Конспект урока математики в 10 классе "Различные способы решения тригонометрических уравнений"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Систематизация знаний учащихся по теме "Методы решений тригонометрических уравнений", формирование умений классифицировать тригонометрические уравнения по методам решения и применять эти методы в новой ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Конспект урока по математике
в 10 классе
«Различные способы решения тригонометрических уравнений».
Подготовила
учитель математики
Коротких Эмма Александровна
2015 год
Цели урока:
Образовательные:
- систематизация знаний учащихся по теме «Методы решения тригонометрических уравнений»;
-углубление знаний по теме;
- формирование умения классифицировать тригонометрические уравнения по методам решений, применять эти методы в новой ситуации.
Развивающие:
– способствовать развитию аналитико-синтетического мышления, внимания;
- содействовать развитию логического, математического мышления учащихся.
Воспитательные:
- развивать у учащихся коммуникативные способности, элементы ораторского искусства;
- способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.
Оборудование: экран, проектор, карточки для самостоятельной работы, карточки с проверочной работой «Карусель», интерактивная доска, система опроса и тестирования PrometheanActivExpression, таблицы: «Тригонометрический круг», «Тригонометрия», «Тригонометрические уравнения», индивидуальный справочный материал,индивидуальные оценочные листы; Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 1.Учебник (задачник) для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень), - М.: Мнемозина, 2012.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методы обучения:метод постановки проблемы и метод поиска решений.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Педагогические приемы урока:эпиграф, наблюдение, обобщение, общественный смотр знаний, самостоятельная и проверочная работы.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Систематизация теоретического материала.
1.Самостоятельная работа: блиц-опрос - контроль знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям (система опроса и тестирования Promethean ActivExpression,системное голосование) (8 мин).
2.Повторение: методы решения тригонометрических уравнений (13 мин).
- Проверочная работа (20 мин).
- Итог урока. Рефлексия (2 мин).
- Домашнее задание (1 мин).
Конспект урока
- Организационный момент урока.
Учитель
- Сегодня на уроке мы будем учитьсяприменять различные методыв решении тригонометрических уравнений, которые занимают важное место в математическом анализе. Математика способствует развитию умений анализировать, сопоставлять, творчески мыслить. Правильное решение по-своему красиво, а поиск решения всегда интересен. Эпиграфом нашего урока будут словаМ. И. Калинина:
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
II. Систематизация теоретического материала
Учитель.
- Посмотрите на уравнения (слайд). Каким способом их можно решить? (постановка проблемы).
Пример 1
Пример 2 cos(x/5)=1
Пример 3. 1 +
Пример 4
Пример 5. Решите уравнение
2sin2(x)+3cos(x)=0
Пример 6.
Пример7.2sin2(x)+3cos(x)=0
Пример 8.
Учащиеся дают разные ответы.
Учитель
- Сравните и сопоставьте эти уравнения. Разбейте их на группы. Какими способами можно решить каждую получившуюся группу уравнений?
Учащиеся
- Решение простейших уравнений: примеры 1,2
- Метод разложения на множители:примеры 3, 4.
- Метод замены переменных: примеры 5 ,6.
- Решение уравнений с помощью применения тригонометрических формул:примеры 7, 8
Учитель
Верно. Все тригонометрические уравнения, как правило, сводятся к простейшим уравнениям, которые мы научились решать с помощью общих формул простейших тригонометрических уравнений, их частных случаев, а также с помощью тригонометрических формул. Обратите внимание на таблицы и справочный материал:
Справочный материал (на рабочем столе учащихся).
Тригонометрические формулы.
Справочный материал (на рабочем столе учащихся).
Тригонометрические уравнения.
С
Учитель:
Проверим ваши умения по решению простейших тригонометрических уравнений.
1. Самостоятельная работа.
Блиц-опрос (проверка - системное голосование)
За правильное решение учащиеся получают балл (самопроверка с последующей записью баллов в оценочный лист)
Оценочный лист
Фамилия, имя | ||
№ п/п | Вид работы | Количество баллов |
№ п/п | Уравнение | Корни |
1 | нет решений | |
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
2. Повторение.
Учитель:
- А сейчас вам предстоит работа в группах. Вы должны представить решение тригонометрического уравнения указанным методомв карточкеи составить алгоритм решения
Учащиеся делятся на группы разной подготовленности. Обсуждают коллективно решение примеров.
Учитель:
Проверка задания: один человек группы произносит алгоритм решения тригонометрического уравнения, сверяясь с решением, предоставленным на слайде(используется материалы курса «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики», П.В. Чулков, лекция №5, - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010)
Слайды
1 группа. Решение простейших уравнений.
