект урока алгебры и начал анализа 11 класс с использованием метапредмета "задача" по теме "Геометрический смысл производной", рабочий лист ученика, презинтация к уроку...
Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме: "Вычисление площади криволинейной трапеции"
Конспект урока позволяет проверить умения обучающихся находить первообразные элементарных функций по таблице. Также данный материал помогает объяснить, что называется криволинейной трапецией и как нах...
Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме "Решение уравнений высших степеней"
В разработке представлен конспект урока по алгебре и началом анализа по теме "Решение уравнений высших степей".Урок -изучение нового материала...
план-конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Показательные уравнения"
План-конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Показательные уравнения" , УМК Мордкович А.Г....
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе. Тема: «Решение логарифмических уравнений и неравенств».
Конспект урока по алгебре и Началам анализа в 11 классе с использованием ИКТ технологий....
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме:"Решение логарифмических уравнений"
В конспекте рассматриваются основные понятия по заданной теме: определение и свойства логарифмов и логарифмической функции, правила вычисления логарифмов, способы решения логарифмиче...
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 10 классе "Решение тригонометрических уравнений"
Данный урок разноуровнего повторения рекомендуется при подготовке учащихся к ЕГЭ....