Пример 2(слайд)
Решить уравнение:
cos(x/5)=1
Решение:
x/5= ± arccos(1) + 2πk.
x/5=πk
x=5πk
Ответ:5πk,
2 группа. Метод разложения на множители.
Пример 3 (слайд).
Решите уравнение 1 +
Решение. Перепишем уравнение в виде:
1 +
Ответ:
3 группа. Метод замены переменных.
Пример 5 (слайд).
Решите уравнение
Решение. Запишем уравнение в виде откуда
Заметим, что данное уравнение представляет собой квадратное уравнение относительно . Обозначим получим уравнение
корни которого
Получаем два случая:
1) откуда
2)
Ответ:
Учитель.
Методом замены можно решать «однородные тригонометрические» уравнения. Тригонометрическое уравнение называют однородным, если после некоторой замены полученный многочлен от двух переменных составлен из одночленов одинаковой степени. Например:
Слайд
Решите уравнение
Решение. Перепишем уравнение в виде
Получили уравнение, однородное относительно
Рассмотрим два случая:
1) что невозможно, поскольку в этом случае корней нет.
2) тогда разделим обе части уравнения на
Пусть y = tgx. Получим: откуда = .
Осталось решить уравнения tgx = 1 и tgx = .
Ответ:
4группа.
Решение уравнений с помощью применения тригонометрических формул.
Примеры 7 (слайд).
Решить уравнение:
2sin2(x)+3cos(x)=0
Решение:
Воспользуемся тождеством:
sin2(x)+cos2(x)=1
Наше уравнение примет вид:
2-2cos2(x)+3cos(x)=0
2cos2(x)- 3 cos(x) -2 = 0
введем замену t=cos(x): 2t2 -3t - 2 = 0
Решением нашего квадратного уравнения являются корни: t=2 и t=-1/2
Тогда cos(x)=2 и cos(x)=-1/2.
Т.к. косинус не может принимать значения больше единицы, то cos(x)=2 не имеет корней.
Для cos(x)=-1/2: x= ± arccos(-1/2) + 2πk; x= ±2π/3 + 2πk
Ответ: x= ±2π/3 + 2πk
Учитель:
- При решении тригонометрических уравнений можно использовать универсальную тригонометрическую подстановку на основе
Формул(слайд):
Если то
С помощью универсальной подставки мы можем любое уравнение вида свести к алгебраическому уравнению. Важно при этом помнить, что, делая замену, мы можем потерять те корни исходного уравнения, для которых не определен, то есть значения Их мы должны проверять отдельно.
В следующем примере встречается изначально, поэтому универсальная подстановка не может привести к потере корней указанного вида.
Слайд
Решим уравнение
Решение (учащиеся записывают в тетради)
Сделаем универсальную подстановку , тогда
Таким образом:
а)
б)
Ответ:
Учитель.
В заданиях ЕГЭ встречаются тригонометрические уравнения, решаемые способом отбора корней. Рассмотрим решение такого уравнения (слайд):
Найдите корни уравнения принадлежащие промежутку .
Решение.Корни данного уравнения можно найти из соотношения
откуда получаем, что
Но Тогда
Решим это двойное неравенство:
Полученное неравенство выполнено, если k =
Ответ:
Учитель
- Дифференцированная проверочная работа «Карусель».
Каждому ученику выдается карточка с заданием. Сделав одно задание, ученик передает свою карточку соседу по кругу, вписывая свою фамилию напротив выполненного примера.
Карта №1
№ п/п | Пример | Ответ | Фамилия, имя обучающегося |
1 | sin(7x)= 1/2 | ||
2 | 3 sin 2(x) + √3sin (x) cos(x) = 0 | ||
3 | cos2(2x) -1 - cos(x) =√3/2 -sin2(2x) | ||
4 | 3sin2(3x) + 10 sin(3x)cos(3x) + 3 cos2(3x) =0 | ||
5 | sin(3x)= √3/2. Найти все корни на отрезке [π/2; π ]. |
Карта №2
№ п/п | Пример | Ответ | Фамилия, имя обучающегося |
1 | cos(3x)= √3/2 | ||
2 | ctg2(x) + 2ctg(x) + 1 =0 | ||
3 | 2 sin2х - 2sin 2х +1 =0 | ||
4 | 5 sin2х - 3 sinхcosх - 2 cos2х =0 | ||
5 | sin(2x)= √3/2. Найти все корни на отрезке [0; π ]. |
Карта №3
№ п/п | Пример | Ответ | Фамилия, имя обучающегося |
1 | sin(7x)= 1/2 | ||
2 | 2 sin2 x – sin x cosx =0 | ||
3 | 1- 4 sin 2x + 6 cos2х = 0 | ||
4 | 5 sin2 х + sin2х - cos2х =1 | ||
5 | cos(1/2x)= √2/2. Найти все корни на отрезке [0;π]. |
Карта №4
№ п/п | Пример | Ответ | Фамилия, имя обучающегося |
1 | ctg(0.5x) = -1.7 | ||
2 | 3 cos2х + 2 sin х cos х =0 | ||
3 | 2 sin x - 3 cos x = 4 | ||
4 | 5 sin2 х + 2 sinхcos х - cos2х =1 | ||
5 | sin(3x)= 1. Найти все корни на отрезке [0;π/2]. |
Карта №5
№ п/п | Пример | Ответ | Фамилия, имя обучающегося |
1 | tg(4x) = √3 | ||
2 | 4 sin2 х - 2sinх cos х - 4 cos2х =1 | ||
3 | 2 sin x - 5 cos x = 3 | ||
4 | 6 sin2х - 5 sinх cos х + cos2х =0 | ||
5 | cos(4x)= √2/2. Найти все корни на отрезке [0;π]. |
При проверке работы учитель и ученики-консультанты заполняют таблицу:
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Номера выполненных заданий | Количество баллов | Оценка |
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Итак, подведем итоги урока.
Решение тригонометрических уравнений состоит из двух этапов.
Первый - преобразование уравнения для получения его простейшего вида. 2
Второй - решение полученного простейшего тригонометрического уравнения. Существуют основные методы решения уравнений такого вида:
Какие методы решения тригонометрических уравнений мы сегодня повторили?
Ответы учащихся:
- Разложение на множители.
- Метод замены переменной:
- сведение к квадратному уравнению;
- сведение к однородному уравнению;
- универсальная тригонометрическая подстановка.
3.Отбор корней
Учитель
Оцените свою работу по вашим оценочным листам
(дает дополнительные баллы отличившимся ученикам).
Рефлексия.
Учитель
Продолжите фразу:
- Вызвало затруднения задание…
- Самым интересным при работе для меня было…
6. Домашнее задание, инструкция о его выполнении (слайд)
Решить уравнение:
- 2 sin2 x + cos 4 x = 0
- sin4 x + cos4 x = cos22 x + ¼
- sin 2 x = cos x - sin x
- √3 cos x + sin x = 2
№ 23.14 Задачник Алгебра и начала анализа 10 класс, А.Г. Мордкович.
При решении первого уравнения воспользуйтесь формулой понижения степени.
Литература
1. Алексеев А. Тригонометрические подстановки. // Квант. - 1995. - №2. -с. 40 - 42.
2. Гилемханов Р.Г. О преподавании тригонометрии в 10 классе по курсу В //Математика в школе. 2001-№ 6 -с. 26-28.
3. ЕГЭ. Математика 2008.Сборник экзаменационных заданий. Денищева Л.О., Рязановский А.Р., Семёнов П.В. – М., изд-во «Эксмо-Пресс», 2008.
4. Крамор В.С. Тригонометрические функции. - М.: Просвещение, 1979.
5. Мордкович А.Г. Методические проблемы изучения тригонометрии в общеобразовательной. //Математика в школе. 2002 - № 6 - с.32-38.
6. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник (задачник) для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень), - М.: Мнемозина, 2012.
7. Синакевич С.В. Тригонометрические уравнения - М.: Учпедгиз, 1959.
8. Чулков П. В. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010
Интернет - источники
Сайт «Вся элементарная математика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"
Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...
Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем"
Программа состалена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"....
урок по теме "Способы решения тригонометрических уравнений"(урок одного уравнения) 08.03.16
методическая разработка урока алгебры и начал математического анализа в 10 классе по УМК Мордкович, содержит спсобы решения тригонометрического уравнения вида asinx +bcosx=c...
Урок-конспект "Способы решений тригонометрических уравнений"
Познакомить учащихся со способами решений тригонометрических уравнений.Сформировать навыки, различать, правильно отбирать способы решения тригонометрических уравнений....
урок математики 10 класс, Методы решения тригонометрических уравнений
урок математики 10 класс, Методы решения тригонометрических уравнений...
Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Различные способы решения тригонометрических уравнений"
Данный урок посвящен обобщению и систематизации знаний учащихся по теме "Решение тригонометрических уравнений". Задача закрепить основные методы решения тригонометрических уравнений, предупр...
Конспект урока на тему "Графический способ решения систем уравнений в Excel"
Графический способ решения систем уравнений в Excel...